Тестовый контроль знаний по темам № 19 и 20 (21 - 23.05. 2013 г.)
Тестовый контроль знаний по темам № 19 и 20 (21 - 23.05. 2013 г.)
7. Нормативные акты и судебная практика :
(обязательное изучение постановлений Пленума ВС РБ)
1. О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних : Пост. Пл. В.С. от 28.06.2002 г. № 3 ( в ред. от 25.09.2003 г.) //Судовы весн1к. - 2002. - № 3.- С.12.
8. Учебная и монографическая литература (см. стр. 246-248 УМК-2 (2)
Со списками основной и дополнительной учебной и монографической литературы можно ознакомиться: УМК-2 – Книга -2 «Учение о наказании» (стр. 87-89), справочная картотекаучебно-методического кабинета юрфака (№ 342 ), справочно-библиографический отдел библиотеки УО «ПГУ». Тексты отдельных нормативных и учебно - монографических источников см. электронный вариант приложения к настоящему заданию .
Старший преподаватель
Кузнецова Н. Ф. - РФ
Осуждение с применением принудительных мер
Воспитательного характера
Специальной мерой уголовной ответственности, применяемой к несовершеннолетним, является осуждение с применением при-
нудительных мер воспитательного характера.
Основания, виды и порядок применения таких мер регулируется ст. 117УК.
Основаниемприменения принудительных мер воспитательного характера является возможность исправления несовершеннолетнего, совершившего преступление, без применения уголовного наказания. Это основание устанавливается судом в процессе рассмотрения дела.
Условиями(альтернативными) применения указанных мер являются:
1) совершенное преступление не представляет большой общественной опасности;
2) совершенное преступление является менее тяжким и при этом оно совершено впервые.
Пленум Верховного Суда в постановлении от 28 июня 2002 г. № 3 «Осудебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» разъяснил, что по смыслу ч. 1 ст. 117УК осуждение несовершеннолетнего за преступление, не представляющее большой общественной опасности, с применением принудительных мер воспитательного характера, возможно и при совершении нескольких таких преступлений, а также при наличии прежней непогашенной судимости (п. 24). При этом суды в описательно-мотивировочной части обвинительного приговора должны указать мотивы такого решения1.
Разъяснения по вопросу о том, в каких случаях несовершеннолетний признается впервые совершившим преступление, дал Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в выше названном постановлении от 28 июня 2002г. Вчастности, в п. 19 данного постановления указано, что несовершеннолетний признается впервые совершившим преступление, если предыдущее общественно опасное деяние было совершено им до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо за это деяние истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности, или судимость была погашена или снята в установленном законом порядке2.
Принудительные меры воспитательного характера назначаются на основе осуждения лица посредством постановления обвини-
1 Судовы весн1к. 2002. № 3. С. 14.
2 Там же. С. 13.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ...
тельного приговора. Они не являются наказанием, а назначаются вместо наказания.
Всоответствии с ч. 2 ст. 117 УК суд может назначить следующие меры воспитательного характера:
1) предостережение;
2) возложение обязанности принести извинение потерпевшему;
3) возложение на несовершеннолетнего обязанности возместить причиненный ущерб;
4) ограничение свободы досуга;
5) помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.
Предостережениеявляется наиболее мягкой принудительной мерой воспитательного характера. Оно заключается в разъяснении судом несовершеннолетнему последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК.
Возложение обязанности принести извинение потерпевшемузаключается в том, что суд определяет форму такого извинения и обязывает осужденного принести извинение потерпевшему. Форма принесения извинения может быть публичной либо непубличной. Публичное извинение может быть принесено в средствах массовой информации, на собрании коллектива, организации и т.п.
Возложение обязанности возместить причиненный ущербможет быть применено к несовершеннолетнему, достигшему 15-летнего возраста ко дню постановления приговора, при условии, что он имеет самостоятельный заработок и что размер ущерба не превышает его среднемесячного заработка (дохода). Эта принудительная мера состоит в том, что на несовершеннолетнего возлагается обязанность своими средствами или своим трудом возместить причиненный преступлением ущерб.
Ограничение свободы досугасостоит в возложении на несовершеннолетнего обязанности соблюдения в установленное судом время определенного порядка использования времени, свободного от учебы или работы.
Срок, на который может быть назначена данная мера, составляет от одного до шести месяцев.
Применяя к несовершеннолетнему ограничение свободы досуга, суд может запретить ему посещение определенных мест, использовать определенные формы отдыха, в том числе связанные с управлением механическим транспортным средством. Суд может также ограничить несовершеннолетнему пребывание его вне дома в опре-
деленное время суток (например, после 22.00). Кроме того, несовершеннолетний обязан являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за поведением несовершеннолетнего.
Суд может назначить несовершеннолетнему одновременно несколько принудительных мер воспитательного характера, например, предостережение и возложение обязанности публично или в иной форме, определяемой судом, принести извинение потерпевшему (п. 24 указанного постановления)1.
Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно воспитательное учреждениекак наиболее строгий вид принудительных мер воспитательного характера состоит в изоляции лица от общества с помещением его на определенный срок, установленный судом, в специальное детское учреждение.
Максимальным сроком данной меры является два года. Минимальный срок в законе не установлен. В такие учреждения помещается несовершеннолетний только до достижения им 18-летнего возраста. Срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении исчисляется месяцами со дня поступления осужденного в данное учреждение.
Если лицо исправилось, и нет необходимости в дальнейшем применении данной меры, пребывание в специальном учреждении может быть прекращено судом досрочно. Досрочное прекращение пребывания в таком учреждении возможно и при возникновении обстоятельств, препятствующих нахождению в нем осужденного (например, состояние здоровья).
Условия содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных, лечебно-воспитательных учреждениях устанавливаются в специальных положениях.
За несовершеннолетним, к которому применены принудительные меры воспитательного характера, кроме помещения его в специальное учреждение, в течение срока судимости осуществляется профилактическое наблюдение, в процессе которого он должен выполнять соответствующие обязанности, предусмотренные ч. 2 ст. 81 УК.
Контроль за исполнением принудительных мер воспитательного характера, а также профилактическое наблюдение за ними
1 Судеты вестк. 2002. № 3. С. 14.
УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ...
осуществляются инспекциями по делам несовершеннолетних по месту их жительства или по месту нахождения специального учебно-воспитательного учреждения.
Порядок исполнения указанных мер регулируется ст.ст. 182-185 УИК.
В ч. 2 ст. 117 УК предусмотрена система принудительных мер воспитательного характера, расположенных в определенном порядке — от более мягкой к более строгой мере. Поэтому если несовершеннолетний злостно уклоняется в течение срока судимости от исполнения принудительной меры воспитательного характера, суд может по представлению органа, ведающего ее исполнением, заменить эту меру на более строгую, исходя из системы мер, предусмотренных в ч. 2 ст. 117 УК.
Понятие злостного уклонения от исполнения принудительной меры воспитательного характера в законе не установлено. Однако из положений, предусмотренных в частях 2 и 3 ст. 185 УИК, вытекает, что злостным уклонением признаются следующие нарушения, совершенные после объявления несовершеннолетнему в письменной форме выговора:
• нарушения лицом общественного порядка, учебной и трудовой дисциплины;
• невыполнение обязанности в установленный срок возместить или устранить причиненный ущерб;
• несоблюдение определенного порядка использования свободного времени или нарушение установленных запретов в связи с ограничением свободы досуга;
• побег из специального учебно-воспитательного или лечебно-воспитательного учреждения.
За указанные нарушения инспекция по делам несовершеннолетних вначале выносит официальное предупреждение, а при повторении таких нарушений объявляется выговор в письменной форме.
Если подобные нарушения совершаются после объявления выговора в письменной форме, инспекция по делам несовершеннолетних может направить в суд представление о замене той или иной принудительной меры более строгой.
В 2002, 2003 и 2004 гг. на основании ст. 117 УК было осуждено соответственно 230, 449 и 600 несовершеннолетних с применением к ним принудительных мер воспитательного характера, что от
общего количества осужденных лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет, составило 4,8; 7,1 и 10,8%.
§ 5. Освобождение от уголовной ответственности и наказания лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет. Погашение и снятие судимости
Освобождение от наказания
К несовершеннолетним применяются общие виды освобождения от наказания, предусмотренные ст.ст. 84, 92, 94, 95 и 96 УК. Условно-досрочное освобождение от наказания и замена неотбытой части наказания более мягким регулируются специальными статьями УК (119 и 120), предусматривающими особенности их применения к несовершеннолетним.
Общие положения
Под несовершеннолетними в уголовном праве понимаются лица, не достигшие возраста 18 лет. Исходя из степени социальной зрелости несовершеннолетних, законодатель дифференцированно подходит к установлению их ответственности в зависимости от достижения четырнадцати или шестнадцатилетнего возраста (ст.27 УК). Поэтому применительно к указанной дифференциации субъектами уголовной ответственности являются лица, совершившие преступления в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Лица, не достигшие четырнадцатилетнего возраста, именуются малолетними и уголовной ответственности не подлежат независимо от степени тяжести совершенных ими общественно опасных деяний.
Суд обязан принимать меры к точному установлению возраста (число, месяц, год рождения) несовершеннолетнего. При этом лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток. При отсутствии документально подтвержденных данных о возрасте лица назначается судебно-медицинская экспертиза. Днем рождения необходимо считать последний день того года, который назван экспертами, а при определении минимального и максимального количества лет следует исходить из предлагаемого экспертизой минимального возраста такого лица.
Законодатель презюмирует наличие способности осознавать социальную значимость своих действий и руководить ими при достижении лицом определенного возраста. Однако такой формальный подход с единой мерой ко всем несовершеннолетним не исключает необходимость учитывать различную степень их социальной зрелости, возможные задержки психофизического развития несовершеннолетних.
При наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего, должна быть произведена экспертиза в области детской и юношеской психологии. Вопросы о степени его умственной отсталости, о том, мог ли он полностью осознавать значение своих действий и в какой мере руководить ими, могут быть поставлены на разрешение эксперта-психиатра.
Если будет установлено, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, несовершеннолетний, достигший возраста уголовной ответственности, был не способен сознавать фактический характер или общественную опасность своего деяния, то такой несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности (ч.3 ст.27 УК).
Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних имеет множество весьма существенных отличий, что и обусловливает необходимость их учета при применении самого сурового вида уголовной ответственности, каковой является уголовная. Именно с этой целью законодатель в УК выделяет специальный раздел, который так и называется: «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет». Данные особенности обусловлены сугубо возрастными признаками субъектов преступления и направлены на значительное смягчение уголовной ответственности.
В разделе пятом УК определены:
— виды и размеры наказаний, применяемых к лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет;
— особенности назначения наказания;
— специальный вид уголовной ответственности, не связанный с применением наказания (осуждение с применением принудительных мер воспитательного характера);
— особенности освобождения от уголовной ответственности и замены наказания более мягким;
— особенности погашения судимости.
Закрепление в разделе пятом положения по существу касаются довольно узкого круга вопросов — назначения наказания несовершеннолетним — и в этой части имеют приоритет перед другими нормами УК, в которых регламентируются аналогичные вопросы. Однако данный раздел теснейшим образом связан с другими разделами Общей части УК. Положения об уголовном законе, о преступлении, о вине, об условиях уголовной ответственности, об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, и другие применяются к несовершеннолетним в той же мере, как и к взрослым. Одновременно в ряде иных статей Общей части содержатся относящиеся к несовершеннолетним нормы, которые не вошли в раздел пятый. Это, в частности, определение возраста, с которого наступает уголовная ответственность (ст.27 УК), условия признания рецидива преступлений (ст.43 УК), запрещение применения пожизненного заключения (ст.58 УК) и смертной казни (ст.59 УК), обстоятельства, смягчающие ответственность (ст.63 УК).
Соотношение между нормами раздела пятого и иных разделов определены в ст.108 УК, которая устанавливает, что уголовная ответственность лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет, наступает в соответствии с положениями УК с учетом правил, предусмотренных данным разделом. По существу в этой статье законодательно закреплено правило разрешения конкуренции общей и специальной нормы, согласно которому применению подлежит специальная норма.
Виды наказаний
В соответствии со ст.109 УК к лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены следующие наказания: 1)общественные работы;2)штраф;3)лишение права заниматься определенной деятельностью;4)исправительные работы;5)арест;6)лишение свободы. Данный перечень наказаний является исчерпывающим, и никакие иные основные или дополнительные наказания, входящие в систему наказаний (ст.48 УК), не могут быть применены за совершенные в несовершеннолетним возрасте преступления.
В силу изложенных в отдельных статьях ограничений к лицам в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет могут быть применены только штраф и лишение свободы. Однако, если за совершенное в этот период времени преступление несовершеннолетний привлекается к уголовной ответственности по достижении шестнадцати лет, то к нему может быть применено любое из наказаний, перечисленных в ст.109 УК.
Общественные работы состоят в выполнении несовершеннолетним в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества. Вид общественных работ определяется органами, ведающими их применением, однако закон требует, чтобы определяемая работа была посильна для несовершеннолетнего. Данное наказание применяется к несовершеннолетним, достигшим шестнадцати лет. Не применяется оно только к беременным женщинам, а также к инвалидам I и II групп.
Общий срок общественных работ установлен от тридцати до ста восьмидесяти часов, а продолжительность исполнения данного вида наказания не может превышать трех часов в день и не более трех дней в неделю.
Штраф назначается лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнем возрасте, имеющему самостоятельные источники существования: заработок или имущество. Имеющими самостоятельный заработок считаются лица, постоянно или временно работающие по найму или договору подряда, получающие заработную плату, в том числе получающие стипендии, пенсии и пособия. Имущество может быть приобретено несовершеннолетним по наследованию, вследствие получения премий, выигрышей и по другим допускаемым законом основаниям. Независимо от источников происхождения имущество должно принадлежать лично несовершеннолетнему на праве собственности. Взыскание штрафа за счет имущества родных или иных лиц не допускается.
Штраф устанавливается в размере до двадцати минимальных заработных плат, а за корыстное преступление — не свыше стократного размера минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы определяется на момент постановления приговора, а не на момент совершения преступления. Конкретный размер штрафа определяется судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения несовершеннолетнего.
Лишение права заниматься определенной деятельностью назначается лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста ко дню вынесения приговора, на срок от одного года до трех лет. Данное наказание применяется в качестве основного или дополнительного наказания, если преступление несовершеннолетнего было связано с осуществлением им какой-либо деятельности и суд сочтет невозможным оставить за ним такое право.
Исправительные работыназначаются лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста ко дню вынесения приговора, на срок от двух месяцев до одного года по месту работы с удержанием в доход государства от пяти до пятнадцати процентов заработка осужденного. Длительность исправительных работ и конкретный размер удержаний определяются судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения несовершеннолетнего.
Не могут быть назначены исправительные работы беременным женщинам, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, а также инвалидам I и II групп.
Арестможет быть назначен только несовершеннолетнему лицу мужского пола, достигшему ко дню вынесения приговора шестнадцатилетнего возраста, и устанавливается на срок от пятнадцати суток до трех месяцев.
Лишение свободыявляется самым строгим наказанием, применяемым к несовершеннолетним. Обладая рядом преимуществ, данный вид наказания имеет весьма существенный недостаток, усиливающийся несовершенством практики его исполнения. Для привития навыков соблюдения правил поведения в обществе осужденный изолируется от этого общества и помещается в среду, правила поведения в которой весьма далеки от правил человеческого общежития. Психологические особенности несовершеннолетних приводят к тому, что присущие условиям изоляции законы поведения достаточно прочно укореняются в их психике. По возвращении на свободу несовершеннолетний будет вести себя в соответствии с правилами поведения, которые он усвоил в колонии.
Именно поэтому выше упомянутые «Пекинские правила» рекомендуют свести до минимума ограничение личной свободы несовершеннолетнего и применять его только в том случае, если несовершеннолетний «признан виновным в совершении серьезного деяния с применением насилия против другого лица или в неоднократном совершении других серьезных правонарушений, а также при отсутствии другой соответствующей меры воздействия».
В связи с этим законодатель существенно ограничил применение лишения свободы к несовершеннолетним, что выразилось как в сужении круга деяний, за которые допускается назначение лишения свободы, так и в уменьшении предельных сроков лишения свободы.
Часть 1 ст.115 УК исключает применение лишения свободы к лицу, впервые совершившему в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности. Это не исключает возможности осуждения к лишению свободы за совершение преступления данной категории, если ранее несовершеннолетний уже совершил какое-либо преступление, и оно не утратило своего правового значения.
Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, срок лишения свободы не может превышать:
— за менее тяжкое преступление — трех лет;
— за тяжкое преступление — семи лет;
— за особо тяжкое преступление — десяти лет.
Осужденные к лишению свободы несовершеннолетние отбывают это наказание в специально созданных для них воспитательных колониях.
Назначение наказания
При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются:
— характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы и цели содеянного, личность виновного, характер нанесенного вреда и размер причиненного ущерба, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, мнение потерпевшего по делам частного обвинения (ст.62 УК);
— обстоятельства смягчающие (ст.63 УК) и отягчающие ответственность (ст.64 УК);
— характер и степень участия несовершеннолетнего в преступлении, совершенном в соучастии (ст.66 УК);
— степень осуществления преступного намерения при неоконченном преступлении и обстоятельства, в силу которых преступление не было доведено до конца (ст.67 УК);
— вердикт присяжных о снисхождении (ст.68 УК);
— наличие определенной совокупности смягчающих обстоятельств при одновременном отсутствии отягчающих (в том числе квалифицирующих) обстоятельств (ст.69 УК);
Закон не устанавливает различий в учете смягчающих и отягчающих обстоятельств в зависимости от возраста осуждаемого. однако очевидно, что при избрании меры наказания несовершеннолетнему смягчающие обстоятельства должны иметь большую, а отягчающие — меньшую силу. Вместе с тем при определении наказания суд не может учитывать несовершеннолетие как смягчающее ответственность обстоятельство, хотя оно и названо в качестве такового в п.10 ст.63 УК. Такой учет произведен законодателем, установившим более мягкие меры наказаний для несовершеннолетних преступников. Одно и то же обстоятельство не может быть учтено дважды. Однако в рамках установленных для несовершеннолетних мер наказания необходим дифференцированный подход к определению размера наказания в зависимости от конкретного возраста несовершеннолетнего.
Помимо названных обстоятельств, которые в равной мере применяются и ко взрослым преступникам, закон обязывает учитывать при назначении наказания несовершеннолетнему условия его жизни и воспитания, степень психического развития, состояние здоровья, иные особенности личности, а также влияние других лиц (ст.116 УК). Перечисленные дополнительные обстоятельства не имеют единого значения и в зависимости от их содержания могут быть признаны нейтральными, смягчающими или усиливающими ответственность.
Важнейшей предпосылкой индивидуализации наказания является всестороннее изучение личности обвиняемого. Поэтому, рассматривая дела по обвинению подростков в совершении преступлений, суд должен изучить ряд обстоятельств, которые хотя и лежат за рамками состава преступления, однако, характеризуют социально-нравственные качества личности виновного, повышают либо понижают ее общественную опасность и существенно влияют на ответственность и наказание. Одним из таких обстоятельств является степень психического развития несовершеннолетнего.
Из всего многообразия характеристик уровня психического развития несовершеннолетнего уголовно-правовое значение имеют те, которые определяют его способность осознавать фактическую сторону своих деяний и их последствий, их социальную значимость, то есть общественную опасность, а также влияют на возможность исправления подростка конкретными мерами уголовного наказания.
На поведение несовершеннолетнего могут оказывать влияние различного рода психосоматические отклонения, не лишающие его, однако, возможности отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Психические аномалии подростка затрудняют усвоение им правил поведения в обществе, снижают адекватность реагирования на изменения окружающей обстановки, облегчают проявление непродуманных, импульсивных действий, в том числе и противоправного характера.
Процесс социализации, усвоения основных норм поведения в обществе у несовершеннолетних протекает неравномерно, в связи с чем степень их психофизического развития может существенно отличаться даже в одной возрастной группе. Уровень социального взросления несовершеннолетнего показывает, в какой мере проявилась его самостоятельность в избрании линии поведения, сколь сильно в нем укоренилась установка на нарушение правил человеческого общежития. Это оказывает влияние на избрание вида и размера наказания, необходимого и достаточного для исправления несовершеннолетнего преступника.
При избрании в качестве меры воздействия уголовного наказания наличие умственной отсталости или психических отклонений учитывается как смягчающее ответственность обстоятельство, если появление указанных недостатков не зависело от воли виновного, например, явилось следствием травмы или заболевания. В ситуации, когда отклонения в умственном и психическом развитии являются следствием пристрастия несовершеннолетнего к наркотикам, алкоголю, токсинам или другим антиобщественным привычкам, наказание должно назначаться с учетом необходимости искоренения пагубных пристрастий подростка.
Совершение преступления вследствие стечения тяжелых личных, семейных и иных обстоятельств, в силу материальной, служебной и иной зависимости, под влиянием психического принуждения или провоцирующего поведения потерпевшего — это смягчающие ответственность обстоятельства, которые одновременно являются условиями совершения преступления. Наряду с ними самостоятельному учету при назначении наказания несовершеннолетнему подлежат также условия его жизни и воспитания.
В поведении подростка как в зеркале отражается морально-психологический климат окружающей его среды. Основы нравственных качеств личности закладываются в семье. Определенное значение в воспитании подростка имеют материальные условия его жизни (уровень доходов семьи, жилищные условия и т.п.). Однако решающее значение принадлежит взаимоотношениям между родителями, отношению родителей (воспитателей) к ребенку, авторитетности родителей, степени их влияния на ребенка, их способности контролировать его поведение и т.д. Поэтому при выявлении семей с неблагоприятными условиями воспитания акцент должен делаться на анализе моральных устоев семьи, ее интеллектуальных, эстетических интересов и потребностей. В силу отсутствия стойких нравственных убеждений подросток как губка впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны поведения родителей (эгоцентризм, ложь, грубость, злоупотребление спиртными напитками и т.п.). Все это накладывает отпечаток на избрание им линии поведения и при определенных условиях может привести к совершению преступления.
Значительное место в формировании личности подростка занимает обучение в школе. При относительном равенстве условий обучения уровень образованности несовершеннолетних может существенно различаться из-за неравенства психических и умственных способностей. В связи с этим в большей мере следует обращать внимание не на саму успеваемость, а на отношение подростка к учебе: регулярность посещения занятий, активность на уроках, качество выполнения домашних заданий, участие в школьных мероприятиях и т.п. Сказанное относится и к оценке условий обучения в училищах, техникумах и вузах.
Трудовая деятельность несовершеннолетнего оказывает существенное влияние на развитие его способностей и потребностей, формирует чувство ответственности, уважительное отношение к общественным интересам. Однако выработка этих качеств зависит от конкретных условий работы: содержания труда (умственный или физический, квалифицированный или неквалифицированный), состояния трудовой и производственной дисциплины, морального климата в коллективе, наличия традиций наставничества и т.п. Степень и характер влияния трудового коллектива могут быть учтены при определении такого вида наказания, как, например, исправительные работы. В то же время длительное без уважительных причин уклонение несовершеннолетнего после окончания учебы от участия в общественно полезном труде может свидетельствовать об укоренении в его сознании эгоистической психологии и его повышенной общественной опасности.
Недостатки в воспитательной работе в сфере досуга, безнадзорность подростков нередко приводят их к общению с группами несовершеннолетних, лишенных четких нравственных ориентиров. Отдельные группировки молодежи формируются на основе культа силы, стремления самоутвердиться за счет унижения слабых, пренебрежения к морально-этическим нормам поведения в обществе, а иногда и на основе криминальных интересов.
Групповые правила поведения нередко оказывают решающее влияние на действия несовершеннолетнего. В связи с высокой степенью внушаемости и подражательности, отсутствием способности к правильной оценке социальной значимости собственных поступков подростки нередко совершают преступления под прямым влиянием группы из чувства солидарности, ложно понимаемого товарищества, нежелания показаться трусом, стремления поднять свой авторитет в группе и т.п. Поэтому особое значение приобретает необходимость объективного выяснения и правильной оценки роли несовершеннолетнего в группе и влияния группы на его поведение.
Указанные обстоятельства играют решающую роль в формировании несовершеннолетнего. Не следует, однако, упускать из виду и ряд других обстоятельств, таких как поведение в быту, посещение спортивных или творческих школ и секций и др.
Влияние взрослых как обстоятельство, подлежащее учету при избрании меры наказания несовершеннолетнему, имеет двоякое значение. Во-первых, это влияние взрослых на формирование нравственных черт подростка в процессе его воспитания. В этом смысле данное обстоятельство учитывается так же, как и условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Во-вторых, это влияние взрослых на формирование у несовершеннолетнего решимости совершить конкретное преступление. Вовлечение подростка в преступление может выразиться в форме подстрекательства, путем привлечения несовершеннолетнего к участию в преступлении в качестве соисполнителя либо посредством пропаганды преступного образа жизни. Способы вовлечения в преступление могут быть самыми различными: от физического или психического насилия (избиение, причинение страданий, запугивание) до воздействия путем уговоров, возбуждения низменных желаний и т.п. В зависимости от способа вовлечения влияние взрослого может оцениваться различно. Если подросток отвечает согласием на простое предложение участвовать в совершении преступления, то это влияние не может признаваться смягчающим обстоятельством. Когда же участие несовершеннолетнего в преступлении явилось результатом активного и длительного воздействия взрослого, такое влияние смягчает ответственность несовершеннолетнего. Оно также нейтрализует учет в качестве отягчающего ответственность обстоятельства совершение преступления группой лиц, особенно, если при этом несовершеннолетний выполнял второстепенную роль.
Особенности нравственного и психического развития несовершеннолетних, их материального положения накладывают отпечаток и на учет смягчающих обстоятельств, указанных в ст.63 УК. Так, добровольное возмещение нанесенного ущерба или устранение причиненного вреда являются весьма затруднительными для большинства несовершеннолетних ввиду отсутствия у них самостоятельных материальных средств. Поэтому в качестве смягчающего ответственность обстоятельства следует рассматривать добросовестные посильные для подростка действия по устранению последствий своего преступления, даже при недостижении достаточно полного результата.
Неустойчивость формирующейся психики, отсутствие твердых волевых качеств подростков усиливают действие таких смягчающих обстоятельств, как совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости, в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, а также в состоянии аффекта под влиянием противоправных или аморальных действий потерпевшего. Эти же психические качества несовершеннолетних существенно влияют на их способность правильно учитывать условия правомерности необходимой обороны, крайней необходимости, исполнения приказа и т.п. Следовательно, правовая оценка соотношения вреда предотвращенного и причиненного должна быть несколько иной применительно к несовершеннолетним. Если же все-таки они привлекаются к уголовной ответственности, то совершение преступления при нарушении условий правомерности причинения вреда при обстоятельствах, исключающих преступность деяния, должно смягчать ответственность несовершеннолетних в большей мере, чем ответственность взрослых лиц.
Положение ст.63 УК о том, что суд вправе признать также смягчающими ответственность обстоятельства, не указанные в законе, в полной мере относится и к назначению наказания несовершеннолетним. Следует лишь добавить, что перечень таких обстоятельств применительно к подросткам может быть более широким и включать обстоятельства, не влияющие на смягчение наказания взрослым преступникам.
Недостатки воспитания несовершеннолетнего, характеризуя в определенной мере его личность, тем не менее, не устраняют общественную опасность совершенного им преступления. Учет условий жизни несовершеннолетнего и влияния на него взрослых при назначении наказания ни в коей мере не должен создавать у подростка впечатления собственной невиновности, выставлять его жертвой обстоятельств, принижать его собственную вину в содеянном.
Выявление условий жизни и воспитания подростков, влияния на них взрослых лиц учитывается не только при определении меры наказания, но имеет и самостоятельное значение. Прежде всего, выявление причин и условий совершения преступлений несовершеннолетними необходимо для строгого реагирования на недостатки и упущения в воспитании несовершеннолетних в семье, школе, на производстве, на низкую эффективность контроля за несовершеннолетними со стороны правоохранительных и иных органов. Далее, при наличии соответствующих условий, возможна постановка вопроса о привлечении к уголовной ответственности взрослых лиц, вовлекающих н