Тема 15. Ответственность за нарушение жилищного законодательства
Групповая дискуссия:
«Эффективность применения юридической ответственности
За нарушение жилищного законодательства»
Цель занятия– определение степени эффективности применения различных видов юридической ответственности за нарушение жилищного законодательства.
Участники групповой дискуссии:
1) команда студентов «эффективность»;
2) команда студентов «неэффективность»;
3) ведущий.
Вопросы для обсуждения в процессе дискуссии.
На основе изучения действующих нормативных правовых актов, материалов судебной и иной правоприменительной практики, статистических данных и социологических исследований студенты учебной группы в форме дискуссии должны ответить на следующие вопросы:
1) Применение юридической ответственности обеспечивает защиту жилищных прав граждан, сохранность жилищного фонда, контроль за деятельностью управляющих компаний, ТСЖ ?
2) Меры юридической ответственности стимулируют управляющие компании к надлежащему исполнению своих обязанностей по обеспечению надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг (применение штрафов, возмещение убытков и др.)?
3) За нарушение жилищного законодательства наиболее оптимальным является применение мер административно-правовой или гражданско-правовой ответственности ?
4) Применение мер административно-правовой и гражданско-правовой ответственности за самовольную перепланировку или переустройство жилого помещения привело к резкому уменьшению таких правонарушений ?
5) За систематическое нарушение прав и законных интересов соседей наиболее эффективным является применение мер административно-правовой или гражданско-правовой ответственности ?
Алгоритм проведения интерактивного занятия.
1. Подготовительные действия. Из студентов учебной группы создаются 2 команды (команда «эффективность» и команда «неэффективность» в составе 5 - 7 студентов в каждой). Каждая команда заранее готовит тезисы выступления по каждому из вопросов, входящих в программу дискуссии.
2. Проведение дискуссии. По каждому из вопросов, входящих в программу дискуссии, выступают представители команд. После их выступления члены другой команды вправе задавать дополнительные уточняющие вопросы, приводить контраргументы. Продолжительность выступления участника команды – не более 10 минут. Продолжительность реплик и ответов на вопросы – не более 5 минут.
3. Преподаватель и учебная группа проводят анализ проведенной групповой дискуссии, в котором дается оценка полноты и аргументированности выступлений и ответов участников дискуссии.
Критерий оценки выступающего:
За публичное выступление с докладом максимальный балл – 5, ответы на вопросы – 1 балл за 1 ответ. Максимальный балл участнику, задающему вопрос или выступающему с репликой – 2 балла.
Литература
Нормативные правовые акты
1. Жилищный кодекс Российской Федерации [Текст]: [от 29 декабря 2004 № 188-ФЗ] // СЗ РФ.- 2005.- №1 (Часть 1).- Ст. 14; 2006.- №1.- Ст. 10.
Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения; Статья 66. Ответственность наймодателя жилого помещения по договору социального найма; Статья 68. Ответственность нанимателя жилого помещения по договору социального найма
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Текст]: [от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ] // СЗ РФ. -1994. -№ 32. - Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Текст]: [от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ] // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ.Статья 6.4. Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта;Статья 7.21. Нарушение правил пользования жилыми помещениями;Статья 7.22. Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
5. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах». Статья 55. Ответственность за нарушение правил осуществления деятельности по привлечению и использованию денежных средств граждан на приобретение жилых помещений
6. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»
7. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
8. Постановление Правительства РФ от 29 августа 2005 г. N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг"
9. Постановление Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 "Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями"
10. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (XVI. «Ответственность исполнителя и потребителя»)
11. Приказ Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 7 июля 2010 г. N 39 "Об утверждении Административного регламента по осуществлению государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства"
12. Приказ Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан от 19 января 2010 г. N 01 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по рассмотрению обращений граждан и юридических лиц в Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан»
13. Представление Прокуратуры Республики Татарстан от 21 марта 2008 г. N 21-27-08 «Об устранении нарушений жилищного законодательства в части закрепления и обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
14. Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 23 июня 2011 г. N 05-68/2011 в отношении ООО "Управляющая компания Жилищно-коммунального хозяйства "Химстрой"