Превышение власти или служебных полномочий (ст. 426 УК)
Объектомпреступления являются интересы службы.
Объективная сторонапревышения власти или служебных полномочий выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекших причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями при совершении данного преступления должностное лицо совершает такие действия по службе, которые и по форме не соответствуют служебной компетенции, и по содержанию являются незаконными.
Если превышение власти подразумевает такое'действие по службе, которое выходит за рамки компетенции должностного лица, то злоупотребление - это совершаемые в пределах служебной компетенции данного должностного лица действия, которые признаются незаконными вследствие их противоречия интересам службы.
Решая вопрос о том, были или не были превышены должностным лицом власть или служебные полномочия, необходимо точно установить круг, объем и сферу его служебных полномочий - компетенцию. Следует учитывать, что полномочия должностного лица по службе определяются не только соответствующими законами, но и иными актами законодательства, в том числе уставами, положениями, инструкциями, циркулярами, приказами и т. д.
Несмотря на то, что превышение власти или служебных полномочий характеризуется совершением действий, которые явно выходят за пределы предоставленных должностному лицу полномочий, необходимо тем не менее установить, что эти действия были совершены:
1)по службе, т. е. связаны с использованием служебного положения;
2)должностным лицом при исполнении служебных обязанностей.
Для фиксации состава рассматриваемого преступления важно установить, что совершенные должностным лицом по службе действия явно выходили за пределы предоставленных ему полномочий.
Явность означает очевидность, бесспорность (прежде всего для самого должностного лица) того, что совершаемые им по службе действия не следует совершать, поскольку они не входят в круг его должностных полномочий. Если вопрос о превышении власти или служебных полномочий является спорным и должностное лицо превысило полномочия вследствие нечеткого определения круга служебных обязанностей или недостаточно четкого распределения полномочий между вышестоящими и нижестоящими должностными лицами, уголовная ответственность за превышение власти или служебных полномочий исключается.
Превышение власти или служебных полномочий может выражаться только в активных действиях. Действия по службе, характеризующиеся превышением власти или служебных полномочий, состоят:
- в совершении действий по службе, которые относятся к компетенции вышестоящего должностного лица данного ведомства;
- совершении действий, входящих в компетенцию должностного лица другого ведомства;
- совершении действий, входящих в компетенцию коллегиального органа;
- совершении действий, хотя и входящих в компетенцию данного должностного лица, но допустимых лишь при определенных условиях, отсутствующих в данном случае;
- совершении действий, которые не правомочно совершать ни одно должностное лицо.
Превышение власти или служебных полномочий влечет уголовную ответственность, если это повлекло причинение ущерба в крупном размере или существеннго вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (понятие этих последствий раскрыто при рассмотрении ст. 424 УК).
Между превышением власти или служебных полномочий и наступившими последствиями должна прослеживаться причинная связь.
С субъективной стороныпревышение власти или служебных полномочий характеризуется только умышленной (в виде прямого умысла) виной по отношению к совершению действий, явно выходящих за пределы служебных полномочий лица, и умышленной или неосторожной виной к наступившим последствиям.
Для квалификации превышения власти или служебных полномочий по ч. 2 ст. 426 УК необходимо установить, что должностное лицо совершило указанные действия по службе из корыстной или иной личной заинтересованности (содержание указанных мотивов раскрыто при рассмотрении ст. 424 УК).
Субъектомпревышения власти или служебных полномочий может быть только должностное лицо.
Ч. 3 ст. 426 УК (квалифицированный состав)предусматривает ответственность за превышение власти или служебных полномочий, совершенное должностным лицом, занимающим ответственное положение, или повлекшее тяжкие последствия (понятие таких последствий изложено ранее).
Особым видом превышения власти или служебных полномочий, квалифицируемых по ч. 3 ст. 426 УК, является превышение, сопряженное с насилием, мучением или оскорблением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств.
Превышение власти или служебных полномочий при наличии в содеянном указанных квалифицирующих обстоятельств влечет уголовную ответственность даже в том случае, если не наступили последствия, предусмотренные ч. 1 ст. 426 УК, и может проявляться в следующих формах:
- в совершении должностным лицом действий по службе, которые сами по себе явно превышают должностные полномочия и к тому же сопряжены с вышеперечисленными квалифицирующими обстоятельствами;
- превышении власти или служебных полномочий, которое изначально выражается в насильственных действиях в отношении потерпевшего, оскорблении либо незаконном применении оружия или специальных средств, т. е. в совершении по службе таких действий, которые должностное лицо вообще не вправе совершать либо вправе, но при наличии определенных условий, отсутствовавших в данном случае.
Насилие или иные указанные выше обстоятельства могут рассматриваться в качестве квалифицирующих лишь в том случае, если они были допущены должностным лицом в процессе использования им служебных полномочий.
Под насилием в ч. 3 ст. 426 УК следует понимать как физическое, так и психическое насилие в отношении потерпевшего.
Физическое насилие может проявляться в причинении потерпевшему побоев, физической боли, телесных повреждений, смерти, в ограничении или лишении свободы, в изнасиловании. Психическое насилие выражается в реальной угрозе применения описанного выше физического насилия в отношении самого потерпевшего или его близких. С учетом сравнительной оценки тяжести преступлений превышение власти или служебных полномочий, сопровождавшееся умышленным причинением смерти, а равно изнасилованием, квалифицируется по совокупности преступлений.
Причинение мучений - это совершение таких действий в отношении потерпевшего, которые причиняют ему физические или психические страдания (лишение пищи, воды, ущемление головы, применение иного физического насилия, причиняющего нестерпимую боль или страдания).
Под оскорблением понимается унижение чести и достоинства потерпевшего в словесной форме или действием (см. анализ ст. 189 УК).
Под применением оружия или специальных средств понимается их реальное использование для причинения вреда потерпевшим (выстрел, удар резиновой дубинкой, холодным оружием, вспрыскивание паров газа, электрошоковое воздействие и т. д.), а равно попытка применения указанных средств. Оружие должно применяться в соответствии с его поражающими свойствами. В противном случае речь должна идти о насилии как квалифицирующем признаке превышения власти или служебных полномочий.
К оружию относится как огнестрельное, так и холодное оружие, а также газовые пистолеты. К специальным средствам относятся наручники, смирительные рубашки, резиновые дубинки, газовые баллончики, электрошок, водометы и т. п.