И в отношении отдельных категорий лиц
Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.
Порядок производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Обстоятельства, подлежащие установлению. Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора в отношении несовершеннолетних.
Производство о применении принудительных мер медицинского характера. Основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера. Обстоятельства, подлежащие доказыванию. Помещение в психиатрический стационар. Судебное разбирательство. Вопросы, разрешаемые судом при принятии решения по уголовному делу. Постановление суда. Порядок обжалования.
Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц.
Понятие иностранного гражданства. Особенности производства по уголовным делам с участием иностранных граждан. Понятие и содержание дипломатического иммунитета. Особенности производства по уголовным делам с участием иностранных граждан, не обладающих дипломатическим иммунитетом.
Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Возбуждение уголовного дела. Задержание. Направление уголовного дела в суд.
Тема 4.2.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства
Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями.
Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора.
Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
По теме 1.3. модуля 1 занятие проводится с применением интерактивной формы обучения «Лекция-конференция» на тему «Принципы уголовного процесса» (2 часа) на очной форме обучения.
По темам 2.2., 2.3. модуля 2 занятие проводится с применением интерактивной формы обучения «Лекция-конференция» на тему «Предварительное расследование» (2 часа) и на тему «Следственные действия» (2 часа) на заочной форме обучения.
По теме 3. 1. модуля 3 занятие проводится с применением интерактивной формы обучения «Лекция-конференция» на тему «Судебное разбирательство» (2 часа) на очной и заочной формах обучения и по теме 3.4. модуля 3 «Производство в суде апелляционной инстанции» (2 часа) на заочной форме обучения.
По теме 2.1. модуля 2 занятие проводится с применением интерактивной формы обучения «Групповая дискуссия» на тему «Уголовное преследование. Возбуждение уголовного дела» (4 часа) и по теме 2.2. модуля 2 занятие проводится с применением интерактивной формы обучения «Групповая дискуссия» на тему «Предварительное расследование» (6 часов) на очной форме обучения.
По теме 1.5. модуля 1 занятие проводится с применением интерактивной формы обучения «Групповая дискуссия» на тему «Участники уголовного судопроизводства» (2 часа) и по теме 2.1. модуля 2 занятие проводится с применением интерактивной формы обучения «Групповая дискуссия» на тему «Уголовное преследование. Возбуждение уголовного дела» (2 часа) на заочной форме обучения.
По теме 3.2. модуля 3 занятие проводится с применением интерактивной формы обучения «Ролевая игра» на тему «Порядок судебного разбирательства» (6 часов) и по теме 3.3. модуля 2 занятие проводится с применением интерактивной формы обучения «Групповая дискуссия» на тему «Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей» (4 часа) на очной форме обучения.
По теме 3.2. модуля 3 занятие проводится с применением интерактивной формы обучения «Групповая дискуссия» на тему «Порядок судебного разбирательства» (2 часа) и по теме 3.3. модуля 2 занятие проводится с применением интерактивной формы обучения «Групповая дискуссия» на тему «Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей» (2 часа) на заочной форме обучения.
Ролевая игра
Ролевая игра в форме судебного заседания по дисциплине «Уголовный процесс» представляет одну из наиболее эффективных форм учебной и самостоятельной работы обучающихся, которая позволяет показать важность и значимость отрасли права, а также убедиться в необходимости теоретических знаний для решения конкретных правовых вопросов.
Ролевую игру можно условно разделить на три этапа: 1 – подготовительный; 2 – основной - собственно проведение судебного разбирательства; 3 – подведение итогов работы.
Важный этап игры – подготовительный, в период которого осуществляется организационная работа. На этом этапе обучающиеся, прежде всего, должны повторить пройденный материал с целью освоения в достаточной мере со своей ролью для подготовки и составления всех процессуальных документов: сообщения о преступлении, постановления о возбуждении уголовного дела и принятия к своему производству, протоколов производства следственных действий и иных процессуальных документов, предусмотренных УПК РФ и необходимых для формирования уголовного дела. При этом следует учесть, что подбор фабулы уголовного дела желательно осуществлять преподавателем совместно с обучающимися.
Распределение ролей, согласно фабуле, должны провести сами обучающиеся. Если их в группе оказывается больше, чем участников процесса по делу (как правило, так и бывает), то можно на одну роль назначить несколько (например, не один свидетель по делу, а три), либо ввести в дело дополнительные роли (например, законного представителя, эксперта, переводчика), немного скорректировав фабулу дела.
Особое внимание на этом этапе следует уделить подготовке процессуальных документов, что потребует тщательного изучения уголовно-процессуального законодательства. Помощь в оформлении уголовно-процессуальных документов должен оказывать преподаватель. Желательно подготовить видеоролик по фабуле уголовного дела.
Кроме того, в подготовительный период желательно посетить хотя бы один из судов города с целью ознакомления на практике с работой по рассмотрению и разрешению уголовных дел.
Все процессуальные действия при подготовке к судебному разбирательству должны осуществляться в строгом соответствии с УПК РФ. Эта работа должна осуществляться студентами как самостоятельная, а на семинарских (практических) занятиях следует обсуждать итоги работы.
Проведение судебного разбирательства – основной, второй этап деловой игры. Он полностью посвящен рассмотрению и разрешению уголовного дела. Руководить «судебным заседанием» должен студент, выступающий в роли судьи, а не преподаватель. Это очень ответственная работа. Как правило, эту роль должен исполнять хорошо подготовленный студент.
В ходе проведения игры рекомендуется применять определенные условности, например, удаление «свидетелей» из зала судебного заседания, заявление отводов, ходатайств и др. Но эти условно совершенные процессуальные действия обязательно должны быть зафиксированы в процессуальных документах и оглашены в ходе судебного разбирательства. Приветствуется видеозапись судебного заседания.
Заканчивается игра вынесением судебного решения по делу, как правило, приговора, который должен быть оглашен.
Подведение итогов ролевой игры – важнейший этап, целью которого является коллективный просмотр видеозаписи судебного заседания и обсуждения работы обучающихся на предмет выявления ошибок и четкого уяснения возможностей их устранения. Обсуждается работа каждогообучающегося, как положительные моменты, так и недостатки.
Задания для самостоятельной работы студентов и методические рекомендации по их выполнению приведены в Учебно-методических указаниях по самостоятельной работе студентов и проведению семинарских (практических) занятий. Способы контроля самостоятельной работы приведены в разделе «Контроль знаний студентов. Оценочные средства» настоящей программы.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
Для оценки знаний и умений студентов в процессе изучения дисциплины и по ее завершении проводится текущий, промежуточный и итоговый контроль. Способы и формы проведения такого контроля основаны на применении балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов.
По окончании изучения дисциплины студенты сдают экзамены по всем темам курса. Текущий контроль осуществляется путем проверки выполнения заданий для самостоятельной работы.
В процессе изучения дисциплины используется балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Качество усвоения учебного материала оценивается по 100-бальной шкале. При этом максимальная рейтинговая оценка успеваемости студента по результатам текущего и промежуточного контроля знаний в сумме составляет 70 баллов, а максимальная оценка по результатам итогового контроля – 30 баллов.
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям приведено в табл. 1.
Таблица 1
Распределение рейтинговых баллов по учебным модулям
№ п/п | Учебный модуль | Максимальное количество баллов |
Модуль 1 | ||
Модуль 2 | ||
Экзамен | ||
ИТОГО | ||
Модуль 4 | ||
Модуль 4 | ||
Экзамен | ||
ИТОГО |
Диапазонбаллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы студентов по результатам текущего и промежуточного контроля знаний приведен в табл. 2.
Таблица 2
Диапазонбаллов для оценивания аудиторной и самостоятельной работы
№ п/п | Способы контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов | Количество баллов |
Блиц-опрос по определениям | 0-1 | |
№ п/п | Способы контроля аудиторной и самостоятельной работы студентов | Количество баллов |
Доклад на практическом занятии | 0-2 | |
Ответ на теоретический вопрос | 0-2 | |
Тестирование | 0-2 | |
Участие в ролевой игре | 0-5 | |
Решение практических задач | 0-2 | |
Участие в групповой дискуссии | 0-2 | |
Контрольная работа | 0-4 | |
Конспектирование источника | 0-2 | |
Участие в научно-исследовательской работе | 0-5 | |
Подготовка эссе | 0-4 | |
Разработка кроссворда | 0-3 | |
Другие виды работ и способы контроля | 0-2 |
Распределение способов контроля знаний студентов по учебным модулям с указанием максимального балла приведено в табл.3.
Таблица 3
Распределение способов контроля по учебным модулям
№ п/п | Учебный модуль | Способы контроля |
Модуль 1 | Блиц-опрос по определениям – 3 (1+1+1), тестирование – 4 (2+2), доклад на практическом занятии – 2, ответ на теоретический вопрос – 4 (2+2), , решение практических задач – 6 (2+2+2), участие в групповой дискуссии – 4 (2+2), конспектирование источника – 2, участие в научно-исследовательской работе – 5. | |
Модуль 2 | Тестирование – 2, доклад на практическом занятии – 2, блиц-опрос по определениям – 4 (1+1+2+2), ответ на теоретический вопрос – 4 (2+2), решение практических задач – 6 (2+2+2), блиц-опрос по определениям – 4 (1+1+1+1), конспектирование источников – 4 (2+2), участие в ролевой игре – 5, участие в групповой дискуссии – 4 (2+2), участие в научно-исследовательской работе – 5. | |
№ п/п | Учебный модуль | Способы контроля |
Модуль 3 | Тестирование – 2, блиц-опрос по определениям – 4 (1+1+1+4), ответ на теоретический вопрос – 6 (2+2+2), решение практических задач – 6 (2+2+2), участие в ролевой игре – 5, участие в групповой дискуссии – 2, доклад на практическом занятии – 2, подготовка эссе - 4. | |
Модуль 4 | Тестирование – 2, решение практических задач – 4 (2+2), доклад на практическом занятии – 2, ответ на теоретический вопрос – 2, конспектирование источника – 2, разработка кроссворда 6 (3+3), участие в групповой дискуссии – 4 (2+2), контрольная работа – 4, блиц-опрос по определениям – 4 (1+1+1+1). |
Итоговый рейтинг студента после завершения изучения дисциплины определяется суммой набранных баллов.
Перевод рейтинговых баллов в традиционные оценки проводится по следующей шкале:
90-100 баллов - «отлично»;
70-89 баллов - «хорошо»;
60-69 баллов - «удовлетворительно»;
менее 60 баллов - «неудовлетворительно».
Распределение рейтинговых баллов по разделам рабочей программы, диапазон баллов для оценивания знаний студентов по результатам текущего и промежуточного контроля, перечень способов контроля, количество контрольных точек и т.д. определяются преподавателем с учетом содержания учебной дисциплины, применяемых методов обучения, используемых видов учебных занятий. Преподаватель обязан на первом занятии довести систему контроля знаний студентов, в том числе правила использования балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Российская таможенная академия
Нормативные правовые акты
1. Таможенный кодекс таможенного союза. М., 2013.
2. Конституция Российской Федерации. М., 2013.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 2013.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 2013.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2013.
6. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.
7. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.
8. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // СЗ РФ. 2001.№ 2. Ст.163.
9. Протокол № 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 22 ноября 1984 года // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст.163
10. Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года и Дополнительный протокол от 17 марта 1978 года к ней // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2349.
11. Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 года, Дополнительный протокол от 15 декабря 1975 года и Второй дополнительный протокол от 17 марта 1978 года // СЗ РФ. 2000. № 23. Ст. 2348.
12. Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961г.).
13. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР от 18 апреля 1966г.
14. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) / Приняты резолюцией 40/33 ГА ООН 29 ноября 1985 года.// МА.
15. Федеральный Конституционный Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 №1-ФКЗ в ред. ФКЗ от 15.12.2001 № 4-ФКЗ // Российская газета. 2001.
16. Постановление Конституционного Суда РФ «О проверке конституционности положений ч.1 и 2 ст.18, ст.19 и ч.2 ст.20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 февраля 1996 г. // Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 1992 – 1996.
17. По делу о проверке конституционности положений ч.1 и 2 ст.295 УПК РФ в связи с жалобой гр. М.А.Клюева: постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 1999 г. № 1-П // Российская газета. 1999. 28 янв.
18. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 марта 1996 года № 6-П по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Р.И. Мухаметшина и А.В. Барбаша / / СЗ РФ. 1996. № 14. Ст. 1549.
19. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 1996 года № 5-П по делу о проверке конституционности положений ч.1 и 2 ст. 18, ст.19 и ч.2 ст.20 ФЗ от 8 мая 1994 года «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФС РФ» // СЗ РФ. 1996. № 9. Ст. 828.
20. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2011 года № 12-П по делу о проверке конституционности положений пункта 7 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» и части первой статьи 9 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» в связи с жалобой гражданина И.В.Аносова // Российская газета. 2011. 9 июня.
21. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2011 г. № 16-П по делу о проверке конституционности положений пункта 4 части первой статьи 21 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И.Александрина и Ю.Ф. Ващенко // Российская газета. 2011. 14 июля.
22. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2011 г. № 18-П по делу о проверке конституционности положений части второй статьи 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.С.Шашарина // Российская газета. 2011. 3 августа.
23. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2011 г. 3 19-П по делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12-1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статей 19, 21 и 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко // Российская газета. 2011. 3 августа.
24. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2011 г. № 22-П по делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.А. Тихомировой, И.И. Тихомировой и И.Н. Сардыко // Российская газета. 2011. 26 октября.
25. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18 октября 2011 г. № 23-П по делу о проверке конституционности положений статей 144, 145 и 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 8 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина С.Л.Панченко // Российская газета. 2011. 2 ноября.
26. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. 3 27-П по делу о проверке конституционности статьи 107 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Эстонской Республики А.Т.Федина // Российская газета. 2011. 21 декабря.
27. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 30-П по делу о проверке конституционности положений статьи 90 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан В.Д.Власенко и Е.А.Власенко // Российская газета. 2012. 11 января.
28. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 июля 2012 г. № 20-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 125 и части первой статьи 152 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Р.Г.Мишиной // Российская газета. 2012. 8 августа.
29. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 2012 г. № 22-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 2 и части первой статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина С.А.Красноперова // Российская газета. 26 октября.
30. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (с послед. изм. и доп.).
31. Федеральный закон Российской Федерации «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года № 103 –ФЗ (с изм. и доп.).
32. Федеральный Закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». СЗ РФ. 1999. № 26. Ст.3177.
33. Федеральный закон Российской Федерации «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий» от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст.617.
34. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04 июля2003 года № 95-ФЗ) // Российская газета. № 131. 2003. 08 июля.
35. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 № 3-ФЗ (в ред. 25.07.2002) // Российская газета. № 130. 1999. 08 июля.
36. Закон Российской Федерации «О статусе судей Российской Федерации» от 26.06.92 № 3132-1 (ред. 15.12.2001 № 169-ФЗ // Российская газета. № 170. 1999. 19 июля.
37. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 14 мая 1997 года // БВС РФ. 1997. № 11.
38. Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 25 января 1995 г. // БВС РФ. 1995. № 9.
39. Определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 13 августа 1996 г. // БВС РФ. 1997. № 5.
40. О повышении роли судов кассационной инстанции в обеспечении качества рассмотрения уголовных дел: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 августа 1988 г. № 5 // Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. 1997. С. 453.
41. О судебной экспертизе по уголовным делам: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 28 // Российская газета. 2010. 30 декабря.
42. Об изменении и дополнении некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 31 // Российская газета. 2010. 30 декабря.
43. О некоторых вопросах, возникших рои рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда российской Федерации от 23 декабря 2010 г. № 30/64. // Российская газета. 2011. 14 января.
44. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 // Российская газета. 2011. 11 февраля.
45. О практике применения судами принудительных мер медицинского характера: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2011 г. № 6 // Российская газета. 2011. 20 апреля.
46. О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 г. № 28 «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанций»: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 7 // Российская газета. 2011. 6 мая.
47. О практике применения судами законодательства об исполнении приговора: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. № 21 // Российская газета. 2011. 30 декабря.
48. О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. № 1 // Российская газета. 2012. 17 февраля.
49. О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 11 // Российская газета. 2012. 22 июня.
50. О практике применения судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 16 // Российская газета. 2012. 11 июля.
51. О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2012 г. № 26 // Российская газета. 2012. 7 декабря.
52. О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 г, № 1240 // российская газета. 2012. 7 декабря.
Литература
Основная
1. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – Юристъ, 2009 – 1072 с.
2. Уголовный процесс: учебник / под ред. А.П. Гуськовой, Ф.К. Зиннурова. [Электронный ресурс] М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. – Режим доступа: http://knigafund.ru/.
Дополнительная
3. Афанасьев С.В., Савельева Т.Д. Производство у мирового судьи нуждается в совершенствовании/Российская юстиция. 2002. №5.
4. Безлепкин Б.Т.Настольная книга по уголовному процессу. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
5. Безлепкин Б.Т.Настольная книга следователя и дознавателя. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
6. Демичев А.А.История суда присяжных в дореволюционной России (1864-1917). М.: Издательство «Юрлитнинформ», 2007.
7. Джаншиев Г.А. Основы судебной реформы. М.: «Статут»; РАП, 2004.
8. Доказывание в уголовном процессе: традиции и современность / Под ред. В. А. Власихина.- М.: Юристь, 2000.
9. Доля Е.А.Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. М.: Спарк, 2008.
10. Европейский суд по правам человека. Избранные решения: В 2 т. / Под ред. В.А. Туманова. М.: НОРМА, 2009.
11. Загорский Г.И. Постановление приговора: проблемы теории и практики: учебно-практическое пособие. – М.: Проспект, 2010.
12. Касаткина С.А. Признание обвиняемого. – М.: Проспект, 2010.
13. Михайловская И.Б.Настольная книга судьи по доказыванию в уголовном процессе. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
14. Махов В.Н., Разумовский Д.Б. Гражданский иск в уголовном деле: монография [Электронный ресурс] М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. – Режим доступа: http://knigafund.ru/.
15. Мирза Л.С.Доступ к правосудию. Ставрополь, 2007.
16. Михайлов В.А. Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства: монография. М.: Издательство Российской таможенной академии, 2011
17. Михайлов В.А. Общие условия предварительного расследования: монография. М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012
18. Михайлов В.А. Конституционные основы уголовного судопроизводства: монография. М.: Издательство Российской таможенной академии, 2010
19. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.
20. Петрухин И.Л.Теоретические основы реформы уголовного процесса. ч. 2 М.: Проспект, 2005.
21. Петуховский А.А., Луковников Г.Д. Процессуальная характеристика следственных действий: учебное пособие. [Электронный ресурс]. М.: Издательство: Издательство МГОУ, 2011. – Режим доступа: http://knigafund.ru/.
22. Петуховский А.А. Проблемы доказывания в уголовном процессе: учебное пособие [Электронный ресурс]. М.: Издательство: Издательство МГОУ, 2010. – Режим доступа: http://knigafund.ru/.
23. Радутная Н.В.Особенности воплощения принципа состязательности и равноправия сторон в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации. М.: РПА МЮ РФ, 2008.
24. Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс): курс лекций / под общей редакцией Г.И. Загорского. [Электронный ресурс] М.: Издательство: Волтерс Клувер, 2010. – Режим доступа: http://knigafund.ru/.
25. Фойницкий И.Я.Курс уголовного судопроизводства В 2-х т. - СПб.: Альфа, 1996.
26. Федощев А.Г. Уголовный процесс: Учебное пособие в схемах и определениях. [Электронный ресурс] М.: Издательство: Книжный мир, 2010. – Режим доступа: http://knigafund.ru/.