Понятие и программа криминологического исследования.
Научное исследование в криминологии выполняет 4 основных функции: описательную (полная и объективная фиксация характеристик объекта исследования и существующих между ними связей и отношений); объяснительную (анализ причинно-следственных связей, выявление закономерностей возникновения и функционирования изучаемых явлений преступности); предсказательную (научное предсказание развития явлений преступности в будущем); регулятивную (разработка и реализация рекомендаций и предложений по совершенствованию практики борьбы с преступностью на основе конкретного эмпирического материала, полученного при криминологическом исследовании).
По целевой направленности криминологические исследования делятся на теоретические и прикладные
По масштабам криминологические исследования подразделяются на общегосударственные (в целом по стране); региональные (область, край, республика, экономический административный район); местные (город, район, микрорайон) и объектовые (промышленное предприятие, учреждение, исправительная колония). Криминологические исследование классифицируются также по изучаемым видам преступности (первичной или рецидивной, городской или сельской, женской, детской и др.)
Подготовку и проведение конкретных криминологических исследований необходимо начинать, прежде всего, с разработки программы исследования, которая делится на две части: 1) методологическую и 2) процедурную.
Методологическая часть программы исследования включает в себя три основных элемента: определение изучаемой проблемы, объекта и предмета исследования; определение цели и задач исследования; формулирование рабочих гипотез. Под проблемой в научном исследовании понимают вопрос, на который нельзя ответить, не предприняв целенаправленных действий. Объектом является то, на что направлено сознание и деятельность человека (группы осужденных, система учреждений, групповые отношения и т.д.) Предмет исследования представляет собой совокупность характерных свойств объекта (отдельные грани объекта). Чаще всего предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы, ответ на который дает возможность обнаружить основную тенденцию развития анализируемого противоречия.
Вторым шагом в разработке программы является определение цели и задач исследования. Определение цели исследования позволяет в дальнейшем сформулировать задачи – определенные частные задания на пути к достижению цели. Гипотеза является главным звеном методологической части программы (кратко сформулированное обоснованное предположение исследователя о характере внутренних и внешних связей объекта, о его структуре). В процедурной части программы исследования различают следующие разделы:а) выбор и составление принципиального (стратегического) плана исследования; б) описание методов и техники сбора данных; в) описание способов анализа полученных данных.
На основе программы составляется рабочий план криминологического исследования, в котором более детально описываются его процесс, последовательность проведения отдельных этапов и организационно-технические мероприятия по сбору, обработке и анализу информации.
2. Методы криминологических исследований и особенности их применения в исправительных учреждениях.
Методику криминологического исследования можно определить как систему способов и технических приемов сбора, обработки и анализа криминологической информации, последовательность их применения с целью познания изучаемого криминального явления. Методы криминологического исследования подразделяются на три группы: сбора первичной информации; ее обработки и анализа; интерпретации результатов.
Документальный метод заключается в использовании криминологически значимой информации, зафиксированной на бумаге, фото- и кинопленке, магнитной ленте и других материальных носителях. Любое исследование, проводимое при исполнении наказаний, особенно связанное с лишением свободы, надо начинать именно с этапа изучения документов, личных дел осужденных, поскольку именно личные дела помогут дать исследователю более или менее объективную исходную информацию.
Методы опроса (интервью и анкетирование). Интервью – устный опрос людей по интересующим исследователя вопросам; анкетирование – письменный опрос. По технике и форме проведения различают интервьюирование стандартизированное, нестандартизированное и полустандартизированное. При интервьюировании и анкетировании особое внимание уделяется формулировке вопросов, которые могут быть открытыми, закрытыми и полузакрытыми. По содержанию вопросы можно разбить на прямые и косвенные.
Метод наблюдения. Наблюдение как метод бывает двух видов – непосредственное и опосредованное. В первом случае изучение объекта осуществляется самим исследователем, являющимся непосредственным участником или руководителем деятельности. Это значительно повышает качество наблюдения, но при таком наблюдении бывает трудно охватить большое число объектов. Опосредованное наблюдение организуется через других лиц (в ИУ – через воспитателей колоний, бригадиров, учителей школы, мастеров производства). По роду постановки исследовательских задач наблюдение подразделяется на открытое и скрытое, лабораторное и полевое (естественное), включенное и невключенное.
В зависимости от условий проведения наблюдение подразделяется на полевое (естественное), когда изучение того или иного явления организуется в естественных условиях, и лабораторное – в искусственно созданную ситуацию вводится изучаемый объект.
Социометрический опрос -методы изучения групповых и коллективных взаимоотношений, основанные на опросах по специально разработанных анкетах, ответы на которые предполагают взаимные выборы партнера для совместного выполнения каких-то видов деятельности (учебной, трудовой, спортивной и пр.), участия в различных мероприятиях (диспуты, конференции). Полученные данные позволяют определить психологическую структуру коллектива.Полученные ответы фиксируются в виде социограммы – графической схемы, на которой между значками, обозначающими индивидов, протягиваются стрелки предпочтения..
Пример: Социограмма на примере выбора осужденного в соответствии с вопросом: «С кем бы вы хотели остаться в бригаде?»
| |||
|
позитивные выборы
Метод тестовых испытаний. Слово «тест» английского происхождения и переводится на русский язык как краткосрочное испытание, проба.
Процедура тестового испытания предельно упрощена и позволяет быстро проводить массовые обследования. Тесты разрабатываются таким образом, чтобы один из них дополнял другой, перепроверял полученные ранее результаты.
Эксперимент - такой метод исследования, когда создаются условия, необходимые для проявления интересующих нас связей, явлений.Он дает возможность изучить интересующие явления в самых различных условиях их протекания. Успешное применение эксперимента позволило в свое время внедрить в практику деятельности ИУ отрядную систему, безналичный расчет, колонии-поселения и др.