Личные сервитуты: понятие и виды.
Важнейший личный сервитут — узуфрукт — определяется в Дигестах следующим образом: «Ususfructus est ius alienis rebus utendi fruendi salva rei substantia» (D.7.1.1), узуфрукт есть право пользования чужой вещью и получения от нее плодов с сохранением в целости субстанции (сущности вещи),
В качестве личного сервитута узуфрукт был правом пожизненным (или на срок), но он не переходил на на
следников узуфруктуария (т.е. имеющего это право), не мог отчуждаться (допускалась сдача внаем, однако в случае смерти узуфруктуария прекращалось и право нанимателя). Узуфруктуарий должен пользоваться вещью как хороший хозяин, в соответствии с хозяйственным назначением вещи (например, получив в узуфрукт виноградник, лицо не вправе застроить этот участок, хотя бы эта форма эксплуатации земли была выгоднее), должен принимать меры к сохранению вещи и т.д. Плоды от вещи поступают в собственность узуфруктуария с момента фактического овладения ими.
Если в узуфрукт дано кому-либо стадо, то, хотя по общему правилу узуфруктуарий обязан пользоваться salva rei substantia, т.е. сохраняя в неприкосновенности «субстанцию», сущность вещи, однако в этом случае ему дается право отдельные головы из состава стада отчуждать, убивать (если это требуется по правилам ведения хозяйства), убыль пополнять из приплода или путем покупки, заботясь лишь о поддержании стада на определенном хозяйственном уровне.
2. Неправильное пользование вещью, в частности изменение хозяйственного назначения, приводило к обязанности узуфруктуария возместить собственнику вещи понесенный им ущерб. Однако по римским воззрениям ответственность узуфруктуария вытекала не непосредственно из узуфрукта, а устанавливалась специальным соглашением при передаче вещи в узуфрукт, называвшимся cautio usufructuaria. Если вещь претерпевала существенное изменение в силу естественных причин без вины узуфруктуария, ответственности он не нес, но право его прекращалось (например, в узуфрукт дан пруд; если он высохнет, узуфруктуарий не имеет права пользоваться высохшим пространством для других целей).
3. Другой личный сервитут — usus, т.е. право пользоваться вещью, но без права пользования ее плодами; впрочем, в пределах личных потребностей субъект этого права может пользоваться и плодами. В остальном сервитут usus сходен с узуфруктом.
Эмфитевзис и суперфиций
1. К числу «прав на чужие вещи» принадлежали также вещные, отчуждаемые, передаваемые по наследству права долгосрочного пользования чужой землей: сельскохозяйственной для ее обработки (emphyteusis), городской — для возведения на ней строения (superficies). Оба эти права сходны с сервитутами в том отношении, что как сервитут, так и эмфитевзис и суперфиций являются правами пользования чужой вещью. Своеобразной же чертой, отличающей эмфитевзис и суперфиций от сервиту-тов, является широта содержания и долгосрочность их действия.
Установление одного из этих двух прав на земельный участок дает право собственности на эту землю почти только номинальным; лишь после прекращения эмфитевзиса или суперфиция право собственности на данный участок получает реальное выражение.
2. Как показывает термин emphyteusis (от греческого emphyteuein — насаждать), этот институт перешел в римское право из Греции, где наследственная аренда земли имела широкое применение (эмфитевзис был издавна также в практике Египта и Карфагена). На римской почве эмфитевзису предшествовал специальный институт — ius in agro vectigali, наследственная долгосрочная аренда земель, принадлежащих государству или публичным корпорациям, за определенную годовую плату (vectigal). В восточной половине империи в V в. — начале VI в. ius in agro vectigali все более и более превращалось в emphyteusis. Юстиниан окончательно слил оба института под названием emphyteusis (3-й титул VI книги Дигест озаглавлен: Si ager vectigalis id est emphyteuticarius petatur, если предъявляется требование об арендованном у государства участке, т.е. об участке, на который установлен эмфитевзис).
В содержание эмфитевзиса входит право пользоваться земельным участком (с правом изменения характера участка, но без ухудшения его), собирать с него урожаи (плоды), право закладывать эмфитевзис, отчуждать и передавать его по наследству. Право отчуждения эмфитевзиса ограничено обязанностью субъекта эмфитевзиса предупреждать собственника земли о предполагаемом отчуждении эмфитевзиса, причем за собственником признавалось право преимущественной покупки (которым он мог воспользоваться в течение двух месяцев). При отчуждении эмфитевзиса собственник имел право на получение двух процентов покупной цены.
Субъект эмфитевзиса обязан был уплачивать собственнику арендную плату (vectigal, canon, pensio), а также вносить государственный земельный налог. Невзнос арендной платы в течение трех лет приводил к прекращению эмфитевзиса.
Для защиты эмфитевзиса применялись те же иски, что и для защиты права собственности, но в форме actio-nes utiles (исков по аналогии, см. разд. II, § 4, п. 4).
3. Суперфиций представлял собой аналогичное с эмфитевзисом вещное, отчуждаемое, передаваемое по наследству право возведения строения на чужом городском участке и право пользования этим строением.
Право собственности на строение принадлежало собственнику земельного участка по правилу «superficies solo cedit», строение следует за землей, связано с землей.
Изложенные в п. 2 основные правомочия субъекта эмфитевзиса и средства его защиты соответственно относятся и к суперфицию.
Залоговое право.
Залог — право пользования и при определенных условиях распоряжения чужой вещью.
Формы залога:
1) фидуция — форма залога, когда должник передавал вещь кредитору в собственность, а кредитор в случае исполнения обязательства обязан был вернуть вещь в собственность должника. В случае исполнения должником обязательства выдавался иск о возврате вещи (actio fiduciae).
Стороны фидуции могли в договоре ставить условия:
а) pactum vendendo, дающее право кредитору в случае неуплаты долга продать заложенную вещь и из вырученной суммы погасить долг;
б) lex commissoria, дающее право кредитору в случае неуплаты долга оставить заложенную вещь у себя.
При этом кредитор мог пользоваться этой вещью только в целях залога;
2) пигнус — форма залога, при которой вещь передавалась не в собственность кредитора, а только во владение, и в случае исполнения обязательства эта заложенная вещь возвращалась должнику. При этом он мог пользоваться заложенной вещью либо в качестве арендатора, либо временно (с разрешения кредитора (прекарно));
3) ипотека — форма залога, при которой предмет залога оставался в собственности и во владении должника и не передавался кредитору, но право на распоряжение этой вещью ограничивалось..
При ипотеке должник мог свободно пользоваться заложенным имуществом, что позволяло ему быстрее исполнить свое обязательство перед кредитором. При неисполнении должником обязательства вещь, являющаяся предметом ипотеки, подлежала обязательной продаже с торгов, и кредитору предъявлялся иск об истребовании вещи с целью ее продажи. В случае нехватки вырученной с продажи суммы для удовлетворения требования кредитор мог предъявить к должнику обязательственный иск на недостающую сумму;
4) антихрезис — форма залога, при которой должник, не имея свободных денег для уплаты процентов, передавал кредитору в пользование землю, чтобы он покрывал проценты полученными плодами;
5) последующий залог, или перезалог (pignus pignoris) — форма залога. Если вещь стоила дороже, чем было занято у кредитора, то кредитор имел право еще раз перезаложить вещь;
6) залог обязательств — форма залога, когда получение нового займа гарантировалось передачей в залог долговой расписки от другого должника;
7) залог сервитутов.
Залог устанавливался договором, легатом или законом.
Защита залога осуществлялось посредством ипотечного иска и посессорных интердиктов.
Залог прекращался в связи с гибелью вещи, слиянием в одном лице залогодержателя и собственника, прекращением обязательства, в обеспечение которого был установлен залог.