Понятие, предмет, метод, принципы ЗП.

Понятие, предмет, метод, принципы ЗП.

ЗП явл-ся неотъемлемой составной частью нац. прав.сис-мы и одновременно самостоят. прав. отраслью. Землей наз-ся верхний плодородный слой планеты Земля –почва. Земля – объект зем. п/отн-й. По КоЗ Земля- часть суши и водопокрытых территорий, заполненных почвой, кот. расположены в пределах терр.РБ. Земля выполняет эколог.и эконом. ф-ции. Эконом.знач-е –земли выступают в кач-ве осн. ср-ва производства в сельском и лесном хоз-ве; земля-базис для размещения зданий, сооруж-й, инфраструктуры, включая города, СЭЗ, технопарки. Экологич.- выступают в кач-ве связующего звена между др. прир. объектами, объединяя их в единую окр. среду; явл-ся неприменным условией сущ-вания всего живого, в том числе и людей.

Категории земель: 1земля с/х назн-я, 2насел.пунктов, садоводч.тов-в и дачных кооперативов, 3промышл-сти, транспорта, связи, обороныи иного назн-я, 4природоохранного, оздоров-го, рекреац-го, ист-культ. назн-я, 5 лесного фонда, 6водного фонда, 7запаса. Суть данной классификации – в зависимости от от естеств.прир.сост-я выполняемых ф-ций в начале устанавл-ся категория земель, кот. опред-т осн. виды землепольз-я и способы охраны этих земель, чем достигается наиболее рациональное землепольз-е и эффективная охрана этих земельн.угодий.

Предмет – нуждающиеся и подлежащие юр-скому упорядочению общ.отн-я, возн-щие в обл. использ-я и охраны земель. Предмет прав.регулир-я обуславливается интересами социума, нах-ся на опред. стадии соц-эконом. развития.

Метод-пути, ср-ва воздействия его норм на субъектов ЗП. Сущ-вует 2 осн. метода: диспозитивный (ГП) и императивный (АП). В др. отраслях использ-ся смешанный метод прав.регулир-я, кот. сост. из комбинации диспозитивн. и императивн. начал.

Принципы: 1П.множественности и прав. равенства прав собственности на землю, 2П.нахождения земля в гр.обороте, 3П.гос. упр-я зем.фондом, 4П.множественности форм использ-я земли, 5целевой хар-р использ-я земли, 6устойчивость прав на землю, 7П.платности использ-я земли, 8П. экологизации ЗП.

НПА как источники ЗП.

Источники ЗП-исходящие от гос-ва либо санкционированные им юр.документы, в кот. содержатся нормы ЗП, что придает им формальн. определенность, устойчивость и общедоступность. К исходящим от гос-ва принадлежат нпакты (зак-во). К санкцион-ым им отн-ся междунар. договоры, пакты, конвенции, заключенные РБ.

По ст.2 КоЗ, З-на «О нпа» источниками ЗП явл-ся: Конституция, др.кодифицир. и некодифицир. з-ны, декреты и указы Пр, Пост-я СовМина, пост-я, инструкции мин-в и гос. комитетов, акты Конст.суда, пост-я Пленумов ВС и ВХС, акты Нац.банка, приказы Ген.прокурора, распоряжения местных СовДепов, исп. и расп. органов.

Осн.З-н: сформулированы основы гос. зем.политики, провозглашено равенство гос. и частн. форм собственности, установлено, что принудит. лишение ПС, в том числе и на землю, допускается только по реш-ю суда.

КоЗ (от 23.07.08): сост. из 12 глав (100 статей). Не делится на общую и особенную части.

Акты Президента: установлен порядок изъятия и предоставления земель из 1 категории в др. и из 1 вида в др.; определен прав.режим земель с/х кооперативов; установлена юр. отв-сть за наруш-е зем. зак-ва.

Некодифиц. З-ны («О крестьянском (фермерском) хоз-ве», «Об ипотеке», «О мелиорации земель» и др.)

Пост-ями Правит-ва утверждены порядки ведения зем. кадастра и мониторинга земель, процедура проведения зем. аукционов, типовые договоры купли-продажи, аренды и др.

Инструкциями Гос Кома по имущ-ву определены порядок проведения кадастровой оценки земель различной категории, осущ-ления з/устройства, обнаружение при этом бесхоз-ных либо неэффективно используемых зем. участков.

Реш-я Конст. суда посвящены прав.режиму земель и орг-прав. форме садовод. тов-в.

Совместн. пост-ями Правит-ва и Нац.Банка утв-на типовая форма договора залога зем. участка, в том числе и предприятия как имущественного комплекса.

Понятие земельных п/отн-й

Зем. п/отн-я – соц.связи, возникающие в обл. использ-я либо охраны земель. Многообразие типов, видов, форм, способов землепольз-я обуславливает разнообразие возникающих зем. п/отн-й.

По содержанию: Регулятивные (статические – в них закрепляются права и обязанности сторон, прав. режимы объектов регулир-я; динамические – опосредуют порядок их отчуждения) и Охранительные (реализ-ся в случае совершения субъектами зем. п/отн-й зем. п/наруш-й, они связаны с реализацией санкции нарушенной нормы)

В зависимости от степени индивидуализации сторон:

Абсолютные (в них индивидуализирована только 1 сторона. Др. сторона не индивид-на, она представлена всеми вместе и каждым по отдельности и должна воздержаться от любых действий, препятствующих обладателю вещного права осуществлять свои правомочия) и Относительные (в них конкретизированы обе стороны, кот.обладают друг в отн. друга взаимными корреспондирующими правами и обязанностями)

По форме выражения:

Матер. (закрепляются права и обязанности сторон, меры юр. отв-сти и поощрения) и Процесс. (легализуется порядок их осущ-ления)

По типу:

Общие (реализуются путем совершения управомоченным субъектам конкретных действий) и Специальные (как правило, при наличии спец. разрешения – гос.акта или свидетельства)

Субъекты зем. п/отн-й

Субъекты п/отн-й- носители прав и обязанностей. К ним отн-ся: РБ, местные СовДепов, местн. исп. и расп. органы, кот.явл-ся носителями властных полномочий, а также юр. и физ. лица. Иностр. гос-во м. выступать субъектом п/отн-й собственности, польз-я или аренды при предоставлении ему зем. участка для обслуживания зданий, которые использ-ся для размещения постоянного дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного гос-ва в РБ.

РБ явл-ся субъектом п/отн-й гос.собственности на землю и одновременно субъектом права территориального верховенства.

СовДепов, исп. и расп. органы участвуют в кач-ве субъектов в отн-ях по управлению и польз-ю землями, а также зем. охранит. п/отн-й.

Юр. и Физ. лица, кроме вышеуказанных, выступают ещё и участниками п/отн-й частной собственности, землепольз-я, в том числе аренды и зем. сервитутов. Гр-не явл-ся участниками п/отн-й по землевладению.

Чтобы стать субъектами зем. п/отн-й, юр. и физ. лица д. иметь зем. п/субъектность. У юр. лица она специальная, опред-ся во многом целями и задачами его организации и деят-сти. Зем. п/способность юр. лица возник-т в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Зем. п/способность возникает в момент рождения и прекращается смертью. Зем. дееспособность гр-нина наступает в полном объеме внаступлением совершеннолетия (18 лет). В случае, если зак-вом допускается эмансипация или вступление в брак до достижения 18 лет, гр-нин, не достигший этого возраста, приобретает дееспособность в полном объеме с момента принятия реш-я об эмансипации или со времени вступления в брак. Гр-не РБ имеют право на получ-е зем. участков в пожизненное наслед. владение, землепольз-е или в частную собственность для строительства и обслуживания жилого дома, для ведения личного подсобного хоз-ва и т.д.

В составесубъектов зем. п/отн-й – иностр. гр-не и лица без гр-нства. Они могут получить зем. участки в аренду. В зем. отн-ях субъекты могут нах-ся в отн-ях подчиненности, субординации. Это опред-ся хар-ром прав.регулир-я, наличием властных полномочий у органов гос-ва и адм-прав. метода регулир-я зем. отн-й.

Содержание зем. п/отн-й

Содержание сост-т права и обязанности сторон. Они изложены в ст. 69, 70 КоЗ. В самом общем виде землепользователи имеют право: 1самостоят-но использ-ть зем. участки, 2ПС к посеву, посадке с/х культур, древесно-кустарниковые и плодово-ягодные насаждения, многолетнюю травянистую растительность и доходы от их реализации, 3использ-ть в связи с целями и условиями предоставления зем. участка находящиеся в его пределах водные объекты, общераспр. пол.ископаемые, торф, 4возводить на предоставл. зем. участке жилые, производственные, бытовые и иные капитальные строения, 5осущ-ть на зем. участке мелиоративные работы, оборудовать водные объекты, 6на возмещение убытков в случаях изъятия либо временного занятия зем. участка, ограничении либо обременении права землепольз-я, 7добровольно отказаться от зем. участка, 8требовать установления либо прекращения зем. сервитута

Они обязаны: 1искольз-ть зем. участки и нах-щиеся на них строения в соотв. с целью их предоставления и условиями землеотвода, 2осущ-ть мероприятия по охране земель, 3своевременно вносить плату за польз-е зем. участком, 4осущ-ть благоустройство зем. участка, 5своевременно производить освоение зем. участка в соотв. с условиями его предоставления, 6не нарушать правил др. землепользователей, 7воврмя возвратить предоставленный во временное польз-е или аренду зем. участок, 8соблюдать установленные обременения и ограничения на зем. участок, в том числе обременения сервитутов

Объекты зем. п/отн-й.

Объектами зем. отн-й м.б. все земли, составляющие зем. фонд РБ,Ю категории и виды земель, зем. участки и право землепольз-я, а также обременение прав на зем. участки. Центральным объектом зем. п/отн-й явл-ся зем. участок, кот. хар-зуется след. осн. признаками: 1месторасположение, 2границы, 3площадь.

Зем. участки м.б. делимыми и неделимыми. К делимым зем. участкам принадлежат зем. наделы, предназначенные для ведения личного подсобного хоз-ва, а также те, при делении кот-х образуется несколько зем. участков площадью не менее минимальной чем определено в зак-ве, или меньше размеров, однако при условии, что при этом не будут нарушены требования экологического, санитарно-эпидемич. и пожарного зак-ва.

Зем. участок – часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, прав.статус и др. хар-ки, отражаемые в гос. зем. кадастре и документах гос. регистрации.

Каждый зем. участок должен иметь свои границы. Граница зем. участка есть линия и проходящая по этой линии вертикальная плоскость. Граница зем. участка устанавливается на местности и закрепляется межевыми знаками.

В зависимости от вида земельных правоотношений их объектами могут быть:

•индивидуально-определенные земельные участки или их части. Правовые характеристики земельного участка, которым он должен соответствовать, чтобы считаться объектом земельных правоотношений, даются в Кодексе Республики Беларусь о земле (ст.17). Земельный участок или его часть выступают объектом правоотношений, связанных с осуществлением прав на землю.

•земельные сервитуты. Земельный сервитут представляет собой право ограниченного пользования соседним, а в необходимых случаях другим земельным участком . Земельные сервитуты являются объектом правоотношений землепользования особого вида.

•все или часть земель Республики Беларусь могут быть объектом правоотношений государственной собственности на землю, правоотношений по управлению землями, охранительных земельных правоотношений, а в отдельных случаях - и правоотношений по использованию земли, если они связаны с общим землепользованием.

.

Земельные сервитуты

Зем. сервитут- разновидность права на чужую вещь, неотделимую от права собств-сти. ЗС – одно из вещных прав на землю, представляет собой право ограниченного польз-я чужим зем. участком. Оно закреплено за гр-нами и юр. лицами. Зем. участок, кот.получает выгоду от установления сервитута, наз-ся доминантным, а участок, на кот. установлен сервитут – обремененный. Право огранич. польз-я чужим зем. участком не исключает польз-е участком др. лиц, включая самого собственника. Сервитут м. предоставить только собственник земли. Право сервитута уст-ся в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен в пожизн. наслед. влад-е, пост.польз-е или аренду. Собственник зем. участка вправе распорядиться им по своему усмотрению. Обладатель сервитута получает право польз-я чужим имущ-вом. ЗС не устраняет права владения, польз-я, распоряжения зем. участком со стороны собственника этого зем. участка. Сревитутные права продолжают действовать при переходе прав на зем. участок, обремененный сервитутом, к др. лицу. Зем. сервитут неделим. Цели ЗС – хоз. нужды, обеспеч-е прохода, проезда через соседний, а в необходимых случаях – через др. зем. участок; прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов; обеспеч-е водоснабжения и мелиорации. ЗС устан-ся и прекращ-сяна основании соглашения между заинтерес. лицом и собственником зем. участка и подлежит регистрации. Виды: 1разрешительный (разрешает использ-ть участок др. лицом)_______________________________________________________________________________________________________________________со стороны собственника этого зем. аво польз-я чужим имущ-во, 2запретительный (обязывает использ-ть свой зем. участок таким образом, чтобы не ухудшить полож-е доминантного участка, ради которого он и устан-ся). ЗС устан-ся по соглашению сторон и подлежит гос. регистрации в установл. порядке. Если соглашение не достигнуто – спор решает суд по иску заинтерес. лица.

Стадии установления ЗС: подача письм. заявления заинтерес. лица и собственника зем. участка об установлении ЗС в кадастровый орган => изучение возможности установления ЗС и составление договора о нем => подписание договора сторонами => гос. регистрация ЗС и договора о нем => выдача документов, удостоверяющих гос. регистрацию ЗС.

Аренда и концессия земель

Аренда земли представляет собой основанное на договоре временное возмездное пользование земельным участком.

Аренда земли является разновидностью срочного землепользования. Это единственный вид временного пользования землей, основанный на гражданско-правовом договоре. По этому признаку аренда земли относится к обязательственным правам на землю. Договор аренды - двухсторонний, возмездный, реальный, заключаемый на началах добровольности и равноправия сторон кроме тех случаев, когда заключение договора аренды является обязательным в соответствии с законодательством (ст.627, 623 ГК). Поэтому условия аренды земельного участка определяются по соглашению сторон.

Сторонами в договоре аренды земли являются арендодатель и арендатор.

Арендодателем может быть только собственник земельного участка, а также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать земельный участок в аренду (ст. 579 ГК).

При аренде земель, находящихся в государственной собственности, арендодателями являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и г. Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. При аренде земель, находящихся в частной собственности, арендодателями являются граждане и юридические лица Республики Беларусь, имеющие земельные участки в частной собственности. (ст. 44 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Арендаторами земельных участков могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации (ст.43 Кодекса Республики Беларусь о земле). Иностранные субъекты могут получить земельные участки только в аренду, кроме предприятий с иностранными инвестициями и иностранных государств в тех случаях, когда им предоставляется право собственности на землю.

Предметом договора аренды земли является индивидуально-определенный земельный участок, в отношении которого должен быть указан его размер и качественная характеристика, а также другие данные, позволяющие точно установить объект аренды.

Срок аренды земельного участка определяется договором (ст. 45 Кодекса Республики Беларусь о земле). Для всех видов аренды максимальный срок составляет 99 лет, а при аренде земельных участков для сельскохозяйственного использования он не должен быть менее 5 лет.

Содержание договора аренды земли, в том числе обязательные условия, определяются гражданским законодательством. В соответствии со ст. 578 ГК законодательством могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов. Если эти особенности не определены, применяются общие положения об аренде, содержащиеся в ГК (гл. 34 §1).

Аренда земель, находящихся в государственной собственности, по целям использования и видам земель не ограничивается. В аренду могут сдаваться земельные участки из любых категорий земель, при передаче их в аренду соответствующие государственные органы определяют целевое назначение земельного участка.

Концессия – временное польз-е. Порядок передачи земель в концессию установлен Инвестиц. кодексом. Концессия – срочное возмездное польз-е чужим зем. участком. Концессионн. органом выступает Правит-во либо уполномоченный им орган или должн. лицо. Концессионером явл-ся инвестор, размещающий в экономике РБ ден. ср-ва от 20 000 $ и более. Предмет концессии – зем. участок. Как свидетельствует практика, зем. участки на терр. РБ предоставляются иностр. инвесторам с целью разработке полезн. ископаемых. Предельный срок концессии – 99 лет.

Купля-продажа зем. участков

Дог-р К-П представляет собой одну из прав.форм, опосредующих товарное обращение. При осущ-лении таких договоров земля выступает, с 1 стороны, имущ-вом, с другой стороны, прир. объектом опред. целевого назнач-я. По дог-ру К-П продавец обязуется передать в собств-сть покупателя зем. уасток, а покупатель – принять его и оплатить. Предметом м. выступать зем. участок, принадлежащий гр-нину на праве частн. собств-сти. Он хар-зуется рядом особенностей: местоположением, размером, целевым назнач-ем. Дог-в К-П зем. участка обязат-но д. содержать согласованное сторонами в письм. форме условие о цене. В противном случае дог-р счт-ся недействительным. Цена опред-ся участниками сделки, если иное не предусмотрено зак-вом. Зак-н запрещает отчуждение земли, сдачу её в залог и аренду до полного внесения гос-ву платы за землю. Продавец также обязан внести гос-ву и платежи за землю (зем. налог) за все время польз-я ею. Важное знач-е в дог-ре имеет объем переходящихк покупателю прав и обязанностей на зем. участок. Если предметом дог-ра служит земля, то она м. переходить к покупателю на праве собств-сти. Для этого покупатель д. иметь право на получение земли в частн. собств-сть. Срок передачи зем. участка опред-ся договором. Если стороны в договоре его не предусмотрели, обяз-ва по передаче участка д.б. исполнены в разумный срок. Онс. обязанностью продавца явл-ся передача зем. участка в надлеж. состоянии, пригодного для использ-я по целевому назнач-ю, со всеми документами, свободными от прав и притязаний третьих лиц. Главными обязанностями покупателя явл-ся: обяз-сть принять зем. участок и обяз-сть оплатить покупку. Дог-р К-П подлежит нотариальному удостоверению и гос. регистрации, а ереход права собств-сти на зем. участок – гос. регистрации.

Залог зем. участков

В залог зем. участки м. передаваться их собственниками, гр-нами и юр.лицами только лишь для обеспечения своевременного и полного возврата полученного банковского кредита, причём залогодателями зем. участков, гр-нами могут передаваться в залог только те зем. участки в соотв. с ГПК на строения, расположенные на которых наложено взыскание. Залогодержателями таких зем. участков выступают банки. При невозврате кредитных средств банк вправе от имени залогодателя реализовать заложенный участок на аукционе и за счет вырученных средств удовлетворить свои претензии к кредитору. Излишне полученные средства на аукционе подлежат возврату должнику, а в случае получения недостаточной суммы недоимка с должника удерживается банком в общем порядке. Залог зем. участков.предприятий, зданий, сооружений, квартир, др. нежвиж. имущ-ва (ипотека) регулируется зак-вом об ипотеке. Предметом ипотеки м.б. зем. уастки, нах-щиеся в ЧС гр-н РБ. Зем. участки м.б. предметом залога, если они предоставлены для строит-ва и обслуж-я жилого дома, дачного строит-ва, колл.садоводства, личн. подсобн. хоз-ва. Для признания договора о залоге действительным он должен содержать: надлежащее обознач-е предмета ипотеки; оценку этого имущ-ва; сущ-во, размер и срок исполнения обяз-ва, обеспечиваемого ипотекой. Договор совершается в письм. форме, нотариально удостоверяется и подлежит гос. регистрации. Местом его удостоверения явл-ся место нахождения недвиж. имущ-ва или зем.участка. В теч. всего срока, когда действуют условия договора залога зем. участка, он остается у залогодателя и использ-ся им в соотв. с целевым назнач-ем и условиями предоставления. В случае неисполнения залогодателем обеспеченного залогом обяз-ва банк вправе от имени залогодателя реализовать принятый в залог зем. участок при сохранении его целевого назнач-я. До момента продажи зем. участка банк м. предоставить залогодателю право выкупить заложенный им зем. участок по цене, равной сумме невозвращенной части кредита и %ов за польз-е им. Если ипотека установлена на зем. участок, на кот.нах-ся здания и сооружения, принадлежащие не залогодателю, а др. лицу, то при обращении взыскания на этот участок и его продаже с публичных торгов к приобретателю участка переходят права и обязанности, которые в отношении этого лица имел залогодатель.

Правовая охрана земель

Вред землям причиняется по 2м направлениям: 1.непосредственно самими землепольз-телями; 2.лицами, осущ-щими хоз. и иную деят-сть, результаты которой оказывают негативное влияние на землю, поэтому и охрана земель также производится по 2м осн. направлениям:

1. осущ-ся самими землепольз-телями путем осущ-ления ими мер, направленных на улучшение и восстановление используемых земель.

2. землепольз-тели обязаны с целью сохранения земель соблюдать требования и нормативы в обл. применения гербецидов, пестицидов, явл-щихся стимуляторами роста растений либо вещ-вами, предназначенными для борьбы с сорняками и вредитеями растений, не превышать предельно допустимые механич. нагрузки на землю, осущ-лять иные мероприятия, направленные на охрану земель.

Лица, осущ-щие хоз. и иную деят-сть, могут негативно воздействовать на землю путем попадания в почву в результате их деят-сти вредных хим, радиоактивных вещ-в, биолог. организмов, поэтому к ним предъявляется требование по соблюдению предельно допустимых концентраций таких вещ-в и организмов в их выбросах, сбросах, а также складируемых твёрдых отходах. При несоблюдении указанных нормативов деят-сть таких субъектов хоз-вания м.б. ограничена, приостановлена либо полностью запрещена.

Гос. упр-е землями

Гос. упр-е- основанная на Конституции, законодат. актах исп-расп. деят-сть уполномоченных на то должн. лиц и органов исполнит. власти, направленная на организацию и упорядочение деят-сти в обл. использ-я и охраны земель. Организация указ.деят-сти достигается пуем издания подзаконных нпа, кот-ми восполняются пробелы в законодат. актах. В зак-ве органы, осущ-щие гос. упр-е, класс-ны по уровню компетенции и масштабу террит. деят-сти.

1.Органы общей компетенции-Президент, Правит-во, мест.исп. и расп. органы (наз-ся так потому что в пределах РБ либо АТЕ осущ-т упр-е всеми сферами народохоз-венной соц-культ. и иной деят-сти, в том числе касающейся вопросов использ-я и охраны земель)

2.Органы спец. компетенции-ГосКомПоИмущ-ву, иные органы (наз-ся так потому что непосредственно созданы для гос. упр-я и охраны земель)

Президент опред-т гос. политику в обл. исполь-я и охраны земель, устанавливает порядок изъятия и предоставления зем. ресурсов, опред-т категории и виды категорий земель, устанавливает порядок перевода одних категорий земель в другие, решает иные вопросы.

Правит-во реализует гос. зем. политику, устанавливает порядок ведения гос. зем. кадастра и осущ-ления мониторинга земель, опред-т положения об осущ-лении гос. контроля в обл. исольз-я и охраны земель, по поручению Президента предоставляет и изымает зем. участки иностр. гос-вам для размещения дипломатич. постоянных представит-в и консульских учреждений и т.д.

Местн. исп. и расп. органы в соотв. со своей компетенцией в пределах подведомственных АТЕ изымает и предоставляет зем. участки гр-нам, ИП, юр.лицам РБ, иностр. юр.лицам зем. участки, производит контроль за использ-ем и охраной земель и т.д.

ГосКомПоИмущ-ву реализует гос. зем. политику, непосредственно занимается процедурой землеустройства, в том числе опред-ем границ зем. участков, подготавливает материалы для рассмотрения зем. споров в адм. порядке, решает др. вопросы.

К др. органам гос. упр-я землями м. отнести Мин-ва и Гос. комитеты, др.организации, осущ-щие упр-е отдельными категориями либо видами земель.

Формы: правовая(связана с изданием нп и индивид-прав. актов), неправовая(хотя и осущ-ся на основании зак-ва, однако в отличии от прав. формы непосредственно не влияет на установление, изм-е, прекращение зем.п/отн-й, она направлена на обеспечение деят-сти самих органов гос. упр-я, выражается в проведении совещаний, семинаров, сборов и обобщений статистич. данных адм. практики в обл. использ-я и охраны земель.

Ф-ции (юр-ски обособленные осн. направления деят-стиорганов гос. упр-я):

1планирование использ-я и охраны земель, 2осущ-ление мониторинга, 3ведени гос. зем. кадастра, 4распределение и перераспределение земель, 5проведениеземлеустройства, 6осущ-ление гос. контроля за использ-ем и охраной земель, 7разрешение зем. споров в адм. порядке, 8регистрация зем. недвижимости, прав на неё и сделок с нею.

Адм. отв-сть

Предусмотрена КоАП РБ. Условно адм. взыскания за зем. п/наруш-я предусмотрены за след. 3 направления зем-прав. проступков: 1за наруш-е установл. порядка использ-я и охраны земель, 2за наруш-е использ-я и охраны отдельн. категорий и видов категорий земель, 3за наруш-е прав. режима земель охранных, санитарных и др. зон. Все они сосредоточены в Гл. 15 КоАП, предусматривающей отв-сть за наруш-е требований эколог.безопасности, охраны окр. среды и природопольз-я.

к 1ой группе п/наруш-й отн-ся те, кот. предусмотрены ст15.10-15.13 (15.10. Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране, 15.11. Порча земель, 15.12. Самовольное отступление от схем или проектов землеустройства, 15.13. Уничтожение либо повреждение межевых знаков)

ко 2ой группе принадлежат п/наруш-я в ст.15.24, 15.25, 15.31 (15.24. Нарушение правил использования участков земель государственного лесного фонда, 15.25. Повреждение сенокосов или пастбищных угодий, 15.31. Уничтожение или повреждение информационных знаков на землях государственного лесного фонда)

к 3ей группе отн-ся ст. 15.60 (15.60.Нарушение режима охраны и использования охранных зон вокруг стационарных пунктов гидрометеорологических наблюдений государственной сети гидрометеорологических наблюдений)

Юр-ская отв-сть

В своем большинстве з/пользователи и лица, осущ-щие хоз. и иную деят-сть, оказыв-щую негативное влияние на земли, должным образом осущ-т свои права и возложен.обязанности, связанные с использ-ем и охраной земель. В случае наруш-я требований зак-ва они м.б. привлечены к юр. отв-сти. В КоЗ содержится только бланкетная ст. 96, по кот.лица, виновные в наруш-и зак-ва об охране и использ-и земель, несут юр. отв-сть с соотв. с законодат. актами. Осн. видами юр. отв-сти за наруш-е зем. зак-ва явл-ся имуществ., адм, уг. и спец. зем-прав. отв-сть. В зем. зак-ве не сформулировано опред-е отв-сти, отсутствует перечень осн. видов зем. п/наруш-й и нет самой дифференциации зем. п/наруш-я. Зем-прав. отв-сть – мера гос. принуждения, применяемая в форме морального, материального, личного, организационного лишений к нарушителю зак-ва об охране и использ-и земель в виде имуществ., адм., уг. и спец. отв-сти. Осн. признаками зем-прав отв-сти, кот. сост-т ее содержание, явл-ся то, что она исходит от гос-ва, применяется в установл. гос-вом порядке, обращена против п/нарушителя и явл-ся доп. неблагоприят. последствием лица, неисполнившего свою обязанность либо обяз-во. О основании юр.отв-сти за наруш-е требований зем. зак-ва лежит зем. п/наруш-е (виновное (невиновное) противоправное общественно-вредное либо опасное деяние, причиняющее вред землям либо создающее угрозу причинения такого вреда, прямо запрещенное зак-вом). Осн. видами зем. п/наруш-й явл-ся след.: нецелевое, неэффективное использ-е земель; неиспольз-е земель по целевому назнач-ю в устан. период времени; наруш-е опред. порядка землепольз-я; несоблюдение требований по охране земель; причинение вреда пользователям зем. участка, др. з/пользователям и др.

Планирование и прогнозирование

Мониторинг земель – сис-ма наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изм-й, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Задачи – выявление изм-й в земельном фонде, оценка этих изм-й и их последствий, обеспеч-е собственников, владельцев, пользователей земли, контрольн. органов данными о земле, выработка рекомендаций для устранения негативных последствий хоз. деят-сти. Объект – все земли РБ. Он осущ-ся за счет ср-в респ. бюджета, и порядок осущ-ления мониторинга земель уст-ся СовМином РБ.

Мониторинг предназначен для: обеспеч-я СовДепов, заинтересован.предприятий, учреждений, организаций и граждан сведениями о земле; обоснования размеров платы за землю; оценки хоз. деят-сти; осущ-ления др. мероприятий, связанных с использ-ем земель. Гос. зем. кадастр сост. из: единого реестра АТЕ и ТЕ РБ; единого гос. регистра недвиж. имущ-ва, прав на него и сделок с ним; реестра цен на зем. участки; регистра стоимости зем. участков; реестра зем. ресурсов РБ. Единый реестр АТЕ и ТЕ РБ содержит сведения о наименованиях, размерах и границах АТЕ и ТЕ, их адм. центров. Единый гос. регистр недвиж. имущ-ва, прав на него и сделок с ним содержит сведения и документы в отношении зарегистр. зем. участков и расположенных на них объектов недвиж. имущ-ва, в том числе сведения о местополож-и зем. участков, их размерах, границах, о целевом назнач-и, правах на эти участки, об ограничениях (обременениях) прав на зем. участки, в том числе зем. сервитутах, а также сведения о сделках с ними. Реестр цен на зем. участки содержит сведения о ценах на зем. участки и объекты недвиж. имущ-ва, расположенные на этих участках, зафиксированных на момент совершения сделок с этими участками и объектами недвиж. имущ-ва. Регистр стоимости зем. участков содержит сведения о кадастр.стоимости зем. участков, полученной при проведении их кадастр. оценки. Реестр зем. ресурсов РБ содержит сведения о распределении земель по категориям, видам и з/польз-телям, составе, структуре, состоянии, кач-ве и хоз. использ-и земель, иные сведения о землях. Сведения гос. зем. кадастра м. собираться, храниться и использ-ся на бум.и (или) машин. носителях. Ведение гос. зем. кадастра обеспеч-ся проведением геодезич. и картографич. работ, почв., геоботанич. и иных обслед-й и изысканий, инвентаризацией и кадастр.оценкой земель, зем. участков, иными з/устроит. мероприятиями, а также осущ-лением гос. регистрации недвиж. имущ-ва, прав, ограничений (обременений) прав на него и сделок с ним.

Изъятие и предоставление

Изъятие земельных участков

Изъятие земельных участков осуществляется по решению государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией, предусмотренной КоЗ и иными актами законодательства, либо по постановлению суда. При несогласии землепользователя с решением об изъятии у него земельного участка это решение может быть обжаловано им в судебном порядке. Обжалование решения об изъятии земельного участка приостанавливает его исполнение.

Предоставление земельных участков во владение и пользование

Предост-е зем. участков во Влад-е и польз-е произв-ся исп. и расп. органами общей компетенции всех уровней в пределах их полномочий. Предост-е участков во Влад-е и польз-е м. осущ-ся как за счет свободных земель (земель запаса), так и за счет земель, ранее предост-х др. субъектам. Предост-е зем. участка, нах-щегося во влад-и, польз-и или частн. собств-сти др. лицу произв-ся только после его изъятия в устан. порядке. В этом случае эти два действия (предост-е и изъятие) осущ-ются в одном процессе. В процесс.отн-и изъятие и предост-е зем. участков включает две стадии:

1) предварит.согласование места размещения объекта;

2) предост-е зем. участка и его документ.оформление.

Предварит.согласование места размещения объекта проводят сельские, городские, районные и областные исп. и расп. органы в соотв. с их компетенцией по изъятию и предост-ю зем. участков. Целью предварит.согласования явл-ся выбор наиболее целесообразного и экономически обоснованного варианта размещения объекта (изъятия) зем. участка. Предварит.согласование места размещения объекта не произв-ся в случаях предост-я зем. участков:

* для ведения с/хоз-ва;

* для нужд лесного хоз-ва;

* при предост-и земель гр-нам для ведения крестьянского хоз-ва, личного подсобного хоз-ва, традиционных народн. промыслов, огородничества, сенокошенияя и выпаса скота.

Юр. и физ. лица, заинтересованные в изъятии зем. участка, обращаются с заявлением (ходатайством) о предварит.согласовании места размещения объекта в соотв. исп. и расп. орган по месту нахождения зем. участка. Место размещения объекта, примерный размер участка и условия его отвода с учетом обеспеч-я комплексного развития территории согласовываются с з/владельцами, з/пользователями и собственниками зем. участков, кот-е будут изыматься местн. исп. и расп. органами, осущ-ляющими гос. контроль и надзор. После проведения проектно-изыскательских работ и утв-я проекта на строит-во по заявлению (ходатайству) заинтер. лица нач-ся вторая стадия – предост-е зем. участка и подготовка документов, удостоверяющих право з/влад-я и з/польз-е. К заявлению (ходатайству) должны прилагаться материалы предварит.согласования места размещения объекта и другие необходимые документы. Предост-е зем. участка произв-ся на осн. проектов отвода земель, кот-е разрабатываются организациями по з/устр-ву и заказчиками кот-х м.б. заинтерес. юр. и физ. лица.

Разработанные проект отвода с имеющимися материалами представляется в соотв. исп. и расп. органы для заключ-я и вынесения реш-я. После устан-я на местности границ зем. участка сост-ся документы, удостоверяющие право владения и право пользования зем. участком и выдаются юр. и физ. лицам, которым отведен участок. Если предварит.согласование не требуется, действует упрощенная процедура предост-я зем. участка, кот. включает в себя: а) подачу заявления (ходатайства) в соотв. исп. и расп. орган; б) рассмотрение заявления (ходатайства) и вынесение реш-я в устан. сроки; в) юр-ское оформление права з/влад-я и з/польз-я.

Землеустройство

Объектами з/у-ва явл-ся земли РБ, зем. контуры, а также зем. участки. З/у-во включает в себя: разработку проектов региональных схем использ-я и охраны зем. ресурсов, схем з/у-ва АТЕ и ТЕ, территорий особого гос. регулир-я; разработку проектов межхоз-венного з/у-ва, в том числе проектов отвода зем. участков, оформление технич. документации и уст-е (восст-е) на местности границ объектов з/у-ва; разработку проектов внутрихоз-венного з/у-ва с/х организаций, в том числе крестьянских (фермерских) хоз-в, проектов организации и устр-ва территорий насел.пунктов, садоводч. тов-в, дачных кооперативов, особо охран. прир. территорий и иных территор. единиц; проведение инвентаризации земель, систематич. выявление неиспольз-х или использ-х не по целевому назн-ю земель;авторский надзор за реализацией схем и проектов з/у-ва;осущ-ление з/устроит.мероприятий при проведении мониторинга земель, ведении гос. зем. кадастра, в том числе при проведении кадастр. оценки земель, зем. участков, осущ-лении гос. контроля за использ-ем и охраной земель;подготовку з/устроит. материалов по разрешению зем. споров. Порядок проведения з/у-ва устан-ся ГосКомПоИмущ-ву РБ. Организация з/у-ва осущ-ся ГосКомПоИмущ-ву. Информ. обеспеч-е и автоматизация з/у-ва осущ-ются ср-вами зем-инф. сис-мы в порядке, установленном Г<

Наши рекомендации