Кодификация советского законодательства в 60-е – 80-е годы. Конституция СССР 1977 г.
Дальнейшее развитие государственно-политической системы в СССР определил ХХII съезд КПСС в октябре 1961 г. В принятой на нём новой Программе партии намечался переход общества к коммунизму. Предполагалось, что в первые 10 лет (1961–1971) будет создана материально-техническая база коммунизма, последующие десять лет (1971–1981) отводились вступлению в коммунизм. В это время в стране должно было сформироваться бесклассовое общество, а государственные функции перейти к органам самоуправления трудящихся.
Новая Программа КПСС обусловила необходимость принятия новой редакции Конституции СССР, подготовка которой началась в 1962 г. Однако введение её в действие, приуроченное к 60-летию Октябрьской революции, состоялось только в 1977 г. К этому времени радикальные идеи скорого перехода к коммунизму постепенно расстворились в новых, не столь радикальных формулировках, хотя и было признано в качесте цели «построение бесклассового коммунистического общества».
Проект Конституции, подготовленный комиссией во главе с Л.И. Брежневым, был вынесен на всенародное обсуждение, в ходе которого было сделано около 400 тыс. предложений с поправками, дополнениями и критическими замечаниями. Конституция состояла из преамбулы, 9 разделов и 174 статей, отличалась высоким уровнем юридической техники и хорошо продуманным построением. Подчёркивая свою преемственность с конституциями 1918, 1924 и 1936 гг., новая Конституция СССР констатировала построение «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства».
Впервые в Конституции 1977 г. давалась характеристика политической системы СССР. В ней подчёркивалось, что вся власть принадлежит народу. Советы народных депутатов, составляющие политическую основу общества, признавались единственными органами государственной власти. Изменение их названия отражало достигнутую социальную однородность советского общества.
Однако в Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль КПСС, что на практике означало подмену деятельности Советов партийными комитетами. Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии», опробованные ещё при принятии Конституции 1936 г.: всенародное обсуждение и референдум. Новый специальный раздел «Государство и личность» отразил тенденции дальнейшего развития правового положения граждан. Повысилась роль конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Появились новые гражданские права: право на обжалование действий должностных лиц, судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действий государственных и общественных организаций и т.д. Впервые закреплялись права на охрану здоровья, жилище, пользование достижениями культуры, свободу творчества.
За каждой союзной республикой Конституция закрепила право выхода из состава СССР.
Кодификационые работы. С начала 1960-х гг. в СССР развернулись новая кодификация советского законодательства. Были созданы: 1) ряд общесоюзных кодексов; 2) основы законодательства СССР и союзных республик, которые затем получают развитие в республиканских кодексах (гражданских, уголовных, о семье и браке и др.); 3) основы законодательства СССР и союзных республик, которые не получили прямого отражения в республиканских кодексах (о народном образовании, о здравоохранении, об охране и использовании животного мира и др.).
Гражданское право. 8 декабря 1961 г. ВС СССР утвердил «Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик». Сложившаяся в стране система имущественных отношений нашла в нём своё полное отражение. Закон закреплял государственную, кооперативно-колхозную собственность, а также собственность профсоюзных и иных общественных организаций. Подчёркивалось, что советское государство является собственником всего государственного имущества, только известная часть которого закрепляется за отдельными предприятиями, поступая в их оперативное управление. Личная собственность граждан не могла быть использована для извлечения «нетрудовых доходов». Нормы, регулировавшие договоры и другие обязательства между государственными и общественными организациями, как и прежде, занимали ведущее место в обязательственном праве.
В середине 60-х – 70-е гг. государство пыталось определить правовое положение различных хозяйствующих субъектов, приблизить органы хозяйственного управления к производству и т.п. Ряд законов, включая Положение о социалистическом предприятии от 4 октября 1965 г., закрепляли новые принципы социалистического хозяйствования. Все усилия сосредоточивались на борьбе с теневой экономикой, коррупцией, укреплением трудовой дисциплины. Назревавшие радикальные рыночные преобразования были ещё впереди.
Кодифицированное административное законодательство впервые появляется в СССР в 1980 г. Это было Постановление ВС СССР «О введении в действие Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» от 23 октября. В нём определялось понятие «административное правонарушение», к которому относились нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, пьянство, мелкие хищения, мелкая спекуляция и пр. В 1984 г. в действие вступили республиканские кодексы, в том числе Кодекс об административных правонарушениях РСФСР.
Семейное право. С 9 октября 1969 г. в РСФСР, как и других союзных республиках, начал действовать Кодекс о семье и браке, которым признавался законным только зарегистрированный брак. Возможным считался брак с иностранцем, заключённый по законам соответствующей республики. Расторжение брака производили районные (народные) суды, но предусматривались и другие упрощённые процедуры. В случае отсутствия детей супруги по обоюдному согласию могли расторгнуть брак в загсе.
Трудовое право. Основы законодательства о труде вступили в действие в 1970 г., в 1971 г. появился новый КзоТ. Он обеспечивал дальнейшее развитие права на труд советских граждан и последовательное повышение их благосостояния. С заработной платы низкооплачиваемых категорий рабочих и служащих перестали взиматься налоги, порядок рассмотрения трудовых споров предусмотрел гарантии справедливого решения вопросов увольнения и перевода рабочих и служащих на другую работу. В 1980 г. увеличился размер надбавки к пенсии по старости за непрерывный стаж работы на одном предприятии (для мужчин за 25, для женщин за 20 лет).
Уголовное право. Основы уголовного законодательства Союза СССР и союзных республик появились ранее других – уже в 1958 г. На их содержании отразилась тенденция к демократизации общественной жизни. Сужалась и смягчалась уголовная ответственность за деяния, не представлявшие большой общественной опасности, но усиливалась ответственность за некоторые наиболее тяжкие преступления. В них чётко был выражен принцип: ответственность налагается только за определённые деяния, а наказание строго индивидуализировано в зависимости от степени вины.
Смертная казнь за тягчайшие преступления против государства и личности (умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах) сохранялась, однако некоторые виды наказания, как, например, лишение избирательных прав, исчезли из уголовного права. Был повышен минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности с 14 до 16 лет, максимальный срок лишения свободы с 25 лет был понижен до 10, а за особо тяжкие преступления – до 15 лет. Принятый в 1960 г. Верховным Советом РСФСР Уголовный кодекс РСФСР заменил кодекс 1926 г.
В дальнейшем тенденция к смягчению уголовной ответственности за малозначительные деяния продолжала развиваться. Нарушение правил торговли, прогул, порубка леса и др. стали рассматриваться как дисциплинарные или административные правонарушения. В 70-е гг. суды получили право при назначении наказания лицам, совершившим преступление средней тяжести, шире применять условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением к труду на срок наказания. Стало чаще применяться условно-досрочное освобождение от наказания к лицам, отбывшим не менее трёх четвертей срока, если они в местах лишения свободы доказали своё исправление.
Исправительно-трудовое право. Исправление и перевоспитание осуждённых становится главным принципом исправительно-трудового права, которому посвящался ИТК РСФСР 1971 г. В качестве основных средств исправления и перевоспитания действовали строгий и справедливый режим отбывания наказания, обязательный общественно-полезный труд, политико-воспитательные мероприятия, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение.
Уголовный процесс. Кодификация законодательства затронула и уголовно-процессуальную отрасль. Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик появились в 1958 г. Были провозглашены главные принципы процесса: недопустимость привлечения к суду иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом; осуществление правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом; участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде; независимость судей и подчинение их только Закону; гласность судебного разбирательства; ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики (области); обеспечение обвиняемому права на защиту. Законы, вводившие упрощённый порядок производства дел по государственным преступлениям в 30-е гг., были отменены.
Производство предварительного расследования возлагалось на прокуратуру, а по некоторым тяжким государственным преступлениям – на следователей органов государственной безопасности. В 1963 г. право производства предварительного раследования по уголовным делам было предоставлено органам внутренних дел. Закон предусматривал участие защитника со стадии предварительного следствия, а точнее, с момента объявления обвиняемому об окончании предварительного следствия и предъявлении ему для ознакомления всего производства по делу (как в Уставе уголовного судопроизводства 1864 г.).