Обновление конституционного законодательства
25 декабря 1993 г. была опубликована и вступила в действие новая российскаяКонституция, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. Она открыла новый этап в развитии конституционного права и всего российского государства. В ней нашли своё полное отражение те кардинальные изменения, которые произошли в обществе и государстве.
Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический, что потребовало привести систему прав и свобод личности и гражданина в соответствие с принципами международного права. Центральное место в ней было отведено правовому статусу личности и гражданина. Конституция рассматривает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, принадлежащей ему от рождения. Международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РФ и непосредственно порождают права и обязанности граждан. Конституция не только закрепила определённый перечень прав и свобод человека и гражданина, не являющийся исчерпывающим, в том числе право частной собственности, но и установила юридические гарантии соблюдения и защиты этих прав государством.
Конституция РФ 1993 г. закрепила следующую систему органов государственной власти. Главой государства является Президент Российской Федерации. Представительный и законодательный орган РФ – Федеральное собрание – парламент Российской Федерации. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. В субъектах РФ действуют органы государственной власти республик, краёв, областей, городов федерального значения и других субъектов РФ. Правосудие осуществляет система судов, а надзор за законностью – Прокуратура РФ. В систему органов государства входят также органы внутренних дел, государственной безопасности и армия. Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления, не входящими в систему органов государственной власти.
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципов разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Компетенция органов определяется Конституцией РФ и принимаемыми в её развитие конституционными законами, осуществляется взаимный контроль с помощью разного рода сдержек и противовесов.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В его функции входит также охрана суверенитета Государства, определение основных направлений внутренней и внешней политики, представление Российской Федерации внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ избирается на основе всеобщих, равных, прямых выборов и при тайном голосовании сроком на 4 (теперь на 5) лет с правом на переизбрание на второй срок.
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: верхней – Совета Федерации – и нижней – Государственной думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (всего 178 членов). Первый Совет Федерации избирался населением, с 1996 г. его членами стали главы исполнительных и законодательных органов субъектов РФ.
Государственная дума, в которой в основном сосредоточена законодательная деятельность, состоит из 450 депутатов. Она подготавливает проекты федеральных законов, рассматривает проекты федеральных законов, поступившие от Президента, Совета Федерации, Правительства РФ и иных субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. Принятые нижней палатой парламента федеральные законы должны быть одобрены в верхней. Если этого не происходит, то Государственная дума имеет возможность провести повторное голосование по данному вопросу.
Задачи Правительства РФ как органа исполнительной власти сводятся к управлению экономикой, организации исполнения федеральных законов и контролю за деятельностью всех органов исполнительной власти. Оформлена типовая структура федеральных органов исполнительной власти: министерства, комитеты, службы, управления, агенства и пр. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной думы, его заместители и федеральные министры, кандидатуры которых предложены Председателем, утверждает Президент РФ.
Исполнительным органом субъекта РФ стала администрация, подотчётная в своей деятельности как местному законодательному органу, так и вышестоящим исполнительным органам. Главы администраций поначалу стали избираться населением, затем было введено одобрение законодательным органом субъекта предложенной Президентом РФ кандидатуры. Возникли институты мэров, старост и т.п.
Российская Федерация по форма правления стала президентской республикой. Президент получил возможность роспуска Государственной думы и назначения новых выборов. Он может самостоятельно решать вопрос об отставке правительства, перед вновь избранным Президентом старое Правителство слагает свои полномочия. Президент имеет право председательствовать на заседаниях высшего исполнительного органа страны, за ним остаётся решение вопроса об отставке по собственной воле Председателя правительства.
Судебные органы. Конституция 1993 г. признала суд единственным органом, правомочным осуществлять правосудие. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного правосудия. На этом приницпе строится и судебная система РФ. Верхний её уровень составляют: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ. Судьи этих судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Остальные звенья этой системы устанавливаются федеральными законами, а их судьи назначаются Президентом Российской Федерации.
Конституционный суд РФ рассматривает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов высших органов власти РФ, республик и др. Конституции РФ. Он же разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, проверяет «конституционность» законов и осуществляет толкование Конституции. Признанные неконституционными акты утрачивают силу сразу после вынесения решения Конституционного суда РФ, а международные договоры, не соответствующие Конституции РФ, не подлежат введению в действие и применению.
Система судов общей юрисдикции во главе с Верховным судом РФ рассматривает уголовные, административные и гражданские дела с участием граждан.
Высшему арбитражному суду РФ подведомственны дела по экономическим спорам между организациями и гражданами-предпринимателями. В систему арбитражных судов входят также федеральные арбитражные суды и арбитражные суды субъектов федерации. С 1 июля 1995 г. правовой статус арбитражных судей изменился, поскольку все арбитражные суды были объявлены федеральными, то есть неподведомственными органам исполнительной власти. Кроме Высшего АС в РФ действуют десять федеральных арбитражных судов в округах (Дальний Восток, Восточная Сибирь, Западная Сибирь, Урал, Поволжье, Волго-Вятский, Центральный, Московский, Северо-Западный и Северо-Кавказский).
В духе дореволюционного законодательства Конституция установила три обязательных требования к кандидатам на должность судьи: достижение 25-летнего возраста, наличие высшего юридического образования и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Важнейшими гарантиями правосудия провозглашены независимость и несменеямость судей, особый порядок прекращения или приостановления полномочий, неприкосновенность судей и возможность привлечения их к ответственности в порядке, определяемом федеральным законом.
В ходе начавшейся в стране судебно-правовой реформы на её первом этапе произошел отказ от принципа коллегиального рассмотрения гражданских и уголовных дел, что являлось вынужденной мерой, связанной с экономической ситуацией в стране, когда предприятиям стало невыгодно оплачивать народным заседателям присутствие в суде. Вместе с тем понятие коллегиальности расширилось, и при осуществлении правосудия стал использоваться институт присяжных заседателей, выносящих вердикт о виновности подсудимого.
Определённый итог развитию судоустройства подвёл Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», введённый в действие с 1 января 1997 г. Он установил две системы судов: федеральные и субъектов Федерации. К первым отнесены Конституционный суд РФ, арбитражные суды и суды общей юрисдикции. Среди последних предполагается создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. К судам членов РФ отнесены конституционные (уставные) и мировые судьи, которые в качестве суда первой инстанции могут рассматривать гражданские, уголовные и административные дела. Судебно-правовая реформа в РФ продолжается.
Прокуратура (Генеральная прокуратура РФ, прокуроры субъектов Федерации, иные территориальные и военные прокуратуры) осуществляют государственный надзор за исполнением законов, обеспечивают единство законности в стране и привлекают виновных к ответственности.