Динамика регистрации убийств в России в 1991-2004 гг.
Год | Всего | Год | Всего | Год | Всего | Год | Всего |
31 140 | |||||||
15 566 | 31 829 | ||||||
Задание 5. Проанализируйте динамику грабежей и разбойных нападений в России в абсолютных и относительных показателях, в процентах (темпы роста и темпы прироста) и коэффициентах на 100 тыс. чел. населения за период с 1991 по 2004 гг., исходя из приводимых в табл. 10.2 абсолютных показателей. Объясните факторы, повлиявшие на рост числа корыстно-насильственных преступлений.
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1
Тема 12. Криминологическая характеристика и предупреждение имущественных преступлений.
Подготовка к аудиторному занятию:
1. Понятие и основные характеристики. Состояние, структура, динамика. Тенденции развития.
2. Характеристика личности корыстного преступника.
3. Причины и условия имущественных преступлений.
4. Профилактика имущественных преступлений.
Практическое задание:
Задание 1. Какие из возрастных групп (14-17 лет, 18-24 года, 25-29 лет, 30-40 лет) более всего проявляют себя в следующих преступлениях: кражи (квартирные, карманные, автомототранспорта), грабежи, разбои, мошенничество?
Задание 2. На территории, обслуживаемой отделом внутренних дел, в истекшем году наблюдалось резкое увеличение числа квартирных краж. Сложившееся положение, как выяснилось в процессе проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий по уголовным делам, возбужденным по этим преступлениям, возникло в результате:
- недостаточного учета в дислокации постов и маршрутов патрульно-постовой службы милиции, специфики жилого сектора микрорайона, где в основном совершались квартирные кражи;
- слабого взаимодействия различных служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению данного вида преступлений;
- отсутствия необходимого опыта работы у участников инспектора милиции, обслуживающего данный микрорайон;
- упущений и недостатков в правовой пропаганде и информировании населения о преступлениях, совершенных в микрорайоне;
- наличия недостатков в работе сотрудников уголовного розыска.
Многие из ранее судимых лиц на момент совершения краж нигде не работали, пьянствовали, надзор за ними осуществлялся формально. Среди граждан, совершивших кражи, было много лиц без определенного места жительства и рода занятий.
На основании анализа обстоятельств, способствующих увеличению квартирных краж, разработайте план мероприятий, направленных на профилактику квартирных краж, выделив разделы общей и индивидуальной профилактики.
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1
Тема 13. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной и профессиональной преступности.
Подготовка к практическому занятию:
1. В чем состоит различие уголовно-правового и криминологического понимания рецидива преступлений?
2. Какие виды рецидива преступлений вам известны?
3. Какие преступления являются наиболее рецидивоопасными?
4. Какой из перечисленных количественных показателей, характеризующих долю всех лиц, ранее совершивших преступления, в числе выявленных преступников является правильным: 10%, 25%, 60%?
5. Какая классификация преступников-рецидивистов представляется вам наиболее обоснованной?
6. Охарактеризуйте причины и условия рецидивной преступности.
7. Каковы основные признаки криминального профессионализма?
8. В чем состоят различия современного криминального профессионализма и аналогичного явления, существовавшего в 30–50-годы?
9. Раскройте содержание мер предупреждения рецидивной и профессиональной преступности.
10. Можно ли полностью искоренить рецидивную и профессиональную преступность?
Тематика сообщений студентов (подготовка мультимедийных презентаций):
1. Понятие преступного рецидива, рецидивной и профессиональной преступности.
2. Правовая, социальная и криминологическая характеристики преступного рецидива и преступного профессионализма.
3. Основные показатели рецидивной и профессиональной преступности.
4. Особенности криминологической характеристики личности преступников-рецидивистов и профессионалов, их классификация и типология.
5. Детерминанты рецидивной и профессиональной преступности.
6. Основные направления предупреждения преступного рецидива и преступного профессионализма.
Практическое задание:
Задание 1. Дайте основанные на определениях рецидивной и профессиональной преступности описания этих видов преступности; укажите черты, характеризующие их повышенную общественную опасность.
Задание 2. Г., будучи осужден за кражу и отбывая наказание в колонии, совершил хулиганство и при этом применил насилие, опасное для жизни и здоровья, по отношению к сотруднику места лишения свободы. За эти преступления Г. был осужден к лишению свободы.
Укажите, какие виды рецидива имеют место в описанном случае.
1. Общий 2. Специальный | 1. Однократный 2. Многократный | 1. Фактический 2. Легальный 3. Пенитенциарный |
Задание 3. В каких из приведенных ниже показателей точнее выражается уровень рецидивной преступности:
а) количество и доля рецидивистов, содержащихся в местах лишения свободы:
б) количество и доля рецидивистов в общем числе осужденных;
в) количество рецидивистов в общем числе взрослого населения региона;
г) количество рецидивистов в общем числе лиц, отбывших наказание.
Задание 4. Дайте аргументированные ответы на следующие вопросы:
1. Что такое преступный (криминальный) профессионализм?
2. Каковы его проявления и признаки?
3. Для каких категорий преступников он более характерен?
Задание 5. 29 мая 1997 г. в отдел внутренних дел поступило сообщение из исправительно-трудовой колонии о предстоящем освобождении и прибытии на территорию обслуживания С., осужденного по ч. 1 ст. 111 УК РФ к 6 годам лишения свободы. 1 июня 1997 года на имя начальника отдела внутренних дел из колонии поступило письмо с просьбой оказать содействие в трудоустройстве С., в котором указывалось на необходимость быстрого решения данного вопроса, поскольку 10 июня освобожденный должен прибыть на территорию обслуживания отдела внутренних дел. На основании письма начальник отдела дал указание участковому инспектору оказать содействие в трудоустройстве С. после прибытия освобожденного.
Из материала на С. следовало, что он 1951 г. рождения, уроженец г. Новгорода, образование среднее, до второго осуждения работал водителем автобуса. За время отбывания наказания добросовестным отношением к труду не отличался, к мероприятиям воспитательного характера относился пассивно, участия в самодеятельных организациях осужденных не принимал.
После прибытия к месту жительства он обратился в отдел внутренних дел с просьбой оказать ему содействие в трудоустройстве, поскольку на прежнее место работы его не приняли. Участковый инспектор, пригласив его на беседу, выяснил, где ему хотелось бы работать. В течение недели С. был прописан по-прежнему месту жительства и трудоустроен на автобазу слесарем.
10 июня на очередной беседе участковый инспектор милиции дал положительную оценку С., сказав, что он хорошо работает, претензий к нему по работе нет. В семье бывают ссоры, но, как выразился С., это бывает во всех семьях.
14 августа на имя начальника отдела от директора автобазы поступило сообщение о том, что С. систематически не является на работу без уважительных причин, употребляет спиртные напитки на рабочем месте, 13 августа учинил драку после очередной выпивки.
22 августа от жены С. поступило заявление о том, что ее муж продолжает пьянствовать, установил связи с ранее судимыми приятелями, ведущими антиобщественный образ жизни. После работы часто не является домой, а когда возвращается - устраивает скандалы, воспитанием сына не занимается. На следующий день С. был задержан за совершение мелкого хулиганства.
1. Дайте оценку обоснованности и законности действий сотрудников ИУ и отдела внутренних дел в отношении С.
2. Определите перечень документов, необходимых для организации и осуществления профилактической работы с С.
3. Разработайте перечень общесоциальных и специально-криминологических профилактических мер, необходимых для проведения в отношении С.
1. Задание 6. Определите, какие из указанных ниже признаков относятся к характеристике причин рецидивной и профессиональной преступности:
1) посещение притонов;
2) возможность совершения нового преступления;
3) неудовлетворительные жилищные условия;
4) незнание норм уголовного закона;
5) совершение хищений в детском возрасте;
6) стяжательство;
7) предыдущая судимость;
8) презрение к окружающим;
9) участие в азартных играх;
10) циничное отношение к женщине;
11) неумение сдержать свою импульсивность;
12) плохие отношения с близкими;
13) низкий образовательный уровень;
14) повышенная агрессивность;
15) властолюбие;
16) самоуверенность.
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1
Тема 14. Криминологическая характеристика и предупреждение групповой и организованной преступности.
Подготовка к практическому занятию:
1. Раскройте специфику организованной преступности.
2. Перечислите и раскройте признаки организованной преступности.
3. Назовите и проанализируйте выделяемые исследователями
виды организованности преступных формирований.
4. Охарактеризуйте социально-экономическую обусловленность организованной преступности и ее связь с рыночной экономикой (предпринимательством).
5. Объясните, какое значение для развития организованной преступности в России имели процессы разгосударствления и приватизации.
6. Определите особенности транснациональной организованной преступности.
7. Проанализируйте общее и особенное в обусловленности и закономерностях изменений американской, итальянской, японской и китайской организованной преступности. Прокомментируйте Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности.
8. Раскройте предпосылки и требования принципа комплексности правовых средств, используемых в борьбе с организованной
преступностью.
9. Дайте определение терроризма. Раскройте его основные признаки.
10. Расскажите о видах терроризма.
11. Какими основными мотивами руководствуются террористы?
12. Каким должно быть противостояние терроризму?
Практическое задание:
Задание 1. Проанализируйте нижеприведенные данные о групповой преступности и дайте оценку ее состояния и тенденции за указанный период.
Групповые преступления | 1993 г. | 1994 г. | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
Всего зарегистрировано преступлений, совершенных группой | |||||
Темпы прироста (снижения) (в %): к предыдущему году к 1993 г. | -6,5 | -18,7 -18,7 | +33,3 +8,4 | +18,1 +27,9 | +8,6 +38,9 |
Удельный вес в общем числе преступлений (в %) | 11,5 | 10,9 | 16,6 | 18,9 | 19,3 |
Задание 2.Перечислите виды преступных групп, предусмотренные действующим уголовным законодательством, и дайте их сравнительную характеристику.
Задание 3.Сравните данные, приведенных групп, и объясните, чем обусловлено различие удельного веси групповой преступности при совершении перечисленных преступлений за указанный период.
Вид преступлений | Число выявленных лиц, совершивших преступления в группе | Удельный вес в общем числе выявленных лиц, совершивших преступления (в %) | |||||||
1997 г. | |||||||||
Умышленные убийства | 11,4 | 13,1 | 14,7 | 15,9 | |||||
Умышленные тяжкие телесные повреждения | 6,7 | 6,3 | 6,3 | 6,9 | |||||
Изнасилования | 53,3 | 53,6 | 54,3 | 52,4 | |||||
Хулиганство | 34,6 | 36,8 | 39,7 | 37,1 | |||||
Разбои | 68,1 | 69,0 | 71,4 | 71,3 | |||||
Грабежи | 55,1 | 55,1 | 56,6 | 56,2 | |||||
Кражи | 52,0 | 53,0 | 56,1 | 57,1 | |||||
Хищения | 29,3 | 24,0 | 21,3 | 21,5 | |||||
Взяточничество | 28,7 | 23,5 | 24,3 | 18,9 | |||||
Задание 4.Назовите сферы преступной деятельности, для которых наиболее характерны групповые формы противоправных проявлений.
Задание 5. Дайте сравнительную характеристику групповой преступности взрослых и несовершеннолетних.
Задание 6. Раскройте специфические особенности профилактики групповых преступлений.
Задание 7. Определите отличительные признаки организованной преступности, ее виды, уровни и структуру.
Задание 8. Раскройте и покажите на примерах связь организованной преступности с "теневой экономикой".
Задание 9. Перечислите основные причины существования организованной преступности и раскройте их содержание.
Задание 10. Охарактеризуйте общественную опасность организованной преступности.
Задание 11. Назовите основные тенденции организованной преступности в России в современный период.
Задание 12. Сформулируйте основные задачи органов внутренних дел по противодействию организованной преступности.
Задание 13. В октябре 2001 г. прокуратура Набережных Челнов возбудила уголовное дело в отношении организованного преступного сообщества «29-й квартал». Группировка, которая насчитывала около 500 человек, «крышевала» ведущие производства ОАО «КамАЗ». Ее «общак» оценивался в 800 млн. долларов. Судебный процесс над членами этого крупнейшего организованного преступного сообщества начался в Казани в начале декабря 2004 г., на скамье подсудимых – 24 человека. Назовите черты организованной преступности по данному делу.
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1
Тема 15. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности несовершеннолетних и молодежи.
Подготовка к практическому занятию:
1. В чем заключается важность криминологического изучения преступности несовершеннолетних?
2. Назовите основные черты преступности совершеннолетних.
Какие изменения произошли в них за последние годы?
3. Дайте общую характеристику уровня и динамики преступности несовершеннолетних за последние 10 лет. Назовите основные особенности структуры преступности несовершеннолетних. В чем причина большей «узости» структуры несовершеннолетних по сравнению со структурой преступности взрослых?
4. Назовите основные черты личности несовершеннолетнего преступника по трем группам признаков: социально-демографическим, социально-ролевым и социально-психологическим.
5. Охарактеризуйте причинный комплекс преступности несовершеннолетних на современном этапе. В чем состоит специфика детерминации преступности несовершеннолетних по сравнению со «взрослой» преступностью?
6. Какие элементы системы предупреждения преступности не-
совершеннолетних имеют особое значение на современном этапе. Назовите основные нормативные акты, регулирующие деятельность по предупреждению преступности несовершеннолетних.
7. Охарактеризуйте и классифицируйте субъектов предупреждения преступности несовершеннолетних.
Практическое задание:
Задание 1 Ранжируйте по степени криминогенности следующие группы несовершеннолетних:
- учащиеся (лицеев, гимназий, общеобразовательных школ и т.п.);
- работающие на производстве;
- неработающие и не учащиеся.
Задание 2. Какие из названных преступлений наиболее часто совершаются несовершеннолетними преступниками (укажите 3 наиболее и 3 наименее характерных преступления):
- хулиганство;
- изнасилование;
- карманная кража;
- убийство;
- квартирная кража;
- неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон);
- применение насилия в отношении представителя власти;
- мошенничество;
- дача взятки.
Задание 3. Ознакомьтесь с перечисленными ниже данными о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и оцените состояние и динамику отдельных видов преступлений.
Доля преступлений несовершеннолетних по отдельным видам преступности (в %)
Все преступления | 16,4 |
Тяжкие | 17,0 |
Грабежи и разбои | 29,0 |
Кражи из складов, баз, магазинов из ларьков, палаток из квартир из транспортных средств | 56,2 31,5 47,6 25,9 54,2 |
Хулиганство | 13,0 |
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) | 30,5 |
Задание 4.Изучите материалы на несовершеннолетнего У. и выполните следующие задания:
1. Используя признаки, значимые для определения вероятности совершения преступления, сделайте прогноз о будущем поведении У. (см. приложение к заданию 4).
2. Составьте план профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего У.
В процессе индивидуальной работы с несовершеннолетним У. были получены материалы, характеризующие его образ жизни, поведение, отношение к труду.
Из характеристики с места работы У. стало известно, что он работает на заводе железобетонных изделий в качестве разнорабочего. К труду относится удовлетворительно, в общественной жизни участия не принимает, пассивен, имели место опоздания на работу без уважительных причин. На воспитательные меры реагирует болезненно, считает, что к нему проявляют излишнее внимание, как к ранее судимому.
Из характеристики по мету жительства У. известно лишь то, что он часто бывает в нетрезвом виде, поддерживает связь с ребятами сомнительного поведения, на замечания взрослых обычно не реагирует, сквернословит. Из бесед участкового инспектора с его родителями можно сделать следующий вывод: взаимоотношения родителей с сыном не налажены, взаимопонимание отсутствует; после работы он надолго уходит из дома, приходит поздно, к просьбам матери оставить компанию ребят, заняться делом, учебой относится безразлично, но явной грубости по отношению к ней не проявляет
Из источников оперуполномоченного уголовного розыска стало известно, что У. является лидером неформальной группы, состоящей из несовершеннолетних, в прошлом судимых, вернувшихся из спецшколы и состоящих на учете милиции. Объединение группы состоялось на почве нездоровых интересов, в частности,употреблея спиртных напитков. Есть непроверенные данные, указывающие на совершение этой группой мелких краж и других правонарушений.
При проверке по ЗИЦ ГУВД г. Москвы было установлено, что У. ранее привлекался к административной ответственности за распитие спиртных напитков. Штраф был наложен начальником отдела внутренних дел. После этого подобных проступков У. не совершал.
Признаки, значимые для определения возможности (прогноза) совершения преступления
1. | В настоящее время | работает или учится не работает, не учится | |
2. | По месту работы (учебы) характеризуется | положительно или удовлетворительно нарушает трудовую (учебную) дисциплину пассивно относится к труду (учебе) пренебрежительно относится к окружающим не желает участвовать в общественной работе пьянствует | +10 +7 +3 +4 +3 |
3. | По месту жительства характеризуется | положительно или удовлетворительно пьянствует иное отрицательное поведение | -17 +12 +14 |
4. | К родителям относится | хорошо или удовлетворительно безразлично или неприязненно | -10 +5 |
5. | В антиобщественной группе | является лидером не состоит | +3 |
6. | После мер административного воздействия правонарушений | не допускал допускал | -7 +14 |
7. | После мер общественного воздействия антиобщественные поступки | не совершал совершал | -2 +9 |
8. | В семье по поводу антиобщественного поведения меры | принимались не принимались | +4 |
9. | В поступках проявились | злобность наглость жестокость упрямство | +6 +6 +6 +6 |
Посчитайте раздельно суммы отрицательных и положительных чисел. Из большей суммы отнимите меньшую и оставьте итог со знаком большей суммы.
В зависимости от итога можно сделать следующие выводы:
- при итоговом значении меньше -10 - нет оснований ожидать совершения преступления;
- при итоговом значении от -10 до +30 - нельзя сделать определенного вывода о будущем поведении, требуется дальнейшее наблюдение и изучение;
- при итоговом значении +30 и выше - следует ожидать совершения преступления, требуется активная профилактика.
Задание 5. Изучите Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эль-Риядские принципы). Найдите правила, которые используются и не используются в законодательстве Российской Федерации.
Задание 6. Составьте анкету и опросите 10–20 респондентов (взрослых или несовершеннолетних) по проблемам (на выбор): «Влияние СМИ на преступность несовершеннолетних», «Конфликт в семье как причина преступности несовершеннолетних», «Имущественное расслоение как фактор преступности несовершеннолетних», «Роль образования в предупреждении преступности несовершеннолетних».
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1
Тема 16. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений, совершаемых по неосторожности.
Подготовка к практическому занятию:
1. Каков удельный вес неосторожных преступлений?
2. Каковы состояние дорожного движения и эксплуатации транспортных средств?
3. Дайте характеристику причин и условий неосторожных преступлений.
4. Каковы меры предупреждения неосторожных преступлений?
5. Проанализируйте динамику уровня и структуры неосторожной преступности за последние семь лет.
6. Оцените состояние автотранспортной преступности, особое внимание при этом уделите криминологической характеристике личности.
7. Назовите основные условия, способствующие совершению автотранспортных преступлений.
8. Раскройте общесоциальные и специальные меры предупреждения автотранспортных преступлений.
Практическое задание:
Задание 1. Проанализируйте формы статистической отчетности органов внутренних дел и охарактеризуйте особенности учета неосторожных преступлений (в том числе дорожно-транспортных).
Задание 2. Составьте перечень мероприятий по профилактике дорожно-транспортных преступлений на территории района крупного города, используя материалы, справки об оперативной обстановке на территории, обслуживаемой отделом внутренних дел Южного округа, используя вводные, предложенные преподавателем.
Задание 3. Назовите нравственно-психологические черты, характерные для лиц, совершающих преступления по неосторожности.
Задание 4. Перечислите детерминанты преступлений, совершаемых по неосторожности, выделив объективные (внеличностные) и субъективные (личностные) обстоятельства.
Задание 5. Назовите субъектов профилактики преступлений, совершаемых по неосторожности, и дайте краткую характеристику основных направлений их деятельности.
Статистические данные о преступности
для решения практических заданий
Вид преступлений | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
Преступления против жизни и здоровья: | 268 780 | 274 594 | 298 418 | 296 072 |
Убийство | 28 467 | 28 794 | 30 337 | 31 052 |
Причинение смерти по неосторожности | 1 370 | 1 314 | 1 513 | 1 674 |
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью | 46 131 | 45 170 | 47 669 | 49 784 |
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью | 61 018 | 69 309 | 75 258 | 80 800 |
Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации | ||||
Заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией | ||||
Преступления против свободы, чести и достоинства личности: | 8 258 | 12 030 | 18 472 | 18 578 |
Похищение человека | 1 140 | 1 415 | 1 554 | 1 291 |
Незаконное лишение свободы | 1 011 | 1 278 | 1 417 | 1 365 |
Оскорбление | 5 218 | 8 701 | 14 699 | 15 155 |
Преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности: | 15 620 | 17 809 | 16 230 | 15 196 |
Изнасилование | 9 307 | 9 014 | 8 346 | 7 901 |
Насильственные действия сексуального характера | 4 478 | 6 660 | 6 659 | 6 301 |
Развратные действия | 1 169 | 1 653 | ||
Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина: | 3 471 | 4 760 | 5 307 | 6 105 |
Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений | ||||
Нарушение неприкосновенности жилища | 2 295 | 3 202 | 3 340 | 3 320 |
Нарушение правил охраны труда | 1 220 | |||
Преступления против семьи и несовершеннолетних: | 66 501 | 67 074 | 67 314 | 65 150 |
Торговля несовершеннолетними | ||||
Преступления против собственности: | 1 424 149 | 1 539 357 | 1 848 393 | 1 733 302 |
Кража | 1 053 894 | 1 143 311 | 1 413 747 | 1 310 009 |
Мошенничество | 77 757 | 76 695 | 83 624 | 81 456 |
Присвоение или растрата | 43 415 | 44 379 | 48 447 | 53 474 |
Грабеж | 112 049 | 112 361 | 138 970 | 132 383 |
Разбой | 34 317 | 38 509 | 41 135 | 39 437 |
Вымогательство | 14 503 | 15 991 | 14 613 | 12 574 |
Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения | 29 773 | 31 256 | 28 231 | 26 673 |
Преступления в сфере экономической деятельности: | 61 689 | 85 571 | 117 721 | 160 419 |
Незаконное предпринимательство | 3 882 | 5 306 | 6 415 | 8 538 |
Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем | 1 003 | 1 784 | ||
Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем | 12 933 | 13 052 | 16 777 | 16 374 |
Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг | 7 911 | 10 644 | 9 311 | 14 289 |
Контрабанда | 3 375 | 3 525 | 3 982 | 4 371 |
Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга | 1 785 | 1 645 | 1 730 | 2 095 |
Уклонение физического лица от уплаты налога | 1 440 | 3 599 | 6 775 | |
Обман потребителей | 26 747 | 44 014 | 63 694 | 84 971 |
Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях: | 1 336 | 2 826 | 3 761 | 6 122 |
Злоупотребление полномочиями | 1 781 | 2 362 | 3 878 | |
Коммерческий подкуп | 1 236 | 2 148 | ||
Преступления против общественной безопасности: | 190 690 | 200 840 | 206 994 | 202 822 |
Терроризм | ||||
Захват заложника | ||||
Бандитизм | ||||
Организация преступного сообщества | ||||
Хулиганство | 129 505 | 131 082 | 128 701 | 125 100 |
Вандализм | ||||
Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств | 52 914 | 59 825 | 66 536 | 65 197 |
Незаконное изготовление оружия | 3 969 | 4 156 | 3 891 | 3 368 |
Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств | 1 200 | 2 008 | 2 605 | 2 703 |
Пиратство | ||||
Преступления против здоровья населения и общественной нравственности | 186 882 | 192 288 | 219 152 | 247 810 |
Экологические преступления: | 6 971 | 8 628 | 12 413 | 14 818 |
Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта | 50 845 | 56 266 | 58 120 | 57 253 |
Преступления в сфере компьютерной информации | ||||
Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства | ||||
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления | 18 068 | 20 057 | 22 908 | 25 272 |
Злоупотребление должностными полномочиями | 2 848 | 3 157 | 4 176 | 4 797 |
Получение взятки | 3 559 | 3 623 | 4 241 | 4 281 |
Дача взятки | 2 049 | 2 181 | 2 582 | 2 766 |
Служебный подлог | 5 831 | 6 355 | 6 701 | 7 612 |
Халатность | 1 522 | 1 971 | 2 139 | 2 368 |
Преступления против правосудия: | 6 566 | 6 579 | 6 654 | 5 794 |
Преступления против порядка управления: | 85 706 | 92 974 | 99 468 | 96 664 |
ВСЕГО: | 2 397 311 | 2 581 940 | 3 001 748 | 2 952 367 |
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1
Тема 17. Криминологическая характеристика и предупреждение женской преступности.
Подготовка к практическому занятию:
1. Понятие женской преступности, ее социологическая и правовая оценки. Общественная опасность и социальные последствия женской преступности. Виды женской преступности (бытовая, техническая, профессиональная, должностная).
2. Детерминанты женских преступлений. Роль внешней ситуации в механизме совершения преступлений. Субъективные факторы женской преступности.
3. Особенности предупреждения женских преступлений.
Практическое задание:
Задание 1. По материалам конкретного уголовного дела составьте справку о личности преступницы. Выделите причины и условия, повлиявшие на формирование антисоциальных установок личности и их реализации в совершенном преступлении.
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1
Тема 18. Криминологическая характеристика преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, и ее причины.
Подготовка к аудиторному занятию:
1. Дайте понятие криминального наркотизма. Каково его отличие от наркомании?
2. Каковы пути и средства проникновения международной наркомафии в Россию?
3. Дайте криминологическую характеристику уровня, структуры и динамики наркопреступности в России.
4. Каков прогноз развития наркоситуации в России?
5. Какова взаимосвязь наркопреступности с организованной
преступностью, терроризмом, торговлей оружием, фальшивомонетничеством и т. д.?
6. Назовите особенности распространения наркомании и наркотизма по регионам Российской Федерации.
7. Каковы причины (мотивация) наркомании и наркотизма?
8. Дайте социально-демографическую и нравственно-психологическую характеристику личности наркопреступников.
9. Какова классификация (типология) личности наркопреступников?
10. Охарактеризуйте антинаркотические программы, разработанные на государственном и региональном уровнях.
11. Каковы меры профилактики наркопреступности, осуществленные Федеральной службой РФ по контролю над оборотом наркотиков?
Практическое задание:
Задание 1. На материалах конкретного уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 228–234 УК РФ, попробуйте вскрыть роль наркотических средств, психотропных веществ и иных токсических препаратов в механизме совершенного преступного деяния.
Задание 2. Проанализируйте взаимосвязь пьянства, токсикомании, наркомании с отдельными видами и группами преступлений.
Задание 3. Несовершеннолетний Н. воспитывался в неполной семье. Очень часто пропускал уроки, по несколько дней не ночевал дома, с 12 лет стал пробовать спиртное, психотропные вещества, а потом и наркотики. Чтобы достать деньги на них, совершал мелкие кражи, затем стал регулярно за дозу для себя доставлять наркотики другим потребителям. Вскоре попал в группировку, занимающуюся квартирными кражами, и за деньги, которые тратил на наркотики, стал «высматривать» отсутствие хозяев. Вскоре был осужден на шесть лет за кражу и незаконные изготовление, перевозку, хранение, сбыт наркотиков. В зоне при любой возможности продолжал потреблять психотропные вещества, обещая торговцам отработать их стоимость после выхода на свободу.
Дайте характеристику личности наркопреступника.
Попробуйте сформулировать систему антинаркотических профилактических мер, которая позволила бы противодействовать развитию подобной ситуации: а) когда Н. еще находился в семье; б) когда он стал наркоманом; в) когда попал в группировку; г) когда попал в «зону».
Задание 4. Разработайте свою антинаркотическую программу применительно к образовательному учреждению (школа, вуз), региону (району, городу, Пензенской области), в целом Российской Федерации.
Перечень используемых технических средств: Проектор ViewSonic PJD5353, экран настенный Lumien 200x200, ноутбук Lenovo b570e CeleronB800/2048/320GB с программным продуктом Microsoft ® Windows Seven Starter Sp1