Конституция РФ 1993 г.: основные положения, свойства, структура
Термин «конституция» в переводе с латинского языка означает «устройство», «установление». Конституции в современном понимании как основные законы государств, появились в ходе буржуазно-демократических революций в Европе и Северной Америки в XVIII-XIX вв. Первая буржуазная конституция – Конституция США 1787 г. была разработана учредительным собранием, а затем ратифицирована конституционными конвентами образовавших государство штатов.
Конституция– это основной закон государства, обладающий особой юридической силой, ограничивающий государственную волю, закрепляющий суверенитет народа, права граждан, их гарантии, приоритет права над государственным усмотрением.
Право выражает компромисс разных общественных сил, государства и общества через конституционные акты, т.к. именно в них сфокусированы главные интересы разных социальных групп, отдельных людей. Конституция в идеале – средство выражения ценностей, приемлемых для власти и народа, большинства и меньшинства. Сила конституции в обеспечении хотя бы минимального баланса всех общественных запросов, такого баланса, который, даже не будучи во всем справедливым, удерживает людей от агрессивных способов отстаивания собственных интересов. «… любая конституция, – по мнению профессора В.Е. Чиркина, – прежде всего выражает интересы тех сил, которые экономически, социально, политически и идеологически доминируют в обществе данной страны, но ее создатели вынуждены в той или иной мере учитывать сложившуюся ситуацию, интересы других сил и слоев населения. В любой, самой тоталитарной конституции есть демократические положения и нет ни одного основной закона, который бы заявлял, что он имеет антинародный характер»[30].
Сущность конституции проявляется через ее функции. Основными из них являются:
1. Конституция является актом учредительным, закрепляющим наиболее фундаментальные устои общества и государства, его исходные принципы и институты. Предмет конституционного регулирования – государство, власть, общество в целом. Конституция учреждает территориальные, организационные формы власти, способы вхождения людей во власть, очерчивает основы их правового положения, определяет место страны в мире. В законодательстве есть множество актов более объемных, чем конституция, однако ни один из них не имеет такого масштабного предмета регулирования, как она.
2. Конституция регулирует текущую деятельность государственных и общественных институтов с помощью закрепления прав, свобод, обязанностей, полномочий, запретов, мер принуждения. Она обеспечивает как положительное, так и охранительное регулирование.
3. Конституция имеет ярко выраженное духовно-мировоззренческое назначение.Закрепляя общественно-государственное устройство, место в нем человека, конституция зримо отражает определенное мировоззрение общества, делает тот или иной идеологический выбор. Например, конституции советского периода в качестве целей общественного развития называли вначале построение социалистического общества («От каждого по способностям, каждому – по труду»), затем – коммунистического общества («От каждого по способностям, каждому – по потребностям»).
4. Конституция призвана обеспечить устойчивость общества. Она должна объединять разные поколения, десятилетия. В идеале она – средство обеспечения многолетней преемственности в обществе, а значит, сила, которая наряду с государством, религией, языком формирует народ. Конституция, пережившая несколько поколений, начинает восприниматься людьми как часть среды, которая ценна сама по себе, а не как прикладное средство решения очередных политических задач. Устойчивость конституции нельзя отождествлять с застоем. Конституцию можно менять за счет ее нового толкования, например, в рамках конституционно-судебных процедур, а не изменения текста.
5. Конституция выполняет функцию стратегического целеполагания, т.к. закрепляет цели и направления развития государства, всего общества, ориентирует национальное право, стимулирует совершенствование отраслевого законодательства. Конституция – это особым образом выраженный план правотворческой деятельности всех управомоченных субъектов.
6. Конституция – основа систематизации национального права. Она предопределяет его структуру, преодолевает разрозненность отдельных разделов законодательства, отраслей права. Конституция содержит правовые стандарты, эталоны, обязательные для законодателя.
Таким образом, Конституция – основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.
Действующая Конституция Российской Федерации была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием. Структурно она состоит из преамбулы и двух разделов.
Преамбула – вводный текст, имеющий, как правило, политическую направленность. По мнению С.А. Авакьяна, он бывает нужен для того, чтобы «осветить пройденный страной путь, дать характеристику общества на современном этапе его развития, изложить сущность и главные задачи государства, сказать о целях конституции и провозгласить ее принятие»[31]. Текст преамбулы к Конституции РФ 1993 г. имеет идеологическую нагрузку: провозглашает приоритет и высшую ценность прав и свобод человека. Преамбула настраивает общество на гражданский мир, сохранение государственного единства.
Раздел I в содержательном плане является основным и включает девять глав. В главе 1: «Основы конституционного строя» изложены принципиальные положения относительно основ государственного и общественного устройства современной России. Глава 2: «Права и свободы человека и гражданина» содержит характеристику различных аспектов конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации. В главе 3: «Федеративное устройство» закреплены основные принципы российского федерализма, принципы распределения предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами. Три следующие главы (глава 4: «Президент РФ», глава 5: «Федеральное Собрание», глава 6: «Правительство РФ») закрепляют основы правового статуса соответствующих органов государственной власти федерального уровня. В главе 7: «Судебная власть и прокуратура» изложены конституционные основы судебной системы, а также правовое положение органов прокуратуры, а в главе 8: «Местное самоуправление» – конституционные основы осуществления местного самоуправления в России. Глава 9: «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит материальные и процессуальные нормы, определяющие порядок изменения Конституции.
Раздел II «Заключительные и переходные положения» сравнительно небольшой по объему. Значительная часть его норм утратила силу, поскольку истекли переходные сроки для урегулирования соответствующих общественных отношений. В то же время отдельные положения данного раздела, в частности, о верховенстве Конституции РФ по отношению к Федеративному договору 1992 г. и к другим актам, продолжают оставаться важными и принципиальными.
К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов, приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима.
Юридические свойства Конституции России раскрывают ее нормативно-правовую суть, ее преимущества по сравнению с другими актами государства. Таковыми особенностями выступают:
1. Конституция РФ является единым, писаным документом - консолидированным актом. Она представляет собой достаточно лаконичный документ, содержащий принципиальные положения, закрепляющие и регулирующие различные аспекты общественных отношений.
2. Конституция изменяется в жестком порядке(в отличие от «мягких», или «гибких», конституций, например, Грузии, Индии и др., где изменения в конституцию вносятся в том же порядке, что и в обычные законы, или по достаточно простой процедуре). Жесткость Конституции РФ проявляется в том, что, следуя мировой практике, Конституция РФ содержит так называемые «защищенные» положения, которые не могут быть изменены путем внесения поправок в текст – это главы 1, 2 и 9.
3. Конституция РФ имеет прямое действие. Заранее невозможно нормативно упорядочить все общественные отношения, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. На этом специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие Конституции означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав.
4. Конституция обладает верховенством. Ни один акт, от кого бы он не исходил, не может быть принят, если он противоречит положениям Конституции. Законодатель обязан детализировать содержание Конституции в отраслевом законодательстве. В отраслевых актах должно максимально раскрываться содержание любых конституционных норм.
5. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. При столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должны применяться нормы Конституции. Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом Главы 1: «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы. Главу 1 называют «конституцией в конституции». Другие нормы развивают, уточняют ее положения, вытекают из них. Так, на детализацию положений статьи 2 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности направлены нормы Главы 2: «Права и свободы человека и гражданина».
6. Особый порядок охраны Конституциипредполагает, что все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Учрежден особый специализированный орган конституционного правосудия – Конституционный Суд РФ, к исключительной компетенции которого относятся толкование текста Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства.
Порядок и условия внесения в Конституцию поправок и ее пересмотра определяются в главе 9. Применительно к разным конституционным нормам предусмотрено четыре способа их изменения.
Положения глав 1, 2 и 9 изменяются в затрудненном порядке. Внесение любой минимальной поправки в эти главы возможно только посредством принятия новой Конституции. Дело в том, что любая норма этих глав находится в системной связи с другими положениями Конституции. Поэтому даже незначительное изменение норм этих глав предполагает пересмотр в соответствии с ее новым содержанием текста в целом.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в порядке, предусмотренном для ФКЗ, и вступают в силу после их одобрения законодательными органами не менее, чем 2/3 субъектов РФ.
Изменение статьи 65 Конституции РФ применяется в случае принятия в состав РФ нового субъекта, образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционного статуса действующего субъекта РФ.
Все три изложенных способа изменения Конституции относятся к числу жестких. Однако внесение изменений в действующую Конституцию возможно и в упрощенном порядке.
В текстстатьи 65 Конституции РФ могут включаться новые наименования субъектов Федерации. Президент РФ издает указы на основании решений субъектов Федерации об утверждении ими своих новых наименований. Такой вариант изменения Конституции в ней самой не оговорен – он предусмотрен в постановлении Конституционного Суда РФ от 28.11.1995 г. № 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции РФ[32].
Конституция РФ не предусматривает возможности и процедуры изменения преамбулы и норм Раздела II. Преамбула – та часть Конституции РФ, которая носит, с одной стороны, декларативный (в значительной степени моральный, нравственный), а с другой – основополагающий, незыблемый характер, и при действующей Конституции она должна оставаться неизменной. Раздел 2 Конституции РФ содержит заключительные и переходные положения, цель которых, соответственно, обеспечить стабильность правовой системы государства в переходный период, а изменения таких положений могут нарушить эту стабильность.
Рассмотренный сложный порядок изменения российской Конституции призван обеспечить стабильность политической и правовой системы, Основного закона государства вообще и базовых принципов (основ конституционного строя, составляющих правового статуса личности) в особенности. В то же время следует иметь в виду, что сами по себе юридические нормы еще не гарантируют стабильности Конституции. Огромную роль здесь играют факторы политического и исторического характера. Стабильность Конституции не следует рассматривать как ее неизменность: кардинальные изменения политической и социальной действительности в обязательном порядке должны влечь за собой изменения и Основного закона государства, в противном случае возможна социальная нестабильность в обществе.