Криминологическое прогнозирование

планирование и программирование

Вид занятия: практикум

Время: 2 часа

Учебная цель – по результатам занятия обучаемые должны научиться строить прогнозы преступности с применением методов экстраполяции, моделирования и экспертных оценок, уяснить содержание программ борьбы с преступностью и пользоваться ими.

Изучаемые вопросы:

1. Понятие, уровни и этапы планирования борьбы с преступностью.

2. Понятие, цели, задачи и виды криминологического прогнозирования.

3. Методы криминологического прогнозирования.

4. Прогнозирование индивидуального преступного поведения.

5. Программирование борьбы с преступностью.

Задание 1: Используя метод выравнивания ряда, постройте графическую диаграмму данных о насильственных преступлениях осужденных против жизни и здоровья, приведенных в таблице 1 и экстраполируйте выявленную тенденцию до 2010 года по каждому виду преступлений.

Таблица 1. Структура насильственных преступлений против жизни и здоровья, совершаемых осужденными в учреждениях УИС

Вид преступления
Против жизни
Убийство ст. 105 УК РФ
Покушение на убийство – ст.30, 105 УК РФ
Убийство в состоянии аффекта ст. 107 УК РФ - - -
Убийство при превышении пределов необходимой обороны ст. 108 УК РФ - - -
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего – ч. 4 ст. 111 УК РФ
Против здоровья
Умышленных причинений тяжкого вреда здоровью ч. 1-3 ст. 111 УК РФ
Умышленных причинений средней тяжести вреда здоровью ст. 112 УК РФ - - -
причинений тяжкого или средней тяжести вреда здоровью ст. 113 УК РФ - - -
причинений тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны ст. 114 УК РФ - - -

Задание 1: На основе представленных данных постройте модель пенитенциарной преступности в регионе на 2008 год.

Вводная: Анализ данных регистрации преступлений осужденных за последние пять лет показал, что распределение совершаемых преступлений по месяцам закономерно. Колебания числа регистрируемых преступлений по месяцам обнаруживают постоянство, как в отношении тенденции изменчивости, так и в количественном соотношении. Пользуясь математической моделью пенитенциарной преступности (рис. 2) рассчитайте количество преступлений на каждый последующий месяц, учитывая, сто в январе 2006 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы было совершено 52 преступления.

Статья II. ЗАДАНИЕ 3: Ознакомьтесь с Национальным планом Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 годы (Распоряжение Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 1991-р) и определите:

Статья III. а) структуру плана;

Статья IV. б) роль ФСИН России в его выполнении.

Статья V. Выберите одно из направлений плана, отнесенных к ведению ФСИН и разработайте типовой план по его реализации.

Статья VI.

Национальный план Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005-2007 годы

Наименование мероприятия Срок выполнения Исполнители  
I. Организационно-правовые вопросы  
Укрепление международно-правовой базы сотрудничества  
1. Подготовка и внесение на рассмотрение Совета глав государств Содружества Независимых Государств или Совета глав правительств Содружества Независимых Государств следующих проектов международных договоров государств-участников СНГ:      
договор о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма 2005 год ФСБ России, Минфин России (Росфинмониторинг), МИД России, Минюст России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСКН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации  
соглашение о защите участников уголовного процесса 2005 год МВД России, Минюст России, МИД России, ФСБ России, ФСКН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации  
2. Участие в подготовке Соглашения о сотрудничестве в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств 2005 год МВД России, МИД России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России), Минюст России, ФСКН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации (совместно с Республикой Казахстан)  
3. Рассмотрение вопроса о целесообразности присоединения Российской Федерации к следующим договорам в уголовно-правовой сфере: Протокол против незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, от 31 мая 2001 г. 2005-2007 годы МВД России, МИД России, Минюст России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России), Минфин России (Росфинмониторинг), Генеральная прокуратура Российской Федерации  
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии от 25 мая 2000 г.   МВД России, Минюст России, МИД России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России), Минфин России (Росфинмониторинг) , Минздравсоцразвития России, Минкультуры России, Генеральная прокуратура Российской Федерации  
Европейская конвенция о международной силе решений по уголовным делам от 28 мая 197 0 г.   Минюст России, МВД России, МИД России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России), Минфин России (Росфинмониторинг), Генеральная прокуратура Российской Федерации  
Европейская конвенция о защите окружающей среды средствами уголовного права от 4 ноября 1998 г.   МВД России, Минюст России, МИД России, ФСБ России, МПР России (Росприроднадзор, Росводресурсы, Рослесхоз), Ростехнадзор, Минфин России (Росфинмониторинг), Генеральная прокуратура Российской Федерации  
4. Ускорение осуществления внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу следующих конвенций: о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 7 октября 2002 г. 2005-2007 годы Минюст России, МИД России, МВД России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России), Генеральная прокуратура Российской Федерации  
о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г.   Минюст России, МИД России, МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура Российской Федерации  
Совершенствование и гармонизация национального законодательства  
5. Участие в разработке Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ проектов модельных законодательных актов: 2005-2007 годы    
о милиции (полиции)   МВД России, МИД России  
о безопасности на транспорте   Минтранс России, МВД России, МИД России, ФСБ России  
о безопасности авиационного транспорта   Минтранс России, МВД России, МИД России, ФСБ России, Минобороны России, Мининформсвязи России  
б. Участие в подготовке предложений по гармонизации нормативно-правовой базы Российской Федерации и государств-участников СНГ в следующих сферах: 2005 год ФСБ России, МВД России, МИД России, Минюст России, Минфин России (Росфинмониторинг), ФСКН России, Генеральная прокуратура Российской Федерации  
противодействие организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление террористических акций на территориях других государств      
установление уголовной ответственности за преступления террористического характера      
выработка единого подхода к определению перечня террористических организаций и порядка их признания таковыми      
II. Организационно-практические мероприятия  
7. Участие в проведении следующих оперативно-профилактических мероприятий и специальных операций: по согласованным планам и срокам  
пресечение контрабанды   ФТС России, МВД России, ФСБ России
пресечение незаконного изготовления и оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, а также продукции двойного назначения   МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минобороны России, Минюст России (ФСИН России), Минобрнауки России, Минпромэнерго России
пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров   ФСКН России, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минюст России (ФСИН России), Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России
предупреждение, выявление и пресечение преступлений в сфере топливно-энергетического комплекса   МВД России, ФСБ России, Минобрнауки России, Минпромэнерго России
выявление и пресечение деятельности международных преступных группировок, занимающихся хищением автотранспорта и нелегальной торговлей им   МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минтранс России
выявление и пресечение деятельности международных преступных группировок, действующих на водном, воздушном, железнодорожном транспорте и автомобильных дорогах   МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минтранс России
пресечение незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и табачной продукции   МВД России, ФТС России, ФСБ России, Минфин России (ФНС России), Минсельхоз России, Минздравсоцразвития России
выявление и пресечение преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий, в сфере информационной безопасности и телекоммуникаций   МВД России, ФСБ России, Мининформсвязи России
противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма   МВД России, ФСБ России, Минфин России (Росфинмониторинг), ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
пресечение денежных потоков, основу которых составляют средства, полученные в результате налоговых и связанных с ними экономических преступлений   МВД России, Минфин России (ФНС России), ФСБ России
предупреждение, выявление и пресечение незаконного производства и оборота сильнодействующих, химических, биологических и радиоактивных веществ   ФСБ России, МВД России, ФТС России, Росатом, Минздравсоцразвития России, Минобороны России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
пресечение преступной деятельности в сфере незаконной миграции   МВД России (ФМС России), Минэкономразвития России (ФТС России), ФСБ России, Минздравсоцразвития России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
пресечение преступной деятельности, связанной с похищением и торговлей людьми, органами и тканями человека для трансплантации   МВД России, ФСБ России, Минздравсоцразвития России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
предупреждение, выявление и пресечение преступлений, связанных с эксплуатацией женщин и детей, производством и распространением порнографической продукции   МВД России, ФСБ России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
установление места нахождения и задержание преступников, находящихся в межгосударственном розыске   МВД России, Минюст России (ФСИН России), ФСБ России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
выявление и пресечение преступлений в сфере интеллектуальной собственности   МВД России, ФСБ России, Минкультуры России, ФТС России, Минюст России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
выявление и пресечение деятельности организованных преступных формирований, в том числе этнической направленности, угрожающей общественной и экономической безопасности, функционированию объектов транспортного комплекса Российской Федерации   МВД России, ФСБ России, Минтранс России
предупреждение, выявление и пресечение деятельности лиц, занимающихся изготовлением или хранением в целях сбыта либо сбытом поддельных денежных знаков и ценных бумаг   МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
пресечение незаконного оборота драгоценных камней, цветных и черных металлов, лома и отходов из них   МВД России, ФСБ России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Минпромэнерго России
предупреждение и пресечение экологических правонарушений, браконьерской деятельности и защита биоресурсов в морских пространствах государств-участников СНГ   МВД России, ФСБ России, МПР России (Росприроднадзор), Минсельхоз России (Россельхознадзор), ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
8. Подготовка и представление в Совет командующих Пограничными войсками предложений по укреплению режима пограничной безопасности государств-участников СНГ 2005 год ФСБ России
9. Подготовка предложений к разработке программы сотрудничества государств-участников СНГ по предотвращению незаконного перемещения через государственные границы государств-участников СНГ подконтрольных государственному ветеринарному и фитосанитарному надзору грузов (товаров) 2005-2007 годы Минсельхоз России (Россельхознадзор), МВД России, ФСБ России, Минэкономразвития России (ФТС России)
III. Информационное и научное обеспечение
10. Подготовка научно-методического комментария к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (новая редакция) 2006 год Генеральная прокуратура Российской Федерации
11. Продолжение работы по обмену опытом, методическими рекомендациями, а также подготовке методических пособий по предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных: 2005-2007 годы  
с экономикой, кредитно-финансовым делом и налогообложением   МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минфин России (ФНС России), Генеральная прокуратура Российской Федерации
с коррупцией   Генеральная прокуратура Российской Федерации, ФСБ России, МВД России
с торговлей людьми, органами и тканями человека для трансплантации   МВД России, ФСБ России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Минздравсоцразвития России
с незаконной миграцией   МВД России (ФМС России), ФСБ России, Минздравсоцразвития России
с умышленными убийствами, совершенными в условиях неочевидности   МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
с использованием компьютерных технологий   МВД России, ФСБ России, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Мининформсвязи России
12. Участие в разработке (после вступления в силу новой редакции Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам) методических пособий для сотрудников правоохранительных органов по следующим вопросам:    
розыск, арест (изъятие) и передача запрашивающей стороне денежных средств и имущества, полученных преступным путем, а также вещественных доказательств по уголовным делам 2007 год Генеральная прокуратура Российской Федерации, МВД России, Минюст России, ФСБ России, Минфин России (Росфинмониторинг), ФСКН России
порядок создания и деятельности совместных следственно-оперативных групп 2007 год Генеральная прокуратура Российской Федерации, МВД России, ФСБ России
уголовное преследование не выданного в 2007 год Генеральная прокуратура Российской
соответствии с требованием запрашивающей стороны лица   Федерации, Минюст России, МВД России, ФСБ России
13. Участие в проведении научно-практической конференции, посвященной совершенствованию сотрудничества правоохранительных органов государств-участников СНГ в противодействии современным вызовам и угрозам безопасности 2006 год Генеральная прокуратура Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минкультуры России, Минфин России (Росфинмониторинг)
14. Регулярное освещение в средствах массовой информации деятельности правоохранительных органов, связанной с борьбой с преступностью и защитой граждан от преступных посягательств 2005-2007 годы Минкультуры России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
15. Организация обмена оперативной информацией о фактах въезда в государства-участники СНГ и выезда за рубеж лидеров и участников организованных преступных формирований 2005-2007 годы МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России
16. Участие в разработке комплекса организационно-технических мероприятий по созданию и эффективному использованию современных перспективных систем связи и информационных технологий, а также их сопряженности для обмена информацией между правоохранительными органами государств-участников СНГ 2005-2007 годы МВД России, Мининформсвязи России, ФСБ России, ФТС России, Минюст России, Минпромэнерго России
17. Оказание содействия в создании и подготовке к вступлению в Группу "Эгмонт" подразделений финансовой разведки государств-участников СНГ 2005-2007 годы Минфин России (Росфинмониторинг)
18. Оказание помощи государствам-участникам СНГ в создании системы закрытой информационной связи между подразделениями финансовой разведки 2005-2007 годы Минфин России (Росфинмониторинг)
19. Продолжение создания инфраструктуры системы управления внутренними войсками МВД России на основе современных технологий как базовой системы управления объединенными силами и средствами с учетом сопряжения с аналогичными системами внутренних войск министерств внутренних дел (полиции) государств-участников СНГ 2005-2007 годы МВД России, ФСБ России
20. Проработка вопросов создания и совместного использования в целях раскрытия и расследования преступлений экспертно-криминалистических учетов государств-участников СНГ - централизованной дактилоскопической следотеки и централизованной пульгильзотеки министерств внутренних дел (полиции) государств-участников СНГ 2006 год МВД России, Минюст России, Мининформсвязи России
21. Продолжение развития объединенного банка данных органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ в целях эффективного информационного взаимодействия и сотрудничества в сфере борьбы с международным терроризмом, контрабандой, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, экономической преступностью транснационального характера и незаконной миграцией 2005-2007 годы ФСБ России, МВД России, ФСКН России, Мининформсвязи России, ФТС России
22. Проработка вопросов организационного и технологического взаимодействия между сегментами единого банка данных по борьбе с терроризмом для организации информационного обмена сведениями об объектах учета 2005-2007 годы ФСБ России, МВД России
23. Разработка и выполнение мероприятий по организации межведомственного взаимодействия (информационного обмена) с целью осуществления всестороннего контроля за движением миграционных потоков для предупреждения и пресечения перемещения лиц, причастных к террористической деятельности 2005-2007 годы МВД России (ФМС России), ФСБ России
24. Формирование перечня образовательных учреждений и проведение на их базе 2005-2007 годы Минобрнауки России, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минобороны
эксперимента по включению в учебные планы юридических вузов и факультетов специального курса об организационно-правовых основах взаимодействия правоохранительных органов государств-участников СНГ   России, Генеральная прокуратура Российской Федерации
25. Формирование реестра предприятий-экспортеров и предприятий-импортеров, зарегистрированных и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, имеющих годовой внешнеторговый оборот в сумме более 3 млн. долларов США, в целях информирования компетентных органов государств-участников СНГ о выявленных несоответствиях данных о внешнеторговых операциях для предотвращения и пресечения налоговых и таможенных преступлений 2005 год МВД России, ФСБ России, Минфин России (ФНС России), ФТС России
26. Участие в межгосударственных научно-практических семинарах по актуальным проблемам борьбы с преступностью 2005-2007 годы Генеральная прокуратура Российской Федерации, МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минюст России
IV. Кадровое обеспечение
27. Продолжение сотрудничества на договорной основе в следующих областях:      
подготовка кадров правоохранительных органов на контрактной основе и на основе предоставления государственных стипендий 2005-2007 годы МВД России, ФСБ России, ФТС России, Минобороны России, Генеральная прокуратура Российской  
повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов, в том числе путем консультаций и стажировок в специализированных подразделениях 2005-2007 годы Федерации МВД России, ФСБ России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации  
повышение квалификации сотрудников уполномоченных органов государств-участников СНГ в сфере противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, в том числе путем консультаций и стажировок 2005-2007 годы Минфин России (Росфинмониторинг)  
обмен учебно-методическими материалами по подготовке и повышению квалификации кадров правоохранительных органов 2005-2007 годы МВД России, ФСБ России, ФТС России, Генеральная прокуратура Российской Федерации  
28. Проработка и при необходимости внесение предложений по приданию ведущим учебным заведениям и научно-исследовательским учреждениям статуса базовых в рамках СНГ в целях повышения эффективности сотрудничества в сфере подготовки кадров и повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов государств-участников СНГ 2005-2007 годы МВД России, Минобрнауки России, Генеральная прокуратура Российской Федерации  
V. Материально-техническое и финансовое обеспечение
29. Развитие на основе договоренностей сотрудничества в области разработки, производства и поставок современных видов вооружения, специальных средств, техники и оборудования для оснащения подразделений правоохранительных органов государств-участников СНГ. Проработка и внесение в Совет министров внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств предложения по приданию государственному учреждению "Научно-производственное объединение "Специальная техника и связь" МВД России" статуса базового научно-исследовательского учреждения в области разработки специальных средств (оружия нелетального действия) для правоохранительных органов государств-участников СНГ 2005-2007 годы МВД России, ФСБ России, Минобороны России  
           

Тема 9

Предупреждение преступности

Вид занятия: практикум

Время: 2 часа

Учебная цель – в ходе изучения темы учащиеся должны уяснить содержание различных стратегий воздействия на преступность, понять отличия в применении предупредительных мер от наказания, разобраться в уровнях и видах предупредительных мер, научиться применять их.

Изучаемые вопросы:

1. 1. Понятия «предупреждение», «профилактика», «предотвращение» и «пресечение» преступлений и их соотношение.

2. Роль профилактики преступлений в борьбе с преступностью.

3. Уровни и виды профилактики преступлений.

4. Объекты и субъекты профилактики преступлений.

5. Место органов исполнения наказаний в профилактике рецидивной преступности.

ЗАДАНИЕ 1: Классифицируйте предупредительные меры по предлагаемым основаниям

Меры   Основания классификации
1. экономические 1. Уровень предупреждения
2. идеологические 2. Характер мер
3. в отношении несовершеннолетних 3. Объем применения мер
4. спeциально-криминологические    
5. культурно-воспитательные    
6. общепредупредительные    
7. технические    
8. организационные    
9. правовые    
10. относительно злостных пьяниц и алкоголиков    
11. в отношении конкретного лица    

ЗАДАНИЕ 2: Прочитав описание преступного поведения осужденного, соотнесите этапы его формирования с категориями с категориями «профилактика», «предотвращение» и «пресечение».

Фабула: Подсудимый Ропотов В., отбывания уголовное наказание по приговору суда в колонии-поселении совершил действия по дезорганизации деятельности учреждения, обеспечивающего изоляцию от общества, в отношении сотрудников места лишения свободы в связи с осуществлением ими служебной деятельности, с угрозой применения насилия и применением насилия, опасного для жизни и здоровья. Преступление совершено при следующих обстоятельствах:

По приговору Соликамского городского суда от 16 марта 2001 года Ропотов В. отбывал наказание в п. Молмыс Соликамского района Пермской области в учреждении ВК 240/5-9.

В ночное время 26 мая 2004 года Ропотов В.Н., находясь в состоянии алкогольного опьянения, вопреки требованиям режима отбывания наказания, не имея какого либо доступа или разрешения, на тракторе ТТ-4 приехал в жилую зону пос. Молмыс Соликамского района Пермской области, где находились жилые дома сотрудников колонии. Исполняющий обязанности оперативного дежурного колонии-поселения ВК 240/5-9 Недосеев А.В., выполняющий служебные обязанности, увидев на улице возле помещения пожарной части Ропотова В.Н. в нетрезвом состоянии, потребовал, чтобы последний шел спать. В ответ на правомерные действия сотрудника колонии, Ропотов В.Н. высказал угрозу физической расправы в отношении всех сотрудников колонии, находящихся в поселке, а затем, сознавая, что своими действиями дезорганизует деятельность учреждения обеспечивающего изоляцию от общества, и действует в отношении сотрудников места лишения свободы в связи с осуществлением ими служебной деятельности, вооружившись торцевым гаечным ключом, вошел вслед за Федосеевым А.В. в помещение дежурной части и нанес ему указанным предметом удар в лицо.

В продолжение своих действий, направленных на дезорганизацию нормальной деятельности учреждения Ропотов В.Н. сел в трактор ТТ-4 и начал движение по направлению к жилым домам сотрудников колонии-поселения.

Прибывший по тревоге оперативный дежурный учреждения ВК 240/5-9 Поломидов В.И., выполняя свои служебные обязанности по обеспечению режима отбывания наказания, попытался пресечь действия осужденного Ропотова В. и задержать его. С этой целью он открыл дверцу кабины движущегося трактора, и в этот момент Ропотов В.Н. торцевым гаечным ключом нанес Поломидову В.И. удар в область головы. Прибывшие на место караульные Поспелов И.А. и Тараскин А.В. задержали осужденного Ропотова и доставили в дежурную часть.

ЗАДАНИЕ 3:Укажите, кто из перечисленных лиц является субъектом профилактики преступлений. Объясните, чем вызвано Ваше решение:

- осужденный;

- оперуполномоченный оперативного отдела;

- начальник отряда;

- дежурный;

- директор производства;

- гражданское лицо, находящееся на территории колонии с разрешения начальника колонии;

- кинолог;

- дежурный водитель;

- начальник колонии;

- инспектор отдела безопасности.

Задание 4:Расположите перечисленные меры предупредительной деятельности по степени их эффективности применения к осужденным. Объясните Ваше решение:

- разъяснение уголовного и уголовно-исполнительного законодательства;

- официальное предостережение потенциальных правонарушителей о дисциплинарной и уголовной ответственности;

- побуждение к добровольному отказу от совершения начатых преступлений;

- побуждение правонарушителей к явке с повинной или добровольному возмещению причиненного преступлением вреда;

- пресечение противоправных действий;

- привлечение правонарушителей к уголовной ответственности за приготовление и покушение на преступлений;

- выявление и привлечение к дисциплинарной ответственности за мелкое хулиганство, хищение друг у друга малоценного имущества и др.

ЗАДАНИЕ 5. Укажите последовательность стадий индивидуального предупреждения преступного поведения

- нейтрализация продолжающих действовать после совершения преступления причин и условий, благодаря которым преступное поведение проявилось в конкретном преступлении;

- предотвращение возникновения негативных факторов, способных стать причинами и условиями преступного поведения;

- предотвращение возможности возникновения негативных факторов, способных перерасти в причины и условия преступного поведения;

- устранение возникших в результате неуспеха предотвращения негативных факторов;

- устранение возможности совершения преступления. На этом этапе профилактика приобретает конкретизированные черты благодаря началу проявления причин и условий в конкретных действиях лица, в связи с чем возникает этап предотвращения конкретного преступления на стадиях приготовления и покушения.

ЗАДАНИЕ 6:Проанализируйте действия участкового уполномоченного и дайте им оценку с учетом требований закона, ведомственных нормативных актов и тактики индивидуально-профилактической работы с осужденными, освободившимися из мест лишения свободы.

Фабула: Александров И. П. 12 октября 2006 года прибыл из мест лишения свободы, где отбывал наказание за кражу личного имущества (в прошлом не судим). Возвратился в семью (жена и двое детей). Из НТК в отделение милиции поступило извещение, в котором сообщалось, что Александров в колонии систематически нарушал режим, на путь исправления не встал и должен быть поставлен на профилактический учет.

Участковый инспектор вызвал Александрова на 17 октября в отделение милиции повесткой, которую обычно используют следователи. Александров в назначенное время не явился. Дружинник, которого на следующий день направил участковый инспектор к Александрову, застал его дома и предложил последовать с ним. Александров сказал, что сейчас он этого сделать не может, так как ожидает прихода родственников. Дружинник настоял на том, чтобы Александров немедленно выполнил его требование. Александров подчинился и в сопровождении дружинника отправился в отделение милиции. Александров объяснил участковому, что в день и час, указанные в повестке, он явиться не мог, так как в это время находился в отделе кадров хлебозавода по поводу своего трудоустройства.

Участковый инспектор на это заметил: «Трудоустройство — дело нужное, но по вызову в милицию надо являться точно в назначенное время. В следующий раз не явитесь — доставим приводом».

Александров сказал: «А я думал, что все это для меня кончилось в колонии. В следующий раз буду аккуратнее. А сейчас я хотел бы знать, по какому поводу вызван в милицию, а заодно — с кем имею дело. Ваша фамилия мне ничего не говорит».

Участковый на это ответил: «Разве Вы не видите, что имеете дело с капитаном милиции? А вызвал я Вас для того, чтобы решить вопрос о постановке на учет. Тут на Вас письмо пришло из колонии».

Александров сказал: «Это дело нехитрое — письмо прислать. Лучше бы помогли на работу устроиться по специальности. Я об этом просил перед освобождением. Но без толку».

Участковый инспектор ответил: «У нас везде большая нехватка рабочей силы. Не устроитесь в одном месте — примут в другом».

Александров сказал: «Я знаю, безработных у нас нет. Но хотелось бы поближе к дому найти работу. Я обратился по объявлению на хлебозавод, где требовались слесари, у меня четвертый разряд. Но в отделе кадров мне сказали, что такие люди (т. е. судимые) им не нужны, дескать, и так воровства хватает».

Участковый возразил: «Ничего, устроитесь в другом месте. Кто ищет — тот всегда найдет. А сейчас Вы лучше расскажите мне, что там в колонии натворили?»

Александров ответил: «Была у меня там одна встреча, после которой я попал в штрафной изолятор. Ну еще...».

«Что за встреча?» — прервал его участковый.

«Да с одним знакомым, который меня и моих подельщиков «заложил», а скоро и сам попался»,— ответил Александров.

А еще что?» — спросил участковый.

«Еще? Ну, картишками баловался. Вот и все дела», - ответил Александров.

«Вот видите, вместо того чтобы честным трудом искупить свою вину, Вы злостно нарушали режим. Это очень плохо»,— сказал участковый и спросил: «У Вас есть ко мне еще вопросы?» Александров ничего не ответил.

Участковый инспектор закончил эту беседу следующими словами: «Hv, ладно. Сейчас мы ничего не решим. Я должен запросить из колонии дополнительную информацию. А Вы ведите себя хорошо, не то опять туда попадете. Когда понадобитесь, вызову.

Желаю успеха».

На этом беседа, продолжавшаяся шесть минут, была закончена.

Тема 10

Наши рекомендации