Индивидуальная профилактика преступного поведения.
Индивидуальная профилактика осуществляется персонифицированно, в отношении: 1) освобожденных из исправительных учреждений; 2) осужденных условно, к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, совершающих административные правонарушения; 3) и других категорий лиц, чье поведение свидетельствует о возможности становления (или возврата) на преступный путь.
Меры общей профилактики направлены на выявление и устранение причин и условий преступлений, действующих в различных сферах социальной жизни: семейно-бытовой, учебно-трудовой, досуговой и т.д.
Можно выделить меры, которые осуществляются в рамках групп ситуаций или лиц, выделенных по определенным родовым признакам (наркоманы, проститутки и др.)
Криминологическая профилактика проходит через определенные этапы (стадии):
- меры ранней профилактики;
- меры непосредственной профилактики;
- меры профилактики рецидива преступлений.
По организационной форме в криминологической профилактике выделяются меры-сигналы и меры-действия.
По степени радикальности выделяются меры криминологической профилактики:
а) упреждающие саму возможность возникновения криминогенных явлений, ситуаций, факторов;
б) нейтрализующие, блокирующие, затрудняющие, минимизирующие их действие;
в) устраняющие (хотя бы локально и временно) действие причин и условий, способствующих совершению преступлений.
По правовой характеристике различаются меры криминологической профилактики: а) базирующиеся на нормах права, но ими подробно не регламентированные (например, правовое просвещение и воспитание); б) детально урегулированные юридическими нормами (уголовного, уголовно-исполнительного, гражданского, семейного, трудового и др. отраслей права).
По направленности меры криминологической профилактики подразделяются на: а)профилактические мероприятия, сориентированные на реальных и потенциальных преступников; б) обращенные на потерпевшего (виктимологическая профилактика).
3. Объекты и субъекты криминологической профилактики.Объектом криминологической профилактики являются истоки, корневая система преступности, т.е. причины и условия, все то, что ее порождает и воспроизводит.
Субъекты криминологической профилактики.
К неспециализированным государственным субъектам относятся Президент РФ как глава государства и гарант Конституции, Администрация Президента РФ, Совет Безопасности РФ и создаваемые при нем межведомственные комиссии, органы законодательной и исполнительной власти всех уровней, органы местного самоуправления.
Определенную роль в специально-криминологической профилактике играют не только учреждения, но и частные, коммерческие структуры, общественные формирования: политические партии, движения, фонды, религиозные организации и др.
Для перечисленных субъектов (как государственных, так и негосударственных) при всех различиях в содержании их, характерно одно: функция профилактики преступлений не является для них единственной, профилирующей и даже основной.
Другую большую группу составляют специализированныесубъекты профилактики преступлений. Общим системообразующим признаком в данном случае является предназначенность для борьбы с преступностью и другими, которая у этих субъектов представляет собой единственную либо профилирующую, основную (одну из основных) функцию. Государственные специализированные субъекты принадлежат к системе правоохранительных органов государства (органы прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, и др.) Подытоживая сказанное, необходимо указать на то, что профилактическая деятельность правоохранительных органов является их приоритетной задачей в рамках борьбы с преступностью.
Из числа общественных структур к специализированным субъектам предупреждения преступности традиционно относились общественные пункты охраны порядка, товарищеские суды, добровольные народные дружины (рабочие отряды) по охране общественного порядка, и т.д.
При всем разнообразии субъектов предупреждения преступности, в т.ч. криминологической профилактики, они системно связаны, т.е. представляют собой систему.