Форма государства: понятие и элементы
Форма государства – это совокупность существенных способов организации, устройства и реализации государственной власти, выражающих его сущность. Она раскрывает механизм, способы формообразования, организации, функционирования государства.
Форма характеризует государство по трем показателям: форме правления, форме государственного устройства и политическому режиму. Все три формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, который в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. Но доминирующая роль принадлежит политическому режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти – в сторону ли демократии или, наоборот, автократии – неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства.
Форма правления структурно выражает способ организации государственной власти, включая порядок ее организации. По форме правления все государства делятся на монархии и республики.
Монархия – форма правления, при которой пост главы государства замещается в порядке престолонаследия, как правило, членами правящей династии. Ранее монархии были широко распространены в Европе, сегодня сохранились в Великобритании, Испании, Норвегии; в Азии – в Японии, Кувейте, Омане, АОЭ; в Африке – Свазиленде; в Океании – Тонга и др.
Юридическими свойствами монархии являются: бессрочность, т.е. пожизненное пользование властью; занятие трона по наследству или по праву родства; представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву; безответственность главы государства. Основными признаками классической монархии являются: принадлежность всей полноты власти монарху; пользование титулом – король, царь, император, фараон; неучастие народа в формировании власти.
По объему власти главы государства монархии подразделяются на неограниченную (абсолютную) и ограниченную (конституционную). Конституционная монархия как разновидность ограниченной, в свою очередь, делится на дуалистическую и парламентскую. Появление конституции само по себе не ограничивает власть монарха.
Главный признак абсолютной монархии – отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Обычно, конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует.
В ограниченной монархии власть монарха сдерживается выборным органом – парламентом, что закрепляется особым правовым актом – конституцией. В дуалистической монархии (Марокко, Иордания) власть носит двойственный характер: она разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, имеющим законодательную власть. Управление страной осуществляет монарх, перед которым правительство несет ответственность.
Парламентская монархия реализует принцип «король царствует, но не правит»; правительство формируется парламентом из представителей определенных партий, получивших большинство голосов на выборах и ответственно только перед ним; лидер партии большинства становится главой правительства; правовые акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; власть монарха символична. Примерами, таких монархий являются государства: Бельгия, Дания, Нидерланды.
В некоторых монархических государствах правитель возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии носят название теократических (Бруней, Бутан).
Республика – форма правления, при которой замещение поста главы государства осуществляется путем выборов из числа граждан, обладающих пассивным избирательным правом и достигших требуемого возраста.
Юридическими свойствами республики являются: ограничение власти главы государства, всех органов власти конкретным сроком; выборность главы государства и других верховных органов государственной власти; ответственность главы государства в случаях, определенных законом; представительство им интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей; обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов; провозглашение преимущественной защиты интересов граждан (общества), взаимная ответственность личности и государства.
Республики подразделяются: на президентские, парламентские и смешанные, республики советского типа и другие, имеющие отличную от указанных организацию власти (например, Ливийская джамахирия).
Характерными признаками президентской республики (США, Бразилия) являются: получение президентом своих полномочий непосредственно от народа в результате избрания; правительство не рассматривается как коллегиальный орган, поскольку не принимает коллегиально решений, нет ответственности перед парламентом и отдельные министры подчиняются непосредственно президенту; президент не может распускать парламент, парламент не может отстранить президента от власти (за исключением импичмента), поэтому законодательная и исполнительная власти вынуждены сотрудничать даже при разной политической принадлежности.
В парламентских республиках (Италия, ФРГ) президент получает свои полномочия от парламента или от коллегии с участием членов парламента; по конституции президент может быть наделен обширными полномочиями, но ответственность за их осуществление несет правительство (институт контрасигнатуры); правительство несет коллегиальную ответственность перед парламентом; парламент может быть распущен президентом по инициативе правительства.
Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления, а также новых, не известных ни одному из рассмотренных выше типов республики черт. В частности, для них свойственно отсутствие прямой юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент в формально-правовом смысле оказывается отдален от руководства исполнительной властью, которое конституция страны возлагает на правительства (Россия). Другой пример: закрепление в конституции возможности роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом одного уровня (Россия, Франция).
Форма государственного устройства – это совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой. Существуют две основные формы государственного устройства: унитарная и федеративная.
Унитарное государство – единое государство, в котором его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. В состав такого государства могут входить и автономные образования. Признаками унитарного государства выступают: единая правовая система, единые высшие органы государственной власти, единое гражданство, отсутствие суверенитета у территориальных единиц.
Унитарные государства могут быть централизованными (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания, Туркмения и др.) и децентрализованными (Великобритания, Франция, Испания и др.) в зависимости от характера взаимоотношений между высшими и местными органами власти; объема полномочий, предоставленным административно-территориальным единицам; порядка формирования местных органов власти.
Федерация – это добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. В состав федерации могут входить административно-территориальные или национальные образования, обладающие значительной степенью самостоятельности, например, штаты – в США, земли – в ФРГ и т.п.. Наряду с высшими федеральными органами субъекты федерации образуют собственные органы власти. Для защиты и представительства интересов субъектов федерации на общегосударственном уровне создаются двухпалатные парламенты (Россия, США, Швейцария). В федерации существует двойная система законодательства: федеративная и субъектов федерации.
По влиянию национального состава государства на форму устройства можно выделить территориальные (административные), административно-национальные и национальные федерации.
Конфедерация – это форма объединения, при которой входящие в него государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме. Общие органы координируют деятельность членов конфедерации в определенных сферах, чаще всего внешнеполитической, военной, валютно-таможенной, связи и коммуникаций. За всеми членами сохраняется право свободного выхода из конфедерации. Примеры конфедераций: Европейский Союз, Гамбия и Сенегал – с 1982 по 1989 гг., Сербия и Черногория – с 2003 по 2006 гг., Союз Африканских Государств (Мали, Гана, Гвинея) – с 1960 по 1962 гг., Арабская Исламская Республика (Ливия, Тунис) – 1974 г.
Политический режим – это способ властвования, который характеризует взаимоотношения правящей элиты и населения и представляет собой совокупность методов практического осуществления власти.
Демократический режим – форма властвования, при которой правление в стране осуществляется избираемым населением коллегиальным органом. С этой точки зрения все политические режимы делятся на демократические и недемократические.
Демократия характеризуется следующими признаками: предоставление широких прав и свобод гражданам; закрепление народа в качестве источника власти; многопартийность, плюрализм; референдумы, плебисциты, народные инициативы; наряду с государственными создается система органов прямого участия граждан в управлении делами общества (советы, общественные комитеты); учет интересов меньшинства; наряду с главным социальным регулятором – правом, все большее значение приобретают мораль, гуманизм и нравственность.
Недемократические режимы основаны на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Такие режимы называют автократическими или авторитарными.
Авторитарный режим можно определить как неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. Авторитаризм еще характеризуют как способ правления с ограниченным плюрализмом. Его признаки: неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам (при этом власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению); опора (реальная или потенциальная) на силу, т.е. при необходимости обладает возможностью принудить граждан к повиновению; монополизация власти и политики, отсутствие оппозиции и отсутствие тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего, в экономику (власть занимается главным образом вопросами общественного порядка, обороны, внешней политики); рекрутирование политической элиты путём кооптации – назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы; слияние законодательной, исполнительной и судебной властей либо их формальное, «показное разделение».
Тоталитарный режим, являясь крайней формой авторитарного режима, характеризуется такими признаками, как: наличие официальной идеологии (например, экономическая в Китае «догнать и перегнать путем большого скачка Запад»); всеохватывающая власть над всеми сферами жизнедеятельности; экономической основой выступает крупная собственность (как правило, государственная); монополия государства на СМИ; существование одной правящей партии – «ведущей силы общества»; сращивание партийного и государственного аппарата; крайний центризм; усиление мощи исполнительных органов, рост карательного аппарата (милиция, госбезопасность, прокуратура); личность ограничивается в правах и свободах, хотя формально они могут даже провозглашаться.
Схема «Форма современного государства» отображена в Приложении Б.