Национальное профсоюзное движение
Как известно, массовое движение среди трудящихся (фабрично-заводских рабочих) России за создание профсоюзов и их легализацию пришлось на начало 1905 года. Первые профсоюзы стали возникать среди металлистов, текстильщиков, железнодорожников, а так же и среди работников непромышленных отраслей – печатников, учителей, медицинских, почтовых и других работников.
Первый правовой акт, регулирующий деятельность профсоюзов, был принят в 1906 году. В 1990 году принимался Закон СССР «О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности». Ныне действующий ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» принят в 1996 году.
Отраслевые профессиональные союзы в силу своей природы всегда тяготели к объединению, солидарности и координации усилий для решения общих задач в интересах своих членов и реализации защитной функции.
Уже весной 1905 года возникли первые центральные бюро профсоюзов в Петербурге, Москве и других промышленных центрах страны, они стали предшественниками территориальных объединений организаций профсоюзов.
Весь исторический путь развития профсоюзов показывает, что их объединения как в центре, так и на местах стали действительно необходимым элементом солидарности и организационного единства профсоюзного движения, действующего в интересах всех членов профсоюзов.
Сегодня уже нет сомневающихся в том, что социальное влияние профсоюзов - объективная реальность, а сам факт их существования - историческая неизбежность.
С принятием 20 января 1996 года ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в России законодательно урегулированы отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, а также другими общественными объединениями и гражданами.
На уровне страны, субъектов РФ, городов и районов существует много проблем, которые связанны с рынком труда, занятостью населения, охраной труда, экологией, состоянием социальной сферы, медицинским, санаторно-курортным обслуживанием, организацией отдыха и туризма и т.д.
Все эти и другие проблемы носят межотраслевой (общепрофсоюзный) характер, а, следовательно, влиять на их решение профсоюзы смогут только через объединение усилий, координацию совместных действий, создание соответствующих межсоюзных структур, способных через механизмы социального партнерства влиять на развитие социально-трудовой сферы.
Такой межсоюзной структурой стала сегодня Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР), которая создана в марте 1990 года и территориальные объединения организаций профсоюзов на уровне субъектов РФ.
Эти объединения показали свою эффективность и полезность профсоюзам в реализации их основной функции по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов своих членов. ФНПР заключает Генеральное соглашение с общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.
Генеральное соглашение предусматривает обязательства сторон в области экономической политики, оплаты труда и уровня жизни населения, развития рынка труда и обеспечения занятости населения, социального страхования и социальной защиты населения, защиты трудовых прав, охраны труда и экологической безопасности и т.д.
ФНПР представлена в качестве титулярного члена в Административном совете МОТ; имеет статус наблюдателя при Экономическом и социальном совете ООН и Комиссии ООН по вопросам женщин; имеет партнерский статус при Профсоюзном консультативном комитете Организации экономического сотрудничества и развития и Совете профсоюзов северных стран; является членом профсоюзной «большой восьмерки», подготавливает предложения к заседаниям правительственной большой восьмерки» является членом профсоюзной сети при организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР), в которую входят 42 отраслевых профсоюза является крупнейшим национальным объединением профсоюзов в мире и членской организацией МКП. ФНПР, а вместе с ней и отраслевые профсоюзы России активно интегрируется в международное профсоюзное движение, поддерживая и развивая отношения с более, чем 100 национальными профцентрами из 70 стран мира.
1.2. Общероссийский Профсоюз образования
Профсоюз работников народного образования и науки РФ является добровольным общественным объединением граждан, работающих в образовательных учреждениях различных типов и видов, органах управления образованием, организациях, предприятиях и учреждениях образования и науки и обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования независимо от их организационно-правовой формы.
Профсоюз создан решением учредительного Съезда в сентябре 1990 года. Но фактически, являясь правопреемником профсоюзов и профсоюзных организаций, создаваемых и действующих в России ранее. Он берет свое начало с 1905 года и имеет уже более чем 100 летнюю историю.
Численность Профсоюза составляет около 5,2 миллиона работников образования и студентов. Среди них - 2,9 миллиона учителей, воспитателей и других работников общеобразовательных учреждений, более 900 тысяч преподавателей и сотрудников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, более 1,5 миллиона студентов.
В структуре Профсоюза действуют более 92 тысяч профсоюзных организаций школ, дошкольных и внешкольных учреждений, вузов, учреждений среднего и начального профессионального образования, а так же территориальных профсоюзных организаций, из которых 78 республиканских, краевых, областных и 2505 профсоюзных организаций на муниципальном уровне
Профсоюз с 1990 года входит в качестве членской организации в Федерацию независимых профсоюзов России, а с 1995 года в международную организацию отраслевых профсоюзов – Интернационал образования.
Логика деятельности профсоюзов как отмечалось выше такова, что она выстраивается под реализацию основной защитной функции в сфере социально-трудовых отношений. В связи с эти в качестве основной цели деятельности Общероссийского Профсоюза образования выступает учитель и другой работник образования, а главным критерием эффективности реализации этой цели становится соблюдение их социально-трудовых прав и профессиональных интересов.
По сути, сегодня в качестве главной цели деятельности Профсоюза и его профсоюзных организаций можно видеть и гармонизацию личных трудовых и социально-экономических интересов работников образования.
Представительские полномочия Профсоюз реализует в процессе переговоров, консультаций, заключения договоров и соглашений с другими субъектами системы социального партнерства.
В современных кризисных условиях, когда наблюдается нестабильность на рынке труда, свои защитные меры Профсоюз стремится реализовывать на упреждающей основе с тем, чтобы предвидеть, например, возможные увольнения и вовремя принять соответствующие меры.
Такой подход подчеркивает не только ориентацию профсоюзной деятельности на создание социально-трудовых условий членам Профсоюза, но и показывает роль Общероссийский Профсоюз образования как школы достойной жизни, школы самоуправления, школы развития общественного потенциала для сотен тысяч работников образования.
В таком случае члены Профсоюза с полным основанием могут утверждать, что через Общероссийский Профсоюз образования они коллективно «учатся жить достойно». Можно с уверенностью утверждать, что современная миссия Общероссийского Профсоюза образования заключается в создании условий для того, что бы преподаватели, ученые, студенты и другие работники вузов коллективно учились жить достойно и через это чувствовали себя более комфортно в современном мире.
Выступая субъектом трудового права, Профсоюз осуществляет надзор и контроль за соблюдением Трудового кодекса РФ, участвует в управлении, обеспечивает защиту права на труд, участвует в регулировании условий труда и зарплаты, участвует в нормотворческой деятельности и др.
Только в последние годы Профсоюз принимал активное участие в формировании новой системы оплаты труда в отрасли, разработке новой редакции порядка аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, подготовке предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования порядка заключения трудового договора с научно-педагогическими работниками в высших учебных заведениях и др.
В качестве важных мер Профсоюз заключает Отраслевое соглашение по учреждениям и организациям, находящимся в ведении Федерального агентства по образованию, Соглашение о взаимодействии с Минобрнауки России, Соглашение о взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, Соглашение с Федеральной службы по труду и занятости по вопросам осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в образовательных учреждениях по вопросам совершенствования коллективно-договорного регулирования, социально-трудовых отношений.
Аналогичные соглашения в субъектах РФ и на муниципальном уровне заключают территориальные организации Профсоюза.
Профсоюз является постоянным участником РТК, рабочих группи комиссий, создаваемых Правительством РФ, активно взаимодействует с Министерством здравоохранения и социального развития РФ по вопросам установления механизмов реализации прав работников образования в области обеспечения социальных льгот, гарантий и социальной защиты.
Профсоюз регулярно принимает участие в мероприятиях, проводимых комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, фракцией «Единая Россия» и другими фракциями по проблемам образования, защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования, студентов.
Как в центре, так и на местах Профсоюз через свои первичные и территориальные организации активно участвует в реализации Концепции модернизации российского образования, Приоритетного национального проекта «Образование», кадровой политики в сфере образования и др.
За последние годы Профсоюз в лице руководителей Профсоюза и правовой инспекции труда неоднократно представлял интересы работников образования, профсоюзных организаций в Верховном Суде РФ, иных судах при рассмотрении заявлений в защиту социально-трудовых прав работников отрасли и по другим вопросам социальной защиты.
Через правовую и техническую инспекции труда, комиссии профсоюзных комитетов осуществляется регулярный общественный контроль за соблюдением трудового законодательства, законодательства в области занятости, охраны труда и окружающей среды, за соблюдением законодательства в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников и т.д.
ГЛАВА 2.