Советское государство и право на пороге кризиса (1975 – 1991 годы).
Государственный механизм
В целях дальнейшей демократизации государственной жизни подверглась реорганизации советская система. Удлинялся срок полномочий Советов: Верховного Совета – с 4 до 5 лет, местных – с 2 до 2,5 лет; снизился возрастной ценз для избрания народными депутатами: в ВС с 23 до 21 года, в ВС союзных и автономных республик – с 21 года до 18 лет. Для устранения неравенства между палатами были изменены нормы представительства: союзные республики стали посылать в ВС по 32 депутата, а при выборах Совета Союза численно увеличены избирательные округа (с 300 тыс. до 360 тыс. человек).
Предполагалось повысить контроль ВС СССР за деятельностью всех формируемых им органов. С этой же целью в 1979 г. был принят Регламент Верховного Совета СССР, определивший структуру, полномочия, порядок работы парламента и его органов, его законотворческой и контрольной деятельности. ВС СССР утверждал бюджет и ежегодные хозяйственные планы (до 1957 г. это делало правительство). Исключительной прерогативой ВС СССР было утверждение долгосрочных (пятилетних, семилетних и др.) планов.
При Хрущеве (в 1962–1963 гг.) областные, краевые и районные Советы, как и партийные комитеты, были разделены на промышленные и сельские, в 1964 г. снова соединены. Указы ВС СССР и его Президиума неоднократно провозглашали расширение прав местных советов как органов, обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей территории.
С 1966 г. стало расти число постоянных комиссий в Совете Союза и в Совете Национальностей Верховного Совета СССР (с 5 до 16), комиссиям были предоставлены широкие права по разработке проектов законов. Рекомендации постоянных комиссий подлежали обязательному рассмотрению государственными органами и учреждениями. Преобразования закрепило Новое положение о постоянных комиссиях 1979 г.
Совершенствуются органы контроля. Министерство государственного контроля уступает своё место в 1962 г. Комитету партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР, который организует на местах подчинённые ему комитеты и группы. В 1965 г. все контрольные органы переименовываются в органы народного контроля, что более соответствовало доктрине общенародного государства. Разветвлённая сеть контрольных органов (в республиках, краях, областях, районах, городах, при поселковых и сельских советах, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях) вовлекала в работу широкие массы населения и оказывала содействие главному, контролирующему соблюдение законности органу – прокуратуре.
Правоохранительные органы начали перестраиваться уже со второй половины 1950-х гг. Были ликвидированы министерства юстиции (союзное и республиканские), а их функции переданы Верховным и областным судам, за которыми закреплялось также руководство нотариальными конторами. Затем, в 1960 г., упразднили МВД СССР, а его функции переданы МВД союзных республик, переименованные в министерства охраны общественного порядка. Но в 1968 г. МВД СССР было восстановлено.
Одним из самых важных стал Указ Президиума ВС СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью», который предусмотрел двойное подчинение органов милиции, как по вертикали – соответствующему министерству, так и по горизонтали – местным советам. Указ подчеркнул необходимость связи милиции с общественностью, в том числе с добровольной народной дружиной по охране общественного порядка, действовавшей в СССР с 1959 г. Уже в 1962 г. в составе дружин действовали более 4 млн. человек.
На основе Конституции СССР 1977 г. преобразование правоохранительных органов продолжилось. Так, Верховный Суд СССР (по закону 1979 г.) избирался на 5 лет ВС СССР и осуществлял следующие задачи: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной практики, дача разъяснений по применению законодательства.
Закон о прокуратере СССР расширил сферу прокурорского надзора, распространив его на государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных советов. В органах прокуратуры стали формироваться коллегии, в которые входили руководящие работники прокуратур (Главной военной прокуратуры, автономных республик, краёв, областей, городов), чем предполагалось развить принцип коллегиальности в правоохранительных органах.
Рассмотрением хозяйственных споров стали заниматься арбитражные суды (Госарбитраж при Совете Министров СССР и союзных республик, суды всех остальных административных единиц). Закон об адвокатуре СССР1979 г. разрешил создание коллегий адвокатов, объединявших на добровольных началах лиц, занимающихся защитой обвиняемых, представительством интересов потерпевших, истцов, ответчиков. Адвокаты могли принимать участие в рассмотрении дел в суде и на предварительном следствии, оказывать юридическую помощь гражданам и организациям в виде консультаций.
Вооружённые силы. В 1967 г. новый закон о всеобщей воинской обязанности сократил на один год сроки действительной военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин. Как и в Российской империи в своё время были сильно укорочены сроки военной службы для лиц с высшим образованием. Офицерская служба оставалась профессиональной. Шагом в направлении профессионализации вооружённых сил было введение специальных званий прапорщиков и мичманов в 1971 г.
80. Изменения в государстве и праве СССР в годы перестройки (1985 – 1993 г.г). Сущность «перестройки».
В 1985 г. руководством страны во главе с М.С. Горбачевым была начата радикальная реформа общества, проходившая под лозунгами: гласность, ускорение, перестройка. «Гласность» означала выявление всех недостатков, открытую критику и самокритику. Ускорять надо было всё, начиная от производства, деятельности госаппарата, и заканчивая партийной жизнью. «Перестройка» нацеливалась на необходимые структурные и организационные изменения в хозяйственном, социальном и политическом механизме СССР.
Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но повело её к разрушению, поскольку реформы вышли из-под контроля реформаторов. Гласность, открывшая доступ к ранее секретной информации, породила плюрализм мнений относительно дальнейшей реконструкции социальной и национальной сферы СССР. В республиках стала нарастать национальная напряжённость, а в 1988 г. разразилась череда межнациональных вооружённых столкновений.
Курс «социалистического реформизма» (социализма с человеческим лицом) в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения. В Политбюро ЦК КПСС пришли новые люди, произошло обновление всех руководящих партийных структур. Было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», которую в последние десятилетия присвоили себе партийные органы.
Представительные органы государственной власти. В этих сложных условиях началась перестройка в представительных органах. 29 ноября – 1 декабря 1988 г. на Внеочередной сессии ВС СССР был принят закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР», кардинально изменивший структуру этих органов. Верховный Совет СССР был заменен Съездом народных депутатов СССР, а сам Верховный Совет, избранный из депутатов Съезда, превратился в постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти СССР, работающий сессионно (по образцу Конституции 1918 г.).
Съезд народных депутатов СССР состоял из 2250 депутатов, часть которых (750) избиралась в территориальных избирательных округах по стране, часть (750) – от национально-территориальных округов (32 депутата от союзной республики, 11 – от автономной республики, 5 – от автономной области и 1 – от каждого автономного округа). 750 депутатов избирались от общесоюзных общественных организаций (КПСС, профсоюзов, комсомола и др.). Съезд созывался Верховным Советом СССР один раз в год, но были предусмотрены возможности созыва внеочередных съездов.
Первый Съезд народных депутатов СССР состоялся 25 мая – 9 июня 1989 г. и сыграл огромную роль в проведении дальнейших преобразований в стране. Межрегиональная группа народных депутатов, составленная из радикально настроенных демократов и их союзников, выступила на нём с пропагандой идеи окончательного демонтажа советской системы. При этом был сделан упор на беспощадную критику имперской сущности СССР, «казарменного» социализма с нерыночной экономикой, КПСС как основы советского государственного монстра. Союзные съезды прекратили своё существование после августовских событий 1991 г.