Предупреждение транспортных преступлений.
Причины транспортных преступлений, как мы убедились, многообразны и разномасштабны. Отсюда и предупреждение указанных преступлений выступает как некая система различных по своему характеру, содержанию и сфере проявления мероприятий. Реализация предупредительных мероприятий может быть осуществлена на различных уровнях. В криминологии выделяют три уровня предупреждения преступности: общесоциальный, специально-криминологический и индивидуальный.
Обсуждение стратегии борьбы с преступностью, в том числе и транспортной на X Конгрессе ООН в 2000 г. показало, что спектр мер, применяемых в этих целях в различных странах, достаточно широк и разнообразен. Обращают на себя внимание, в частности, три обстоятельства: а) все большее значение, по сравнению с уголовной репрессией в ее чистом виде, приобретает предупредительное направление; б) все более популярным становится тезис, что никакая предупредительная деятельность не сможет быть успешной без проведения крупных социально-экономических и технических преобразований общегосударственного масштаба; в) все отчетливее прослеживается мысль о необходимости включения предупреждения преступности в национальные и международные стратегии в области развития.
Общесоциалъиый уровень предупреждения транспортной преступности включает в себя решение крупных экономических, социальных, политических, идеологических, технических, правовоспитательных, организационно-управленческих и других проблем жизни общества. Общесоциальные меры профилактики связаны, в основном, с реализацией планов социального и экономического развития в области разработки и создания новых видов и типов транспортных средств, строительства транспортных коммуникаций, поддержания на надлежащем уровне транспортной инфраструктуры, законодательной регламентации условий безопасного функционирования транспортных средств, правовоспитательной работы среди участников транспортной деятельности и т. д. Реализация перечисленных мер опосредованно воздействует на транспортную преступность, оказывая лишь косвенное влияние на различные звенья механизма преступного поведения человека, взаимодействующего с транспортными средствами.
Во-первых, в системе мер предупреждения неосторожных транспортных преступлений удельный вес общесоциальных мер должен быть выше, чем в отношении умышленных транспортных преступлений.
Во-вторых, меры предупреждения неосторожных транспортных преступлений могут иметь сходство и даже совпадать с мерами защиты от случайного причинения вреда. В области использования транспортных средств предупредительные меры должны быть сориентированы не столько на возможных преступников, сколько на предотвращение любого, в том числе и случайного ущерба.
В-третьих, в системе мер предупреждения неосторожных транспортных преступлений особая роль должна быть отведена различным техническим мероприятиям. Учитывая то значение, которое в генезисе неосторожного транспортного преступления имеют транспортное средство и ситуация, приоритетным направлением в предупреждении этой категории преступлений должны стать разработка теории надежности транспортных систем и широкое внедрение ее рекомендаций в практику.
В-четвертых, правильное применение мер общесоциального предупреждения транспортных преступлений демонстрирует его довольно высокую эффективность. Причем неосторожные транспортные деликтыболее «отзывчивы» на предупредительные меры, чем умышленные транспортные преступления.
Специально-криминологическая профилактика транспортных преступлений связана с осуществлением различных мероприятий среди лиц, так или иначе взаимодействующих с транспортными средствами — источниками повышенной опасности (водителей, пассажиров, пешеходов, эксплуатационников, обслуживающего персонала, других участников транспортной деятельности). К таким мерам относятся: контроль за соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта; пресечение административно или дисциплинарно наказуемых транспортных проступков, применение санкций к нарушителям; выявление и устранение конкретных факторов, способствующих возникновению аварийных ситуаций (улучшение состояния транспортных коммуникаций, совершенствование транспортных средств, подготовка и обучение водителей); правовоспитательная работа с водителями, обслуживающим персоналом, другими участниками транспортной деятельности.
Практика показывает, что для предупреждения преступных нарушений правил безопасности движения и эксплуатации различных видов транспорта особое внимание необходимо уделять ранней профилактике потенциальных нарушителей. Такую профилактику должны осуществлять в первую очередь органы внутриведомственного и межведомственного контроля за безопасностью работы транспорта в России: ГИБДД РФ на автотранспорте и городском электротранспорте, инспекция по безопасности мореплавания — на морском, инспекция по безопасности судоходства — на речном, Госавианадзор – на воздушном, ревизорская служба МПС РФ — на железнодорожном транспорте.
Предупреждение транспортных преступлений на индивидуальном уровне (индивидуальное предупреждение) — это воздействие на криминогенные факторы, способные вызвать совершение транспортного преступления конкретным лицом. Таким образом, профилактическая деятельность осуществляется непосредственно с лицами, совершившими транспортные преступления либо предрасположенными к их совершению.
Необходимой предпосылкой разработки эффективных средств такого предупреждения является изучение личности преступника, а также конкретной ситуации и транспортного средства и выяснение их роли в механизме транспортного преступления. Лишь всестороннее исследование этих компонентов и причин преступления позволяет наметить пути их устранения. Изучение проблем предупреждения транспортных преступлений, следовательно, логически вытекает из необходимости исследования в первую очередь (и главным образом) личности преступника. Она (эта личность), с одной стороны, играет особую (доминирующую) роль в механизме транспортного преступления, с другой — не всегда нуждается в исправлении, поскольку обладает, как правило, сравнительно неглубокой степенью социально-нравственной запущенности. А потому эффективность борьбы с подобного рода деяниями почти всецело зависит от их предупреждения.
Особое место среди рассматриваемых видов предупредительных мер занимает уголовно-правовая борьба с транспортными преступлениями, выражающаяся в воздействии специфическими средствами на сознание граждан с целью устранения так называемых личностных причин (антисоциальных взглядов, привычек, побуждений, отрицательных нравственных качеств и т. п.) совершения преступных деяний. Специфика системы уголовно-правового предупреждения предполагает и его конкретное уголовно-правовое исследование. Однако это отнюдь не означает, что такие исследования не могут выходить за рамки уголовного права. Общепризнано, что более эффективным является комплексное исследование проблем. Следует согласиться с соображениями Г. 3. Анашкина, считавшего «оправданным проведение исследований проблем превентивной роли уголовного права не изолированно, а в комплексе со многими иными факторами».[6]
Важность разработки данного аспекта предупреждения транспортных преступлений состоит еще и в том, что с ним тесно связан вопрос о возможности прогнозирования в этой сфере. Неотъемлемой составной частью социального регулирования в области предупреждения неосторожных транспортных преступлений является уголовно-правовое и криминологическое прогнозирование и планирование предупредительных мер.
Недостаточная разработанность в юридической литературе проблем прогнозирования не есть результат принципиальной невозможности осуществления такого рода прогнозов. Прогнозирование в сфере уголовного права и криминологии не только возможно, но и целесообразно. Без научного предвидения невозможно научное управление, в том числе и научное управление борьбой с транспортной преступностью. Нельзя, правда, не замечать и те очевидные (и довольно большие) трудности, которые возникают в процессе осуществления такого прогнозирования, ибо в области уголовного права всегда гораздо понятнее то, что не устраивает общество, чем то, какой должна быть новая уголовно-правовая регламентация.
В связи с изложенным подчеркнем: уголовно-правовое прогнозирование как одно из направлений прогностики в области борьбы с транспортной преступностью не следует смешивать с криминологическим прогнозированием. Они относятся к самостоятельным, хотя и тесносвязанным друг с другом видам прогнозов.
Итак, основные направления профилактики транспортных преступлений в нашей стране традиционно сводятся к следующему:
— разработка и реализация долгосрочных комплексных программ по предупреждению транспортных правонарушений, предусматривающих меры социально-экономического, социально-правового, организационно- технического характера;
— совершенствование законодательных и нормативных актов, регламентирующих уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также документов, регулирующих служебное (ведомственное) расследование транспортных происшествий;
— постоянное совершенствование практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел о транспортных преступлениях;
— совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов, регламентирующих безопасность движения и эксплуатации транспорта, а также за расследованием транспортных происшествий;
— повышение уровня профессиональной подготовки транспортных следователей и прокуроров, специалистов межведомственных органов, связанных с обеспечением безопасности движения и эксплуатации транспорта;
— повышение уровня профессиональной подготовки работников
транспорта, а также водителей индивидуальных транспортных средств.
Приведенный перечень мер свидетельствует, что в отечественной практике воздействия на неосторожную транспортную преступность акцент делается на развитие тактических и оперативных мер (воздействие на человека). Между тем зарубежные исследователи проблемы предупреждения неосторожной транспортной преступности пришли к выводу, что наиболее эффективными и надежными в этом плане являются стратегические меры, т. е. меры, не связанные столь тесно с воздействием на человека. В практике развитых зарубежных стран большее внимание фокусируется на: а) повышении безопасности автотранспорта и иной транспортной техники; б) улучшении дорог, установке автоматических средств регулирования движения и контроля; в) развитии сети сервисных услуг (ремонт автомобилей, отдых водителей и т. п.).
Не исключено, что именно из-за различий в выборе магистральных направлений развития профилактической деятельности мы имеем разные ее результаты: уровень «смертей на дорогах» и дорожного травматизма в России в 5-8 раз выше, чем во многих других зарубежных странах. Из каждых 100 пострадавших в авариях людей у нас погибают 15, тогда как в США и Германии — только 2, в Италии и Швейцарии — 3.
В заключение следует отметить, что задача снижения преступной аварийности на транспорте не может быть решена односторонне. Ни само по себе техническое совершенствование транспортных средств, путей сообщения, транспортной инфраструктуры, ни надлежащий профотбор, ни повышение квалификации, ни оптимизация условий работы, ни другие из названных мер, взятые в отдельности, не в состоянии полностью снять проблему аварийности. Лишь комплексное изучение и искоренение всех причин и условий позволит снизить остроту вопроса и заметным образом повлияет на безопасность транспортной деятельности.