Административного права как отрасли права
Административное право – это одна из важнейших публично-правовых отраслей правовой системы. Ее главным отличительным признаком является обширный круг регулируемых управленческих отношений, вопросы организации и деятельности системы органов исполнительной власти, создание эффективной и стабильной государственной службы (гражданской, правоохранительной и военной), обеспечение законности в области функционирования исполнительной власти, развитие административного нормотворчества, формирования административного нормоконтроля (административной юстиции и судопроизводства).
Как отрасль права административное право представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления, а также в связи с осуществлением функций управленческого характера. По А. Н. Миронову «административное право может быть определено как отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением исполнительной и распорядительной деятельности органами государственного управления, а также в связи с осуществлением другими государственными органами и негосударственными организациями деятельности управленческого характера от имени государства с целью обеспечения и защиты прав и законных интересов граждан»[39].
Административно-правовые отношения имеют свою структуру, в которую входят такие элементы, как субъект, объект и юридические факты.
Субъектом административных отношений является тот, кого нормы административного права наделяют административной правосубъектностью. К их числу относят: граждан РФ; иностранных граждан и лиц без гражданства; государственные органы, их структурные подразделения, предприятия, учреждения и иные государственные организации; общественные (негосударственные) объединения; служащих государственных органов и организаций, служащих общественных (негосударственных организаций); муниципальных служащих; представителей общественных формирований, наделенных административными правами и обязанностями.
Административная правосубъектность у граждан РФ возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других формирований и юридических лиц – с момента их образования в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных и муниципальных служащих наступает с момента зачисления на должность.
Объект административно-правовых отношений может быть как общим, так и непосредственным. Общий объект – это общественные отношения; непосредственный объект – это действия, деятельность, поведение людей в сфере управления. В конкретном правоотношении его участники реализуют лишь те предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с непосредственным объектом правоотношения и не могут выйти за их пределы.
Юридические факты являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм, основным их видом являются юридические акты индивидуального характера (например, издание приказа о зачислении на должность). К неправомерным действиям относят административные проступки, следствием которых является применение мер административной ответственности. В некоторых случаях основанием возникновения административных отношений может быть и правовое бездействие.
Административные правоотношения можно классифицировать по следующим основаниям:
1. По содержанию делятся на материальные и процессуальные. К материальным относятся отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые нормами материального права. Процессуальные же складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются процессуальными нормами.
2. По соотношению прав и обязанностей сторон (участников) административно-правовые отношения делятся на вертикальные (субординационные), в которых один из участников подчинен другому, и горизонтальные, участники которых не находятся в подчинении друг другу. Вертикальные отношения возникают на основе одностороннего волеизъявления полномочного органа или должностного лица.
3. По характеру юридических фактов, порождающих эти отношения, делятся на возникшие на основе правомерных либо неправомерных фактов.
Под методом правового регулирования в административном праве понимается совокупность юридических средств или способов воздействия, применяемых государством при регулировании тех или иных общественных отношений управленческого характера. Поскольку административное право регулирует исполнительную и распорядительную деятельность государства, которой присущи власть и подчинение, то главным методом регулирования отношений является императивный.
В большинстве случаев в управленческих отношениях преобладает неравенство сторон (участников отношений), т.к. все административно-правовые вопросы разрешаются соответствующими органами управления; отношения властности и подчинения в административно-правовом методе проявляются в порядке организационной подчиненности или односторонности подведомственных вопросов; юридически-властные предписания или решения субъекта управления обязательны для исполнения; властный метод регулирования административно-правовых отношений всегда сопровождается разъяснительной и организационно-воспитательной работой.
Однако нельзя сводить всю исполнительно-распорядительную деятельность только к принуждению. В управленческой деятельности имеют место такие формы воздействия, как наделение правами и представление нижестоящим органам и должностным лицам достаточной степени самостоятельности в разрешении вопросов оперативного управления, поддержки и развития инициативы, распространение передового опыта, юридическое оформление субъективных прав.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что административному праву присущи следующие отличительные признаки:
- обеспечение публичных интересов и реализации государственных функций и задач;
- использование возможности властного воздействия на подчиненных субъектов права;
- направленность на организацию и функционирование государственной власти, государства и его органов;
- областью административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие как внутри государства и его органов, так и при взаимодействии органов публичной власти с гражданами, организациями и иными субъектами права;
- важнейшей формой осуществления управленческих действий является административный акт, т.е. нормативный или индивидуальный правовой акт управления;
- ответственность органа государственного управления, государственного или муниципального служащего, должностного лица в случае причинения ими ущерба третьим лицам наступает только при осуществлении установленных для них государственных функций, т.е. если этот ущерб был причинен должностными лицами при осуществлении служебной деятельности (при исполнении служебных обязанностей и функций);
- при возникновении административно-правового спора применяется как административный, так и судебный порядок его рассмотрения или урегулирования. Оба способа разрешения административных дел (административного конфликта, административно-правового спора) применяются с соблюдением установленных в соответствующих нормативных правовых актах процедур, производств, принципов и гарантий.
Административное право регулирует отношения, возникающие в области управления, и в качестве главного объекта изучения имеет управление и все отношения, связанные с управлением. По сути, административное право – это, по мнению Б.В. Россинского, «правовая оболочка управления, управленческой деятельности, процесса управления и его организации (структуры)»[40].