Тема 18. Преступность сотрудников правоохранительных органов

Время: 2 часа

1. Понятие преступности сотрудников правоохранительных органов.

2. Основные показатели преступности сотрудников правоохранительных органов.

3. Предупреждение преступности сотрудников правоохранительных органов.

Тема 19. Компьютерная преступность

Время: 2 часа

1. Основные понятия, используемые при характеристике компьютерных преступлений

2. Виды компьютерных преступлений.

3. Характеристика личности компьютерного преступника.

4. Детерминанты компьютерных преступлений

5. Особенности предупреждения компьютерных преступлений.

Тема 20. Пенитенциарная преступность

Время: 2 часа

1. Понятие, виды и показатели пенитенциарной преступности.

2. Причины и условия преступлений, совершаемых в местах лишения свободы.

3. Основные направления профилактики пенитенциарной преступности.

Время: 2 часа

Практическое занятие предусматривает решение задач по указанию преподавателя.

По результатам занятия, обучаемые должны уяснить типы пенального преступного поведения, научиться разрабатывать план мероприятий по устранению причин и условий пенального преступного поведения в условиях изоляции.

Изучаемые вопросы:

1. Понятие и показатели пенитенциарной преступности.

2. Причины и условия пенального преступного поведения.

3. Основные направления профилактики пенитенциарной преступности.

Тема 21. Криминологическая безопасность персонала

исправительных учреждений

Время: 2 часа

1. Виды преступлений, посягающих на персонал исправительных учреждений.

2. Криминологическая характеристика преступлений в отношении персонала исправительных учреждений, их состояние, динамика и структура.

3. Причины и условия преступлений, совершаемых в отношении персонала исправительных учреждений.

4. Предупреждение преступлений, совершаемых в отношении персонала исправительных учреждений.

Тема 18. Преступность сотрудников правоохранительных органов - student2.ru Раздел 2. Задания и задачи к темам

Тема 1

Понятие, предмет, метод и система криминологии

Вид занятия: практикум (в рамках семинарского занятия)

Время: 2 часа

Учебная цель – в ходе изучения темы обучаемые должны уяснить комплексный характер предмета науки криминологии, понять, какое место занимает данная наука в системе наук, в том числе юридического цикла, осознать методологическую основу науки и ее систему.

Изучаемые вопросы:

1. Понятие криминологии и явления, составляющие ее предмет.

2. Связь криминологии с другими науками.

3. Методология и система криминологии.

Деловая игра.

Коллектив разбивается на две части. В основе игры – обсуждение утверждения «Криминология – самостоятельная юридическая наука». Первая группа отстаивает позицию, что криминология – самостоятельная юридическая наука, вторая группа аргументировано оппонирует.

Аргументы сторон приводятся в рамках следующего перечня:

- сложность предмета криминологии;

- социально-правовой характер науки;

- теоретико-прикладное значение криминологии

- проблема метода криминологии;

- криминология в системе наук. Предлагаемые подходы: 1) криминология является частью уголовного права; 2) криминология представляет собой отрасль социологии; 3) криминология является одновременно и правовой и социальной наукой; 4) криминология является самостоятельной юридической наукой;

- цель, задачи и функции криминологии.

Тема 2

История криминологии

Вид занятия: практикум (в рамках семинарского занятия)

Время: 2 часа

Учебная цель – в ходе изучения темы обучаемые должны уяснить исторические корни формирования криминологии как науки, научиться ориентироваться в методологии классического и позитивистского направлений.

Изучаемые вопросы:

1. Зарождение и развитие криминологической мысли.

2. Основные периоды развития криминологии как науки

3. Дореволюционное состояние изучения преступности в России

4. Этапы развития Российской криминологии.

Задание 1. По предлагаемому перечню высказываний и тезисов определите их авторство (Демокрит, Протагор, Платон, Аристотель, Цицерон, Фома Аквинский, Т. Мор).

Укажите авторов высказываний и тезисов по предлагаемому перечню:

1. «Неправильное поведение — результат незнания более правильного»;

2. «Угроза наказания хотя и оказывает сдерживающее возникновение в силу несовершенства человеческой природы, но играет вспомогательную роль, так как не всегда удерживает от соблазна грешить втайне»;

3. «Причины преступлений - в отсутствии побуждений к добродетели в силу нравственных пороков»;

4. «Наказание должно соответствовать не только характеру содеянного, но и побуждениям виновного, учитывать, были ли проявлены коварство, жестокость либо имело место юношеское легковерие».

5. «Сдерживание преступности должно опираться на следующие социальные факторы: справедливое государственное устройство, стабильность законов, беспрекословное их главенство над должностными лицами, борьба с коррупцией, уровень развития экономики, обеспечивающий высокое благосостояние граждан, предоставление возможности реализовать в социально полезных формах активность различных слоев населения»;

6. «Наказание осуществляется во имя будущего, чтобы не совершал преступлений ни наказываемый, ни другой человек, которому становится известно о применении наказания»;

7. «Исключительно важна неизбежность наказания, поскольку надежда на безнаказанность является одной из сильнейших побудительных причин к совершению преступлений».

8. «Преступление - это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог».

9. «Причины преступности заложены в самом обществе. Если остаются неизменными причины, вызывающие преступления, неизменно будут совершаться и эти последние, и никакие жестокие казни делу не помогут».

Задание 2. Определите методологической основой какого из направлений – классического или позитивистского – являются следующие тезисы:

а) только закон может быть мерилом хорошего и дурного;

б) интеллект и рассудок являются основополагающими признаками человека; это фундамент, на котором строится любое объяснение его индивидуального и общественного поведения;

в) человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей;

г) задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника;

д) наказание должно быть предусмотрены законом, чтобы не оставлять на усмотрение судьи решение вопроса о выборе наказания;

е) наказания не должны причинять страдания и мучения, цель наказания состоит не в том, чтобы карать, а в том, чтобы помешать преступнику совершить иные преступления и оказывать сдерживающее воздействие на остальных граждан;

ж) общественной опасностью отличается личность преступника;

з) наказания должны быть одни и те же, как для знатных, так и для обыкновенных граждан и т.д.;

и) общественно опасным является деяние;

к) поведение человека определяется многими физическими (телесными), психическими и социальными факторами, которые не поддаются его контролю;

л) преступление должно рассматриваться как ущерб для общества;

м) цель наказания – исправление осужденного;

н) наказания должны соответствовать преступлениям, критерием тяжести преступления должен служить ущерб, который оно причинило обществу;

о) в основе воздействия на преступность – предупреждение.

Деловая игра.Коллектив разбивается на две группы.

Задание для группы № 1: используя действующий Уголовный кодекс привести доказательства, что он отражает методологические основы классического направления науки.

Задание для группы № 2: используя содержание Общей и Особенной частей Уголовного кодекса РФ указать максимальное количество институтов и норм, действующих в рамках позитивистского направления.

По итогам работы обеих групп организуется дискуссия о компромиссе классического и позитивистского начал в УК РФ.

Тема 3

Наши рекомендации