Международно-правовые стандарты ответственности несовершеннолетних
Положение ребенка в обществе является одной из самых существенных граней комплексной системы прав и свобод человека, поддерживаемой на международном уровне и развиваемой в направлении установления единых стандартов ее обеспечения.
Ребенок становится предметом внимания международного права еще с давних времен. Но на XX век приходится наибольшее количество международных актов, непосредственно посвященных защите его прав. В принятой в 1924 г. Женевской декларации прав ребенка подчеркивалась необходимость специальной охраны ребенка ввиду его физической и умственной незрелости.
20 ноября 1959 г. Декларацию прав ребенка принимает Генеральная Ассамблея ООН, в которой уже с учетом принципов, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г., вновь подчеркивается, что ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. В Декларации провозглашена необходимость всемерной защиты всех прав ребенка, которые ему принадлежат наряду с правами, предоставленными взрослому человеку.
Продолжением линии на всемерную защиту прав ребенка на международном уровне явилась Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., представляющая комплексный подход к охране прав ребенка, в том числе и к защите его от различного воздействия негативного характера, в частности:
• от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ;
• от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
• от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ...
Наряду с провозглашением защиты ребенка от негативного влияния Конвенция обязывает государства принимать все необходимые меры для предотвращения:
• склонения или принуждения ребенка к любой незаконной сексуальной деятельности;
• использования в целях эксплуатации детей в проституции или в другой незаконной сексуальной деятельности;
• обращения с такими детьми без использования судебного разбирательства;
• лишение свободы как вид наказания может применяться к детям лишь в крайних случаях и в течение как можно более короткого времени.
Самостоятельное место в Конвенции (ст. 37) занимают положения, регламентирующие отношение к ребенку в тех случаях, когда он становится правонарушителем, в том числе и преступником. При этом подчеркивается, что:
• ни один ребенок не должен быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания;
• лицам, совершившим преступления моложе 18 лет, не могут быть назначены ни смертная казнь, ни пожизненное тюремное заключение, не предусматривающее возможности освобождения;
• ни один ребенок не должен быть лишен свободы незаконным или произвольным образом. Арест, задержание или тюремное заключение ребенка осуществляются согласно закону и используются лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого соответствующего периода времени.
В случае лишения ребенка свободы он должен:
• пользоваться гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей лиц его возраста;
• быть отделен от взрослых, если только не считается, что в наилучших интересах ребенка этого делать не следует;
• иметь право поддерживать связь со своей семьей путем пе
реписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств;
• иметь право на незамедлительный доступ к правовой и
другой соответствующей помощи, а также право оспаривать закон-
ность лишения его свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия.
В указанной Конвенции (ст. 40) также предусмотрены процессуальные гарантии защиты прав ребенка, который считается нарушившим уголовное законодательство. К таким гарантиям относятся, в частности: презумпция невиновности, пока его вина не будет доказана согласно закону; незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него и, в случае необходимости, через его родителей и законных опекунов и получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты; безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебным органом в ходе справедливого слушания в соответствии с законом в присутствии адвоката или другого соответствующего лица и целый ряд других.
Конвенция ориентирует государства на принятие специальных законов, проведение процедур, создание специальных органов и учреждений, имеющих непосредственное отношение к детям, которые считаются нарушившими уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении, в том числе на установление минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство, на принятие мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий. Обращено также внимание на необходимость проведения различных мероприятий, альтернативных по своему характеру мероприятиям, осуществляемым в рамках исправительных учреждений. К таким мероприятиям Конвенция относит уход, опеку и надзор, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, обучение и профессиональную подготовку и другие формы, которые бы соответствовали благосостоянию ребенка, его положению и характеру совершенного им преступления.
Анализ указанных положений Конвенции ООН о правах ребенка применительно к вопросам, регулируемым уголовным правом, и, в частности, касающимся его уголовной ответственности, свидетельствует, прежде всего, о следующем:
• общепризнанным максимальным возрастом ребенка, нуждающегося в особой правовой защите, является 18 лет;
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ...
• установление минимального возраста, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство, является прерогативой каждого государства;
• в случаях нарушения уголовного законодательства государства должны стремиться к принятию мер обращения с такими детьми без использования судебного разбирательства;
• лишение свободы как вид наказания может применяться к детям лишь в крайних случаях и в течение как можно более короткого времени;
• в случае применения к ребенку наказания в виде лишения свободы он должен пользоваться гуманным обращением и уважением неотъемлемого достоинства его личности с учетом потребностей его возраста.
Указанные положения получили свое развитие в таком фундаментальном международном документе, как Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые 29 ноября 1985 г. В них еще более четко отражена идея об обеспечении особенностей в вопросах ответственности несовершеннолетних за совершенные правонарушения. В п. «а» ст. 2.2 указанных Правил отмечено, что несовершеннолетним является ребенок или молодой человек, который в рамках существующей правовой системы может быть привлечен за правонарушение к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому.
Большое внимание в Правилах уделено вопросу о возрасте уголовной ответственности. В ст. 4.1, в частности, указывается, что в правовых системах, в которых признается понятие возраста уголовной ответственности для несовершеннолетних, нижний предел такого возраста не должен устанавливаться на слишком низком возрастном уровне, учитывая аспекты эмоциональной, духовной и интеллектуальной зрелости.
Из комментария к этой статье вытекают следующие позиции:
• минимальные пределы возраста уголовной ответственности
различны, поскольку зависят от исторических и культурных осо
бенностей развития государства, общества;
• установление минимальных пределов возраста уголовнойответственности базируется на определении способности ребенка
осознавать, что его поведение является антиобщественным, и пере-
нести моральное и психологическое воздействие уголовной ответ-
ственности;
• установление возрастного предела в таких случаях на слишком низком уровне или вообще неустановление такого предела исключает смысл уголовной ответственности, ее понятие становится бессмысленным;
• установление возраста уголовной ответственности должно осуществляться во взаимосвязи с установлением возраста, определяющего общий правовой статус ребенка, когда на него уже можно возлагать определенные обязанности (гражданское совершеннолетие);
• необходимо стремиться для установления разумного низшего возрастного предела, который мог бы применяться в международном масштабе.
Получили дальнейшее развитие в Пекинских правилах и положения, касающиеся применения мер воздействия на несовершеннолетних в случаях совершения ими преступлений.
С момента совершения преступления несовершеннолетний попадает под воздействие органа, призванного обеспечить расследование по уголовному делу (первоначальный контакт). На этой стадии возможны любые формы обращения с несовершеннолетним, в том числе и его задержание. Предусматривая целый ряд особенностей процессуального характера, Правила обращают внимание на то, что контакты между органами по обеспечению правопорядка и несовершеннолетним должны быть такими, чтобы уважать правовой статус несовершеннолетних, содействовать их благо получию и избегать причинения им ущерба. При этом термин «избегать причинения ущерба» предлагается толковать широко: как причинение прежде всего наименьшего ущерба, а также любого дополнительного или излишнего ущерба, что особенно важно именно при первоначальном контакте, от которого зависит успех любого дальнейшего вмешательства в судьбу несовершеннолетнего. Подчеркивается также важность сострадания и мягкого, но вместе с тем требовательного подхода.
В рамках первоначального контакта важное значение имеет рекомендация, содержащаяся в ст. 11 Пекинских правил, о стремлении не доводить дело о преступлении, совершенном несовершеннолетним, до официального разбирательства (например, судом), а стараться по возможности его прекратить с передачей в соответствующие службы, как правило, общественные, занимающиеся несовершеннолетними. Такая практика призвана ограничить негативные последствия процедуры отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. При этом в комментариях к указанным положениям отмечается, что прекращение дела не должно ограничиваться лишь
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ...
мелкими делами, и поэтому оно может быть важным средством. Обращается также внимание на необходимость обеспечения надзора за несовершеннолетним, в отношении которого прекращено дело, проведения с ним воспитательной работы.
Для тех случаев, когда уголовное дело в отношении несовершеннолетнего не было прекращено, и встал вопрос о выборе судом соответствующих мер воздействия, Пекинские правила подтверждают закрепленные ранее принципы и подходы. В ст. 17 Правил, посвященной руководящим принципам вынесения судебного решения и выбору мер воздействия, указывается, что:
• меры воздействия всегда должны быть соизмеримы не только с обстоятельствами и тяжестью правонарушения, но и с положением и потребностями несовершеннолетнего, а также с потребностями общества;
• решения об ограничении личной свободы несовершеннолетнего должны приниматься только после тщательного рассмотрения вопроса, а само ограничение должно быть, по возможности, сведено до минимума;
• несовершеннолетнего правонарушителя не следует лишать личной свободы, если только он не признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также в отсутствие другой соответствующей меры воздействия;
• при рассмотрении дела несовершеннолетнего вопрос о его или ее благополучии должен служить определяющим фактором.
Пекинские правила также нацеливают судебные или иные компетентные органы на применение к несовершеннолетним альтернативных лишению свободы мер воздействия, дальнейшую разработку таких мер, а также на более широкое применение системы пробации путем вынесения условных приговоров, отсрочки их исполнения, постановлений советов и других видов решений.
Указанные международно-правовые стандарты обращения с несовершеннолетними правонарушителями в определенной мере нашли отражение и в УК Республики Беларусь. Особенностям уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, посвящен самостоятельный раздел V Общей части УК. Эти особенности касаются системы и видов наказания, назначения наказания, иных мер уголовной ответственности, применяемых к несовершеннолетним, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, а также погашения судимости.
Согласно ст. 108 УК уголовная ответственность лица, совершившего преступление в возрасте до восемнадцати лет, наступает в соответствии с положениями УК, но с учетом правил, предусмотренных в разд. V. Это означает, что все нормы УК применяются к несовершеннолетним так же, как и к взрослым, но при решении указанных выше вопросов применяются специальные нормы разд. V, предусматривающие особенности ответственности этой категории лиц.
§ 2. Система наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних
Система наказаний для лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, предусмотрена в ст. 109 УК. В нее включено семь наказаний:
• общественные работы;
• штраф;
• лишение права заниматься определенной деятельностью;
• исправительные работы;
• арест;
• ограничение свободы — к лицу, достигшему восемнадцати
летнего возраста ко дню постановления приговора;
• лишение свободы.
Таким образом, система наказаний, которые могут быть применены к несовершеннолетним, по своему объему значительно ограничена.
К ним не могут быть применены пожизненное заключение, смертная казнь, специальные виды наказания.
Каждое из предусмотренных в данной системе наказание по своему содержанию не отличается от соответствующих видов наказаний, назначаемых совершеннолетним. В ст.ст 110-115 УК предусматриваются лишь особенности этих наказаний, обусловленные несовершеннолетним возрастом лиц, к которым они применяются.
Общественные работырегулируются ст. ПО УК. По своему содержанию общественные работы, назначаемые несовершеннолетним, это такое же наказание, как и применяемое к совершеннолетним лицам. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы бесплатного труда в пользу
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ...
общества и могут назначаться в качестве, как основного, так и дополнительного наказания.
Их особенность состоит в следующем:
1) они назначаются лицу, достигшему 16-летнего возраста ко
дню постановления приговора;
2) их минимальный и максимальный пределы значительно
меньше по сравнению с общественными работами, назначаемыми
совершеннолетним. Они назначаются на срок от 30 до 180 часов (к
совершеннолетним соответственно на срок от 60 до 240 часов).
Штрафрегулируется ст. 111 УК. Сущность этого наказания, определяемая в ст. 50 УК, состоит в денежном взыскании, назначаемом судом в случаях, установленных в УК.
Условием назначения штрафа несовершеннолетнему является наличие у него самостоятельного заработка или имущества.
Минимальный размер штрафа в ст. 111 УК не установлен. Однако согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» он не может быть менее однократного размера базовой величины, установленной на день постановления приговора.
Максимальным размером штрафанезависимо от категории совершенного преступления является двадцатикратный размер базовой величины,установленный на день постановления приговора. Максимальный размер штрафа за корыстное преступление равен стократному размеру базовой величины, установленному на день постановления приговора.
Таким образом, объем материальных ограничений, составляю
щих содержание штрафа, в отношении несовершеннолетних су
щественно отличается в сторону занижения по сравнению с таки
ми ограничениями применительно к взрослым преступникам.
i Максимальный предел штрафа в 100 раз меньше максимального
размера штрафа, установленного для взрослых, а за корыстные преступления — в 10 раз меньше по сравнению с максимальным пределом, установленным для совершеннолетних1.
Лишение права заниматься определенной деятельностьюпредусмотрено в ст. 112 УК. Оно тоже имеет свои особенности. Во-первых, это наказание состоит в лишении лишь права зани-
1 Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. из ст. 50 УК исключе-
. но положение, предусматривающее удвоенные размеры штрафа при со-
вершении корыстного преступления. В ст. 111 УК подход сохранился. В этой части можно отметить непоследовательность закона.
маться определенной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности в отношении несовершеннолетних не предусматривается. Во вторых, оно может быть назначено в пределах от одного года до трех лет,т.е. его максимальным сроком является не пять лет, как в отношении взрослых, а три года.
Условием назначения этого наказания является достижение лицом 16-летнего возраста ко дню постановления приговора.
Особенности исправительных работ,назначаемых несовершеннолетним, предусмотрены в ст. 113 УК. Они состоят в меньших минимальном и максимальном пределах этого наказания и в меньших размерах удержаний из заработка осужденного. Минимальным сроком исправительных работ, назначаемых несовершеннолетним, является два месяца, а максимальным — один год.Из заработка осужденного в доход государства могут производиться удержания в размере от пяти до пятнадцати процентов.
Условием применения этого наказания является достижение лицом шестнадцатилетнего возраста.
Особенности ареста,назначаемого несовершеннолетним, предусмотрены в ст. 114 УК. Он может быть назначен:
• лицу как мужского, так и женского пола;
• на срок от пятнадцати суток до трех месяцев.
Особенности ограничения свободыпредусмотрены в ст. 114' УК. Они состоят в следующем:
1) назначаются лицу, достигшему ко дню постановления приговора 18-летнего возраста;
2) минимальный предел этого наказания — шесть месяцев, а максимальный — три года.
Особенности наказания в виде лишения свободы,назначаемого лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, предусмотрены в ст. 115 УК. Они состоят в следующем:
1) за преступление, не представляющее большой общественной опасности, совершенное впервые лицом в возрасте до 18 лет, это наказание вообще не может быть назначено;
2) за преступления иной тяжести, совершенные в возрасте до 18 лет, установлены предельные максимальные сроки этого наказания в зависимости от категории преступления и характера его общественной опасности:
а) три года за менее тяжкое преступление;
б) семь лет за тяжкое преступление;
в) десять лет за особо тяжкое преступление;
г) пятнадцать лет за особо тяжкое преступление, сопряженное
с умышленным посягательством на жизнь человека;
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ...
3) лицу, не достигшему восемнадцати летнего возраста ко дню постановления приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в воспитательной колонии;
4) лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет и достигшему совершеннолетия ко дню постановления приговора, отбывание этого наказания назначается в исправительной колонии общего режима, за преступления, совершенные по неосторожности - в исправительных колониях-поселениях для лиц, совершивших преступления по неосторожности.
Минимальный срок лишения свободы, назначаемого лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, составляет шесть месяцев, как и для взрослых.
Предусмотренные УК наказания, которые могут быть назначены лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте, на практике имеют неоднозначное применение. Например, в 2002, в 2003 и 2004 гг. в Республике Беларусь от общего количества осужденных, совершивших преступление в возрасте до 18 лет, к исправительным работам было осуждено соответственно 9,5, 6,7 и 5,2%, к лишению свободы — 32,4, 20,6 и 20,1%, к другим видам наказания (штраф, общественные работы, арест, лишение права заниматься определенной деятельностью) — 41, 24,1 и 15,9%. При этом из числа осужденных к лишению свободы несовершеннолетних осуждено на срок до одного года включительно 16,2, 15,9 и 10,5%, свыше одного года до двух лет включительно — 24,4, 24,2 и 29,9%, свыше двух до трех лет включительно — 24,3, 25,9 и 27,2%, свыше трех лет до пяти лет включительно —21,1, 20,0 и 18,9%, свыше пяти до десяти лет включительно — 13,2, 12,3 и 11,3%.
§ 3. Особенности назначения наказания лицам, совершившим преступления в возрасте до 18 лет
Особенности назначения наказания лицам, совершившим
преступление в возрасте до 18 лет, предусмотрены ст. 116 УК.
Прежде всего суд руководствуется общими началами назначения,
предусмотренными в ст. 62 УК. Он должен назначить наказание с
учетом положений Общей части УК в пределах, установленных в
санкции соответствующей статьи Особенной части УК. При этом
суд исходит из принципа индивидуализации наказания, который
означает учет судом характера и степени общественной опасности
совершенного преступления, мотивов и целей содеянного, личнос-
ти виновного, характера нанесенного вреда и размера причиненного
ущерба, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, мнения потерпевшего по делам частного обвинения.
При учете личности, что составляет один из компонентов общего для всех принципа индивидуализации наказания, суд должен учитывать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, степень психического развития, состояние здоровья, иные особенности личности, а также влияние других лиц.
Как известно, в формировании нравственного облика ребенка большая роль отводится его воспитанию. От того, в каких условиях жизни находился ребенок, каков нравственный уровень его родителей и других членов семьи, насколько благотворно влияло на него нахождение в воспитательных учреждениях, какова была роль школы и других учебных заведений, в которых он обучался, каково его окружение и влияние в процессе трудовой деятельности, зависит уровень становления личности подростка, его ориентация на законопослушное поведение.
Причины, почему подросток стал на путь преступления, кроятся, прежде всего, в его окружении, которое подчас характеризуется крайне негативно, в отсутствии внимания к нему со стороны воспитателей, педагогов, родителей.
Большое значение для оценки поведения несовершеннолетнего имеет также учет степени его психического развития. Несмотря на то, что подросток может отвечать по уголовному закону по достижении 16 лет, а за ряд преступлений — с 14 лет, уровень его психического развития может быть таковым, что он не в состоянии в полной мере осознавать значение и общественно опасный характер совершаемого деяния либо контролировать свое поведение. В таких случаях при наличии болезненного психического расстройства или умственной отсталости несовершеннолетний может быть признан уменьшение вменяемым, что является обстоятельством, смягчающим ответственность.
Как указывается в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 3 (в ред. от 25.09.2003 г.) «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», с целью выяснения, не находился ли несовершеннолетний обвиняемый в состоянии уменьшенной вменяемости во время совершения общественно опасного деяния, в силу ст.ст. 226—228 УПК необходимо назначать судебно-психиагрическую или судебную психолого-психиатрическую экспертизу1.
1 Судовы веешк. 2002. № 3. С. 12.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ...
При неустановлении наличия у несовершеннолетнего болезненного психического расстройства или умственной отсталости может иметь место пограничное с уменьшенной вменяемостью состояние, которое также должно быть учтено судом.
Суд обязательно должен учесть и состояние здоровья подростка, иные особенности его личности, а также то, в какой мере оказывали на него влияние другие лица. В вышеуказанном постановлении Пленум Верховного Суда обратил внимание также на то, что при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних с участием взрослых судам надлежит тщательно выяснять характер взаимоотношений между взрослым и несовершеннолетним, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или иное антиобщественное поведение. В этих случаях необходимо также устанавливать степень влияния взрослого на поведение несовершеннолетнего, его зависимость от взрослого, что может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность1.
Учет обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, осуществляется в соответствии со ст.ст. 63 и 64 УК. При этом нет необходимости учитывать в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, совершение преступления в несовершеннолетнем возрасте, поскольку законом изначально заложены более мягкие подходы к установлению уголовной ответственности за совершенные ими преступления .
В отношении учета такого обстоятельства, отягчающего ответственность, как совершение преступления лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, Пленум Верховного Суда в постановлении от 26 марта 2002 г. «О назначении судами уголовного наказания» рекомендовал судам учитывать, было ли по своему характеру преступное деяние связано с опьянением виновного, а также обстоятельства, при которых лицо оказалось в таком состоянии. Согласно рекомендациям Пленума Верховного Суда состояние опьянения несовершеннолетнего во время совершения преступления может не учитываться как обстоятельство, отягчающее ответ -
1 Судовы весшк. 2002. № 3. С. 12.
2 Там же. № 2. С. 7.
.
ственность, если он был приведен в такое состояние с целью склонения к совершению преступления.
На лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, распространяются также и специальные правила назначения наказания, предусмотренные в ст.ст. 66 (назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии), 67 (назначение наказания за неоконченное преступление), 69 УК (назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств). Однако они имеют и особенности, на которые обратил внимание Пленум Верховного Суда в упомянутом постановлении «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних». В частности, он указал, что при назначении наказания несовершеннолетнему организатору (руководителю) организованной группы, которому в соответствии с ч. 2 ст. 66 УК следует определять 3/4 срока наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК, надлежит исходить из максимальных сроков и размеров, установленных в ст.ст. 110-115 УК, если они ниже сроков и размеров, предусмотренных в санкциях статей УК. Если же максимальный срок наиболее строгого вида наказания, предусмотренного статьей Особенной части УК, по которой обвиняется несовершеннолетний организатор (руководитель) организованной группы, равен максимальному пределу наказания, предусмотренного в ст.ст. 110-115 УК, или ниже его, то 3/4 срока наиболее строгого наказания исчисляется из максимального размера, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК1.
Приведем пример. Несовершеннолетний организатор обвиняется в грабеже по ч. 1 ст. 206 УК (группа отсутствует). За это преступление самым строгим из числа предусмотренных в данной санкции наказаний является наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет. Данное преступление относится к категории менее тяжких преступлений, за которые несовершеннолетний может быть осужден к лишению свободы на срок не более, чем три года. Поэтому при исчислении 3/4 срока наиболее строгого наказания суду следует исходить из максимального срока, установленного в пункте первом ч. 2 ст. 115 УК, т.е. из трех лет. Другой пример. Несовершеннолетний организатор обвиняется в изнасиловании, предусмотренном ч. 1 ст. 166 УК. Максимальный срок самого строгого наказания из числа предусмотренных, т.е. лишения свободы, равен семи годам. Данное преступление относится к категории тяжких преступлений. Максимальным пределом лишения свободы
' Судовы весн1к. 2002. № 2. С. 7.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ...
за тяжкое преступление, совершенное несовершеннолетним, является семь лет. В данном случае 3/4 срока наиболее строгого наказания исчисляется из максимального размера, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК.
Аналогичный подход установлен для назначения наказания лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, по правилам, предусмотренным в ст. 69 УК (назначение наказания при наличии смягчающих обстоятельств), в соответствии с которой срок или размер наказания не может превышать половины максимального срока и размера избранного судом вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК. При исчислении не более половины срока или размера наказания необходимо исходить из максимальных сроков (размеров), установленных в ст.ст. 110-115 УК, а также из максимального срока (размера) избранного вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК, если максимальные сроки (размеры) наказания равны или ниже, чем указанные в ст.ст. 110-115 УК.
Что касается правил и пределов назначения наказания при рецидиве преступлений, предусмотренных ст. 65 УК, то они на лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, не распространяются, поскольку согласно ч. 4 ст. 43 УК судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет, не учитываются при признании рецидива преступлений.
Некоторые особенности в отношении несовершеннолетних имеет назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 70 УК). Согласно п. 22 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2002 г. если минимальные пределы наказания, указанные в санкции статьи Особенной части УК, превышают максимальные пределы соответствующего вида наказания, предусмотренного ст.ст. 110-115 УК, то при назначении наказания лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, в пределах, установленных названными статьями, ссылка на ст. 70 УК не требуется. Если же минимальный предел соответствующего вида наказания, предусмотренного санкцией статьи Особенной части УК, ниже максимального предела, установленного для данного вида наказания ст.ст. 110-115 УК, то при назначении лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, наказания ниже низшего предела, предусмотренного за данное преступление, применяется ст. 70 УК с приведением обоснований в описательно-мотивировочной части приговора1.
' Судеты веешк. 2002. № 3. С. 13.
Поскольку указанным лицам не может быть назначено дополнительное наказание в виде конфискации имущества, то в тех случаях, когда в санкциях статей Особенной части она предусматривается в качестве обязательного наказания, неприменение ее не требует ссылки на ст. 70 УК (п. 21 выше названного постановления).
Непосредственно в ст. 116 УК предусмотрены особенности назначения наказания несовершеннолетним по совокупности преступлений и по совокупности приговоров.
Устанавливая правила назначения наказания несовершеннолетним по совокупности преступлений, закон дифференцировал подход к решению этого вопроса в зависимости от возраста несовершеннолетнего и категории преступления. При этом особенности касаются лишь пределов окончательного наказания, назначаемого при сложении наказаний за каждое из совершенных преступлений.
Если совокупность преступлений, совершенных несовершеннолетними, не образуют тяжкие или особо тяжкие преступления, то назначение наказания осуществляется по правилам, предусмотренным в ст. 72 УК, но с учетом максимальных пределов, установленных для каждого из вида наказаний в отношении несовершеннолетних.
Если же совокупность преступлений образует хотя бы одно тяжкое или особо тяжкое преступление, то максимальный предел наказания в виде лишения свободы, назначаемого по совокупности преступлений, установлен:
• 12 лет — для лица, совершившего преступление в возрасте от 14 до 16 лет;
• 15 лет — для лица, совершившего преступление в возрасте от 16 до 18 лет.
Если совокупность преступлений образует хотя бы одно особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека, максимальным пределом наказания в виде лишения свободы, назначаемого по совокупности преступлений, является 17 лет.
При назначении наказания по совокупности приговоров суд руководствуется правилами, предусмотренными ст. 73 УК. Особенностью в данном случае является то, что при сложении наказаний по совокупности приговоров несовершеннолетнему окончательное наказание в виде лишения свободы не может быть назначено на срок более 20 лет.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ...
§ 4. Иные меры уголовной ответственности, применяемые к несовершеннолетним
К лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, могут быть применены как общие иные меры уголовной ответственности, применяемые и к совершеннолетним, так и специальные меры, применяемые только в отношении несовершеннолетних.
К общим мерам уголовной ответственности относятся:
• отсрочка исполнения наказания (ст. 77 УК);
• условное неприменение наказания (ст. 78 УК);
• осуждение без назначения наказания (ст. 79 УК).
Указанные меры уголовной ответственности назначаются в отношении несовершеннолетних на тех же основаниях и в том же порядке, как и по отношению к совершеннолетним. Однако они имеют и некоторые особенности.
В частности, если отсрочка исполнения наказания и условное неприменение наказания в отношении взрослых не могут быть применены при осуждении их за тяжкое или за особо тяжкое преступление, то в отношении несовершеннолетних такое ограничение касается лишь особо тяжких преступлений. Применение указанных мер допускается в отношении лица, совершившего в возрасте до 18 лет тяжкое преступление.
Контроль за поведением несовершеннолетних, осужденных с отсрочкой исполнения наказания, условным неприменением наказания и без назначения наказания, осуществляется не уголовно-исполнительными инспекциями, как в отношении взрослых, а инспекциями по делам несовершеннолетних. Кроме того, суд может поручить наблюдение за несоверш