Биологическое направление в зарубежной криминологии.
Родоначальником биологического направления в криминологии является итальянский ученый Ч. Ломброзо (1836 – 1909). Основные идеи теории: преступник – своеобразный антропологический тип, а преступление - естественный и наказанием не предотвратимый акт. Преступником не становятся, а рождаются. Преступного человека необходимо выявить по ряду признаков и изолировать (либо уничтожить). Исследователь создает типологию – каждому виду преступника соответствуют лишь для него характерные черты (убийцам – одни, ворам, мошенникам, насильникам – другие), рассматривает преступников как больных (нравственно помешанных). Соответственно и меры воздействия на них сходны с мерами воздействия на сумасшедших. В опровержение теории были выдвинуты следующие контраргументы: показатели преступности колеблются в зависимости от социальных условий, а не количества биологических аномалий; понятие преступления носит социальный и исторический характер (общество само криминализирует деяния), признаки преступного типа выявляются менее чем у 50% преступников, и т.д. Более компромиссной оказалась позиция Э. Ферри, согласно которой прирожденный преступник может не совершить преступление в течение жизни благодаря благоприятным социальным условиям.
Антропологические исследования Ломброзо легли в основу созданного им детектора лжи, который сам Ломброзо назвал сфигмографом.
Концепции умственной отсталости преступников.Тест Бинэ-Симона. был создан в 1905 г. и позволял определить «возраст умственного развития»: Немецкий психолог В. Штерн, доработав тест, предложил с его помощью рассчитать коэффициент умственного развития – I.Q. (сокращенно от «intelligence quotient»). В 1908 г. Г.Годдард перевел этот тест на английский язык, исследовал умственное развития преступников и пришел к выводу, что каждый слабоумный является потенциальным преступником. Но последующие исследования опровергли данную теорию.
Концепции генетической предрасположенности к преступлению. В 1909 г. датский ученый В. Иогансен ввел в научный оборот термин «ген», под которым понимал наследственный задаток признака. Й. Ланге. в двадцатых годах прошлого столетия провел исследование на основе близнецового метода: в 77% случаев у однояйцевых близнецов, если преступление совершал один, то и второй оказывался преступником (у разнояйцевых близнецов этот показатель составил лишь 11%). В нацистской Германии в 1933 г. практиковалась кастрация и стерилизация как меры уголовной евгеники (аналогичные меры практиковались и в других странах – в США с 1899 г., в Дании с 1929 г.)
Однако контраргументы снизили 2накал» генетической теории. Они сводились к следующему: низкая репрезентативность исследований; не учитывалось влияние окружающей среды.
В 50-х гг.стала популярной хромосомная теория (у преступников половые хромосомы не парные – «ХУ», а тройные: комбинации типа «хху» или «хуу» (П.Джекобс). Дальнейшие исследования, проводившиеся в Англии, Франции и США, не подтвердили достоверность выводов данного учения.
Психоаналитические концепции причин преступности. Обычно сущность теории З. Фрейда раскрывают при помощи трех понятий: Оно, Я и сверх-Я (по латинской терминологии: Ид, Эго и супер-Эго).
На поверхности непознанного и бессознательного Оно, стремящегося к удовольствию, покоится Я, возникшее на основе системы восприятий внешнего мира. Я старается заменить принцип удовольствия, безраздельно властвующий в Оно, принципом реальности. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащему страсти. Несогласие между требованиями совести и действиями я ощущается как чувство вины. Таким образом в сверх-Я аккумулируются контролирующие воздействия общества и влияние культуры.
Цель психоаналитиков – постараться помочь преступнику понять, в чем заключается его внутренняя ущербность, с тем чтобы он смог гармонизировать свою личность. С этой целью используют медитации, интроспекции, самоанализ.
Клиническая криминология.В ХIХ в. Э. Ферри и Р. Гарофало разработали концепцию опасного состояния преступника, суть которой заключалась в том, что преступника надо не карать, а выводить из состояния повышенной склонности к преступлению (и до тех пор, пока этого не сделано, изолировать). В ХХ в. эта концепция была положена в основу клинической криминологии.
Наиболее основательно методы клинического воздействия на преступников разработал французский криминолог Жан Пинатель. Помимо психоанализа в арсенале клинической криминологии электрошок, лоботомия, таламотомия, медикаментозное воздействие, хирургические методы.