Сан-Стефанский мирный договор.
В феврале 1878 г. в Сан- Стефано был подписан прелиминарный (предварительный) мирный договор. Его главное значение заключалось в обеспечении суверенитета балканских народов и укреплении влияния России на Ближнем Востоке. Сербия, Румыния и Черногория, ранее имевшие лишь автономию в пределах Турции, получили независимость. Болгария, Босния и Герцеговина, многие столетия томившиеся под османским игом, стали автономными княжествами. Сан-Стефанский договор фактически вывел из- под власти Турции все балканские народы.
Россия вернула Южную Бессарабию, потерянную после Крымской войны, приобрела новые опорные пункты на Кавказе – Батум, Карс, Ардаган и Баязет. Эти крепости имели важное стратегическое значение для оказания давления на Турцию в Закавказье.
Берлинский конгресс.
Третий этап восточного кризиса 70-х годов был вызван обострением обстановки в Европе. Западные державы не хотели смириться с усилением русских позиций на Балканах и Кавказе. Они отказались признать условия Сан-Стефанского договора, потребовали его пересмотра и созыва международного конгресса. Россия, не готовая к новой общеевропейской войне, была вынуждена уступить.
В июне 1878 г. в Берлине открылся конгресс, в котором приняли участие Россия, Турция, Англия, Франция, Германия и Австро-Венгрия. Россия оказалась в полной изоляции. Европейские государства, действуя единым фронтом, навязывали свою волю русским дипломатам. Их основная цель сводилась к подрыву русского влияния на Балканах и принижению результатов военных побед России. При этом они меньше всего учитывали интересы балканских народов.
В июле на Берлинском конгрессе был подписан трактат, значительно изменивший условия Сан-Стефанского мирного договора. Болгария была расчленена на две части. Автономной, имеющей свое правительство и национальную армию, становилась только северная Болгария, южная – оставалась под игом Турции. Подтверждалась независимость Сербии, Черногории и Румынии, но их территории были значительно сокращены. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцеговину. Англия за свою поддержку Турции получила остров Кипр. Началось расчленение Османской империи.
Несмотря на решения Берлинского конгресса, русско-турецкая война 1877-1878 гг. была важнейшей вехой в освобождении славянских народов и создании их национальной государственности.
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XIX в.
Берлинский конгресс выявил новую расстановку европейских сил. Победе англо-австрийского блока помогла позиция Германии. Это способствовало закреплению австро-германского сближения. В то же время со всей очевидностью проявилась полная несостоятельность русской ориентации на Германию и Союз трех императоров. Россия была вынуждена искать нового союзника, более надежного, чем Германия.
В последней четверти XIX в. европейская напряженность постоянно нарастала из-за углубления противоречий между великими державами: Россией, Англией, Францией, Германией и Австро-Венгрией. Их противостояние определяло обстановку в мире, затрагивая интересы и других государств. Конфликты охватили многие регионы: Ближний и Средний Восток, Балканский полуостров, Северную Африку, Дальний Восток, Юго-Восточную Азию. Поэтому для России, как и для других государств, важнейшей проблемой стал поиск союзников для решения собственных задач в этих конфликтах. Конец XIX в. – начало XX в. ознаменовался созданием двух враждебных блоков.
Top
Тройственный союз.
Top
Первый из блоков начал формироваться в конце 70-х годов. В 1879 г. Германия и Австро-Венгрия втайне заключили союз, направленный против России и Франции. После того, как к нему присоединилась Италия, в 1882 г. возник Тройственный союз центрально-европейских держав. Этот союз проводил агрессивную политику а» Балканах, Ближнем и Среднем Востоке. Австро-Венгрия готовилась к захвату Сербии. Германия наращивала свое влияние в Турции и Ираке активизировала свою колониальную политику в Африке и на Дальнем Востоке. Образная фраза канцлера О.Бисмарка о том, что немцам “тоже нужно свое место под солнцем”, стала девизом германской дипломатии.
Несмотря на двукратное (в 1881 и 1884 гг.) продление договора трех императоров и подписание в 1887 г. “договора перестраховки”, недоверие в русско-германских отношениях нарастало. Обе стороны навязывали друг другу протекционистские таможенные тарифы и невыгодные торговые условия. Германия готовилась к войне против России и Франции. Германский генеральный штаб уже в 80-е годы XIX в. приступил к разработке подобных военно-стратегических планов.
Top
Русско-французский союз.
Top
Россия в своем внешнеполитическом курсе была вынуждена пересмотреть традиционную ориентацию на цен- трально-европейские государства и искать новых союзников. Она начала активное сближение с Францией. К этому ее подталкивала антирусская политика Германии на Ближнем Востоке, рост германского милитаризма и возобновление Тройственного союза в 1891 г. В июле 1891 г. французская эскадра прибыла в Кронштадт. Одновременно с визитом военных кораблей состоялись русско-французские переговоры дипломатов и военных о заключении союза. В 1891-1892 гг. были подписаны первые документы (политическое соглашение и военная конвенция) о совместных действиях на случай, если одной из сторон будет угрожать нападение Германии или Австро-Венгрии. Ратификация конвенции в 1893 г. означала окончательное оформление русско-французского союза, имевшего антигерманскую направленность.
С образованием двух противостоящих союзов (Тройственного и русско-французского) открылся новый этап в истории международных отношений, связанный с углублением противоречий в Европе и ожесточенной борьбой великих держав за дальнейший раздел мира на сферы влияния.
Внешняя политика России в первой половине XIX в.: |
В первой половине XIX в. Россия обладала значительными возможностями для эффективного решения своих внешнеполитических задач. Они включали защиту собственных границ и расширение территории в соответствии с национальными, геополитическими, военно-стратегическими и экономическими интересами страны. Это подразумевало складывание территории Российской империи в ее естественных границах по морям, рекам и горным хребтам и в связи с этим добровольное вхождение в нее или насильственное присоединение многих соседних народов.
Дипломатическая служба России была четко налаженной, разведка — разветвленной. Армия насчитывала около 500 тыс. человек, была хорошо экипирована и обучена. Военно-техническое отставание России от Западной Европы не было заметно до начала 50-х годов. Это позволяло России играть важную, а иногда и определяющую роль на международной арене.
Основные направления внешней политики России. Они определились еще в XVIII в., когда она стала складываться как огромная евразийская империя.
На западе Россия активно участвовала в европейских делах. В первые полтора десятилетия XIX в. реализация западного направления была связана с борьбой против агрессии Наполеона. После 1815 г. основной задачей внешней политики России в Европе стало поддержание старых монархических режимов и борьба с революционным движением. Александр I и Николай I ориентировались на наиболее консервативные силы и чаще всего опирались на союзы с Австрией и Пруссией. В 1849 г. Николай помог австрийскому императору подавить революцию, вспыхнувшую в Венгрии, и задушил Революционные выступления в Дунайских княжествах.
На юге сложились весьма непростые взаимоотношения с Османской империей и Ираном. Турция не могла примириться с русским завоеванием в конце XVIII в. Черноморского побережья и в первую очередь с присоединением к России Крыма. Выход к Черному морю имел особое экономическое, оборонительное и стратегическое значение для России. Важнейшей проблемой было обеспечение наиболее благоприятного режима черноморских проливов — Босфора и Дарданелл. Свободный проход через них русских торговых судов способствовал экономическому развитию и процветанию огромных южных районов государства. Недопущение в Черное море иностранных военных судов также было одной из задач российской дипломатии. Важным средством вмешательства России во внутренние дела турок было полученное ею (по Кючук-Кайнарджийскому и Ясскому договорам) право покровительства христианским подданным Османской империи. Этим правом Россия активно пользовалась, тем более что народы Балкан видели в ней своего единственного защитника и спасителя.
На Кавказе интересы России сталкивались с притязаниями Турции и Ирана на эти территории. Здесь царское правительство старалось расширить свои владения, укрепить и сделать стабильными границы в Закавказье. Особую роль играли взаимоотношения России с народами Северного Кавказа, которых она стремилась полностью подчинить своему влиянию. Это было необходимо для обеспечения свободной и безопасной связи со вновь приобретенными территориями в Закавказье и прочного включения всего Кавказского региона в состав Российской империи.
К этим традиционным направлениям в первой половине XIX в, добавились новые (дальневосточное и американское), имевшие в то время периферийный характер. Россия развивала отношения с Китаем, со странами Северной и Южной Америки. В середине века российское правительство начало предпринимать практические шаги для проникновения в Среднюю Азию.