Подбор литературы и иных материалов. Методика криминологического исследования
Изучение материала необходимо начать с анализа той темы курса криминологии, по которой курсант (слушатель) решил написать работу. В процессе написания курсового сочинения предстоит работа по подбору литературы и другого необходимого материала, для чего он должен научиться пользоваться предметными каталогами библиотек. В Академии права и управления Минюста России таких каталогов по предмету «Криминология» – три.
В первых двух из них дается перечень литературы, изданной в открытой печати: а) периодические издания - журнальные статьи, сборники и т.д.; б) не периодические издания - монографии, пособия, отдельные книги и т.д. Во втором дан перечень литературы, издаваемой с грифом «Для служебного пользования». При подготовке курсовых работ почти по всем темам особенной и специальной части необходимо использовать нормативные материалы (акты).
Работу с выбранной книгой целесообразно начать с общего знакомства с ней: просмотреть оглавление, имеющиеся таблицы, диаграммы, схемы, чтобы уже при первом знакомстве с книгой определить, на какие главы или разделы необходимо уделить особое внимание, какая информация пригодится для написания курсового сочинения. После общего знакомства с книгой можно начинать внимательно изучать выбранный материал. Даже самое пристальное чтение литературы не позволяет сохранить в памяти все необходимые для написания курсовой работы положения. Поэтому при работе с книгой рекомендуется конспектировать важную информацию, делая на полях конспекта отдельные пометки, обозначения.
Нередко у студентов при написании курсового сочинения возникает вопрос о том, сколько литературы обязательно должно быть использовано для этого вида работ. Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от избранной темы, от наличия публикаций, и, конечно, от отношения слушателя к подбору литературы. Вот почему при проверке курсовой работы ознакомление с перечнем использованной литературы нередко свидетельствует об ее уровне. В связи с чем, желательно использовать все литературные источники по избранной теме.
В большинстве случаев одного лишь изучения литературы недостаточно для выполнения курсовой работы, особенно, если тема ее выбрана из особенной или специальной части курса криминологии, т.е. требует эмпирического исследования в системе правоохранительных органов. Студенты, работы которых посвящены рассмотрению криминологических проблем, требующих сбора эмпирического материала, должны хорошо знать методики криминологических исследований и уметь пользоваться ими.
При сборе материалов для курсового сочинения курсантами наиболее часто применяются два метода исследования: а) обобщение данных уголовных дел и других документов следственной, судебной и прокурорской практики по утвержденному руководителем курсовой работы или проблемной группы вопроснику (справке-анкете); б) анкетный опрос, тестирование осужденных, находящихся в исправительных учреждениях и иных местах исполнения уголовных наказаний, а также лиц, стоящих на учете в отделении по профилактике правонарушений несовершеннолетних и иных, различных групп населения. Эти методы, являясь эффективными способами получения криминологической информации, наиболее доступны для студентов, поскольку дают возможность в сравнительно короткий срок с минимальными затратами охватить вполне репрезентативную группу лиц, а также характеризуются относительной доступностью статистической обработки заполненных анкет.
Метод обобщения материалов уголовных дел и других официальных документов, при котором интересующие слушателя сведения заносятся в специальные справки-анкеты, применяется для сбора информации о профилактической работе, а также для получения основных криминологических характеристик преступления и преступника, обстоятельств, способствующих совершению преступления. Такого рода работы обычно проводятся на этапе первоначального накопления криминологических сведений.
Используя указанные методы сбора криминологической информации, слушатели должны владеть техникой составления анкет, потому, что от продуманности вопросов, их численности и последовательной постановки во многом зависит успех исследования. Определенные навыки по разработке анкет и их применению слушатели получают на семинарских и практических занятиях по криминологии. Помимо этого при подготовке к такого рода работе рекомендуется ознакомление слушателей со специальной литературой, посвященной методике криминологических и социологических исследований[16].
Весьма желательно провести апробацию разработанной анкеты на небольшой группе тщательно подобранного с точки зрения типичности контингента обследуемых. Эта так называемая "пилотажная" стадия исследования позволяет внести уточнения в формулировку вопросов, а при необходимости и в программу исследования.
Многие требования, предъявляемые к анкетам для опроса, относятся и к вопросникам для проведения формализованных интервью, бесед, в процессе которых реципиенты (опрашиваемые) отвечают на заранее поставленные вопросы. Этот метод сбора эмпирического материала используется при подготовке курсовых работ реже, чем анкетный опрос, поскольку предполагает наличие у исследователя специальных психологических навыков для установления контакта с опрашиваемым.
Специальные знания нужны и для применения психологических методик исследования, которые в комплексе с социологическими позволяют получить более глубокое представление о внутреннем мире исследуемого. Однако сложность использования этих методик ограничивает их применение при написании курсовых работ.
Слушатель должен уметь проанализировать собранный материал, сопоставив там, где это возможно, полученную информацию с опубликованными статистическими данными и с результатами обследования контрольной группы, которую обычно составляют лица с социально-позитивным поведением. Подобное сопоставление позволяет проверить достоверность полученного материала, а в случае обнаружения расхождений с официальными источниками слушателю следует попытаться найти им объяснение.
Качественно сделанный анализ эмпирического материала позволяет раскрыть причины и условия исследуемого явления и на их основе разработать рекомендации по совершенствованию его профилактики.
Курсовая (контрольная) работа должна быть выполнена на компьютере (допускается машинописный вариант).
Объем курсовой работы не может быть строго ограничен, но практика показывает, что для раскрытия темы достаточно 25-30 листов (размер шрифта – 14, шрифт Times New Roman, интервал – 1.5, размер полей: левое – 30 мм, верхнее – 25 мм, нижнее – 25 мм, правое – 15 мм).
Объем контрольной работы также не ограничен, но практика показывает, что для раскрытия темы достаточно 15-20 листов (размершрифта – 14, шрифт Times New Roman, интервал – 1.5, размер полей: левое – 30 мм., верхнее – 25 мм, нижнее – 25 мм., правое – 15 мм.).
Оформление курсовой работы
При оформлении курсовой работы необходимособлюдать ряд обязательных требований. Во-первых, правильное оформление титульного листа. На титульном листе указывается полное наименование учебного заведения, затем указывается факультет, ниже указывается кафедра. После этого, что курсовая работа по криминологии следует полное название темы. Далее справа, фамилия и инициалы слушателя, курс, номер учебной группы, ниже – должность, ученая степень, ученое звание, специальное звание, фамилия и инициалы научного руководителя. Последним на титульном листе указывается место и год написания курсовой работы. На последней странице текста курсовой работы должны стоять число, месяц и личная подпись ее автора (см. рис. 1.).
Рис. 1. (образец титульного листа)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
Юридический факультет
Кафедра криминологии и организации профилактики преступлений
Курсовая работа по Криминологии
на тему «Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях»
Выполнил:
курсант юридического факультета
311 учебной группы
Мумрин В.Г.
Научный руководитель:
профессор кафедры
доктор юридических наук,
профессор
полковник внутренней службы
Иваненко В.Н.
Рязань
На первом листе курсовой работы размещается ее содержание с указанием страниц.
Содержание
Введение................…………..…………………..…………….……………….....3
§ 1. Понятие и классификация насильственных преступлений, совершаемых осужденными в исправительных учреждениях…..………………..…...............6
§ 2. Причины и условия совершения осужденными насильственных преступлений.......……………….………………..……………………………..18
§ 3. Личность осужденного, склонного к совершению насильственных преступлений……………………....……………………………………….........31
§ 4. Профилактика насильственных преступлений в исправительных учреждениях..………………....………..……….........................………………..41
Заключение.................................………………………………………………...50
Список использованной литературы.....................……….………………….....51
Приложения (если они есть)...........................…………………………………..54
Во-вторых, правильное оформление ссылок на используемые или цитируемые в курсовой работе выдержки из источников, написанных другими авторами. Так, когда слушателем приводятся цитаты, ссылки на высказывания других авторов, об этом обязательно указывается в сносках, которые помещаются в нижней части того листа, где приводятся слова других авторов.
Следует иметь в виду, что если слушатель дословно цитирует в курсовой работе выдержки из сочинения какого-либо автора, он берет используемую цитату в кавычки и делает на нее ссылку. Например: «Опьянение, - пишет Г.Э. Шинский, - даже незначительное, снижает способность человека критически оценивать свои поступки, действия, намерения, определить возможные их последствия для себя, своих близких»[17].
Если же слушатель, не цитируя работы другого автора, все же упоминает ее или отдельные выдержки из нее в своем сочинении, кавычки тогда нигде не ставятся. В этом случае ссылка на используемую литературу также обязательна, как в нижней части страницы, на которой она приводится, так и в общем списке, размещаемом в конце курсовой работы.
Например: Влияние опьянения на снижение способности человека критически оценивать как свои поступки, так и поступки других лиц отмечал в своей статье и Шинский Г.Э[18].
В конце курсового сочинения указывается список литературы, которой слушатель пользовался при написании своей работы. Список использованной литературы рекомендуется делить на четыре раздела. В первом – указываются нормативные акты, во втором и третьем соответственно непериодические (учебники, книги, монографии, учебные пособия) и периодические (журнальные статьи, сборники статей, газетный материал и т.д.) издания. В четвертом разделе размещаются названия используемых при написании курсовых работ авторефератов диссертаций и самих диссертаций.
Список литературы располагается строго по алфавиту фамилий авторов либо, если их много, по названию работы. Если указывается несколько работ одного и того же автора, то они перечисляются в хронологическом порядке в соответствии с годами издания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
I. Официальные документы
1.1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит., 1993. – 64 с.
1.2. Всеобщая декларация прав человека (1948) // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. – М., 1989. – С. 143–149.
1.3. Парижская хартия для новой Европы (1990) // Изв. – 1990. – 22 нояб.
1.4. Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. – 1993. – № 33. – Ст. 1316.
1.5. Указ Президента Российской Федерации «О некоторых мерах по укреплению правопорядка на Северном Кавказе» от 1 декабря 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3334.
II. Монографии, уче6ники, учебные пособия.
2.1. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. М.: Наука, 1991. – 224 с.
2.2. Достоевский Ф.И. Записки из мертвого дома. - М.: Сов. Рос., 1983. – 325 с.
2.3. Костамаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. 2. – М.: Книга, 1991. – Вып. 4. – 638 с.
III. Статьи
3.1. Беляева Л.И. Отечественный опыт патроната над несовершеннолетними // Организационно-управленческие и психолого-педагогические аспекты деятельности ИТУ. – Уфа: УВШ МВД РФ, 1994. – С. 95–100.
3.2. Кузьминский Е., Михайловская И. Преступность и информация о ее состоянии // Российский бюллетень по правам человека. 1994. – Вып. 2. – № 2. – С. 48–67.
3.3. Пастухов М.И. Институт реабилитации: на пути к законодательному регулированию // Гос-во и право. – 1993. – № 12. – С. 56–62.
IV. Диссертации и авторефераты диссертаций
4.1. Голик В.М. Позитивные стимулы в уголовном праве (понятие, содержание, перспективы): Дис. ... д-ра юрид. наук в виде научного доклада, выполняющего функции автореферата. – М.: МГУ, 1994. – 53 с.
4.1. Тищенко К.М. Эффективность института помилования в уголовном праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М.: В НИИ МВД РФ, 1992. – 23 с.
Если в процессе написания курсовой работы слушатель использовал эмпирический материал, чтобы излишне не загромождать текст сочинения, анкеты, таблицы, графики, диаграммы можно вынести в конец работы и сделать их приложением.
Защита курсовой работы
В установленные учебным планом или кафедрой сроки написания курсовая работа сдается на кафедру. В течение двадцати дней с момента регистрации работы на кафедре она должна быть проверена преподавателем. Рецензия на курсовую работу составляется в письменном виде и возвращается вместе с курсовой работой курсанту (слушателю). При этом ему сообщается дата защиты курсового сочинения.
С момента вручения курсовой работы слушателю и до момента ее защиты должно пройти не менее пятнадцати дней, чтобы за это время слушатель успел подготовить квалифицированные ответы на замечания, указанные в рецензии.
Защита курсовой работы начинается с изложения преподавателем, проверяющим курсовую работу, ее положительных качеств и выявленных недостатков. Если останутся не выясненными какие-либо положения, то защищаемому курсовую работу слушателю со стороны научного руководителя могут быть заданы дополнительные вопросы. Положительная оценка выставляется в том случае, если слушатель на защите курсовой работы даст квалифицированные ответы на вопросы, заданные ему по рассматриваемой теме. Если же в ходе защиты курсовой работы слушатель не покажет достаточных знаний по рассматриваемой теме, то в этом случае ему не может быть выставлена положительная оценка, а курсовое сочинение возвращается на доработку с последующей защитой.
Курсовые работы, проверка которых показала, что в них отсутствует четкий и полный ответ на поставленные вопросы, также к защите не допускаются, а возвращаются слушателю на доработку. При защите курсовой работы слушателю можно пользоваться различного рода таблицами, схемами, конспектом, программой или планом выступления. Результаты защиты курсового сочинения оцениваются по четырехбалльной системе.
Время выступления слушателя при защите курсовой работы не ограничивается. Его продолжительность зависит от количества замечаний, от их обоснованности, серьезности, а также от подготовленности защищающего работу, его умения дать на замечания аргументированные ответы. Практика же показывает, что выступление слушателя длится 10-15 минут. Ответы на вопросы должны быть четкими и в то же время краткими, обоснованными, там где это нужно, подкреплены эмпирическим материалом и содержать анализ практики.
При получении слушателем неудовлетворительной оценки за курсовую работу он обязан ее выполнить повторно по новой теме или же доработать прежнюю.
Члены научного кружка по криминологии, занимающиеся разработкой той или иной темы, по решению его Совета, утвержденного кафедрой, могут предоставить на защиту не курсовую работу, а разработку той или иной темы, выполненную, например, в виде научного доклада или реферата, которые выполняются по идентичным правилам, обсуждаемого на заседании научного кружка.
3.2. Методические рекомендации по выполнению выпускных квалификационных (дипломных) работ
Общие требования к отзыву и рецензии
На дипломную работу
1. Рецензия на квалификационную (дипломную) работу представляет собой документ, составленный на основе работы дипломника квалифицированным специалистом с целью объективной и всесторонней оценки приобретенных выпускником в процессе обучения знаний, умений и навыков по криминологии, в том числе и в сфере исполнения уголовных наказаний.
2. Рецензия на дипломную работу должна полно и последовательно освещать следующие вопросы:
– актуальность темы дипломной работы и ее значение для практической деятельности конкретного учреждения (органа);
– краткая характеристика задач, поставленных перед дипломником, а также используемых им для решения средств и методов;
– глубина и масштабы проведенных дипломником исследований, значимость и достоверность полученных им результатов, адекватность сделанных предложений реальному положению дел;
– выполнение квалификационной (дипломной) работы с точки зрения языка, юридической терминологии, стилистики и качеств ее оформления, степень соответствия существующим требованиям;
– общая оценка дипломной работы с указанием на возможность присвоения выпускнику квалификации «юрист» по специальности 030501.65– «Юриспруденция».
3. Текст рецензии начинается с заголовка стандартной формы: Рецензия на квалификационную (дипломную) работу слушателя (студента) выпускного курса юридического факультета Академии ФСИН России (Ф.И.О.) на тему "Название темы дипломной работы".
Текст рецензии завершается указанием должности рецензента, его фамилии и инициалов, а также подписью.
4. Текст рецензии не должен превышать 2-х страниц машинописного текста с интервалом печати 1,5.
Примечания: Оценка рецензента должна носить дифференцированный характер и дается с помощью слов «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Оценка «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» должны быть обоснованы присущими дипломной работе недостатками.
Оценки неконкретного характера в виде фраз «заслуживает положительной оценки», «заслуживает высокой оценки» и т.п. в рецензии и отзыве не допустимы.
Отзыв на дипломную работу составляется руководителем, имеет аналогичную рецензии структуру, должен соответствовать тем же требованиям по оформлению, но расширен за счет краткой характеристики личности дипломника (какие показал знания и умения, проявил черты характера в процессе работы и т.п.).