Террористический акт (ст. 359 УК)
Непосредственнымобъектом террористического акта является общественная и политическая система Республики Беларусь, которая обеспечивает внутреннюю безопасность, нормальную деятельность институтов политической системы и государственной власти, конституционные права и свободы граждан и общественное спокойствие, дополнительным объектом- жизнь человека.
Потерпевшимипри террористическом акте являются государственные или общественные деятели.
Государственные деятели - это Президент Республики Беларусь, премьер-министр, глава Администрации Президента Республики Беларусь, члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты всех иных уровней, председатели и судьи Конституционного, Верховного и Высшего хозяйственного судов, министры и председатели государственных комитетов.
К ним также можно отнести ответственных работников Администрации Президента и аппарата Совета Министров, глав администраций районов, других работников высших и местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющих полномочия представителя государства.
Общественные деятели - это лица, проявляющие свою активную политическую, общественную, гражданскую или личную позицию путем участия в партийной деятельности, в деятельности общественных объединений (движений) либо религиозных объединений или лично, без членства в каком-либо объединении. Общественная деятельность должна быть общепризнанна и общезначима, статус общественного деятеля не может быть присвоен себе лицом самостоятельно, это категория объективная. Закон не говорит о том, является ли общественная деятельность прогосударственной или оппозиционной, поэтому потерпевшими при террористическом акте могут стать и оппозиционные общественные деятели.
Объективная сторонатеррористического акта выражается в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля.
Посягательство — это не только убийство, но и покушение на убийство государственного или общественного деятеля. По объективной стороне состав является материально-усеченным, поэтому террористический акт признается оконченным преступлением как в том случае, когда наступила смерть государственного или общественного деятеля, так и тогда, когда смерть такого лица не наступила по не зависящим от виновного обстоятельствам. При этом фактически причиненный вред здоровью потерпевшего правового значения не имеет, оконченным преступление признается даже в том случае, когда вред потерпевшему вообще не причинен.
Если умыслом виновного охватывается причинение именно телесных повреждений государственному или общественному деятелю, то такие действия квалифицируются по п. 5 ч. 2 ст. 147, ст. 149 или 153 УК.
Субъективная сторонатеррористического акта характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Обязательными признаками субъективной стороны террористического акта являются альтернативные цели или мотив. Специальная цель посягательства - это дестабилизация общественного порядка, воздействие на принятие решений государственными органами либо воспрепятствование политической или общественной деятельности. Для наличия состава преступления достаточно любой из этих целей, но возможно и их сочетание.
Цель дестабилизации общественного порядка заключается в стремлении спровоцировать массовые беспорядки или групповые действия, нарушающие общественный порядок, вызвать социальное напряжение, межнациональную или межконфессиональную рознь.
Цель воздействия на принятие решений государственными органами выражается в прямом или косвенном требовании, обращенном к должностным лицам органов государственной власти, принять те или иные решения (изменить политический курс, распорядиться собственностью определенным образом, освободить некоторые категории осужденных, внести изменения в законодательство или в отдельные законы, изменить порядок формирования власти ит. д.).
Цель воспрепятствования политической или общественной деятельности выражается в стремлении физически прекратить такую деятельность либо изменить ее характер. Изменение характера деятельности, в свою очередь, может выражаться в отказе от участия в различных запланированных ранее или согласованных мероприятиях, переходе на иную политическую платформу или в иную фракцию (если речь идет о депутатах и фракциях) и т. д.
При отсутствии любой из этих целей должен присутствовать мотив -месть за государственную или общественную деятельность.
В иных случаях, при отсутствии названных целей и мотива, содеянное квалифицируется как преступление против человека.
Субъектпреступления общий. Ответственность наступает с 16 лет.
Совершение террористического акта гражданином Республики Беларусь по заданию иностранного государства квалифицируется по совокупности ст. 359 и 356 УК (террористический акт и измена государству в форме оказания помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителю в проведении враждебной деятельности против Республики Беларусь).