Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Гражданство Российской Федерации
Положение личности в обществе определяется различными видами социальных норм: моральными, политическими, религиозными, правовыми и др., которые опосредуют многообразные связи человека с обществом в целом. Все это представляет собой общественный статус личности. Частью этого статуса является правовой статус, который характеризует отношения личности не с обществом в целом, а только с государством.
Под правовым статусом понимается юридически закрепленное положение человека в обществе, его права, свободы и обязанности, установленные и гарантированные государством.
Конституционный статус личности определяет основы правового положения лица, установленные и гарантированные Конституцией государства. Он состоит из следующих элементов: общих принципов конституционного статуса личности; основных прав и обязанностей; гарантий прав и свобод; института ограничения прав и свобод; правовых отношений, связанных с гражданством.
К общим принципам правового статуса личности относятся:
- всеобщность и неотчуждаемость прав и свобод (всеобщность прав можно рассмотреть как присущее человеку владение правами и свободами с момента рождения, независимо от того, записаны они в Конституции или нет; неотчуждаемость означает, что, будучи определенными самой природой человека, эти права не зависят от формы политического устройства, и государство не вправе их отнять);
- непосредственное действие (права и свободы не зависят от наличия или отсутствия правовых актов, их конкретизирующих; все органы власти обязаны их соблюдать);
- гарантированность и защищенность государством (достигаются через обязанность государства создавать систему защиты права и свобод, а также установление четкой юридической процедуры такой защиты);
- равенство (выражающееся через равноправие, т.е. отсутствие дискриминации по любому основанию и невозможность существования неузаконенных привилегий); особо выделяется государством равенство всех перед законом и судом.
Под конституционными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы, раскрывающие естественное состояние свободы и получающие высшую юридическую защиту.
По сферам жизнедеятельности человека и гражданина выделяют следующие группы прав и свобод.
Личные (гражданские) права и свободы, направленные на защиту индивидов как физических существ, на обеспечение неприкосновенности способов бытия и возможности активно защищать собственные интересы. К ним относят: право на жизнь, личную свободу и неприкосновенность, личную и семейную тайну, защиту чести, неприкосновенность жилища, право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, свободный выезд за пределы РФ и на беспрепятственное возвращение обратно, свободу совести и вероисповедания и др.
В эту же группу входит ряд судебных прав и свобод, включенных в Конституцию РФ: право рассмотрения дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено; право на рассмотрение дела судом с участием присяжных заседателей; право на квалифицированную юридическую помощь; право пользоваться помощью адвоката с момента задержания или заключения под стражу; презумпция невиновности и ряд других.
Политические (публичные) права и свободы обеспечивают вступление людей, их негосударственных объединений в сферу политической жизни общества путем реализации своего права на участие в деятельности государства, политической системе, в форме самоуправленческой активности. К ним относят: право избирать и быть избранным, право на участие в референдуме, право на местное самоуправление, свободу мысли и слова, право на информацию, право на объединение, включая право на создание профсоюзов, право собираться мирно, без оружия, право проводить митинги, собрания, демонстрации, шествия, пикетирования, право на личные и коллективные обращения и другие.
Социально-экономические права и свободыдают возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких. Это: право на труд, право на отдых, на пенсионное обеспечение и др.
Культурные права и свободы личностинацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизаций, приумножения и совершенствования окружающей их культурной среды. К ним относят право на пользование родным языком, право на свободный выбор и распространение религиозных убеждений, право на образование, на свободу литературного и художественного творчества, преподавания, на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, и др.
Конституция РФ устанавливает следующие обязанности граждан:
- обязанность человека и гражданина при осуществлении свои прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17);
- обязанность родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38);
- обязанность каждого получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43);
- обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44);
- платить законно установленные налоги (ст. 57);
- охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);
- защита Отечества (ч. 1 ст. 59);
- соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).
Конституционные гарантии прав и свобод граждан – это совокупность правовых норм и институтов, обеспечивающих их реализацию, охрану и защиту. Они зависят от уровня демократии, развития экономики, правовой культуры общества, степени независимости судебной власти, соразмерности установленных законом ограничений и других факторов[33].
Система гарантий прав и свобод достаточно обширна и включает следующие составляющие: социально-экономические (материальные) гарантии, обеспечиваемые стабильностью экономики, отношений собственности, эффективностью налоговой системы и собираемости налогов, качественным выполнением различных социальных программ; политические гарантии, определяемые демократическим характером власти, политической стабильностью, высоким уровнем политической культуры власти, личности, различных институтов гражданского общества; юридические гарантии, под которыми понимают собственно правовые средства и способы реализации и защиты прав и свобод.
Юридические гарантии в свою очередь делятся на две группы: формально-юридические и институциональные гарантии. Формально-юридические гарантии заключаются в нормативном закреплении рассмотренных выше положений, направленных на обеспечение прав и свобод: провозглашении прав и свобод высшей ценностью в качестве одной из основ конституционного строя; определении соблюдения прав и свобод человека в качестве основной обязанности государства; закреплении основных прав и свобод на уровне Конституции; признании общепризнанных норм и принципов международного права (в т.ч. международных стандартов в области прав человека) составной частью российской правовой системы; запрете применения любых неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина; установлении равенства каждого перед законом и судом; закреплении за Президентом РФ функции гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; запрете на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина и др.
Система институциональных юридических гарантий включает необходимость установления системы государственных и общественных органов и организаций, в которые может обратиться гражданин за защитой своих прав, таковыми являются Президент РФ, прокуратура, органы юстиции, полиции и другие; закрепления процессуальных гарантий, т. е. процедур, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту прав и свобод (парламентские процедуры, процедуры административной жалобы, осуществление амнистии и помилования и т. д.).
Принципиально важным является конституционный запрет произвольного ограничения прав и свобод человека и гражданина в России.
Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод. Однако такое ограничение не может быть произвольным и беспредельным и в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ обусловлено тремя условиями: 1) права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом; 2) ограничение прав и свобод возможно только в строго определенных целях, обеспечивающих защиту важных социальных ценностей: защиты основ конституционного строя; защиты нравственности; защиты здоровья других лиц; защиты прав и законных интересов других лиц; обеспечения обороны и безопасности государства; 3) даже при наличии указанных оснований ограничение прав и свобод возможно только в той мере, в какой это необходимо для достижения данных целей.
Примеры законодательного ограничения прав и свобод человека и гражданина в указанных целях содержатся, в частности, в федеральных конституционных законах «О чрезвычайном положении»[34], «О военном положении»[35], в федеральных законах «О государственной границе РФ»[36], «О статусе военнослужащих»[37] и др. Речь здесь идет об общих ограничениях для неопределенного круга лиц. Конкретные ограничения прав и свобод (свободы передвижения, права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью и т. д.) отдельных лиц могут иметь место на основе решения суда (в качестве санкции за совершенное правонарушение или меры, направленной на обеспечение вынесения справедливого и объективного решения судом) или мотивированного постановления компетентных государственных органов (например, постановления следователя о применении в качестве меры пресечения подписки о невыезде).
Конституция РФ предусматривает так называемые абсолютные права и свободы, которые не могут быть ограничены ни при каких условиях (даже если введено чрезвычайное положение, имело место масштабное стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т. п.). К ним, в частности, относятся право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, свобода совести и др.
Гражданство–это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в «принадлежности» индивидов своему государству. Устойчивость выражается в бессрочности гражданства и его неизменности. Первичность гражданства заключается в том, что именно состояние гражданства определяет содержание правового статуса индивида, набор его основных и прочих прав и обязанностей.
В силу гражданского статуса, с одной стороны, на гражданина в полном объеме распространяется суверенная воля государства, а с другой – он пользуется защитой и покровительством со стороны государства, где бы он ни проживал. В России правовой основой гражданства является ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[38].
Гражданство базируется на ряде особых принципов: единство; допущение двойного гражданства; защита и покровительство российских граждан, находящихся за пределами РФ; недопустимость выдачи гражданина РФ иностранному государству; недопустимость высылки гражданина РФ за пределы РФ; поощрение сокращения безгражданства; недопустимость лишения гражданства и права изменить его; равенство прав и свобод граждан, независимо от оснований приобретения гражданства.
Основаниями приобретения гражданства РФявляются:
1. Приобретение гражданствапорождению (филиация). Гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения. Дата приобретения гражданства – дата рождения. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства он станет лицом без гражданства.
2. Прием в гражданство(натурализация) осуществляется в разрешительном порядке: иностранец или лицо без гражданства могут приобрести гражданство РФ при положительном решении этого вопроса Президентом РФ. С заявлением о приеме в гражданство в общем порядке вправе обращаться в уполномоченный орган РФ по вопросам гражданства дееспособные лица, достигшие 18 лет, проживающие на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение 5 лет непрерывно (покидать страну можно не более чем на 3 месяца в течение года); обязующиеся соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство; имеющие законный источник средств к существованию; обратившиеся в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у него гражданства (документ консульского учреждения или дипломатического представительства иностранного государства в РФ); владеющие русским языком.
Упрощенный порядок приема в гражданство предусмотрен для отдельных категорий иностранцев и лиц без гражданства (например, имеющих хотя бы одного родителя-гражданина РФ и проживающего на территории РФ; состоят в браке с гражданином РФ не менее трех лет и т.п.).
3. Восстановление в гражданстве (ренатурализация или повторное укоренение) осуществляется для лиц, ранее обладавших российским гражданством. Производится восстановление также как и прием в гражданство в общем порядке, за исключением требования о сроке непрерывного проживания, который сокращен до трех лет.
4. Оптация как основание приобретения гражданства предполагает, что два или более государств договариваются между собой о том, что часть их граждан до установленного договором срока получает право выбора гражданства одного из договаривающихся государств. С помощью оптации производится массовое взаимное переселение своих граждан. Другой вариант оптации: дать возможность жителям территории, изменившей свою государственную принадлежность, самостоятельно сделать выбор между сохранением прежнего гражданства (если государством продолжает существовать) или приобретением нового, к которому отошла территория их проживания.
Основаниями прекращения гражданства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:
1. Выход из гражданства (добровольная экспатриация), осуществляющийся по добровольному волеизъявлению гражданина путем подачи заявления на имя Президента РФ. Выход не допускается, если лицо имеет не выполненное перед государством обязательство; привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
2. Отмена решения о приеме в гражданство реализуется в случаях, если будет установлено, что решение принималось на основании подложных документов, представленных заявителем. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена решения осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом.
3. Оптация, являющаяся основанием как приобретения, так и прекращения гражданства.
Заявления по вопросам гражданства подаются в письменном виде на имя Президента РФ в уполномоченные органы по вопросам гражданства РФ по месту жительства лица или в дипломатические представительства (консульские учреждения) страны, в случае проживания обращающегося за рубежом. Соответствующие органы осуществляют проверку фактов и документов, направляют собственные заключения в комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Комиссия проводит собственные проверки и готовит указ Президента РФ по вопросам гражданства.
Срок рассмотрения заявлений в общем порядке и принятия по ним решений составляет один год, в упрощенном – шесть месяцев. При отрицательном решении по делу иностранец или лицо без гражданства вправе обратиться вновь с заявлением по вопросам гражданства не ранее чем по истечении одного года после принятия предыдущего решения.
Контрольные вопросы
1. Перечислите содержательные особенности Конституции Российской Федерации 1993 г.
2. Каков порядок пересмотра положений Конституции Российской Федерации?
3. Сколько субъектов входит в состав Российской Федерации? По какому принципу они сформированы?
4. Из каких элементов состоит конституционно-правовой статус личности в Российской Федерации?
5. Каковы основания ограничения прав и свобод?