Зарождение и развитие криминологической мысли.

Вопросы о природе и сущности преступления, причин, порождающих преступность, мер, которые следует принимать против этого социального зла, занимали человеческий ум еще в глубокой древности и связаны с трудами Демокрита, Протагора, Платона, Аристотеля, Цицерона, высказавшими идеи детерминизма и профилактики преступности, значимости неизбежности наказания, а не его суровости.

В эпоху средневековья господствовала теологическая модель личности преступника (преступление - это грех, совращение души дьяволом). Данный период связан с именами Фомы Аквинского (1225-1274), и Мартина Лютера (1483-1546). Жестокость и массовость смертных казней во всевозможных формах объяснялись необходимостью «страдания при наказании», которые примиряют преступника с Богом. Далее, в «Утопии» Т. Мора он указал, что причины преступности заложены в самом обществе и мало зависят от человеческого рассудка. Далее, в развитии криминологии можно выделяются три периода: первый (классический) – со второй половины XVIII в. до последней трети XIX в.; второй (позитивистский) - с последней трети XIX в. по 20-е годы XX в.; третий (современный) - с 30-х годов XX в. по настоящее время.

В содержательном плане выделяют следующие криминологические направления: а) классическая школа (одно из направлений уголовного права в XVIII в.; основатели - философ Дж. Локк и правовед Блэкстон (Великобритания). Суть: отрицание принципов феодального уголовного права и защита демократических принципов уголовной ответственности и применение наказаний, провозглашавших формальные равенство всех перед законом; человек сам контролирует свою судьбу в соответствии со своей свободной волей.

Один из известных предшественников криминологической науки Ч. Беккария («О преступлениях и наказаниях»), главные принципы которого: преступление должно рассматриваться как ущерб для общества; наказания должны быть равными для всех и предусмотрены законом, чтобы не оставлять на усмотрение судьи решение вопроса о выборе наказания; жестокость наказаний не только бесполезна, но даже вредна, цель наказания – превенция; и др. Большой вклад в разработку классической школы внесли англичане Дж. Говард (1726-1790), И. Бентам (1748-1832), немецкий юрист П.А.Фейербах (1775-1833). В США основоположником идей классической школы считается Э.Ливингстон (1764-1836). В России взгляды этого направления разделяли З.А.Горюшкин, Н. Н. Сандунов, В. Г. Кукольник, А.С.Жирнев, Н.С.Таганцев. Последующее развитие криминологии было основано на идее свободной воли; произошла замена принципов наказания, в основе которых лежали мотивы мести, закрепленные в праве принципами рационального наказания, соответствующего серьезности содеянного.

Позитивистская школа не разделяет идеи классической школы о свободной воле, умысле, и соответственно, отрицает индивидуальную ответственность. Позитивистская криминология развивается в трёх основных направлениях: биологическом, социологическом и психологическом.Первое из них представлено Туринской (антропологической) школой, крупнейшими представителями которой были Ч. Ломброзо («Преступный человек», «Женщина преступница и проститутка») и др.), Э.Ферри, Р.Гарофало, Э. Кречмер. В дальнейшем биологическое направление пополнилось рядом других теорий (теория опасного состояния, теории различных предрасположений - конституционного, эндокринного, генетического). Антропологическое направление не нашло широкого распространения в России.

Уголовно-социологическая школа в качестве идейной основы использовалась социология О. Конта. Представители этой школы стали основоположниками социологических теорий: теория факторов (А. Кетле), теория социальной дезорганизации (Э. Дюркгейм) и др. и др. В России взгляды этой школы разделяли И. Фойницкий, С.В. Познышев, А.А. Жижиленко. Кетле считается основоположником социальной статистики и первым криминологом социологического направления.

Психологическое направление связано с именем Р. Гарофало. Он рассматривал преступные деяния как «естественные преступления», противоречащие двум главным чувствам - честности и состраданию. Р. Гарофало объяснял преступность внутренне присущей определенным лицам склонностью к совершению преступлений («опасное состояние личности»). После второй мировой войны виднейшим представителем этой теории был французский криминолог Ж. Пинатель, рассматривающий опасное состояние личности как понятие не юридическое, а клиническое. Опасное состояние обычно временно, оно соответствует внутреннему кризису, сменяемому эмоциональным безразличием, вслед за которым приходит эгоцентризм, затем лабильность (неустойчивость), которая вновь может вылиться в кризис.

Зигмунд Фрейд (1856-1939) внес много нового в теорию прирожденного преступника. Исходная позиция Фрейда: все без исключения люди рождаются преступниками.

На стыке биологического и социологического направления возникает биосоциальное направление (Ф.Лист, Э. Ферри, И. Фойницкий, С.В. Познышев), которое проповедует идею социальной обусловленности преступного поведения, не отрицая в той или иной мере значение биологических факторов.

Из социологического и психологического направлений вытекает социально-психологическое направление (К. Шоу, Э. Сатерленд, Г. Тард, Т. Селин). Так, Г. Тард («Законы подражания», 1890 год) считал, что всякому поведению, включая и преступное, обучаются. Он полагал, что юридические диспозиции должны строиться на психологической основе, а не на посылке о равных наказаниях за равные преступления, которую он считал несправедливой и упрощенческой.

Свое развитие позитивистская теория получила в рамках школы социальной защиты. Первое серьезное признание она получила в 1943 году, когда Ф. Граматика создал в Венеции Центр исследования социальной защиты. Первая международная конференция по вопросам социальной защиты была проведена в 1947 году в Сан-Ремо, вторая - в 1949 году в Льеже. В 1948 году была создана Комиссия социальной защиты при Организации Объединенных Наций. Основой доктрины социальной защиты является исключение наказания, которое заменяется перевоспитанием и социализацией правонарушителя.

Наши рекомендации