Четвертый учебный вопрос: Условия отбывания наказания осужденными к лишению свободы.
Режим как порядок исполнения и отбывания наказания следует отличать от условий отбывания наказания. УИК РФ (ст. 87) впервые определил содержание условий отбывания наказания осужденными к лишению свободы. Они выделены из состава режима содержания осужденных в исправительных учреждениях и определяют в настоящее время самостоятельный атрибут лишения свободы. Их основную часть составляют специфические права осужденных и правила пользования ими в местах лишения свободы. К ним относятся следующие права осужденных:
– на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости;
– свидания с родственниками, адвокатами и иными лицами;
– получение посылок, передач и бандеролей;
– переписку, отправление и получение денежных переводов;
– телефонные разговоры;
– прогулки;
– просмотр кинофильмов и телепередач;
– приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей;
– передвижение без конвоя;
– выезд за пределы исправительного учреждения.
Содержание некоторых прав в количественном отношении (например, право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, пользование свиданиями) отличается по видам исправительного учреждения, видам режима колонии, а также условиям отбывания наказания (обычные, облегченные, строгие) внутри вида режима. Посредством их установления законодатель регулирует тяжесть наказания в виде лишения свободы, определяет его подвиды. Это первая часть условий отбывания наказания.
Осужденные в пределах одной исправительной колонии могут находиться в
· обычных,
· облегченных
· и строгих условиях отбывания наказания, предусмотренных видом режима данной колонии.
По общему правилу, сразу по прибытии в колонию все осужденные попадают в обычные условия содержания, а затем в зависимости от поведения могут быть переведены в облегченные(при отсутствии взысканий и добросовестном отношении к труду) или строгие условия (при признании их злостными нарушителями).
Условия содержания на трех указанных ступенях отбывания наказания отличаются количеством предоставляемых осужденным свиданий, посылок, бандеролей, денег, расходуемых на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, а также степенью ограничения в свободе передвижения по территории колонии и за ее пределами.
Ступенчатое изменение условий содержания осужденных в пределах одной исправительной колонии выступает в качестве способа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и является частью прогрессивной системы его отбывания. Изменение условий содержания осужденных в пределах одного исправительного учреждения, в одном случае облегчая их жизнь в условиях изоляции от общества, в другом – ухудшая ее, предостерегая осужденного от неправомерного поведения, преследует цель стимулирования правомерного поведения осужденных и их исправления.
Для осужденных, содержащихся в тюрьмах, устанавливаются общий и строгий виды режима без деления их на подвиды, то есть без дифференциации условий содержания осужденных внутри каждого вида режима. Условия содержания в этих видах режима тюрем определены в ст. 131 УИК РФ.
Перевод осужденных из одних условий в другие производится по решению комиссии исправительного учреждения. Только она вправе оценить на основе характеристики осужденного, представленной начальником отряда, встал ли осужденный на путь исправления (отсутствие взысканий и добросовестное отношение к труду) и достоин перевода в облегченные условия содержания или, наоборот, является злостным нарушителем режима, и его следует перевести в строгие условия отбывания наказания. Комиссионная оценка степени исправления осужденных является определенной гарантией соблюдения их законных интересов.
В комиссию включается постоянный состав представителей администрации исправительного учреждения на основе занимаемой должности: начальник колонии (председатель), заместитель начальника колонии по безопасности и оперативной работе, заместитель начальника колонии по воспитательной работе, начальники оперативного и специального отделов (секретарь). По каждому принимаемому комиссией решению составляется постановление, которое подписывается начальником исправительной колонии. В работе комиссии могут принимать участие представители органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, – представители общественных наблюдательных комиссий, не только участвующие в решении вопросов, выносимых на комиссию, но и одновременно с этим контролирующие деятельность администрации исправительного учреждения. Такое участие осуществляется по желанию этих органов.
Комиссии исправительного учреждения предоставлено также право перевода осужденных, находящихся в тюрьме, с общего вида режима на строгий и наоборот. В первом случае она решает вопрос, является ли осужденный злостным нарушителем порядка отбывания наказания, во втором – что он не является таковым.
При несогласии осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания в исправительной колонии или на строгий вид режима в тюрьме он вправе обжаловать его в установленном законом порядке. При подаче жалобы решения администрации не приостанавливаются, а в случае их отмены осужденные подлежат возвращению на те условия содержания, в которых они до этого находились.
Таким образом, ступенчатое изменение условий содержания осужденных в пределах одной исправительной колонии выступает в качестве способа дифференциации и индивидуализации исполнения наказания и является частью прогрессивной системы его отбывания. Изменение условий содержания осужденных в пределах одного исправительного учреждения, в одном случае облегчая их жизнь в условиях изоляции от общества, в другом - ухудшая ее, предостерегая осужденного от неправомерного поведения, преследует цель стимулирования правомерного поведения осужденных и их исправления.
Разработал:
Начальник кафедры У И УИП
кандидат юридических наук
полковник вн.сл. Л.И.Гаманенко
[1] Князев А. Взаимодействие УИИ с другими органами и учреждениями по исполнению наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2005. - № 2. - С. 16 - 18.
[2] См.: Уголовно-исполнительное право: Учебник/ Под ред. Проф. И.В. Шмарова - М, 1998. С. 114..
[3] Мальцев Г.В. Социальная справедливость и право. - М., 1997. - С. 54.
[4] Признаками, определяющими специальный правовой статус, являются: значимая для общества и стабильная социальная роль личности; содержание специального правового статуса, включающего в себя права, законные интересы и обязанности, конкретизирующие общий статус граждан, а также специфические права, законные интересы и обязанности личности, выражающие самостоятельность специального статуса; регулирование социальной роли несколькими отраслями права. См.: Селиверстов В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания. - М., 1992. - С. 29.