Квалификация преступлений против порядка управления (ст.ст. 362 – 364, 366, 380, 383)

Статья 362Убийство сотрудника органов внутренних дел

Убийство сотрудника органов внутренних дел— это умышленное противоправное лишение его жизни в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка.

Непосредственным объектомданного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие правомерную деятельность сотрудника органов внутренних делпо охране общественного порядка.

Обязательный дополнительный объект – жизнь сотрудника органов внутренних дел.

К выполнению обязанностей по охране общественного порядка сотрудниками органов внутренних дел, в частности, относятся:

Ø несение ими постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах,

Ø поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортив­ных соревнований и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных или стихийных бедствий,

Ø предотвращение или пресечение противоправных посягательств.

Сотрудник органов внутренних делсчитается исполняющим обязанности по охране общественного порядка:

Ø в случае нахождения на службе,

Ø в случае принятия мер к предотвращению нарушений общественного порядка по своей инициативе или по просьбе граждан в любое иное время (по окончании дежурства, во время отпуска).

Статьей 362 охраняется правомерная деятельность сотрудников органов внутренних дел. При явно незаконных действиях со стороны названных лиц (превышение власти, служебных полномочий и т.д.) граждане вправе прибегать к защите.

Ø Потерпевшими от преступления могут являться только лично сотрудники органов внутренних дел.

Объективная сторона рассматриваемого преступления проявляется в противоправном лишении жизни сотрудника органов внутренних дел.

Состав этого преступления сформулирован как материальный.

Общественно опасным последствием является смерть сотрудника органов внутренних дел.

Преступление считается оконченным с момента наступления смерти потерпевшего. Если указанное последствие не наступило, то все содеянное, при наличии у виновного прямого умысла на убийство сотрудника органов внутренних дел, надлежит квалифицировать как покушение на его жизнь — по ст. 362 со ссылкой на ч. 1 ст. 14. Между действиями виновного и наступлением смерти необходимо установить причинную связь.

Угроза убийством, а равно причинение телесных повреждений при отсутствии умысла на лишение жизни должны квалифицироваться не как покушение на жизнь сотрудника органов внутренних дел, а в зависимости от обстоятельств — по статьям УК, предусматривающим ответственность за другие преступления против порядка управления или за преступления против человека либо по совокупности этих деяний.

Субъективная сторонаанализируемого преступления характеризуется умышленной виной: виновный сознает, что в результате его действий может наступить смерть сотрудника органов внутренних дел, и желает наступления смерти (прямой умысел) или сознательно допускает это (косвенный умысел).

Законодатель указывает на повод совершения преступления: убийство сотрудника органов внутренних дел преступником совершается в связи с выполнением потерпевшим обязанностей по охране общественного порядка.

Отсюда следует, что лишение жизни может быть совершено: 1) в целях воспрепятствования выполнению им обязанностей по охране общественного порядка в будущем; 2) во время выполнения им указанных обязан­ностей; 3) за выполнение им таких обязанностей в прошлом (из мести, зависти и пр.).

Убийство в связи с выполнением потерпевшим служебных обязанностей, не связанных с охраной общественного порядка, либо убийство в связи с деятельностью по охране общественного порядка, но иных лиц (например, народного дружинника) следует квалифицировать по п. 10 ч. 2 ст. 139.

Если по обстоятельствам дела виновный не знал, что лишает жизни именно сотрудника органов внутренних дел (например, потерпевший был одет в гражданскую форму), то содеянное им должно быть квалифицировано по п. 10 ч. 2 ст. 139.

Убийство сотрудника органов внутренних дел, совершенное на почве личных неприязненных взаимоотношений или конфликта (из ревности, в результате ссоры и т.п.) должно рассматриваться как преступление против человека и квалифицироваться по соответствующей части ст. 139.

Неосторожное причинение смерти сотруднику органов внутренних дел, выполняющему обязанности по охране общественного порядка, нужно квалифицировать по ч. 1 ст. 144, т.к. отсутствуют умышленная форма вины и повод совершения преступления.

Субъектомданного преступления может быть лицо, достигшее 16 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет, совершившие убийство сотрудника органов внутренних дел в связи с выполнением им обязанностей по охране общественного порядка несут ответственность по п. 10 ч. 2 ст. 139.

Статья 363. Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок

Преступление посягает на правомерную деятельность сотрудников органов внутренних дел и иных лиц по охране общественного порядка.

Объективная сторонапреступления выражается в совершении активных действий - сопротивлении. Часть 1 статьи 363 УК предусматривает ненасильственное сопротивление: активное противодействие осуществлению сотрудником органов внутренних дел или иным лицом обязанностей по охране общественного порядка (например, правонарушитель упирается, пытается вырваться при задержании, запирается в помещении с целью воспрепятствовать задержанию).

От сопротивления следует отличать неповиновение (административное правонарушение), которое представляет собой как пассивное поведение, выражающееся в отказе от исполнения законных требований лица, охраняющего общественный порядок, так и внешне активное поведение, являющееся по сути неисполнением предъявленных требований (например, в ответ на законное требование сотрудника органов внутренних дел освободить проезжую часть улицы демонстранты совершают перемещение, но не покидают ее).

В части 2 статьи 363 УК установлена ответственность за сопротивление, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения.

Под насилием понимается совершение действий, выражающихся в умышленном применении к потерпевшему физической силы (например, в нанесении потерпевшему ударов, укусах, удержании, причинении телесных повреждений, связывании).

Угрозой насилием являются действия или высказывания, свидетельствующие о реальном намерении виновного применить насилие в отношении потерпевшего, в том числе и посредством выражения такого намерения жестами (например, молчаливая демонстрация оружия).

Ответственность за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу наступает при условии, что оно оказывается им вовремя выполнения обязанностей по охране общественного порядка.

Наряду с уголовной ответственностью за сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, часть 2 статьи 363 УК предусматривает такую же ответственность и за принуждение этих лиц путем применения насилия или угрозы его применения к выполнению явно незаконных действий.

Принуждение - это насильственное воздействие на личность сотрудника органов внутренних дел или иного лица с тем, чтобы заставить его вопреки своей воле прекратить осуществление законных действий либо совершить явно незаконные действия, противоречие которых закону очевидно для принуждающего. Уголовная ответственность по части 2 статьи 363 УК наступает лишь при условии осуществления принуждения с насилием или угрозой применения насилия.

Характеристика насилия и угрозы его применения при принуждении аналогична характеристике этих признаков при оказании сопротивления.

С субъективной стороныпреступление может быть совершено только с прямым умыслом: виновный сознает, что оказывает сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, выполняющим обязанности по охране общественного порядка, или принуждает их к выполнению явно незаконных действий, и желает этого.

Субъектомпреступления может быть лицо, достигшее 16 лет.

Сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, сопровождающее­ся насилием, и принуждение их путем применения насилия к выполнению явно незаконных действий считаются оконченным преступлением с момента начала насильственных действий, независимо от того, удалось ли виновному воспрепятствовать им выполнить обязанности по охране общественного порядка либо принудить их к выполнению явно незаконных действий. При угрозе применения насилия преступление окончено с момента, когда ее содержание доведено до потерпевшего. Способ ее доведения до адресата (словесно, жестами, конкретными действиями и т.п.) не имеет значения для квалификации. Важно установить, что потерпевшим такая угроза воспринята как реальная (с учетом конкретных обстоятельств дела у него имелись основания опасаться ее осуществления).

В случае оказания сопротивления частному лицу, выполняющему общественный долг по охране общественного порядка по собственной инициативе, ответственность наступает по части 1 статьи 366 УК.

Если несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет при сопротивлении или принуждении причинены менее тяжкое либо тяжкое телесные повреждения, то содеянное надлежит квалифицировать соответственно по части 1 или 2 статьи 149 либо пункту 5 части 2 статьи 147 УК.

В случаях причинения потерпевшему при сопротивлении или в результате принуждения его к выполнению явно незаконных действий легкого телесного или менее тяжкого телесных повреждений содеянное квалифицируется по части 2 статьи 363 УК. Дополнительная квалификация этих действий по статьям о преступлениях против здоровья не требуется. Если при оказании сопротивления потерпевшему либо его принуждении к выполнению явно незаконных действий путем применения насилия причинено тяжкое телесное повреждение, то ответственность виновного лица наступает по пункту 5 части 2 статьи 147 УК. Статья 363 УК для квалификации таких действий не применяется.

Сопротивление (в том числе соединенное с насилием или угрозой его применения) лицу, пресекающему нарушение общественного порядка, в процессе хулиганских действий охватывается диспозицией части 2 статьи 339 УК и не требует дополнительной квалификации по статьям 363 или 366 УК.

Сопротивление или принуждение, соединенное с убийством сотрудника органов внутренних дел, охватывается составом убийства сотрудника органов внутренних дел, предусмотренного статьей 362 УК, и не требует дополнительной квалификации по статье 363 УК. Если при указанных обстоятельствах смерть причиняется иному лицу, виновный подлежит ответственности только по пункту 10 части 2 статьи 139 УК.

В соответствии с рекомендациями Пленума Верховного Суда совершение лицом ряда взаимосвязанных и непрерывных действий, которые образуют несколько составов самостоятельных преступлений против порядка управления (например, оскорбление представителя власти и сопротивление), надлежит квалифицировать только по статье уголовного закона, предусматривающей ответственность за наиболее тяжкое преступление.

Если сопротивление сотруднику органов внутренних дел, или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка оказывается виновным после прекращения хулиганских действий (например, при последующем задержании), имеет место совокупность преступлений, предусмотренных статьями 339 и 363 УК.

Статья 364. Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел

Объектомпреступления выступает порядок выполнения сотрудником органов внутренних дел служебных обязанностей, не связанных с охраной общественного порядка (например, получение объяснений при осуществлении проверки заявления о преступлении, проведение выемки, конвоирование заключенных под стражу).

Потерпевшиммогут быть сотрудник органов внутренних дел или его близкие, к которым относятся близкие родственники, члены его семьи либо иные лица, которых он обоснованно признает своими близкими (см. часть 3 статьи 4 УК).

Преступление выражается в насилии либо угрозе применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких в целях воспрепятствова­ния его законной деятельности или принуждения к изменению характера этой деятельности либо из мести за выполнение служебной деятельности.

Характер насилия и угрозы насилия при совершении данного преступления аналогичен таким же действиям, предусмотренным в статье 363 УК.

Для наличия состава преступления не требуется, чтобы сотрудник органов внутренних дел прекратил или изменил свою служебную деятельность. Поэтому при применении насилия преступление признается оконченным с момента совершения насильственных действий, а при угрозе - с момента, когда ее содержание доведено до потерпевшего, а сама угроза воспринята им как реальная.

Субъективнаясторона преступления характеризуется прямым умыслом и специальной целью (воспрепятствовать законной деятельности сотрудника органов внутренних дел) либо мотивом мести за выполнение служебной деятельности.

Субъектпреступления - лицо, достигшее 16 лет.

Рассматриваемое преступление отличается от сопротивления сотруднику органов внутренних дел или иному лицу, охраняющим общественный порядок (статья 363 УК), прежде всего характером обязанностей, выполняемых потерпевшими. При сопротивлении выполняемая деятельность связана с охраной общественного порядка, при насилии или угрозе применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел (статья 364 УК) имеется в виду его служебная деятель­ность, как связанная, так и не связанная с охраной общественного порядка.

Необходимо учитывать также и то, что сопротивление может быть оказано только во время выполнения потерпевшими обязанностей по охране общественного порядка. Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких возможны как во время осуществления потерпевшим служебной деятельности, так и после ее окончания в отместку за выполнение предшествующей служебной деятельности. Насилие либо угроза применения насилия в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких, квалифицируемые по статье 364 УК, возможны также в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника органов внутренних дел в будущем.

Если насилие в отношении сотрудника органов внутренних дел или его близких выразилось в умышленном причинении тяжкого телесного повреждения или смерти, то содеянное квалифицируется соответственно по пункту 5 части 2 статьи 147 или пункту 10 части 2 статьи 139 УК.

Статья 366 Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг

Объектомпреступления являются общественные отношения, обеспечивающие правомерную управленческую деятельность должностных лиц, а также лиц, выполняющих общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений.

В качестве обязательных дополнительных объектов выступают здоровье (при насилии), личное свободное волеизъявление (при угрозе насилием), собственность указанных лиц (при угрозе уничтожением или повреждением имущества).

Потерпевшимимогут быть:

1) должностные лица, выполняющие служебные обязанности;

2) иные лица, выполняющие общественный долг по охране общественного порядка или пресечению правонарушений;

3) близкие названных лиц (см. часть 3 статьи 4 УК).

Под выполнением общественного долга следует понимать совершение действий в интересах общества или отдельных лиц (например, пресечение правонарушений, сообщение органам власти о совершенном или готовящемся преступлении).

Объективная сторонапреступления выражается в любом из двух вариантов общественно опасного поведения:

1. Насилие в отношении названных лиц - это совершение действий, которые проявляются в нанесении ударов, побоев, удержании, причинении телесных повреждений от легкого до менее тяжкого телесного повреждения включительно.

2. Угроза насилием, включая угрозу причинением тяжкого телесного повреждения или убийством, либо уничтожением или повреждением имущества в отношении потерпевшего.

При угрозах иного содержания (например, при угрозе распространением клеветнических или оглашением иных сведений, которые потерпевший желает сохранить в тайне, либо при угрозе ущемлением прав, свобод и законных интересов этих лиц) ответственность наступает по иным статьям УК (см., например, статью 185 УК).

Преступление признается оконченным с момента применения насилия либо с момента, когда содержание угрозы доведено до потерпевшего. Указанные действия могут быть совершены как во время, так и после выполнения потерпевшим служебных обязанностей либо общественного долга по охране общественного порядка или пресечению правонарушений, а также для воспрепятствования этой деятельности в будущем.

Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что применяет насилие либо угрозу насилием, уничтожением или повреждением имущества в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг, и желает этого.

Среди обязательных альтернативных признаков этого преступления законодатель выделил цель (воспрепятствовать законной деятельности названных лиц или принудить их к изменению характера этой деятельности) и мотив (месть за выполнение служебных обязанностей или общественного долга).

Субъектпреступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Часть 2 статьи 366 УК устанавливает повышенную ответственность за указанные действия, совершенные в отношении Президента Республики Беларусь.

Если в результате насилия потерпевшему причинено тяжкое телесное повреждение, то ответственность наступает по пункту 5 части 2 статьи 147 УК, если смерть - по пункту 10 части 2 статьи 139 УК.

Если вслед за высказыванием угрозы насилием лицам, указанным в статье 366 УК, лицо применило силу, что явилось результатом осуществления единого умысла виновного, то содеянное образует продолжаемое преступление.

Статья 377.Хищение, уничтожение, повреждение либо сокрытие документов, штампов, печатей, хищение бланков

Объектомпреступления является установленный порядок обращения официальной документации. Действия, предусмотренные статьей 377 УК, создают препятствия нормальной деятельности государственных и иных учреждений, юридических лиц, граждан, нарушают права и законные интересы перечисленных субъектов.

К предметупреступления относятся официальные документы, штампы, печати (часть 1 статьи 377 УК), документы государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь, переданные на государственное хранение иные документы Национального архивного фонда Республики Беларусь, официальные документы особой важности, штампы, печати, бланки особой важности, полуфабрикаты или материалы, используемые для изготовления таких бланков и содержащих элементы защиты от подделок (часть 2 статьи 377 УК).

Документ - это соответствующим образом оформленная на материальном носителе (на бумаге, фото-, кино-, аудио-, видеопленке, в виде компьютерной записи на машинном носителе, а равно в какой-либо иной материальной форме) информация, удостоверяющая юридически значимые факты (действия или события), которые предоставляют, изменяют или отменяют права или обязанности либо свидетельствуют об обстоятельствах, имеющих правовую природу.

Официальным признается документ, который исходит от органов государственной власти или управления, органов управления юридических лиц (любой формы собственности и ведомственной принадлежности) или от физического лица, надлежащим образом оформленный и удостоверенный в установленном порядке, что придает этому документу публичный характер. Понятием официального документа в статье 377 УК (в отличие от его трактовки в статье 380 УК) охватываются и те документы, которые не предоставляют каких-либо прав и не освобождают от каких-либо обязанностей. Однако официальный документ и в последнем случае должен констатировать юридически значимые факты.

Официальные документы, исходящие от физических лиц, могут быть признаны в качестве предмета преступления в двух ситуациях. Во-первых, когда такой документ связан с публично-удостоверяющей процедурой его создания, что придает ему официальный (публично-правовой) характер (например, доверенность, выданная физическим лицом юридическому или физическому лицам, удостоверенная нотариусом или иным уполномоченным лицом). При этом не имеет значения, где находится такой документ на момент совершения преступного деяния (в соответствующей организации или уфизического лица). Во-вторых, когда документ, исходящий от частного лица, официально принят и находится в организации в связи с разрешением соответствующего вопроса (например, хранящийся в нотариальной конторе экземпляр завещания, заявление гражданина о совершенном преступлении, находящееся в прокуратуре).

К документам на бумажном носителе приравнивается электронный документ, который имеет одинаковую с ним юридическую силу. Электронный документ - это информация, зафиксированная на машинном носителе и соответствующая требованиям, установленным статьей 6 Закона «Об электронном документе», а именно: информация должна создаваться, обрабатываться, передаваться и храниться с помощью программных и технических средств, иметь структуру, установленную законом, и содержать реквизиты, позволяющие ее идентифицировать, а также быть представленной в форме, понятной для восприятия человеком.

Штамп - это ручная печатная форма (клише), используемая при составлении документов для производства оттисков или для производства отметки на ранее выданном документе с последующим внесением в них дополнительных необходимых надписей, сведений (например, исходящего номера, даты). Он может содержать различные графические символы. Штампы имеют обычно прямоугольную, треугольную или овальную форму. Оттиск прямоугольного штампа ставится на документе в левом верхнем углу, треугольного (овального) - внизу документа, рядом с подписью лица, которое его удостоверяет.

Печать - это печатная форма (прибор), содержащая рельефное или глубокое изображение текста (рисунка), предназначенная для производства оттиска на бумаге, воске, пластилине, сургуче и иных материалах. Оттиск печати в отличие от штампа содержит всю необходимую информацию и не требует внесения дополнительных надписей. Печать содержит текстовую информацию о юридическом или физическом лице (полное наименование и пр.) и может включать графические, художественные символы. Особый вид имеет гербовая печать: правильная круглая форма с изображением государственного герба.

Официальные документы, штампы, печати, бланки особой важности -материальные носители, содержащие особо важные сведения, утрата или неправомерное использование которых могут причинить существенный вред государству или юридическому лицу. Термин «особая важность» является оценочным. Отнесение носителей информации к числу особой важности осуществляется с учетом различных обстоятельств, подлежащих оценке в совокупности.

Так, под официальным документом особой важности следует понимать только документы, исходящие от государственных органов либо находящиеся у них. В частности, официальным документом особой важности следует признавать документы, содержащие сведения, составляющие государственную или служебную тайну, имеющие гриф «особой важности», «совершенно секретно» или «секретно» оригиналы принятых в установленном порядке нормативных актов Республики Беларусь (имеющие подпись должностного лица и иные обязательные реквизиты), протоколы процессуальных действий и иные важные документы, входящие в состав материалов уголовных дел, находящихся на разрешении в органах уголовного преследования или в суде, гражданских и иных дел, находящихся на разрешении в общем или хозяйственном судах.

Печати особой важности -это гербовые печати органов государственной власти, судов, прокуратуры и иных учреждений юстиции, которыми удостоверяются официальные документы, исходящие от этих органов. Таким же образом должен решаться вопрос об особой важности штампов.

К бланкам особой важности относятся бланки ценных бумаг, документов с определенной степенью защиты, а равно бланки иных документов, имеющих идентификационный номер, нанесенный при изготовлении, или иные элементы защиты от подделки, соответствующие требованиям, определяемым Министерством финансов по согласованию с Министерством внутренних дел и Министерством юстиции.

Документы государственной части Национального архивного фонда Республики Беларусь - это составляющие Национальный архивный фонд Республики Беларусь документы, созданные в экономической, общественно-политической, социально-культурной и иной деятельности государства на различных этапах его развития и отражающие материальную и духовную жизнь белорусского народа. Документы Национального архивного фонда Республики Беларусь являются историческим и культурным наследием, достоянием народа Республики Беларусь, его документальной памятью и служат для удовлетворения нужд общества и государства, реализации прав и законных интересов граждан.

Документы Национального архивного фонда Республики Беларусь, переданные на государственное хранение, - это иные составляющие Национальный архивный фонд Республики Беларусь документы, имеющие экономическую, общественно-политическую, социально-культурную, историческую ценность и свидетельствующие о различных аспектах развития и деятельности государства, о материальной и духовной жизни белорусского народа.

Объективная сторона преступленияможет выражаться в совершении любого из следующих деяний: хищения, уничтожения, повреждения либо сокрытия официальных документов, штампов, печатей.

Хищение охватывает все известные уголовному закону способы незаконного завладения перечисленными предметами. Повышенную уголовную ответственность по части 2 статьи 377 УК влечет хищение штампов, печатей, бланков особой важности, а также полуфабрикатов или материалов, используемых для изготовления таких бланков и содержащих элементы защиты от подделки.

Если в процессе хищения к потерпевшему применялось насилие либо угроза его применения, то содеянное надлежит квалифицировать по статье 377 УК и как соответствующее преступление против жизни либо здоровья.

Уничтожение заключается в полном разрушении целостности указанных предметов, при котором невозможно идентифицировать их и использовать по прямому назначению. Способ уничтожения для квалификации значения не имеет.

Повреждение документа, штампа, печати предполагает частичное нарушение целостности указанных предметов, нанесение такого вреда, при котором можно их идентифицировать, однако использовать их по прямому назначению без восстановления соответствующих свойств невозможно или существенно затруднено.

Сокрытие - это утаивание указанных предметов от надлежащего адресата (например, компетентного органа, законного владельца), не позволяю­щее последнему получить их или воспользоваться ими по назначению.

Оконченным преступление считается с момента совершения любого из вышеперечисленных деяний, независимо от наступления общественно опасных последствий.

В случае, если такие действия повлекли тяжкие последствия, ответственность наступает по части 2 статьи 377 УК. Под тяжкими последствиями понимается, в частности, существенное нарушение нормальной работы органов государственной власти и управления, юридических лиц, законных прав и интересов граждан, причинение крупного или особо крупного ущерба.

С субъективной стороныпреступление характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. По отношению к тяжким последствиям (часть 2 статьи 377 УК) вина может быть как умышленной, так и неосторожной, однако все преступление в целом относится к числу совершенных умышленно (см. статью 25 УК).

Рассматриваемые деяния признаются преступлением лишь при условии, если совершены из корыстных (см. часть 10 статьи 4 УК) или иных личных побуждений. Под личными побуждениями следует понимать стремление виновного извлечь какую-либо выгоду нематериального характера (например, желание скрыть упущение по службе, причинить вред коллеге по работе, посодействовать продвижению по службе близкому родственнику). Личные побуждения чаще обусловлены карьеризмом, протекционизмом, семейственностью. При иной мотивации деяния лица не подлежат квалификации по статье 377 УК.

Последовательное совершение указанных действий с одним и тем же предметом (например, сокрытие официального документа, а затем уничтожение его) охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 377 УК.

Если названные действия совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, то ответственность наступает по совокупности преступлений по статье 377 УК и соответствующей статье, предусматривающей ответственность за преступления против интересов службы.

Совершение указанных действий за материальное вознаграждение или услугу имущественного характера работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, не являющимся должностным лицом, влечет ответственность по совокупности преступлений по статье 252 и 377 УК.

Хищение официальных документов, содержащих сведения о коммерческой или банковской тайне, совершенное из корыстных или иных личных побуждений с целью их разглашения либо незаконного использования, образует совокупность преступлений, предусмотренных статьями 254 и 377 УК.

Статья 380. Подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков

Преступление посягает на установленный порядок ведения официальной документации и обращения официальных документов, штампов, печатей, бланков.

Ответственность установлена за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях использования такого документа самим исполнителем или другим лицом, либо сбыт такого документа, либо изготовление поддельных штампов, печатей, бланков в тех же целях, либо их сбыт, либо использование заведомо подложного документа.

Предметомпреступления являются:

1) удостоверение или иной официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей (при подделке как подлинный, так и подложный, а при сбыте — подложный документ);

2) поддельные штампы, печати, бланки (при изготовлении или сбыте);

3) подложные документы любого вида: официальные документы, официальные документы, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, официальные документы особой важности, документы государственной части Национального архивного фонда, важные личные документы (при использовании).

Удостоверение - документ, удостоверяющий личность гражданина и (или) его право, статус, изготовленный в соответствии с определенными правилами оформления, выданный или подлежащий предъявлению в государственных организациях, учреждениях и на предприятиях (например, удостоверение военнослужащего, удостоверение личности, водительское, пенсионное, служебное удостоверение).

Официальный документ, предоставляющий права или освобождающий от обязанностей,-документ, выдаваемый органами государственной власти или управления, органами управления юридических лиц, определяющий круг правомочий юридического или физического лица, либо освобождающий такое лицо от несения конкретных обязанностей (например, бухгалтерские документы, лицензии, дипломы, трудовая книжка, приговор, решение суда). В случаях, предусмотренных законодательством, официальным признается также документ, исходящий от граждан, как нотариально удостоверенный, так и не имеющий нотариального удостоверения (например, заявление о совершении преступления).

Подделка документа, не отвечающего указанным признакам, не является преступлением.

Бланк - бумажная форма, используемая для составления документа, а именно: лист бумаги с оттиском углового, центрального штампа либо снапечатанным текстом штампа или иным текстом (например, бланк удостоверения, паспорта, трудовой книжки, лицензии, заявления). Под бланком в смысле статьи 380 УК понимаются также бланки строгой отчетности и бланки особой важности.

С объективной стороныпреступление выражается в совершении альтернативных действий с указанными предметами преступления:

1) подделке;

2) сбыте;

3) изготовлении;

4) использовании.

Подделка удостоверения или иного официального документа- изготовление полностью подложного документа (например, удостоверения водителя с вымышленными сведениями на похищенном бланке) или внесение недостоверных данных в подлинный документ (например, исправление, уничтожение части текста, подделка подписи, проставление оттиска поддельного штампа).

Изготовление - полное воспроизведение подлинных штампов, печатей, бланков, т. е. их дубликатов, копий, либо внесение существенных изменений в текст или рисунок указанных предметов, меняющих их правовое содержание, либо изготовление этих предметов от имени несуществующих юридических и физических лиц.

Сбыт поддельных документов, печатей, штампов, бланков предполагает любые формы их реализации другим лицам (например, продажа, дарение, мена, уплата долга).

Использование заведомо подложного документа- предъявление или представление его в организацию, учреждение, иное юридическое лицо, должностному лицу, гражданину с целью приобретения таким способом конкретного права или освобождения от обязанности.

При предъявлении подложного документа виновный знакомит с его содержанием другое лицо, однако документ остается у него во владении. При предоставлении такой документ переходит в ведение соответствующего юридического или иного уполномоченного лица и остается у них на хранении.

Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного издействий, перечисленных в статье 380 УК, вне зависимости от достижения цели, указанной в этой статье (использование таких предметов).

Использование заведомо подложного документа достигает стадии оконченного преступления смомента его предъявления, независимо от того, получил ли виновный соответствующее право или нет, удалось ли ему освободиться от обязанности или нет.

Субъективная сторонапреступления характеризуется прямым умыс­ом: виновный сознает характер как самих действий, так и свойства предметов, в отношении которых эти действия совершаются, и желает их совершить.

Подделка и изготовление указанных предметов требуют обязательного наличия цели их использования самим исполнителем или другим лицом.

Сбыт соответствующих предметов либо использование заведомо подложного документа наказываются по данной статье независимо от цели таких действий.

Мотивы совершения преступления не влияют на квалификацию.

Субъектпреступления -лицо, достигшее 16 лет.

Наши рекомендации