Правовой режим земель, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства
Земельные отношения по поводу ведения личного подсобного хозяйства регулируются как нормами ЗК РФ (ст. ст. 33, 34, 81 и др.), так и нормами Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве", принятого 7 июля 2003 г. (далее - Закон об ЛПХ).
Установлено, что личное подсобное хозяйство является особой формой предпринимательской деятельности граждан по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) ведется, как правило, членами одной семьи, но может вестись и отдельным гражданином.
Право на получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства имеют все совершеннолетние и дееспособные граждане, постоянно проживающие в сельской местности.
Гражданам, постоянно проживающим в городах и поселках городского типа, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться для этих целей только при наличии свободных земель. В случае включения земель сельских поселений в городскую черту за гражданами, ведущими ЛПХ, это право сохраняется.
Земельные участки для ЛПХ предоставляются органами местного самоуправления в собственность или в аренду по устанавливаемым ими же нормам. При предоставлении в аренду нормы могут и не устанавливаться. В пределах этих норм участки в собственность предоставляются, как правило, за плату. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки гражданам не предоставляются (ст. 20 ЗК РФ). Земельные участки, полученные гражданами на праве пользования или пожизненного наследуемого владения до вступления в силу Земельного кодекса РФ, сохраняются за ними на этом праве и в том размере, в каком они были предоставлены. При этом граждане могут приватизировать такие участки на безвозмездной основе. Выданные в разное время различные правоустанавливающие документы (государственные акты, свидетельства и др.) признаются действующими и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Гражданам разрешается увеличивать размеры земельных участков, предоставленных им для ЛПХ, за счет своих земельных долей. В целях компактной застройки населенного пункта часть земельного участка может быть выделена за пределами его границ (полевой участок). Участок, расположенный при доме, считается приусадебным. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Закон об ЛПХ вводит ограничение предельной площади земель, предоставляемых для этих целей на праве собственности и аренды. Такие нормы устанавливаются законом субъектов РФ. При этом превышающая норму часть земельного участка должна быть отчуждена в течение года со дня возникновения прав на этот участок, либо в этот же срок должна быть осуществлена государственная регистрация этих граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или фермерского хозяйства.
Граждане, имеющие на праве собственности земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, могут совершать с ними все предусмотренные законом сделки. Более подробно о порядке совершения сделок см. в главе 6 настоящего учебника.
Правовой режим использования указанных земельных участков определяется нормами ст. ст. 40 - 42 ЗК РФ. Часть участка может быть занята жилыми и хозяйственными постройками и сооружениями, остальная должна использоваться по целевому назначению (для производства с/х продукции). Гражданам, занимающимся личным подсобным хозяйством, предоставлено право использовать имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, а также торф, лес, водные объекты для различных внутрихозяйственных нужд.
Основной обязанностью правообладателей этих участков является рациональное и эффективное использование земли с учетом природоохранных требований. Несоблюдение этих обязанностей может послужить основанием для принудительного изъятия земельного участка (ст. ст. 44, 45 ЗК РФ).
Земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, может быть в установленном порядке изъят (выкуплен) для государственных или муниципальных нужд при условии согласия на это собственника земли и возмещения ему в полном объеме ее стоимости по договорной цене, а также всех убытков, включая упущенную выгоду.
В соответствии со ст. 7 Закона об ЛПХ органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется оказывать поддержку гражданам, ведущим ЛПХ, по вопросам переработки и сбыта продукции, формирования инфраструктуры обслуживания, в том числе путем создания кооперативов, а также по вопросам предоставления финансовых, материально-технических ресурсов.