Административное принуждение: понятие и виды

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, установленных административно-правовыми нормами. Являясь разновидностью государственного принуждения, административное используется как средство обеспечения и охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с правонарушениями в сфере государственного управления. При этом меры административного принуждения применяются как в целях предупреждения и пресечения правонарушений, так и выполняют карательные функции.

Для административного принуждения характерен административный (внесудебный) порядок применения. Использование этих мер в большинстве случаев отнесено к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц (причем лишь наделенных специальной компетенцией).

Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции (полиция, таможня, пограничная служба и т.п.). Круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк. Уполномоченные на то органы и должностные лица реализуют средства административного принуждения в процессе своей непосредственной деятельности без обращения в суд.

Но в некоторых случаях меры административного принуждения могут применяться только судьями. Это относится к случаям назначения административных наказаний, например, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, назначение административного ареста, административного выдворения за пределы РФ иностранных граждан, дисквалификация. Судебный порядок рассмотрения соответствующих правонарушений и назначения наказаний закреплен в Кодексе административного судопроизводства РФ[45].

По целевому назначению меры административного принуждения делятся на административно-предупредительные, пресечения и административной ответственности.

Административно-предупредительные меры – это средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности. Ими может быть: установление карантина, таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность, обязательная госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границ.

Несмотря на профилактический характер этих мер, они осуществляются в принудительном порядке в процессе односторонней реализации юридически властных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц. Выражаются эти меры, как правило, в виде определенных ограничений и запретов. Они не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение, т.е. предшествуют применению других мер административного принуждения.

Разнообразие административно-предупредительных мер обусловлено широким спектром сфер управленческой деятельности. Наиболее типичные из них связаны с осуществлением надзорных проверок; дачей обязательных для исполнения предписаний о проведении профилактических мероприятий; досмотром вещей и личным досмотром граждан; проверкой документов, удостоверяющих личность; введением карантина; прекращением движения транспорта и пешеходов; освидетельствованием медицинского состояния лиц и др.

Так, сотрудники полиции вправе:

- осуществлять в целях обеспечения безопасности граждан и общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий личный осмотр граждан, находящихся при них вещей при проходе на территории сооружений, на участки местности либо в общественные места, где проводятся такие мероприятия, с применением в случае необходимости технических средств, а при отказе гражданина подвергнуться личному осмотру не допускать его на такие территории, участки местности и общественные места;

- доставлять граждан, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации;

- доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

- останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;

- задерживать транспортные средства и отстранять водителей от управления транспортными средствами в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и др.[46]

В соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О Федеральной службе безопасности»[47] к мерам профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся: внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности РФ; объявление официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений; объявление лицу, действия которого создают условия для совершения преступлений, обязательного для исполнения официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов, в соответствии со ст. 11 ФЗ «О судебных приставах»[48], имеет право: проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову компетентных должностных лиц и органов власти; осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в соответствующих помещениях, а также досмотр находящихся при них вещей; не допускать в здания и помещения лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать и передавать их в органы внутренних дел и другие.

Меры административного пресеченияприменяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Они тоже достаточно разнообразны и могут применяться различными субъектами системы исполнительной власти. Наиболее характерные из них связаны с требованием прекратить противоправное деяние; административным задержанием лица, совершившего административное правонарушение; принудительным лечением лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временным отстранением от работы инфекционных больных; применением специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов) для пресечения массовых беспорядков; непосредственным физическим воздействием; применением и использованием оружия и других.

В соответствии с ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют право осуществлять следующие пресекательные меры:

- задерживать лиц, подозреваемых в совершении преступления;

- входить в жилые помещения, иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам и организациям для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, для пресечения преступления и в других случаях;

- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством;

- доставлять граждан, т.е. осуществлять их принудительное препровождение в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина;

- ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

- запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин при наличии технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения; транспортных средств, владельцами которых не выполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности и др.

Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии вправе пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия. В этих целях закон позволяет им:

- производить досмотр транспортных средств, плавучих средств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками национальной гвардии объектах;

- ограничивать в установленном законодательством порядке деятельность мест производства, хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, мест их обращения, утилизации боеприпасов;

- при выявлении нарушений применять меры по приостановлению действия лицензий на осуществление частной охранной деятельности, приобретение гражданского и служебного оружия и разрешений на хранение и (ношение) оружия, их аннулированию;

- пресекать массовые беспорядки в населенных пунктах, а при необходимости и в исправительных учреждениях и др.[49]

Меры административной ответственности–это меры административного наказания, представляющие собой установленную государством меру воздействия за совершение административного правонарушения и применяемые в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. От иных мер административного принуждения они отличаются тем, что являются карательными санкциями, преследуют специфические цели и применяются в строго установленном процессуальном порядке.

Наши рекомендации