Действие уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в пространстве и во времени
Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве определяется ч.1 ст.6 УИК РФ, согласно которой уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации применяется на всей территории Российской Федерации.
Что касается действия уголовно-исполнительного законодательства во времени, то оно определяется ч.2 ст.6 УИК РФ. В соответствии с ней исполнение наказаний, а также применение средств исправления осужденных и оказание помощи освобождаемым лицам осуществляются в соответствии с законодательством, действующим во время их исполнения.
Таким образом, можно заметить существенное отличие от действия во времени уголовного законодательства: понятие обратной силы закона для уголовно-исполнительного законодательства не применяется. Из этого вытекает следующее допущение: новая норма применяется даже в том случае, если она ужесточает порядок и условия отбывания наказания.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международные правовые акты в сфере защиты прав человека и обращения с осужденными. Основные положения правовых актов в сфере защиты прав человека и обращения с осужденными.
Соотношение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и международных правовых актов в целом основано на положениях ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Вместе с тем ранее действовавшая редакция ч.1 ст.3 УИК РФ устанавливала, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации учитывает международные договоры Российской Федерации, относящиеся к исполнению наказаний и обращению с осужденными, в соответствии с экономическими и социальными возможностями. Подобная формулировка не соответствовала положениям, закрепленным в Конституции РФ, и федеральным законом от 03.04.2008 №40-ФЗ в ст.3 УИК РФ были внесены изменения.
В настоящее время вопрос о соотношении национального уголовно-исполнительного законодательства и международных правовых актов по вопросам исполнения наказаний в ч.ч.1-2, 4 ст.3 УИК РФ решен следующим образом: уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, то применяются правила международного договора.
Рекомендации (декларации) международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с осужденными реализуются в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей.
Последнее правило обусловлено тем, что многие международные акты имеют рекомендательный характер. В ряде из них содержится прямое указание на то, что они применяются с учетом политических, социально-экономических, культурных условий каждой страны, а также целей и задач ее системы уголовного правосудия.
Соответствующие международные правовые акты можно разделить на несколько групп.
По содержанию:
1) Акты общего характера (универсальные);
2) Специализированные акты
По территории действия:
1) Общемировые акты;
2) Региональные акты.
I. Общемировые акты общего характера:
1) Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;
3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;
4) Декларация прав ребенка 1959 г.;
5) Конвенция о правах ребенка 1989 г.;
6) Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г.;
7) Декларация о правах инвалидов 1975 г.;
8) Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости или дискриминации на основе религии или убеждений 1981 г.
II. Региональные акты общего характера:
1) Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.;
2) Конвенция Содружества независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г.
III. Общемировые специализированные акты:
1) Минимальные стандартные правила ООН обращения с заключенными 1955 г.;
2) Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1948 г.;
3) Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1975 г.;
4) Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни 1984 г. (Резолюция социального и экономического совета ООН);
5) Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) 1985 г.;
6) Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме 1988 г.;
7) Основные принципы обращения с заключенными 1990 г.;
8) Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) 1990 г.;
9) Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы 1990 г.;