Бездействие должностного лица (ст. 425 УК)
Ч. 2 ст. 425 УКопределяет данное преступление как умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
В отличие от злоупотребления властью или служебными полномочиями бездействие должностного лица представляет собой пассивную форму преступного посягательства на интересы службы, которые и являются объектомрассматриваемого преступления.
Бездействие должностного лица - это специальная форма злоупотребления властью или служебными полномочиями. Поэтому все конструктивные объективные признаки данного преступления - бездействие в пределах служебных полномочий (обязанностей) должностного лица, невыполнение обязанностей по службе при исполнении лицом служебных обязанностей и вопреки интересам службы, нанесение существенного вреда, наступление тяжких последствий - аналогичны по содержанию относящимся к злоупотреблению властью или служебными полномочиями (ст. 424 УК).
С объективной стороныбездействие должностного лица состоит из следующих признаков:
- должностное лицо не исполнило требуемые по службе действия;
- совершение требуемых по службе действий входит в объем служебных полномочий виновного лица (несовершение при нахождении на службе должностным лицом действий, требуемых по обстоятельствам, но не входящих в компетенцию (круг его служебных обязанностей), исключает состав рассматриваемого преступления);
- требуемые по службе действия должностное лицо должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, но не совершило их вопреки интересам службы;
- бездействие должностного лица повлекло причинение ущерба в крупном размере или существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам либо повлекло невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки. Бездействие по службе также могло быть связано с попустительством преступлению.
Для фиксации состава бездействия необходимо установить, что должностное лицо действительно должно было совершить по службе определенные действия в силу возложенных на него служебных обязанностей. Однако ни один закон или даже служебная инструкция не исчерпывают весь перечень служебных обязанностей. Хотя суд должен конкретно, исходя из должностной (служебной) компетенции, указать, какие обязанности не выполнило должностное лицо, не совершив требуемые по службе действия.
Но служебная компетенция определяет полномочия должностного лица и соответственно сферу его обязанностей, как правило, в обобщенной форме, т. е. без учета динамично изменяющейся ситуации (обстановки). Поэтому следует установить необходимость совершения определенных действий по службе не только с точки зрения формальной компетенции данного должностного лица, но и с точки зрения очевидности (явности) объективной ситуации, требующей от должностного лица совершить необходимые действия по службе.
Бездействие должностного лица при указанных условиях и будет неисполнением действий по службе вопреки ее интересам. Установление судом обстоятельств, подтверждающих объективную необходимость употребления власти, возложенной на должностное лицо, является важнейшим моментом.
Для уголовной наказуемости бездействия необходимо, чтобы должностное лицо не только должно было, но и могло выполнить требуемые по службе действия, в том числе с учетом допустимости определенной степени риска.
Под преступным неисполнением должностным лицом требуемых по службе действий понимается не только их полное несовершение, но и совершение вопреки интересам службы не всех требуемых объективной ситуацией действий, которые лицо должно было и могло совершить. В этом случае речь идет не о ненадлежащем исполнении служебных обязанностей, а о сознательном несовершении части обязательных для исполнения действий. Ненадлежащее же исполнение служебных обязанностей характерно для служебной халатности (ст. 428 УК).
Бездействие должностного лица, сопряженное с попустительством преступлению, - это невыполнение должностным лицом служебных действий по воспрепятствованию достоверно известному готовящемуся или совершаемому преступлению. Сам факт невоспрепятствования преступлению со стороны должностного лица объединяет в себе и служебное бездействие, и последствие. Поэтому состав рассматриваемого преступления в этой связи является формальным. Необходимости наступления последствий в виде ущерба в крупном размере или иного существенного вреда здесь не требуется.
Следует, однако, учитывать, что далеко не все должностные лица в соответствии с их служебной компетенцией обязаны совершать по службе действия, направленные на воспрепятствование готовящемуся или совершаемому преступлению. Такая служебная обязанность свойственна прежде всего представителям власти, а также должностным лицам, осуществляющим функции общего организационно-распорядительного или административно-хозяйственного управления. В последнем случае указанная обязанность ограничена сферой деятельности организационной единицы.
Бездействие должностного лица, связанное с попустительством преступлению, относится только к готовящемуся или совершаемому преступлению.
Если должностное лицо вопреки интересам службы не принимает по службе соответствующие меры по изобличению преступников или привлечению их к ответственности после того, как преступление совершено, для образования состава преступного бездействия необходимо установить, что таким бездействием по службе был причинен существенный вред законным правам и интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
С субъективной стороныбездействие должностного лица характеризуется умышленной виной (прямой умысел) по отношению к неисполнению (неисполнению в полном объеме) должностным лицом требуемых служебных действий и неосторожной виной к наступившим последствиям.
Обязательным признаком субъективной стороны является мотив - корыстная или иная личная заинтересованность (содержание указанных понятий рассмотрено при анализе ст. 424 УК).
Для констатации бездействия должностного лица, сопряженного с попустительством преступлению, необходимо установить наличие прямого умысла по отношению к факту служебного попустительства: должностное лицо достоверно знает о готовящемся или совершенном преступлении, сознает, что в соответствии со служебной компетенцией (обязанностями) оно должно и может воспрепятствовать совершению преступления, но вопреки интересам службы принимает решение бездействовать.
Субъектомданного преступления может быть только должностное лицо. Ответственность наступает с 16 лет.
Квалифицированным составомданного преступления (ч. 3 ст. 425 УК) является бездействие должностного лица:
-занимающего ответственное положение (см. ч. 5 ст. 4 УК);
- повлекшее тяжкие последствия.
При оценке тяжести наступивших последствий в виде причинения телесных повреждений или смерти следует учитывать, что такие последствия причиняются вследствие бездействия - невмешательства. Заранее обещанное со стороны должностного лица попустительство совершению преступления квалифицируется по совокупности как бездействие должностного лица и соучастие (в форме пособничества) в совершении соответствующего преступления.