Криминологическая характеристика транспортной преступности.

Состояние, структура, динамика транспортных преступлений в последние годы в России характеризуются крайне неблагоприятными тенденциями. Суть их заключается в том, что на фоне постоянно увеличивающегося удельного веса в общей структуре преступности неосторожной ее составляющей особенно быстрыми темпами растет именно неосторожная транспортная преступность, отличающаяся интенсивным ростом числа этих преступлений, увеличением масштабов причиняемого физического и материального вреда, ухудшением характера наступающих последствий.

В результате «цена ошибки» со стороны лиц, находящихся в сфере взаимодействия с транспортными средствами — источниками повышенной опасности, в последнее время несоизмеримо возросла. Суммарный негативный эффект от неосторожных транспортных преступлений стал сопоставим с ущербом, причиняемым в совокупности многими видами умышленной преступной деятельности. Не меньшим негативизмом отличаются тенденции в сфере умышленных транспортных преступлений.

О «размахе» анализируемого явления, степени его распространенности и общественной опасности могут свидетельствовать следующие данные. Ежегодно в России участниками дорожного движения совершается в среднем около 160 тыс. дорожно-транспортных правонарушений, гибнут примерно 30 тыс. человек и порядка 180 тыс. получают ранения. Социально-экономический ущерб от аварий составляет ежегодно около 192 млрд рублей. По уровню аварийности (с учетом тяжести последствий) наша страна вышла на первое место в мире. Тяжесть дорожно-транспортных преступлений в России в несколько раз выше, чем в США, Великобритании, Италии. Франции, Германии. Японии.

Наиболее криминогенными по числу дорожно-транспортных правонарушений являются Уральский и Дальневосточный федеральные округа. По имеющимся данным, за последние 5 лет количество аварий увеличилось в 31 регионе, число погибших — в 40, число раненых — в 44 субъектах Российской Федерации. При этом рост всех основных показателей аварийности зарегистрирован в 23 регионах.

Значителен уровень аварийности на морском и речном флоте. Только за период с 2001 по 2005 гг. на флотах России произошло 282 происшествия. В 2001 г. уровень аварийности на судах возрос, по сравнению с предыдущим годом, на 37 %, что в абсолютных показателях составило 59 происшествий. Динамика аварийности на водном транспорте России в 2001-2005 гг. характеризуется следующими данными.

Существенны людские и экономические потери от аварийности на железнодорожном и воздушном транспорте. В течение 2001 — 2005 гг. в России имели место 289 происшествий на воздушном и 140 — на железнодорожном транспорте, в результате которых в общей сложности погибли 1188 человек.[1]

По данным Федеральной службы воздушного транспорта РФ, удельные показатели аварийности воздушных судов превышают в настоящее время среднемировой уровень в 5-6 раз. В России, кроме того, налицо в последние годы и рост авиаинцидентов: в 2001 г. их было 785, в 2003 г. — 761, в 2004 г. — 894.[2]

Еще раз подчеркнем, что, с одной стороны, все приведенные данные дают представление о транспортных правонарушениях в целом (транспортных проступках, преступлениях и гражданско-правовых деликтах в их совокупности), с другой стороны, в эти данные не включены показатели, характеризующие уровень аварийности на военном транспорте (военно-морском, военно-воздушном, автотранспорте). По имеющимся же сведениям, ежегодно в Вооруженных Силах РФ и иных воинских формированиях совершается в среднем около 25 тыс. преступлений. Причем показатель преступлений, связанных с нарушением правил вождения и эксплуатации во­енных машин, чрезвычайно высок. Так, если в 2001 г. он составил 14,8 % от общего числа преступлений против военной службы, то в 200 4г. — уже 16,2 %, а в 2005 г. — 17,9 %.[3]

В целом транспортные преступления в абсолютных цифрах составляют ежегодно в России около 90 тыс. Причем указанную цифру образуют лишь зарегистрированные преступления. Между тем отдельные виды транспортных преступлений характеризуются весьма высоким уровнем их латентности. Так, по имеющимся сведениям, латентность угонов автомототранспортных средств составляет около 100 %, невыявленным оказывается каждый третий-четвертый случай оставления места дорожно-транспортного происшествия, каждый второй-третий случай нарушения правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта. Не попадают в поле зрения органов уголовной юстиции и некоторые другие виды транспортных преступлений (предусмотренные ст. 266, 269, 270 УК). С учетом большого числа зарегистрированных транспортных преступлений, а также высокого уровня их латентности в итоге транспортную преступность можно охарактеризовать как имеющую достаточно широкое распространение, обладающую отрицательной динамикой, отличающуюся негативными тенденциями, масштабностью причиняемых последствий и, как результат, — крайне высокой степенью общественной опасности. Заметной спецификой отличается и детерминация транспортной преступности, т. е. тот комплекс причин и условий, которые ее порождают.



Наши рекомендации