Задачи и функции уголовного права.
Содержание и направленность задач уголовного права основаны прежде всего на положениях ст.2 Конституции РФ, которая объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, и указала, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Именно поэтому главной задачей УК РФ является охрана прав и свобод человека и гражданина. Уголовный закон учел те коренные качественные изменения которые произошли за последнее время в нашей стране, и отразил иерархию ценностей, принятую в развитых демократических государствах: сначала - интересы личности и лишь потом - общество и государство.
Помимо охраны личности к задачам УК относится охрана всех форм собственности. В отличие от предыдущего уголовного законодательства новый кодекс обеспечивает равную охрану всех форм собственности, не выделяя в особый раздел преступления против государственного имущества.
В число важнейших объектов, защищаемых уголовно правовыми средствами, включены также общественный порядок и общественная безопасность, конституционный строй РФ, безопасность человечества и окружающая среда.
Итак, мы может сказать, что основная задача уголовного права является охранительной.
Не менее важной задачей уголовного права является также предупреждение совершения преступлений. Для этого уголовный кодекс определяет, какие опасные для личности и общества деяния признаются преступлениями, а также устанавливает меры уголовно-правового характера за их совершение.
Задача предупреждения совершения преступлений тесно связана и с воспитательной задаче (функцией) уголовного права, поскольку уже сам факт существования уголовного законодательства, информирования о нем, и тем более применения его к виновным формирует у граждан установку на необходимость соблюдения сложившихся в государстве общественных отношений, удерживает склонных к преступлению лиц от совершения общественно опасного деяния, воспитывает у членов общества уверенность в защищенности своих прав и свобод.
Поощрительная задача уголовного права играет двоякую роль, поскольку, с одной стороны позволяет гражданам пресекать совершение преступных действий (институты необходимой обороны, задержания преступника), а с другой не нести уголовной ответственности даже при причинении вреда охраняемым уголовным законом интересам.
2. Предмет и методы науки уголовного права
Предмет науки уголовного права – основание и принципы уголовной ответственности, преступление и наказание. В конкретизированном выражении этот предмет составляет весьма широкий научно систематизированный круг вопросов, соответствующий в целом системе уголовного законодательства. Основными из вопросов, образующих в совокупности предмет науки уголовного права, являются такие, как уголовный закон; принципы уголовного права; общие положения об уголовной ответственности; преступление; состав преступления; наказание, его назначение и освобождение от него; правоотношения между государством и лицом, совершившим преступление; отдельные составы преступлений; квалификация преступлений. Центральная проблема данной отрасли науки – учение о составе преступления.
Предмет науки уголовного права базируется на уголовном законодательстве, правотворческой и правоприменительной – судебной и следственной – практике, прошлых и современных отечественных и зарубежных теоретических концепциях по уголовному праву, а также на положениях философии, общей теории права, социологии. Важно обратить внимание на то, что наука уголовного права не только базируется на правотворческой и правоприменительной практике, но и воздействует на нее, то есть, существует неразрывная связь науки и практики.
Наука уголовного права выполняет, как и любая наука, описательную, объяснительную и предсказательную функции. Эти общие функции определяют конкретные функции и соответствующие им задачи, обусловливаемые спецификой уголовного права как отрасли юридической науки. Конкретные функции и задачи науки уголовного права заключаются в проведении фундаментальных и прикладных исследований, в которых находят свое выражение общие функции науки.
Фундаментальные уголовно-правовые исследования характеризуются тем, что они, во-первых, выходят за рамки уголовного законодательства, в том числе действующего, во-вторых, базируются на положениях философии, общей теории права, социологии и других отраслей науки, на изучении экономических, социальных явлений и всей системы общественных отношений во взаимодействии с уголовным правом, в-третьих, ведут к разработке и фиксации преимущественно абстрактных положений, касающихся основных закономерностей содержания и развития науки уголовного права, в-четвертых, представляют собой определенные самостоятельные направления в науке, в-пятых, являются фундаментом прикладных исследований.
К фундаментальным относятся исследования, например, функции и принципов уголовного права, проблем соотношения и взаимодействия экономики, политики и уголовного законодательства, соотношения уголовного права с социологией и криминологией, соотношения методов убеждения и принуждения в уголовном праве, использования и соотношения уголовно-правовых и иных правовых средств борьбы с запрещенными законом деяниями, научных основ правотворчества в области уголовного законодательства, истории и тенденций развития уголовного законодательства, методологии и методики научных исследований в области уголовного права.
Прикладные исследования в области уголовного права, во-первых, не выходят за границы действующего уголовного законодательства, базируются на нем, на практике его применения и совершенствования, во-вторых, содержат анализ и обобщение пробелов в действующем законодательстве, трудностей и ошибок при применении уголовного закона в судебной и следственной практике, рекомендации по совершенствованию и правильному применению законодательства, в-третьих, носят преимущественно конкретный характер, состоящий в решении локальных вопросов уголовного права, увязываемых с практикой.
К прикладным относятся исследования, например, проблем уголовно-правового обеспечения предупреждения преступлений, назначения и исполнения наказаний, совершенствования руководящей практики Верховного Суда РФ, классификации преступлений в уголовном законодательстве, совершенствования уголовно-правовой борьбы с отдельными видами преступлений, теоретического комментирования уголовно-правовых норм, квалификации и разграничения отдельных видов преступлений, точного применения уголовного закона в судебной и следственной практике.
В современных условиях социально-экономического развития страны наиболее актуальными являются научные исследования по проблемам применения действующего уголовного законодательства в борьбе с организованной преступностью, преступлениями в сфере экономики, связанными с коррупцией должностными преступлениями, применения норм об ответственности за новые виды преступлений, а также совершенствования уголовного законодательства в направлении повышения эффективности борьбы с этими видами преступлений и преступности.
Метод уголовного права – это совокупность способов и приемов исследования явлений и процессов, составляющих предмет данной отрасли науки. Метод органически связан с предметом, поскольку представляет собой совокупность таких способов и приемов, которые являются ключом к познанию именно данного предмета. Метод имеет два источника: философию и теорию уголовного права.
Методы исследования, составляющие в совокупности метод уголовного права, классифицируются на три группы: 1) всеобщий метод познания (диалектический и исторический материализм); 2) общие методы научного познания, или общенаучные методы (восхождения от абстрактного к конкретному в мышлении, исторический и логический, индукции и дедукции, анализа и синтеза, аналогии и т.д.); 3) частные методы познания в области данной науки, или частно-научные методы (логично-формальный, сравнительного правоведения, конкретно-социологического исследования и т.д.).
Всеобщий метод познания обеспечивает истинность пути исследования любого явления или процесса. Он всеобщ, поскольку является средоточием законов, которым подчиняются все явления и процессы, существующие и протекающие в природе и обществе. Эти законы объективны и действуют с той же необходимостью, что и, например, закон земного притяжения. При любом истинно научном исследовании они должны всегда учитываться, независимо от того, фиксируется их учет в сознании исследователя или нет.
Использование общенаучных методов познания позволяет проникнуть в суть явления или процесса, превратить «вещь в себе» в «вещь для нас». Общенаучные методы – это орудие исследователя любой отрасли знаний. Без них невозможно адекватно воспринять, понять, объяснить, предсказать явления и процессы и управлять ими.
Частно-научные методы являются инструментом изучения явлений и процессов, составляющих предмет данной конкретной отрасли науки, они обусловлены спецификой этой науки.
Поскольку уголовное право – юридическая наука, связанная с криминологией и социологией, оно пользуется частно-научными методами, применяемыми правовой наукой, в частности криминологией, и социологией, а также другими науками. Каждый отдельный метод присущ какой-либо из этих наук. Вместе с тем совокупность методов, используемых уголовным правом, свойственна именно данной отрасли науки. Метод уголовного права представляет собой, таким образом, совокупность методов, применяемых этой отраслью науки, которая индивидуализирует данный метод и отличает его от методов других наук.
3. Принципы уголовного права
В теории уголовного права принципы подразделяются на два вида: общие правовые (универсальные) и отраслевые (специальные). Общие принципы - принципы, характерные для всех или для многих отраслей права. В УК закреплены следующие общие принципы: законности, равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма.
Принцип законности (ст. 3 УК) - преступность и наказуемость деяний, а также иные правовые последствия определяются только Уголовным кодексом. Это означает, что борьба с преступностью с помощью уголовно-правовых средств должна вестись строго в рамках закона и в полном соответствии с ним. Применение уголовного закона по аналогии не допускается. Аналогия - это средство преодоления пробелов в праве, когда возникает необходимо урегулирования правоотношения, которое прямо не предусмотрено в законе, и применяются правовые нормы, регулирующие сходные отношения.
Принцип равенства граждан перед законом (ст. 4 УК) - заключается в том, что лицо, совершившее преступление, подлежит уголовной ответственности неза-висимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественно-го и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеж-дений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоя-тельств.
Принцип вины (ст. 5 УК) - за преступление может отвечать только физическое вменяемое лицо, признанное виновным в его совершении.
Принцип справедливости (ст. 6 УК) - состоит в том, что привлечение к уголовной ответственности должно основываться на соответствующих закону данных, а наказание соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.
Принцип гуманизма (ст. 7 УК) -- означает, что борьба с преступностью уголовно-правовыми средствами направлена не на репрессивное подавление этого явления, а на защиту интересов всех членов общества, в том числе и лиц, совершивших преступление.
Специальные принципы (уголовно правовые) - принципы, присущие только уголовному праву. Они не закреплены в законе, а определяются из анализа юридической литературы и содержания норм уголовного законодательства. К их числу в науке уголовного права относят.
Принцип неотвратимости ответственности - всякое лицо, в действии или бездействии которого устанавливается состав преступления, подлежит наказанию либо иным мерам воздействия, предусмотренным уголовным законом, т.е. обязано понести ответственность.
Принцип личной ответственности - лицо, совершившее преступление, отвечает лишь за то, что было совершено им лично.
Принцип индивидуализации наказания - заключается в том, что суд в каждом конкретном случае назначает наказание, учитывая личность осужденного.
Принцип экономии мер государственного принуждения - состоит в том, что борьбу с преступностью следует осуществлять путем наиболее рационального и экономического использования уголовных наказаний, особенно, связанных с лишение свободы.
4. Понятие и значение уголовного закона, его структура
Уголовный закон — это нормативный акт, принятый уполномоченным органом законодательной власти (Государственной Думой Федерального Собрания РФ), содержащий юридические нормы, которые устанавливают принципы уголовного права и определяют, какие деяния (действия или бездействия) являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим преступления.
Как и другие законы, уголовный закон должен отражать те изменения в жизни общества, государства, которые происходят в нашей стране, и постоянно совершенствоваться. При этом в законотворческой деятельности важное значение имеют учет и обобщение судебной практики, достижения науки уголовного, уголовно-исполнительного права, криминологии, а также других правовых наук.
Юридической базой всего законодательства, в том числе уголовного, является Конституция Российской Федерации.
Согласно статье 15 Основного Закона Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы РФ. В соответствии со ст. 118 Конституции правосудие в Российской Федерации осуществляется судом. В ст. 123 Конституции закреплен принцип, согласно которому судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В случаях, предусмотренных уголовным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Статья 50 Конституции провозглашает: «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление». Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. В Конституции содержится целый ряд других норм, имеющих непосредственное значение для уголовного законодательства.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, принятие уголовного законодательства отнесено к ведению Российской Федерации.
Действующее уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса, который был принят Государственной Думой 24 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 и подписан Президентом России 13 июня 1996 года, вступил в действие 1 января 1997 года.
Статья 1 УК РФ гласит:
«1. Уголовное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс.
2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции РФ и общепризнанных нормах международного права»
Уголовный кодекс — это отличающийся внутренним единством законодательный акт, представляющий собой систему взаимосвязанных норм, определяющих принципы и общие положения уголовного права и норм, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и какие наказания подлежат применению к лицам, совершившим эти преступления. Таким образом Уголовный кодекс РФ состоит из Общей части, которая включает в себя 15 глав и 104 статьи, и Особенной части, состоящей из 19 глав и 256 статей. Всего Общая и Особенная часть УК РФ содержат 12 разделов, 34 главы, 360 статей.
В Общей части содержатся нормы, определяющие: задачи и принципы уголовного права, основания уголовной ответственности и освобождения от нее; пределы действия уголовных законов по кругу лиц, во времени и пространстве, понятие преступления, вины, вменяемости, невменяемости, стадий совершения преступления, соучастия, давности, обстоятельств, исключающих преступность деяния. Дана система наказаний, общие и специальные основания назначения наказания и освобождения от него и др.
Особенная часть уголовного права конкретизирует объем и содержание уголовной ответственности применительно к каждому составу преступления.
Между их нормами существует тесная и неразрывная связь, так как практически невозможно применить нормы Особенной части без правил, закрепленных в Общей части. Их неразрывность определена единством содержания. Институты Общей части имеют значение фундаментальных положений, предопределяющих всю систему уголовного права и по существу структуру его Особенной части, круг ее институтов и входящий в них перечень деяний, признаваемых преступлениями.
Нормы Общей части объединяют в себе уголовно-правовые положения универсального характера, делегируют их свойства (признаки) институтам Особенной части, ориентируя тем самым законодателя на оптимально допустимые объем и содержание составов преступлений, видов и размеров наказаний, позволяющих правоприменителю решать задачу борьбы с преступностью. Именно потому нормы Общей части уголовного права носят в основном обязывающий характер, предписывают органам правосудия руководствоваться содержащимися в них предписаниями или учитывать их, применяя нормы Особенной части. В этом проявляется органическая связь Общей и Особенной частей уголовного права.
Вместе с тем нельзя видеть системность уголовного права лишь в его делении на две части. Как система взаимосвязанных юридических норм уголовное право слагается из соответствующих институтов, наиболее крупными из которых являются институты преступления и наказания. Они в свою очередь включают более дробные по объему, но внушительные по содержанию пединституты: например, стадии преступной деятельности, соучастие, множественность, виды наказаний, судимость и т. д. Институты состоят из отдельных норм (статей уголовного закона), содержащих не только гипотезу, диспозицию и санкцию, но и в определенных случаях различные виды составов преступлений (части статей уголовного закона): простой, привилегированный, квалифицированный и особо квалифицированный.
Статья 2 УК РФ определяет задачи Уголовного кодекса Российской Федерации:
«1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
2. Для осуществления этих задач настоящий Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений»
В данной статье законодатель отразил важную социальную роль уголовного закона. В данном случае необходимо понимать, что главной целью уголовного закона является не функция наказания виновных за совершённые преступления, а функция охраны прав и свобод человека и гражданина. С этой целью уголовный закон должен эффективно осуществлять функцию социальной превенции, которая заключается в том, что уголовный закон должен являться моральным тормозом для лиц, склонных к преступному поведению, для которых страх уголовного наказания должен быть мотивом для отказа от преступных намерений, реализация которых будет ущемлять законные права и свободы других граждан.Данная функция уголовного права может быть осуществлена только при условии эффективной деятельности правоохранительных органов, всесторонней пропаганды правомерного поведения, разъяснения населению норм уголовного закона.
5. Структура уголовно-правовой нормы
Норма права как системное образование имеет определенную структуру. Под структурой нормы права понимается внутреннее строение нормы и связь ее элементов. Структурными элементами правовой нормы являются гипотеза, диспозиция, санкция.
Гипотеза - это часть правовой нормы, в которой содержится условие ее реализации. Например, в уголовном праве в качестве условий привлечения к ответственности выступают общие признаки субъекта преступления: определенный возраст и вменяемость.
По характер у содержания различают общие и конкретные гипотезы.
Общая (абстрактная) гипотеза определяет условия действия норм общими родовыми признаками.
Конкретная (казуистическая) гипотеза устанавливает частные специальные условия действия нормы. Примером такой гипотезы являются нормы уголовно-процессуального кодекса, где по пунктам перечислены обстоятельства, при наличии которых уголовное дело не возбуждается либо прекращается.
Диспозиция — это часть нормы права, которая формулирует правило правомерного поведения либо признаки неправомерного поведения. В гражданском праве в ряде других регулятивных отраслей диспозиции выступают в виде правил правомерного поведения. В уголовном праве и других правоохранительных отраслях большинство диспозиции содержит признаки запрещенных деяний.По способу описания различают диспозиции простые, описательные, бланкетные и отсылочные.
Простая диспозиция содержит указание на совершенное деяние без описания его признаков, так как они достаточно очевидны. Например, закон не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.
Описательная диспозиция содержит признаки правомерного либо неправомерного поведения. Например, закон характеризует кражу как: а) незаконное, б) безвозмездное, в) изъятие, г) чужого имущества, д) совершенное тайным способом.
Отсылочная диспозиция вместо описания признаков деяния содержит ссылку на другую норму того же нормативного акта, например, при характеристике квалифицированного преступления законодатель ссылается на признаки, указанные в ч. 1 уголовно-правовой нормы.
Бланкетная диспозиция содержит ссылку на другой нормативный акт либо указывает на незаконность действий и таким образом отсылает правоприменителя к соответствующему закону.
Санкция— это часть нормы права, в которой указаны правовые последствия: негативные либо позитивные. В уголовном и административном праве негативные санкции сформулированы как вид и мера наказания. Трудовое право и ряд других отраслей в качестве позитивных санкций предусматривают поощрительные меры. По характеру последствий различают позитивные и негативные санкции.
Позитивные санкции предусматривают меры поощрения (стимулирующие санкции) и меры восстановления субъективных прав (правовосстановительные санкции).
Негативные санкции предусматривают виды и меры наказания (карательные санкции) и возможность признания деяний недействительными (санкции ничтожности).
Карательные меры в литературе иногда называют полными санкциями, а санкции ничтожности именуются неполными, так как они не сопровождаются наказанием нарушителя.
В теории права различают логическую и фактическую структуру правовой нормы. Обязательным элементом логической структуры нормы права являются гипотеза, диспозиция, санкция. Указанные элементы формируют логическое содержание нормы, которое можно выразить формулой: "Если при определенных обстоятельствах (гипотеза) субъект совершит известное действие (диспозиция), то наступят предусмотренные последствия (санкция)".
Вопрос о фактической структуре нормы является дискуссионным. Одни ученые (Н. П. Томашевский, А. Ф. Черданцев и другие) считают, что фактическая норма права состоит из двух элементов: гипотезы и диспозиции, либо диспозиции и санкции. При этом высказывается мнение, что гипотеза уголовно-правовой нормы сливается с диспозицией. Другие авторы (М. С. Строгович, П. Е. Недбайло и их сторонники) полагают, что фактическая структура классической нормы права имеет трехчленное строение.
6. Действие уголовного закона во времени
В каждом случае применения УК РФ возникает необходимость установления временных пределов действия его норм. В соответствии со статьёй 9 УК РФ:
«1.Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действовавшим во время совершения этого деяния.
2. Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий».
Закон считается действующим с момента его вступления в силу после принятия, и его действие распространяется на все время, пока он не будет отменен или заменен новым законом, либо на время, указанное непосредственно в законе при его принятии. Датой принятия федерального закона считается день его принятия Государственной Думой в окончательной редакции. Применяться могут только те законы, которые были опубликованы. Официальным опубликованием уголовного закона считается его первая публикация полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Для официального опубликования федеральный закон направляется Президентом Российской Федерации.
По истечении десяти дней со дня опубликования закон вступает в силу, если в самом уголовном законе не определяется порядок вступления, его в силу.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 24 мая 1996 г. Новый УК РФ введён в действие с 1 января 1997 г.
С этого момента в Уголовный кодекс было внесено значительное количество изменений, что было обусловлено его практическим применением. Хотя общественная полезность многих изменений весьма сомнительна и вызвала в обществе бурный резонанс. Так в тексте статьи 134 УК РФ в редакции Федерального закона от 25 июня 1998 г. N 92-ФЗ опущена планка возраста лица, с которым допускаются действия сексуального характера, исключающего насилие с 16 до 14 лет. Вопрос о возврате к старой редакции неоднократно поднимался в Государственной Думе.
В то же время изменения, внесённые в статью 158 УК РФ редакции Федерального закона от 31 октября 2002 г. N 133-ФЗ обоснованы, т.к. в состав преступления были добавлены квалифицирующие признаки относительно краж личного имущества граждан, в частности карманные кражи и кражи с проникновением в жилище, т.к. данный вид краж наиболее ущемляет интересы граждан в сложившейся экономической ситуации.
Наиболее существенными можно считать изменения, внесённые законодателем в статью 79 УК РФ в редакции Федерального закона от 9 марта 2001 г. N 25-ФЗ. В данной редакции очень существенно снижены сроки возникновения права у осужденных ходатайствовать об условно-досрочном освобождении. Данные сроки приведены в соответствие со сроками, которые действовали раньше в отношении только несовершеннолетних осужденных. Поэтому на сегодняшний день существование в УК РФ статьи 93 в данной редакции не имеет никакого смысла, т.к. она дублирует содержание ч. 3 статьи 79 УК РФ. Данная мера законодателем была осуществлена по мнению многих авторитетных юристов по причине того, что учреждения Минюста РФ, исполняющие наказания в виде лишения свободы переполнены, а факт наличия большого количества заключённых создаёт нагрузку на федеральный бюджет.
7. Действие уголовного закона в пространстве
Действие уголовного закона в пространстве и во времени определяется в главе 2 УК РФ. Российское уголовное право в этом вопросе придерживается двух основных принципов: территориального и принципа гражданства. Территориальный принцип означает, что по российскому уголовному закону подлежат ответственности лица, совершившие преступления на территории России (ст. 11 УК РФ). Понятие территории России определено в законе РФ "О государственной границе РФ" от 1 апреля 1993 г. Территорией Российской Федерации являются суша в пределах государственных границ России, водное пространство внутренних морей, озер и рек. К территории России относятся также территориальные воды в случаях, когда суша соприкасается с водами океана или внешнего моря. Ширина территориальных вод России установлена в 12 морских миль, исчисляемых от линии наибольшего отлива. Действие УК распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ. В соответствии с Федеральным законом "О континентальном шельфе РФ" от 30 ноября 1995 г. континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ до определенной его глубины. Исключительная экономическая зона Российской Федерации устанавливается в 200 миль в морских районах, находящихся за пределами территориальных вод РФ и прилегающих к ним.
Под юрисдикцию России подпадает также территория военных водных и воздушных судов.
Если преступление длящееся, то ответственность за него наступает по УК РФ как в случае совершения на ее территории самого деяния, так и при наступлении здесь его последствий.
Уголовный закон (ч. 4 ст. 11 УК РФ) предусматривает исключение из территориального принципа, выражающееся в наличии правового иммунитета в отношении дипломатических представителей иностранных государств, а также глав государств, членов правительств и членов их семей. На территории посольств и дипломатических представительств также распространяется иммунитет. Практика показывает, что в случае совершения преступления лицом, относящимся к названным категориям, оно объявляется персоной "нон грата" и выдворяется за пределы России.
Принцип гражданства (ст. 12 УК РФ) означает, что под действие УК РФ подпадают граждане России, где бы они ни совершили преступление. Лица без гражданства и иностранцы несут ответственность за преступления, совершенные на территории России, а также против интересов России или ее граждан. Последнее предполагает, например, убийство российского гражданина, шпионаж, поставку в Россию недоброкачественной продукции. При этом важно наличие двух условий: а) в государстве, на территории которого деяние совершено, оно является уголовно наказуемым; б) лицо не было осуждено за это преступление в иностранном государстве. В противном случае это бы противоречило конституционному принципу справедливости, зафиксированному в ч.2 ст.6 УК РФ: "Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление".
Взаимоотношения государств по вопросам выдачи преступников регулируются УК РФ, а также международными договорами. По общему правилу российские граждане иностранным государствам не выдаются.
Военнослужащие, проходящие службу на территории иностранного государства и совершившие там преступление, несут ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором.
По общему правилу, правоохранительные органы и суд обязаны применять уголовный закон, действующий на момент совершения преступления (ч. 1 ст. 9 УК РФ).
Поскольку уголовная ответственность наступает как за оконченное преступление, так и за прерванное на стадии приготовления или покушения, то правила действия уголовного закона во времени распространяются и на неоконченное преступление. Время совершения преступления определяется по моменту деяния, а не наступления последствий (ч. 2 ст. 9 УК РФ).
Названное правило имеет исключения, составляющие принцип обратной силы закона, который действует, если новый закон смягчает наказание или устраняет ответственность или иным образом смягчает положение лица (например, изменяет вид исправительной колонии). Закон, усиливающий или вводящий ответственность, обратной силы не имеет.
Это относится к любой стадии уголовного процесса. При декриминализации деяния (т.е. исключении его из числа уголовно наказуемых) производство по делу прекращается. Наказание, вынесенное за преступление, за которое новым законом снижена уголовная ответственность, подлежит сокращению.
Не всегда можно однозначно ответить на вопрос, в какую сторону изменилось положение лица, совершившего преступление с принятием нового закона. Это объясняется тем, что кроме санкции, могут меняться и другие правовые последствия, такие как категоризация преступления, порядок условно-досрочного освобождения, правила погашения и снятия судимости и т.д. В этих случаях при решении вопроса о применении принципа обратной силы закона следует руководствоваться интересами виновного.
8. Понятие преступления и виды преступлений
Понятие преступления.
Преступление является важнейшей категорией уголовного права. Все другие
понятия и категории уголовного права связаны с преступлением.
Наука уголовного права рассматривает преступление не как абстрактную категорию, неизменную, раз и навсегда данную, ни от чего не зависимую, а как реальную социальную категорию, тесно связанную с другими, обусловливающими ее появление и существование социальными явлениями. Рассматривая преступление подобным образом, наука уголовного права устанавливает, что преступление является исторически изменчивой категорией, которая существовала не всегда, а возникла на определенном этапе развития человеческого общества: с общественным разделением труда, образованием частной собственности, делением общества на классы, с появлением государства и права.
Преступным признается такое поведение человека, которое причиняет существенный вред, нарушает общественные отношения в государстве.
В эпоху первобытнообщинного строя, когда не было государства и права, не было и понятия преступления, наказания. Если совершались какие-либо эксцессы, действия, вредные, опасные для рода и племени, отдельного лица, то с ними боролись посредством применения мер принуждения, исходящих от рода, племени, например, изгнание из рода, племени, лишение мира, лишение воды.
Понятие преступления, его содержание менялось со сменой общественно-
экономических формаций, но его социальная сущность, которая определяется обществзенной опасностью для существующих общественных отношений, охраняемых уголовным законом, оставалась неизменной.
Определение понятия преступления дается в статье 14 Уголовного кодекса Российской Федерации: "Преступлением признается совершенное виновно
общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания..."
Преступление характеризуется рядом обязательных признаков: к ним закон относит общественную опасность деяния, его противоправность, виновность и наказуемость. Только наличие таких признаков в совокупности характеризует правонарушение как преступление.
УК РФ предусматривает систему норм, посвященных решению вопроса о видах преступления. Эта система по месту расположения связывается с понятием преступления и, подразделяет все преступления на четыре категории, именуемыми преступлениями: небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкими и особо тяжкими. Так же она выделяет неоднократность преступлений, совокупность преступлений и рецидив.
Всякая квалификация лишь тогда является состоятельной, когда она основана на четко фиксируемым и едином основании деления. В данном случае законодатель прямо закрепляет, что выделение категорий особо тяжких, тяжких, средней тяжести и небольшой тяжести преступлений производится им “в зависимости от характера и степени общественной опасности