Измена государству (ст. 356 УК)
Непосредственным объектомизмены государству является национальная безопасность. Ее понятие дано в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575, национальная безопасность-состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз. Здесь же дано понятие национальных интересов как совокупности потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь.
Таким образом, непосредственным объектом измены государству являются (в своей взаимосвязи) внешняя безопасность, суверенитет, территориальная неприкосновенность и обороноспособность Республики Беларусь.
Объективная сторонаизмены государству выражается в совершении альтернативных и только активных действий, которые принято называть формами изменнических действий. В диспозиции ст. 356 УК содержится пять таких форм.
1. Выдача государственных секретов, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств, выражается в передаче в любой форме (устно, письменно - в текстах, формулах, схемах, чертежах, в цифровой форме с использованием носителей (дискеты, диски, флэш-память), с использованием компьютерных сетей). Материальными носителями государственных секретов могут быть также готовые изделия или их составные части, вещества и образцы материалов, поэтому их передача также будет образовывать объективную сторону измены государству.
Измена государству в форме выдачи государственных секретов признается оконченным преступлением с момента получения таких секретов иностранным государством, иностранной организацией или их представителем.
Государственные секреты (сведения, составляющие государственные секреты) - сведения, отнесенные в установленном порядке к государственным секретам, защищаемые государством в соответствии с законом Республики Беларусь от 19 июля 2010 г. № 170-3 «О государственных секретах» и другими актами законодательства Республики Беларусь (ст. 1 закона).
Перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственным секретам, указан в ст. 14 закона «О государственных секретах». К ним относятся следующие категории сведений: в области политики, в области экономики и финансов, в области науки и техники, в военной области, в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, в информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь, иные сведения в области политики, экономики, финансов, науки, техники, в военной области, области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности, информационной и иных областях национальной безопасности Республики Беларусь, которые включаются в перечень сведений, подлежащих отнесению к государственным секретам.
В соответствии с законом государственные секреты подразделяются на две категории: государственную тайну (сведения, составляющие государственную тайну) и служебную тайну (сведения, составляющие служебную тайну).
Государственная тайна - сведения, в результате разглашения или утраты которых могут наступить тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь. Сведения, составляющие государственную тайну, имеют гриф «Особой важности» или «Совершенно секретно». Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах в сфере государственных секретов» от 25 февраля 2011 г. № 68 был утвержден перечень государственных органов и иных организаций, наделенных полномочием по отнесению сведений к государственным секретам.
Получателем выдаваемых государственных секретов являются иностранное государство, иностранная организация или их представитель. Иностранное государство выступает в лице своих органов или представителей. Иностранными государствами признаются не только те, которые проводят враждебную политику в отношении Республики Беларусь, но и все иные государства, в том числе входящие в СНГ и ОДКБ.
Иностранная организация - это любая организация, находящаяся за пределами Республики Беларусь, в том числе международная, независимо от провозглашенных целей и задач ее деятельности. В настоящее время на международной арене действует множество организаций, которые, провозглашая гуманные цели и благородные задачи, фактически вмешиваются во внутренние дела других государств, в том числе проводят враждебную политику в отношении Республики Беларусь.
Представитель иностранного государства, иностранной организации - это физическое должностное либо недолжностное лицо независимо от гражданства, которое открыто или тайно (официально или неофициально), постоянно, временно или по специальному поручению представляет государственный орган или учреждение иностранного государства либо иностранную организацию, выполняет их задания или поручения по совершению действий, угрожающих национальной безопасности Республики Беларусь.
2.Шпионаж. Его непосредственный объект совпадает с объектом измены государству. Признаки же объективной стороны совпадают с признаками объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 358 УК.
3.Агентурная деятельность (см. анализ ст 358' УК). Это новая форма, введенная в диспозицию ст. 356 УК законом Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 309-3.
4.Переход на сторону врага во время войны или вооруженного конфликта является наиболее опасной формой измены государству, поскольку предполагает прямое оказание помощи врагу, как правило, путем вступления в вооруженные силы или военизированные подразделения и участия в боевых действиях. Но измена государству в этой форме возможна и путем обращения к любым, в том числе гражданским, органам иностранного государства с заявлением о желании помогать ему во время войны или военного конфликта против своего же государства. Установление контакта с врагом при этом возможно в любой форме.
Переход на сторону врага может выражаться, например, в переходе линии фронта, перемещении в расположение противника (при отсутствии линии фронта, чем характеризуются современные войны и конфликты), вступлении в вооруженные силы или военизированные формирования (полицию, силы безопасности), реальном участии в боевых действиях или карательных рейдах, совершении преступлений против мира и безопасности человечества, военных преступлений, осуществлении властных полномочий на оккупированной территории, проведении разведки, осуществлении диверсионных и террористических актов. При совершении преступлений против мира и безопасности человечества или военных преступлений лицом, перешедшим на сторону врага, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.
Нельзя говорить об измене государству при выполнении таких действий в условиях гражданской войны, вооруженных конфликтов на национальной или религиозной почве на территории своего же государства против иных его граждан.
Враг - это иностранное государство, которое ведет боевые действия против Республики Беларусь (с объявлением или без объявления войны, полномасштабные или локальные), а также организует либо участвует в военном конфликте с Республикой Беларусь. Врагом следует признавать и иностранные, а также международные организации террористической направленности, которые ведут диверсионно-террористическую деятельность против Беларуси.
Оконченным преступлением измену государству в этой форме следует признавать с момента вступления в контакт с органами, учреждениями или представителями враждебного государства либо с соответствующими структурами иностранных и международных организаций с целью последующего оказания реальной помощи врагу во время войны или вооруженного конфликта.
Правовая оценка перехода на сторону врага под воздействием угроз, истязаний, пыток оценивается по правилам определения правовых последствий деяния, совершенного в условиях непреодолимой силы, физического или психического принуждения.
5. Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителю в проведении деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, умышленно совершенное гражданином Республики Беларусь. С объективной стороны оно выражается в совершении иных преступлений против государства по заданию органов иностранного государства, иностранной организации или их представителей. Для этого предполагается предварительное установление контакта с ними, при этом для квалификации не имеет значения, по чьей инициативе такой контакт происходит. После установления контакта лицо получает задание по совершению того или иного преступления против государства и выполняет его.
При этом содеянное квалифицируется по совокупности ст. 356 УК и той статьи, которая предусматривает ответственность за иное совершенное преступления против государства. Эти же правила применяются для квалификации совершения иных умышленных преступлений, дополнительным объектом которых является национальная безопасность Республики Беларусь. Например, эффективное средство подрыва экономической безопасности -массовое вливание в финансовую систему государства поддельных денег или ценных бумаг. Если эти действия совершены гражданином Республики Беларусь по заданию иностранного государства, то содеянное квалифицируется по ст. 356 и 221 УК.
Если же по заданию иностранного государства лицо совершает иные изменнические действия, предусмотренные ст. 356 УК, все содеянное охватывается этой статьей и совокупности не образует.
Субъективная сторонаизмены государству выражается в вине в виде прямого умысла. Как правило, в большинстве случаев виновный преследует корыстные цели - получение различных выгод имущественного характера в качестве благодарности за измену государству. Совершение рассматриваемого преступления возможно также из-за националистических или религиозных мотивов, вражды и ненависти к политической системе и конституционному строю Республики Беларусь, ее высшим должностным лицам.
Мотивы и цели на квалификацию не влияют и могут иметь значение для определения опасности личности преступника и для назначения ему наказания.
Субъектомизмены государству в качестве исполнителя может быть только гражданин Республики Беларусь, достигший 16 лет. В качестве иных соучастников могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства.
Квалифицирующим признакомизмены государству является совершение убийства при любой форме изменнических действий. При этом дополнительной квалификации по ст. 139 УК не требуется даже при убийстве двух или более лиц. Если же при переходе на сторону врага виновный совершает убийства, которые охватываются тем или иным составом преступлений против мира и безопасности человечества и военных преступлений, содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.
Примечание к ст. 356 УК предусматривает основания для освобождения от уголовной ответственности лица, совершившего измену государству, не сопряженную с убийством. К ним относятся:
- добровольное заявление лица государственным органам о совершенных им действиях;
- прекращение деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь;
- оказание содействия в предотвращении вредных последствий уже выполненных действий.
Добровольным признается заявление, сделанное лицом, совершившим любое изменническое действие, без какого-либо внешнего воздействия. При этом лицо должно осознавать, что государственным органам неизвестно о совершенных им действиях. При этом лицо может добросовестно заблуждаться и полагать, что о его измене государственным органам ничего не известно, хотя в отношении него уже ведется оперативная разработка. Это не изменяет добровольности заявления. Если же виновному заведомо известно, что государственные органы знают о его изменнической деятельности, добровольность отказа исключается.
Мотивы добровольного заявления значения не имеют.
Прекращение деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь означает безусловный и окончательный отказ от изменнической деятельности.
Оказание содействия в предотвращении вредных последствий уже выполненных действий предполагает сотрудничество с правоохранительными органами, содействие в выявлении соучастников и представителей иностранных государств и организаций, с которыми сотрудничал виновный, предоставлении информации о полученных заданиях, способах и формах связи с иностранными представителями, о действиях, которые могут наиболее эффективно предотвратить или снизить вред, которым грозят уже совершенные действия. К оказанию содействия относится и добровольное согласие участвовать в оперативных комбинациях по выявлению резидентов и агентурных сетей, а также в дезинформации противника.
Исходя из буквального толкования текста примечания к ст. 356 УК, для освобождения от уголовной ответственности необходимо наличие всех трех условий. В иных случаях отдельные действия, указанные в примечании, могут быть признаны смягчающими обстоятельствами.
При этих же условиях могут быть освобождены от уголовной ответственности лица, совершившие преступления, предусмотренные ст. 356', 358и358'УК.
Установление сотрудничества со специальной службой, органом безопасности или разведывательным органом иностранного государства (ст. 3561 УК)
Ст. 356' УК была внесена в УК законом Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 309-3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь». Необходимость такого дополнения УК обусловлена значительной активизацией ряда иностранных государств и их органов по дестабилизации социально-политической обстановки в Республике Беларусь, ослаблению власти и приведению к власти удобных для них лиц. Последнее десятилетие в ряде государств СНГ было ознаменовано так называемыми «цветными революциями», в которых активную роль играли именно лица, сотрудничающие со специальной службой, органом безопасности или разведывательным органом иностранного государства. Но не во всех случаях такое сотрудничество имело признаки измены государству, хотя и является первым шагом на пути к ней.
Непосредственный объектрассматриваемого преступления - национальная безопасность прежде всего в сфере обороноспособности и обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
Объективная сторонапреступления выражается в активных действиях - установлении сотрудничества со специальной службой, органом безопасности или разведывательным органом иностранного государства.
Обязательным признаком объективной стороны преступления является конфиденциальность (скрытность, тайность) сотрудничества.
Сотрудничество - это совместная деятельность в той или иной сфере. Установление сотрудничества - это предложение о совместной деятельности, сделанное по личной инициативе или в результате тех или иных действий представителей спецслужб, органов безопасности или разведорганов иностранных государств, заключение договоренности о целях, задачах, направлениях, формах сотрудничества, способах связи, мерах по обеспечению конфиденциальности (конспирации), возможной отчетности, компенсациях понесенных расходов и поощрениях. Именно с этого момента преступление признается оконченным независимо от того, выполнило ли лицо какие-либо действия по заданию или поручению специальной службы, органа безопасности или разведывательного органа иностранного государства.
Субъективная сторонаустановления сотрудничества выражается в вине в виде прямого умысла. Лицо должно заведомо сознавать, что устанавливает сотрудничество именно со специальной службой, органом безопасности или разведывательным органом иностранного государства.
Субъектомэтого преступления может быть только гражданин Республики Беларусь, достигший 16 лет. В качестве иных соучастников могут выступать иностранные граждане и лица без гражданства.
Обязательным условием вменения ст. 356' УК является отсутствие признаков измены государству.
Если гражданин устанавливает сотрудничество с целью последующей измены государству, то содеянное квалифицируется как покушение на измену государству по ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 356 УК. Если же установление сотрудничества повлекло в последующем измену государству и это охватывается единым умыслом, то все содеянное охватывается ст. 356 УК и дополнительной квалификации по ст. 356' УК не требует. Но если в отношении установления сотрудничества и в отношении последующей измены государству имеет место самостоятельный умысел, все содеянное образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 356 и 356' УК. Также квалифицируется установление сотрудничества с органами одного государства и измена в пользу другого.
Шпионаж (ст. 358 УК)
Непосредственным объектомданного преступления является национальная безопасность прежде всего в сфере обороноспособности и обеспечения сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
Предметомпреступления являются сведения, составляющие государственные секреты Республики Беларусь, и сведения, составляющие государственные секреты других государств (если они были переданы Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь). Понятие и возможные формы государственных секретов раскрываются в ходе анализа ст. 356 УК.
Объективная сторонашпионажа выражается в альтернативных действиях: передаче, похищении, собирании, хранении с целью передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителю сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств, переданных Республике Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Каждое из названных действий имеет одинаковое правовое значение, а для квалификации не имеет значения, сколько, какие именно действия были совершены и на протяжении какого периода.
Передача выражается в отчуждении предмета преступления в любой форме (непосредственное вручение, использование посредника, направление адресату почтовым отправлением, использование электронной почты, закладка тайника и т. д.). При использовании посредника он несет ответственность по ст. 356 или 357 УК только при наличии прямого умысла. Если посредник не сознавал общественной опасности своих действий, находясь, например, под воздействием обмана, либо в результате злоупотребления доверием, то исполнителем признается лицо, вручившее посреднику сведения, составляющие государственные секреты. Если это гражданин Республики Беларусь, то содеянное охватывается ч. 1 ст. 356 УК и дополнительной квалификации не требует. Передача признается оконченным преступлением при получении адресатом сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств.
Получатель этих сведений тот же самый, что и при выдаче сведений, составляющих государственные секреты (см. анализ ст. 356 УК).
Похищение сведений, составляющих государственные секреты Республики Беларусь, а равно сведений, составляющих государственные секреты других государств, выражается в противоправном завладении материальными носителями таких сведений в любой форме. Предметом похищения таких сведений являются документы (на любом носителе - бумажном, цифровом), образцы техники, ее составные части, вещества, материалы и т. д. Похищение, как правило, состоит в изъятии указанных секретов из владения как государственных, так и негосударственных органов, учреждений и организаций, должностных и недолжностных лиц (научных работников, инженеров, техников, лаборантов, допущенных к работе со сведениями, составляющими государственные секреты). Но если похищение таких сведений происходит из незаконного владения, квалификация содеянного не изменяется. Момент окончания похищения государственных секретов определяется в зависимости от формы завладения ими.
Собирание как альтернативное действие, образующее шпионаж, выражается в поиске и присвоении сведений, составляющих государственные секреты, за исключением их похищения. Это могут быть, например, поиск особо важных государственных объектов, наблюдение за ними, выявление системы охраны и места нахождения материальных носителей государственных секретов, перехват переговоров, фотосъемка, видеозапись и т. д. Собирание признается оконченным преступлением с момента его начала.
Хранение сведений, составляющих государственные секреты, заключается в их размещении в определенном месте или помещении и последующем обладании ими независимо от места и времени хранения. Местом хранения может быть квартира либо иное помещение (гараж, служебный кабинет, производственное помещение), различные тайники.
Субъективная сторонашпионажа выражается в умышленной форме вины исключительно в виде прямого умысла.
Кроме того, обязательным признаком субъективной стороны шпионажа в форме похищения, собирания и хранения сведений, составляющих государственные секреты, является специальная цель - последующая передача таких сведений иностранному государству, иностранной организации или их представителю.
Лицо, совершившее шпионаж, может быть освобождено от уголовной ответственности при наличии условий, перечисленный в примечании к ст. 356 УК.
Субъектом шпионажа является только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет. Понятие лиц этих категорий дано в законе Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 105-3 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».
Таким образом, именно по субъекту проводится отличие шпионажа от измены государству.
Если действия, перечисленные в ст. 358 УК, совершают совместно гражданин Республики Беларусь и иностранный гражданин (лицо без гражданства), то действия гражданина Республики Беларусь квалифицируются по ст. 356 УК, а иностранного гражданина - по ст. 358 УК, и по формальным юридическим признакам соучастие будет отсутствовать. Это проявление особенностей квалификации совместного совершения преступления специальным субъектом и лицом, не признаваемым таковым.
Агентурная деятельность (ст. 3581 УК)
Ст. 358' была внесена в УК законом Республики Беларусь от 8 ноября 2011 г. № 309-3 «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь». Это было обусловлено теми же причинами, которые повлекли дополнение УК ст. 356', поэтому их видовой и непосредственный объекты совпадают.
В широком смысле агент - это гражданин Республики Беларусь, иностранный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства, негласно сотрудничающий с разведывательными органами иностранных государств, разведслужбами иностранных (международных) организаций и выполняющий их задания по подрыву национальной безопасности Республики Беларусь либо ее стратегических военно-политических союзников.
В узком смысле, исходя из диспозиции ст. 358' УК и применительно к ней, агентом признается только иностранный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства.
Объект преступления тот же, что и в ст. 356' УК.
С объективной сторонырассматриваемое преступление выражается в альтернативных действиях:
1) вербовке гражданина Республики Беларусь;
2) совершении иных действий в целях проведения деятельности в ущерб
национальной безопасности Республики Беларусь.
Вербовка - это склонение гражданина Республики Беларусь к сотрудничеству с разведывательными органами, иными спецслужбами, государственными учреждениями и официальными органами иностранного государства, с иностранными и международными организациями для последующего использования гражданина Беларуси в целях проведения деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь. Такая вербовка может выражаться в уговорах, просьбах, угрозах, обещаниях предоставления гражданства иностранного государства или материальных ресурсов. Возможны и более сложные методы: создание обстановки, которая вызовет у гражданина Беларуси желание подвергнуться вербовке. Достаточно распространенным методом является сбор и последующее использование компрометирующих материалов (скрытая фотосъемка и видеозапись интимной связи гражданина Беларуси и последующий его шантаж). Вербовку следует признавать оконченным преступлением с момента получения согласия гражданина Республики Беларусь на сотрудничество, выполнение с его стороны каких-либо действий в ущерб национальной безопасности не требуется.
По сути, вербовка - это разновидность подстрекательства к измене государству или сотрудничеству с органами, учреждениями, должностными лицами иностранного государства, иностранными и международными организациями. Но поскольку она образует специальный состав оконченного преступления и полностью охватывается ст. 358' УК, дополнительная квалификация не требуется.
К иным действиям в целях проведения деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь можно, например, отнести:
- осуществление активных мероприятий по противодействию контрразведывательной деятельности органов государственной безопасности, иных спецслужб Республики Беларусь;
- проникновение в разведывательные и контрразведывательные органы, в специальные службы, центры и организации, иные государственные учреждения и органы либо проникновение в их базы данных;
- выявление, проверку и разработку лиц, потенциально пригодных по своим качествам (личным, деловым, в связи с местом работы) для последующей вербовки;
- противодействие оперативно-техническим методам контрразведки, дезинформацию органов госбезопасности и спецслужб Республики Беларусь;
- негласное наблюдение за государственными и политическими деятелями, за должностными лицами органов госбезопасности и спецслужб Республики Беларусь, сбор сведений о них;
- ведение подрывной деятельности в пользу зарубежных идеологических центров и организаций, планирование и организацию их акций, организацию массовых и групповых антиобщественных проявлений, эмиграционных и иных негативных процессов;
- подготовку и распространение заведомо ложных измышлений, порочащих белорусский конституционный строй, его руководство, иных антигосударственных анонимных документов, листовок и надписей;
- руководство деятельностью различных конференций, семинаров, тренингов, обучающих курсов, где граждане Республики Беларусь проходят обучение для последующей антигосударственной или антиобщественной деятельности.
Иные действия в целях проведения деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь признаются оконченным преступлением с момента их окончания независимо от наступления последствий.
Субъективная сторонапреступления выражается в умышленной форме вины только в виде прямого умысла.
Применительно к рассматриваемому составу можно также говорить о наличии специальной цели - проведении деятельности в ущерб национальной безопасности Республики Беларусь.
Субъектданного преступления специальный - только иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшее 16 лет.
При получении согласия на сотрудничество со специальной службой, органом безопасности или разведывательным органом иностранного государства со стороны гражданина Республики Беларусь его действия квалифицируются по ст. 356' УК, а действия иностранного гражданина либо лица без гражданства- по ст. 358' УК.
Если при вербовке оговаривается последующее совершение действий, которые охватываются любой формой изменнических действий, названных в ст. 356 УК, квалификация действий иностранного гражданина либо лица без гражданства не изменяется, а согласие на сотрудничество со стороны гражданина Беларуси должно квалифицироваться как покушение на измену государству по ч'. 1ст. 14, ч. 1 ст. 356 УК.
Диверсия (ст. 360 УК)
Видовым объектомпреступления является внешняя безопасность как составная часть национальной безопасности.
Непосредственным объектомвыступают обороноспособность и экономическая безопасность. При этом возможна и двуобъектность преступления - если взрывается или поджигается оборонное предприятие, стратегически важный мост, склад хранения резервных ресурсов, то ущерб причиняется одновременно и экономической безопасности, и обороноспособности страны.
Дополнительным объектомдиверсии являются жизнь и здоровье людей, общественная безопасность, собственность (ч. 2 ст. 360 УК).
Факультативным объектоммогут быть информационная безопасность, экологическая безопасность, установленный порядок управления, а также деятельность исполнительных и распорядительных органов.
В качестве предметапреступления выступают:
- здания (жилые, производственные, офисные, помещения исполнительных и распорядительных органов, помещения учреждений транспорта, связи, учебных заведений, научных организаций и т. д.);
- сооружения (взлетно-посадочные полосы и вспомогательные пункты аэропортов, плотины, шахты, нефте- и газохранилища, склады, дамбы, плотины, водопровод и канализация);
- пути (автодороги, железнодорожные пути, газо- и нефтетрубопро-воды);
- средства сообщения (автомобильный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт, метрополитен, городской электротранспорт);
- средства связи (теле- и радиостанции, оборудование компьютерных сетей, линии проводной телефонной и телеграфной связи, приемо- и передающие антенны);
-другое имущество (любое имущество, не относящееся к вышеназванным предметам, например: материальные ресурсы, природные объекты, сельскохозяйственные посевы, скот и птица).
Объективная сторонадиверсии выражается в следующих альтернативных действиях:
- взрыве;
- поджоге;
- совершении иных действий.
Для всех этих действий необходимо, чтобы они создавали опасность гибели людей, причинения им телесных повреждений, разрушения или повреждения зданий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи или другого имущества. При этом под иными действиями следует понимать совершение любых иных, помимо взрывов и поджогов, действий, например: загрязнение радиоактивными или ядовитыми веществами либо болезнетворными микроорганизмами питьевых водопроводов или хранилищ питьевой воды, воздуха, продуктов питания, мест пребывания населения, распространение эпидемий или эпизоотии, умышленное внесение в конструкции зданий и сооружений таких изменений, которые впоследствии повлекут их разрушение, производство обрушений и обвалов и т. д.
Диверсия по конструкции объективной стороны является формальным составом и признается оконченной с момента совершения названных действий независимо от наступления последствий.
Субъективная сторонадиверсии выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла.
Обязательным признаком субъективной стороны диверсии является специальная цель - нанесение ущерба экономической безопасности и обороноспособности Республики Беларусь. Отсутствие этой цели исключает квалификацию по ст. 360 УК.
Субъектомпреступления признается лицо (независимо от гражданства), достигшее 16 лет. Если диверсию совершает гражданин Республики Беларусь по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителя, содеянное квалифицируется по совокупности ст. 360 и 356 УК.
Если диверсию совершает лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то квалификация зависит от последствий диверсии.
При гибели людей или причинении тяжких либо менее тяжких телесных повреждений такие действия квалифицируются по соответствующим пунктам ч. 2 ст. 139, ч. 2 или 3 ст. 147 или ст. 149 УК. Если в результате диверсии уничтожается или повреждается имущество, содеянное охватывается ч. 2 или 3 ст. 218 УК. Если диверсия направлена против транспортных средств или путей сообщения, содеянное охватывается ст. 309 УК. При наступлении нескольких видов указанных последствий содеянное подлежит квалификации по совокупности соответствующих статей УК.
Квалифицирующими признакамидиверсии являются: ее совершение организованной группой, гибель людей, наступление иных тяжких последствий.
Понятие организованной группы дано в ст. 18 УК.
Гибель людей - это смерть одного либо нескольких человек в результате взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей. По отношению к гибели людей возможен как умысел, так и неосторожность.
Иные тяжкие последствия - это причинение тяжких или менее тяжких телесных повреждений двум или более лицам, длительная остановка или полное прекращение работы учреждений, организаций, предприятий транспорта, связи, систем водоснабжения и канализации, интернета, внутренних компьютерных сетей, причинение материального ущерба в особо крупном размере.
По своим признакам диверсия сходна с рядом иных преступлений: убийством общеопасным способом (п. 5 ч. 2 ст. 139 УК), умышленным уничтожением или повреждением имущества общеопасным способом (ч. 2 ст. 218 УК), терроризмом (ст. 289), умышленным приведением в негодность транспортного средства или путей сообщения (ст. 309), особо злостным хулиганством, сопряженным с применением взрывчатых веществ или взрывных устройств (ч. 3 ст. 339). Основное их отличие от диверсии состоит в отсутствии специальной цели нанесения ущерба экономической безопасности и обороноспособности Республики Беларусь.