Криминологическое прогнозирование
планирование и программирование
Вид занятия: практикум
Время: 2 часа
Учебная цель – по результатам занятия обучаемые должны научиться строить прогнозы преступности с применением методов экстраполяции, моделирования и экспертных оценок, уяснить содержание программ борьбы с преступностью и пользоваться ими.
Изучаемые вопросы:
1. Понятие, уровни и этапы планирования борьбы с преступностью.
2. Понятие, цели, задачи и виды криминологического прогнозирования.
3. Методы криминологического прогнозирования.
4. Прогнозирование индивидуального преступного поведения.
5. Программирование борьбы с преступностью.
Задание 1: Используя метод выравнивания ряда, постройте графическую диаграмму данных о насильственных преступлениях осужденных против жизни и здоровья, приведенных в таблице 1 и экстраполируйте выявленную тенденцию до 2010 года по каждому виду преступлений.
Таблица 1. Структура насильственных преступлений против жизни и здоровья, совершаемых осужденными в учреждениях УИС
Вид преступления | |||||
Против жизни | |||||
Убийство ст. 105 УК РФ | |||||
Покушение на убийство – ст.30, 105 УК РФ | |||||
Убийство в состоянии аффекта ст. 107 УК РФ | - | - | - | ||
Убийство при превышении пределов необходимой обороны ст. 108 УК РФ | - | - | - | ||
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего – ч. 4 ст. 111 УК РФ | |||||
Против здоровья | |||||
Умышленных причинений тяжкого вреда здоровью ч. 1-3 ст. 111 УК РФ | |||||
Умышленных причинений средней тяжести вреда здоровью ст. 112 УК РФ | - | - | - | ||
причинений тяжкого или средней тяжести вреда здоровью ст. 113 УК РФ | - | - | - | ||
причинений тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны ст. 114 УК РФ | - | - | - |
Задание 1: На основе представленных данных постройте модель пенитенциарной преступности в регионе на 2008 год.
Вводная: Анализ данных регистрации преступлений осужденных за последние пять лет показал, что распределение совершаемых преступлений по месяцам закономерно. Колебания числа регистрируемых преступлений по месяцам обнаруживают постоянство, как в отношении тенденции изменчивости, так и в количественном соотношении. Пользуясь математической моделью пенитенциарной преступности (рис. 2) рассчитайте количество преступлений на каждый последующий месяц, учитывая, сто в январе 2006 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы было совершено 52 преступления.
Статья II. ЗАДАНИЕ 3: Ознакомьтесь с Национальным планом Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 годы (Распоряжение Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 1991-р) и определите:
Статья III. а) структуру плана;
Статья IV. б) роль ФСИН России в его выполнении.
Статья V. Выберите одно из направлений плана, отнесенных к ведению ФСИН и разработайте типовой план по его реализации.
Статья VI.
Национальный план Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 годы
Наименование мероприятия | Срок выполнения | Исполнители | |||
I. Организационно-правовые вопросы | |||||
Укрепление международно-правовой базы сотрудничества | |||||
1. Подготовка и внесение на рассмотрение Совета глав государств Содружества Независимых Государств или Совета глав правительств Содружества Независимых Государств следующих проектов международных договоров государств-участников СНГ: | |||||
договор о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма | 2005 год | ФСБ России, Минфин России (Росфинмониторинг), МИД России, Минюст России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСКН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | |||
соглашение о защите участников уголовного процесса | 2005 год | МВД России, Минюст России, МИД России, ФСБ России, ФСКН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | |||
2. Участие в подготовке Соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств | 2005 год | МВД России, МИД России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России), Минюст России, ФСКН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации (совместно с Республикой Казахстан) | |||
3. Рассмотрение вопроса о целесообразности присоединения Российской Федерации к следующим договорам в уголовно-правовой сфере: Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, от 31 мая 2001 г. | 2005-2007 годы | МВД России, МИД России, Минюст России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России), Минфин России (Росфинмониторинг), Генеральная прокуратура Российской Федерации | |||
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 г. | МВД России, Минюст России, МИД России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России), Минфин России (Росфинмониторинг) , Минздравсоцразвития России, Минкультуры России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
Европейская конвенция о международной силе решений по уголовным делам от 28 мая 197 0 г. | Минюст России, МВД России, МИД России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России), Минфин России (Росфинмониторинг), Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
Европейская конвенция о защите окружающей среды средствами уголовного права от 4 ноября 1998 г. | МВД России, Минюст России, МИД России, ФСБ России, МПР России (Росприроднадзор, Росводресурсы, Рослесхоз), Ростехнадзор, Минфин России (Росфинмониторинг), Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
4. Ускорение осуществления внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу следующих конвенций: о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. | 2005-2007 годы | Минюст России, МИД России, МВД России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России), Генеральная прокуратура Российской Федерации | |||
о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г. | Минюст России, МИД России, МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
Совершенствование и гармонизация национального законодательства | |||||
5. Участие в разработке Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ проектов модельных законодательных актов: | 2005-2007 годы | ||||
о милиции (полиции) | МВД России, МИД России | ||||
о безопасности на транспорте | Минтранс России, МВД России, МИД России, ФСБ России | ||||
о безопасности авиационного транспорта | Минтранс России, МВД России, МИД России, ФСБ России, Минобороны России, Мининформсвязи России | ||||
б. Участие в подготовке предложений по гармонизации нормативно-правовой базы Российской Федерации и государств-участников СНГ в следующих сферах: | 2005 год | ФСБ России, МВД России, МИД России, Минюст России, Минфин России (Росфинмониторинг), ФСКН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | |||
противодействие организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление террористических акций на территориях других государств | |||||
установление уголовной ответственности за преступления террористического характера | |||||
выработка единого подхода к определению перечня террористических организаций и порядка их признания таковыми | |||||
II. Организационно-практические мероприятия | |||||
7. Участие в проведении следующих оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций: | по согласованным планам и срокам | ||||
пресечение контрабанды | ФТС России, МВД России, ФСБ России | ||||
пресечение незаконного изготовления и оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также продукции двойного назначения | МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минобороны России, Минюст России (ФСИН России), Минобрнауки России, Минпромэнерго России | ||||
пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров | ФСКН России, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минюст России (ФСИН России), Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России | ||||
предупреждение, выявление и пресечение преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса | МВД России, ФСБ России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России | ||||
выявление и пресечение деятельности международных преступных группировок, занимающихся хищением автотранспорта и нелегальной торговлей им | МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минтранс России | ||||
выявление и пресечение деятельности международных преступных группировок, действующих на водном, воздушном, железнодорожном транспорте и автомобильных дорогах | МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минтранс России | ||||
пресечение незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и табачной продукции | МВД России, ФТС России, ФСБ России, Минфин России (ФНС России), Минсельхоз России, Минздравсоцразвития России | ||||
выявление и пресечение преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий, в сфере информационной безопасности и телекоммуникаций | МВД России, ФСБ России, Мининформсвязи России | ||||
противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма | МВД России, ФСБ России, Минфин России (Росфинмониторинг), ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
пресечение денежных потоков, основу которых составляют средства, полученные в результате налоговых и связанных с ними экономических преступлений | МВД России, Минфин России (ФНС России), ФСБ России | ||||
предупреждение, выявление и пресечение незаконного производства и оборота сильнодействующих, химических, биологических и радиоактивных веществ | ФСБ России, МВД России, ФТС России, Росатом, Минздравсоцразвития России, Минобороны России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
пресечение преступной деятельности в сфере незаконной миграции | МВД России (ФМС России), Минэкономразвития России (ФТС России), ФСБ России, Минздравсоцразвития России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
пресечение преступной деятельности, связанной с похищением и торговлей людьми, органами и тканями человека для трансплантации | МВД России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
предупреждение, выявление и пресечение преступлений, связанных с эксплуатацией женщин и детей, производством и распространением порнографической продукции | МВД России, ФСБ России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
установление места нахождения и задержание преступников, находящихся в межгосударственном розыске | МВД России, Минюст России (ФСИН России), ФСБ России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
выявление и пресечение преступлений в сфере интеллектуальной собственности | МВД России, ФСБ России, Минкультуры России, ФТС России, Минюст России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
выявление и пресечение деятельности организованных преступных формирований, в том числе этнической направленности, угрожающей общественной и экономической безопасности, функционированию объектов транспортного комплекса Российской Федерации | МВД России, ФСБ России, Минтранс России | ||||
предупреждение, выявление и пресечение деятельности лиц, занимающихся изготовлением или хранением в целях сбыта либо сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг | МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
пресечение незаконного оборота драгоценных камней, цветных и черных металлов, лома и отходов из них | МВД России, ФСБ России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Минпромэнерго России | ||||
предупреждение и пресечение экологических правонарушений, браконьерской деятельности и защита биоресурсов в морских пространствах государств-участников СНГ | МВД России, ФСБ России, МПР России (Росприроднадзор), Минсельхоз России (Россельхознадзор), ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
8. Подготовка и представление в Совет командующих Пограничными войсками предложений по укреплению режима пограничной безопасности государств-участников СНГ | 2005 год | ФСБ России | |||
9. Подготовка предложений к разработке программы сотрудничества государств-участников СНГ по предотвращению незаконного перемещения через государственные границы государств-участников СНГ подконтрольных государственному ветеринарному и фитосанитарному надзору грузов (товаров) | 2005-2007 годы | Минсельхоз России (Россельхознадзор), МВД России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России) | |||
III. Информационное и научное обеспечение | |||||
10. Подготовка научно-методического комментария к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (новая редакция) | 2006 год | Генеральная прокуратура Российской Федерации | |||
11. Продолжение работы по обмену опытом, методическими рекомендациями, а также подготовке методических пособий по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных: | 2005-2007 годы | ||||
с экономикой, кредитно-финансовым делом и налогообложением | МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минфин России (ФНС России), Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
с коррупцией | Генеральная прокуратура Российской Федерации, ФСБ России, МВД России | ||||
с торговлей людьми, органами и тканями человека для трансплантации | МВД России, ФСБ России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Минздравсоцразвития России | ||||
с незаконной миграцией | МВД России (ФМС России), ФСБ России, Минздравсоцразвития России | ||||
с умышленными убийствами, совершенными в условиях неочевидности | МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
с использованием компьютерных технологий | МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Мининформсвязи России | ||||
12. Участие в разработке (после вступления в силу новой редакции Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам) методических пособий для сотрудников правоохранительных органов по следующим вопросам: | |||||
розыск, арест (изъятие) и передача запрашивающей стороне денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также вещественных доказательств по уголовным делам | 2007 год | Генеральная прокуратура Российской Федерации, МВД России, Минюст России, ФСБ России, Минфин России (Росфинмониторинг), ФСКН России | |||
порядок создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп | 2007 год | Генеральная прокуратура Российской Федерации, МВД России, ФСБ России | |||
уголовное преследование не выданного в | 2007 год | Генеральная прокуратура Российской | |||
соответствии с требованием запрашивающей стороны лица | Федерации, Минюст России, МВД России, ФСБ России | ||||
13. Участие в проведении научно-практической конференции, посвященной совершенствованию сотрудничества правоохранительных органов государств-участников СНГ в противодействии современным вызовам и угрозам безопасности | 2006 год | Генеральная прокуратура Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минкультуры России, Минфин России (Росфинмониторинг) | |||
14. Регулярное освещение в средствах массовой информации деятельности правоохранительных органов, связанной с борьбой с преступностью и защитой граждан от преступных посягательств | 2005-2007 годы | Минкультуры России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | |||
15. Организация обмена оперативной информацией о фактах въезда в государства-участники СНГ и выезда за рубеж лидеров и участников организованных преступных формирований | 2005-2007 годы | МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России | |||
16. Участие в разработке комплекса организационно-технических мероприятий по созданию и эффективному использованию современных перспективных систем связи и информационных технологий, а также их сопряженности для обмена информацией между правоохранительными органами государств-участников СНГ | 2005-2007 годы | МВД России, Мининформсвязи России, ФСБ России, ФТС России, Минюст России, Минпромэнерго России | |||
17. Оказание содействия в создании и подготовке к вступлению в Группу "Эгмонт" подразделений финансовой разведки государств-участников СНГ | 2005-2007 годы | Минфин России (Росфинмониторинг) | |||
18. Оказание помощи государствам-участникам СНГ в создании системы закрытой информационной связи между подразделениями финансовой разведки | 2005-2007 годы | Минфин России (Росфинмониторинг) | |||
19. Продолжение создания инфраструктуры системы управления внутренними войсками МВД России на основе современных технологий как базовой системы управления объединенными силами и средствами с учетом сопряжения с аналогичными системами внутренних войск министерств внутренних дел (полиции) государств-участников СНГ | 2005-2007 годы | МВД России, ФСБ России | |||
20. Проработка вопросов создания и совместного использования в целях раскрытия и расследования преступлений экспертно-криминалистических учетов государств-участников СНГ - централизованной дактилоскопической следотеки и централизованной пульгильзотеки министерств внутренних дел (полиции) государств-участников СНГ | 2006 год | МВД России, Минюст России, Мининформсвязи России | |||
21. Продолжение развития объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ в целях эффективного информационного взаимодействия и сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, экономической преступностью транснационального характера и незаконной миграцией | 2005-2007 годы | ФСБ России, МВД России, ФСКН России, Мининформсвязи России, ФТС России | |||
22. Проработка вопросов организационного и технологического взаимодействия между сегментами единого банка данных по борьбе с терроризмом для организации информационного обмена сведениями об объектах учета | 2005-2007 годы | ФСБ России, МВД России | |||
23. Разработка и выполнение мероприятий по организации межведомственного взаимодействия (информационного обмена) с целью осуществления всестороннего контроля за движением миграционных потоков для предупреждения и пресечения перемещения лиц, причастных к террористической деятельности | 2005-2007 годы | МВД России (ФМС России), ФСБ России | |||
24. Формирование перечня образовательных учреждений и проведение на их базе | 2005-2007 годы | Минобрнауки России, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минобороны | |||
эксперимента по включению в учебные планы юридических вузов и факультетов специального курса об организационно-правовых основах взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ | России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | ||||
25. Формирование реестра предприятий-экспортеров и предприятий-импортеров, зарегистрированных и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, имеющих годовой внешнеторговый оборот в сумме более 3 млн. долларов США, в целях информирования компетентных органов государств-участников СНГ о выявленных несоответствиях данных о внешнеторговых операциях для предотвращения и пресечения налоговых и таможенных преступлений | 2005 год | МВД России, ФСБ России, Минфин России (ФНС России), ФТС России | |||
26. Участие в межгосударственных научно-практических семинарах по актуальным проблемам борьбы с преступностью | 2005-2007 годы | Генеральная прокуратура Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минюст России | |||
IV. Кадровое обеспечение | |||||
27. Продолжение сотрудничества на договорной основе в следующих областях: | |||||
подготовка кадров правоохранительных органов на контрактной основе и на основе предоставления государственных стипендий | 2005-2007 годы | МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минобороны России, Генеральная прокуратура Российской | |||
повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, в том числе путем консультаций и стажировок в специализированных подразделениях | 2005-2007 годы | Федерации МВД России, ФСБ России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | |||
повышение квалификации сотрудников уполномоченных органов государств-участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, в том числе путем консультаций и стажировок | 2005-2007 годы | Минфин России (Росфинмониторинг) | |||
обмен учебно-методическими материалами по подготовке и повышению квалификации кадров правоохранительных органов | 2005-2007 годы | МВД России, ФСБ России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | |||
28. Проработка и при необходимости внесение предложений по приданию ведущим учебным заведениям и научно-исследовательским учреждениям статуса базовых в рамках СНГ в целях повышения эффективности сотрудничества в сфере подготовки кадров и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов государств-участников СНГ | 2005-2007 годы | МВД России, Минобрнауки России, Генеральная прокуратура Российской Федерации | |||
V. Материально-техническое и финансовое обеспечение | |||||
29. Развитие на основе договоренностей сотрудничества в области разработки, производства и поставок современных видов вооружения, специальных средств, техники и оборудования для оснащения подразделений правоохранительных органов государств-участников СНГ. Проработка и внесение в Совет министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств предложения по приданию государственному учреждению "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" МВД России" статуса базового научно-исследовательского учреждения в области разработки специальных средств (оружия нелетального действия) для правоохранительных органов государств-участников СНГ | 2005-2007 годы | МВД России, ФСБ России, Минобороны России | |||
Тема 9
Предупреждение преступности
Вид занятия: практикум
Время: 2 часа
Учебная цель – в ходе изучения темы учащиеся должны уяснить содержание различных стратегий воздействия на преступность, понять отличия в применении предупредительных мер от наказания, разобраться в уровнях и видах предупредительных мер, научиться применять их.
Изучаемые вопросы:
1. 1. Понятия «предупреждение», «профилактика», «предотвращение» и «пресечение» преступлений и их соотношение.
2. Роль профилактики преступлений в борьбе с преступностью.
3. Уровни и виды профилактики преступлений.
4. Объекты и субъекты профилактики преступлений.
5. Место органов исполнения наказаний в профилактике рецидивной преступности.
ЗАДАНИЕ 1: Классифицируйте предупредительные меры по предлагаемым основаниям
Меры | Основания классификации | |
1. экономические | 1. | Уровень предупреждения |
2. идеологические | 2. | Характер мер |
3. в отношении несовершеннолетних | 3. | Объем применения мер |
4. спeциально-криминологические | ||
5. культурно-воспитательные | ||
6. общепредупредительные | ||
7. технические | ||
8. организационные | ||
9. правовые | ||
10. относительно злостных пьяниц и алкоголиков | ||
11. в отношении конкретного лица |
ЗАДАНИЕ 2: Прочитав описание преступного поведения осужденного, соотнесите этапы его формирования с категориями с категориями «профилактика», «предотвращение» и «пресечение».
Фабула: Подсудимый Ропотов В., отбывания уголовное наказание по приговору суда в колонии-поселении совершил действия по дезорганизации деятельности учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества, в отношении сотрудников места лишения свободы в связи с осуществлением ими служебной деятельности, с угрозой применения насилия и применением насилия, опасного для жизни и здоровья. Преступление совершено при следующих обстоятельствах:
По приговору Соликамского городского суда от 16 марта 2001 года Ропотов В. отбывал наказание в п. Молмыс Соликамского района Пермской области в учреждении ВК 240/5-9.
В ночное время 26 мая 2004 года Ропотов В.Н., находясь в состоянии алкогольного опьянения, вопреки требованиям режима отбывания наказания, не имея какого либо доступа или разрешения, на тракторе ТТ-4 приехал в жилую зону пос. Молмыс Соликамского района Пермской области, где находились жилые дома сотрудников колонии. Исполняющий обязанности оперативного дежурного колонии-поселения ВК 240/5-9 Недосеев А.В., выполняющий служебные обязанности, увидев на улице возле помещения пожарной части Ропотова В.Н. в нетрезвом состоянии, потребовал, чтобы последний шел спать. В ответ на правомерные действия сотрудника колонии, Ропотов В.Н. высказал угрозу физической расправы в отношении всех сотрудников колонии, находящихся в поселке, а затем, сознавая, что своими действиями дезорганизует деятельность учреждения обеспечивающего изоляцию от общества, и действует в отношении сотрудников места лишения свободы в связи с осуществлением ими служебной деятельности, вооружившись торцевым гаечным ключом, вошел вслед за Федосеевым А.В. в помещение дежурной части и нанес ему указанным предметом удар в лицо.
В продолжение своих действий, направленных на дезорганизацию нормальной деятельности учреждения Ропотов В.Н. сел в трактор ТТ-4 и начал движение по направлению к жилым домам сотрудников колонии-поселения.
Прибывший по тревоге оперативный дежурный учреждения ВК 240/5-9 Поломидов В.И., выполняя свои служебные обязанности по обеспечению режима отбывания наказания, попытался пресечь действия осужденного Ропотова В. и задержать его. С этой целью он открыл дверцу кабины движущегося трактора, и в этот момент Ропотов В.Н. торцевым гаечным ключом нанес Поломидову В.И. удар в область головы. Прибывшие на место караульные Поспелов И.А. и Тараскин А.В. задержали осужденного Ропотова и доставили в дежурную часть.
ЗАДАНИЕ 3:Укажите, кто из перечисленных лиц является субъектом профилактики преступлений. Объясните, чем вызвано Ваше решение:
- осужденный;
- оперуполномоченный оперативного отдела;
- начальник отряда;
- дежурный;
- директор производства;
- гражданское лицо, находящееся на территории колонии с разрешения начальника колонии;
- кинолог;
- дежурный водитель;
- начальник колонии;
- инспектор отдела безопасности.
Задание 4:Расположите перечисленные меры предупредительной деятельности по степени их эффективности применения к осужденным. Объясните Ваше решение:
- разъяснение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства;
- официальное предостережение потенциальных правонарушителей о дисциплинарной и уголовной ответственности;
- побуждение к добровольному отказу от совершения начатых преступлений;
- побуждение правонарушителей к явке с повинной или добровольному возмещению причиненного преступлением вреда;
- пресечение противоправных действий;
- привлечение правонарушителей к уголовной ответственности за приготовление и покушение на преступлений;
- выявление и привлечение к дисциплинарной ответственности за мелкое хулиганство, хищение друг у друга малоценного имущества и др.
ЗАДАНИЕ 5. Укажите последовательность стадий индивидуального предупреждения преступного поведения
- нейтрализация продолжающих действовать после совершения преступления причин и условий, благодаря которым преступное поведение проявилось в конкретном преступлении;
- предотвращение возникновения негативных факторов, способных стать причинами и условиями преступного поведения;
- предотвращение возможности возникновения негативных факторов, способных перерасти в причины и условия преступного поведения;
- устранение возникших в результате неуспеха предотвращения негативных факторов;
- устранение возможности совершения преступления. На этом этапе профилактика приобретает конкретизированные черты благодаря началу проявления причин и условий в конкретных действиях лица, в связи с чем возникает этап предотвращения конкретного преступления на стадиях приготовления и покушения.
ЗАДАНИЕ 6:Проанализируйте действия участкового уполномоченного и дайте им оценку с учетом требований закона, ведомственных нормативных актов и тактики индивидуально-профилактической работы с осужденными, освободившимися из мест лишения свободы.
Фабула: Александров И. П. 12 октября 2006 года прибыл из мест лишения свободы, где отбывал наказание за кражу личного имущества (в прошлом не судим). Возвратился в семью (жена и двое детей). Из НТК в отделение милиции поступило извещение, в котором сообщалось, что Александров в колонии систематически нарушал режим, на путь исправления не встал и должен быть поставлен на профилактический учет.
Участковый инспектор вызвал Александрова на 17 октября в отделение милиции повесткой, которую обычно используют следователи. Александров в назначенное время не явился. Дружинник, которого на следующий день направил участковый инспектор к Александрову, застал его дома и предложил последовать с ним. Александров сказал, что сейчас он этого сделать не может, так как ожидает прихода родственников. Дружинник настоял на том, чтобы Александров немедленно выполнил его требование. Александров подчинился и в сопровождении дружинника отправился в отделение милиции. Александров объяснил участковому, что в день и час, указанные в повестке, он явиться не мог, так как в это время находился в отделе кадров хлебозавода по поводу своего трудоустройства.
Участковый инспектор на это заметил: «Трудоустройство — дело нужное, но по вызову в милицию надо являться точно в назначенное время. В следующий раз не явитесь — доставим приводом».
Александров сказал: «А я думал, что все это для меня кончилось в колонии. В следующий раз буду аккуратнее. А сейчас я хотел бы знать, по какому поводу вызван в милицию, а заодно — с кем имею дело. Ваша фамилия мне ничего не говорит».
Участковый на это ответил: «Разве Вы не видите, что имеете дело с капитаном милиции? А вызвал я Вас для того, чтобы решить вопрос о постановке на учет. Тут на Вас письмо пришло из колонии».
Александров сказал: «Это дело нехитрое — письмо прислать. Лучше бы помогли на работу устроиться по специальности. Я об этом просил перед освобождением. Но без толку».
Участковый инспектор ответил: «У нас везде большая нехватка рабочей силы. Не устроитесь в одном месте — примут в другом».
Александров сказал: «Я знаю, безработных у нас нет. Но хотелось бы поближе к дому найти работу. Я обратился по объявлению на хлебозавод, где требовались слесари, у меня четвертый разряд. Но в отделе кадров мне сказали, что такие люди (т. е. судимые) им не нужны, дескать, и так воровства хватает».
Участковый возразил: «Ничего, устроитесь в другом месте. Кто ищет — тот всегда найдет. А сейчас Вы лучше расскажите мне, что там в колонии натворили?»
Александров ответил: «Была у меня там одна встреча, после которой я попал в штрафной изолятор. Ну еще...».
«Что за встреча?» — прервал его участковый.
«Да с одним знакомым, который меня и моих подельщиков «заложил», а скоро и сам попался»,— ответил Александров.
А еще что?» — спросил участковый.
«Еще? Ну, картишками баловался. Вот и все дела», - ответил Александров.
«Вот видите, вместо того чтобы честным трудом искупить свою вину, Вы злостно нарушали режим. Это очень плохо»,— сказал участковый и спросил: «У Вас есть ко мне еще вопросы?» Александров ничего не ответил.
Участковый инспектор закончил эту беседу следующими словами: «Hv, ладно. Сейчас мы ничего не решим. Я должен запросить из колонии дополнительную информацию. А Вы ведите себя хорошо, не то опять туда попадете. Когда понадобитесь, вызову.
Желаю успеха».
На этом беседа, продолжавшаяся шесть минут, была закончена.
Тема 10