Органы управления уголовно-исполнительной системы, их полномочия
В настоящее время центральным органом управления уголовно-исполнительной системы является ФСИН, которая согласно указу Президента РФ от 21 марта 2005 г. №317 является правопреемником Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.
Структура и полномочия ФСИН определяются Положением о ФСИН, утвержденным указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1314.
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Возглавляется ФСИН директором, который имеет семь заместителей, включая одного первого заместителя.
В настоящее время состав ФСИН входит 18 управлений, в том числе: оперативное управление, управление безопасности, управление следственных изоляторов и тюрем, управление исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, правовое управление и др.
ФСИН России осуществляет следующие полномочия:
1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях;
безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом Министром юстиции Российской Федерации;
точное и безусловное исполнение приговоров, постановлений и определений судов в отношении осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
2) осуществляет:
направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение, а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов в другие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям и учреждениям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
охрану учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
3) принимает участие:
в подготовке материалов, необходимых для рассмотрения ходатайств осужденных о помиловании;
в разработке и проведении правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы, по поручению Минюста России;
в разработке федеральных программ развития и укрепления уголовно-исполнительной системы;
4) организует:
общее и начальное профессиональное образование и профессиональное обучение, а также заочное и дистанционное обучение осужденных в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
взаимодействие территориальных органов ФСИН России с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, а также с общественными и религиозными объединениями;
осуществляемую учреждениями уголовно-исполнительной системы оперативно-разыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Виды и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
Отдельные аспекты контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, регламентированы непосредственно в УИК РФ, где соответствующим вопросам посвящены ст.ст.19-21. Вместе с тем соответствующая сфера отношений регулируется также иными законами и подзаконными нормативными актами.
Контроль прежде всего различается по субъекту контрольной деятельности, в связи с чем выделяют следующие его виды:
Международный контроль
Его осуществление предусмотрено различными международными нормативными актами. Международный контроль осуществляется в следующих формах:
А) периодическое представление государством докладов о соблюдении прав и свобод человека, в том числе при исполнении наказаний (например, ст.16 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и ст.40 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. предусматривают обязанность государств-участников этих пактов представлять доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящих пактах, и о прогрессе, достигнутом в использовании этих прав);
Б) сообщения иностранных государств о нарушениях прав человека;
В) индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией РФ, направляемые в международные организации.
2) Внутригосударственный контроль(в свою очередь делится на подвиды):
2.1. контроль органов представительной и исполнительной власти;
2.2. судебный контроль (ст.20 УИК РФ):
Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания, а также об изменении вида исправительного учреждения.
Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными наказания в виде принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде принудительных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, смертной казни.
2.3. ведомственный контроль (ст.21 УИК РФ): за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.
2.4. контроль органов местного самоуправления;
2.5. общественный контроль.
Формы осуществления контроля:
1. Посещение учреждений и органов, исполняющих наказания (ст.24 УИК РФ: при исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право: а) Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации, уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, главы органов местного самоуправления – в пределах соответствующих территорий; б) Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях; в) должностные лица вышестоящих органов; г) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания; д) депутаты, общественные наблюдательные комиссии и их члены – в пределах соответствующих территорий; е) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченные по правам ребенка в субъектах Российской Федерации в пределах соответствующих территорий – учреждения и органы, исполняющие наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительных учреждений.
1. Направление соответствующих запросов.
2. Проведение ревизий.
3. Согласование при принятии отдельных решений
4. Личный прием осужденных.
5. Ознакомление с личными делами осужденных и пр.