Право на свободу совести и вероисповедания.
Свобода совести и свобода вероисповедания являются основными правами человека, гарантированными Всеобщей декларацией прав человека , Пактом о гражданских и политических правах и другими международными документами. Согласно Конституции РФ, каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Свобода совести и свобода вероисповедания не утрачивают значимости основных прав человека в условиях отбывания уголовного наказания. В ч. 1 ст. 14 УИК осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания без каких-либо особых ограничений.
Свобода совести включает в себя право свободно выбирать, иметь и распространять как религиозные, так и атеистические убеждения, свобода вероисповедания - выбирать и исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.
В Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" сказано, что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения безопасности государства. В ч. 2 ст. 14 УИК данное положение конкретизировано применительно к ряду наказаний, где при исполнении действует внутренний распорядок (ограничение свободы, арест, лишение свободы, направление в дисциплинарную воинскую часть). Установлено, что реализация свободы совести и свободы вероисповедания не должна нарушать в учреждениях правил внутреннего распорядка, а также ущемлять права других лиц.
Осужденные к ограничению свободы могут посещать места богослужения, расположенные на территории исправительного центра. Если же таковых нет, то осужденным к ограничению свободы может быть выдано разрешение на посещение мест богослужения, расположенных за пределами исправительного центра. По смыслу ч. 9 ст. 50 УИК такой выезд может быть разрешен в пределах территории субъекта Российской Федерации, на которой находится исправительный центр.
К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители. Осужденные самостоятельно или вместе со священнослужителями могут отправлять (совершать обряды и участвовать в них) религиозные обряды в специально оборудованных для этих целей помещениях. Им также разрешается получать в посылках и передачах, приобретать, иметь при себе и пользоваться религиозной литературой, предметами религиозного культа индивидуального пользования (нательные крестики, библии и др.), кроме предметов культа, выполненных в виде колюще-режущих предметов, а также изделий из драгоценных металлов, камней либо представляющих собой культурную или историческую ценность.
Администрация обязана обеспечить реализацию права осужденных.
Согласно Федеральному закону от 26 сентября 1997 г. все религии и религиозные организации равны перед законом. Однако сотрудникам учреждений, исполняющих наказания, не следует допускать получение, приобретение, хранение и использование религиозной литературы, предметов религиозного культа, а также приглашение служителей тоталитарных религиозных культов, проповедующих насилие, отказ от семьи и иных социальных ценностей, как религиозных течений, способных привести к нарушениям Правил внутреннего распорядка, прав и законных интересов осужденных и других лиц.
В штрафных и дисциплинарных изоляторах, одиночных камерах исправительных колоний особого режима, а также в помещениях камерного типа исправительных учреждений содержатся осужденные, совершившие различные правонарушения во время отбывания наказания. По просьбе осужденных правонарушителей к ним могут приглашаться священнослужители которые допускаются администрацией исправительных учреждений, если нет угрозы их личной безопасности.
УИК специально предусматривает два случая, когда по просьбе осужденного администрация должна обеспечить возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей.
Речь идет, во-первых, о тяжелобольных осужденных, болезнь которых находится в той стадии, которая непосредственно угрожает их жизни. К ним же следует отнести престарелых осужденных, возраст и состояние здоровья которых дают основание предполагать наступление смерти.
Во-вторых, это - осужденные к смертной казни перед исполнением приговора. Согласно ч. 2 ст. 185 УИК осужденный к смертной казни вправе иметь свидание со священнослужителем, причем количество их не ограничено.
Обладание правами не означает возможности ничем не ограниченного произвола при их осуществлении или злоупотребления ими.
Согласно ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Данное положение реализуется в ч. 11 ст. 12 УИК для достижения двух целей.
Первая - при осуществлении прав осужденные не должны нарушать порядок и условия отбывания наказания, установленные уголовно-исполнительным законодательством.
Вторая - при осуществлении прав осужденные должны соблюдать принцип уважения прав и законных интересов иных лиц, а именно других осужденных, представителей персонала, родственников и т.п.