Создание новых судебных органов. Борьба с контрреволюцией
Декреты о суде. По инициативе местных советов в ходе революционных преобразований началось уничтожение старой судебной системы и создание новых судебных органов. Ими становились революционные суды, суды народной совести, народные и прочие суды. В своей деятельности они руководствовались «революционным правосознанием», «революционной совестью», обычаями. Но уже в ноябре 1917 г. новое государство приступило к формированию единой судебной системы. Законодательную базу её составили три декрета о суде: № 1 – от ноября 1917 г., № 2 – от февраля 1918 г. и № 3 – от июля 1918 г. Кроме них в ноябре 1918 г. было утверждено Положение о народном суде РСФСР.
Первым декретом была упразднена дореволюционная судебная система, ликвидированы старые суды, прокуратура и адвокатура, институт судебных следователей. Взамен создавались местные коллегиальные суды в составе одного судьи и двух очередных народных заседателей, избранных местными советами. Они могли решать гражданские дела (с суммой иска до 3-х тыс. рублей) и дела уголовные (с применением наказания до 2-х лет лишения свободы). Предварительное следствие осуществляли сами судьи, а обвинителями и защитниками могли выступать любые лица, обладавшие гражданскими правами. Апелляционный порядок обжалования дел отменялся. Кассационной инстанцией объявлялся уездный (или столичный) съезд местных судей, который мог отменить приговор, отправив дело на новое рассмотрение, или изменить его в сторону смягчения наказания.
Попытка воссоздать окружные суды, следственные комиссии и коллегии правозаступников для поддержки обвинения или защиты, предпринятая в ходе реализации декрета о суде № 2, не увенчалась успехом. Эти органы, поскольку в них стали активно действовать старые юристы и левые эсеры, имевшие большое влияние в судебной сфере, были распущены осенью 1918 г. Что касается декрета о суде № 3, то он лишь расширил компетенцию местных судов (иски до 10 тысяч рублей и наказание до 5 лет).
Большее значение имело «Положение», которое унифицировало судебную систему, учредив единую форму суда – народный суд (судья и от 2 до 6 заседателей). Судьи выбирались местными советами из людей, пользовавшихся гражданскими правами и имевшими опыт политической работы. Были созданы также коллегии обвинителей и защитников из должностных лиц при уездных и губернских исполкомах советов и комиссии для проведения предварительного следствия, которое осуществлялось ими вместе с милицией или судьями.
Новые суды руководствовались в своей практике декретами новой власти, политическими программами партий, прежде всего, большевистской, «революционным правосознанием». Поначалу не возбранялось использовать «законы свергнутых правительств», если они не противоречили новым принципам. Но в 1918 г. все ссылки на старые законы были запрещены. В деятельности судов доминирующими стали социальные и политические мотивы.
Революционные трибуналы, Декрет о суде № 1 учредил особые суды – революционные трибуналы, призванные бороться с контрреволюцией, мародёрством, саботажем и прочими «злоупотреблениями торговцев, промышленников, чиновников». В их состав входили председатели и 6 заседателей, избиравшихся губернскими и городскими советами. Советы избирали и особые следственные комиссии ревтрибуналов.
Первыми стали действовать в январе 1918 г. ревтрибуналы печати, одновременно их стали создавать повсеместно на уровне республик, губерний, уездов и даже волостей. Декрет «О революционных трибуналах» от 17 мая 1918 г., подготовленный Наркомюстом, предпринял попытку упорядочить их деятельность и ограничить её пределами крупных центров. Было признано также нецелесообразным делить трибуналы по направлениям их работы. В целях централизации системы при ВЦИК создавались Революционный Трибунал и Кассационный отдел, который рассматривал жалобы и протесты на приговоры местных трибуналов.
В условиях Гражданской войны ревтрибуналы подверглись реорганизации. В феврале 1919 г. ВЦИК своим постановлением изменил их состав (в них входили теперь 3 члена) и компетенцию, предоставив право проверять следственные действия ЧК, которые наряду со следственными комиссиями могли осуществлять предварительное следствие. Судебное рассмотрение в ревтрибуналах должно было начинаться не позднее 48 часов с момента окончания следствия. Вводились отраслевые виды трибуналов: военно-полевые и транспортные суды, железнодорожные трибуналы, военные трибуналы высшего звена (фронтов, округов, корпусов, дивизий).
В марте 1920 г. согласно новому Положению о ревтрибуналах была проведена ещё одна реорганизация, в ходе которой упразднялись следственные комиссии, а функции следствия передавались в органы ВЧК и особые отделы. С этого времени в состав ревтрибуналов стали входить председатели губернских ЧК. Ревтрибуналы вели ускоренное судопроизводство, имели право применения высшей меры наказания и выбора любых других мер уголовной репрессии. Всё это вместе с использованием ярко выраженных социальных критериев при определении наказаний придавало ревтрибуналам характер чрезвычайного органа.
ВЧК – орган чрезвычайной юстиции. 7 декабря 1917 г. СНК принял постановление об образовании Всероссийской чрезвычайной комиссии при Совнаркоме по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Уже в первом своём циркуляре местным советам ВЧК предлагала присылать в её адрес «все сведения и данные об организациях и отдельных лицах, деятельность которых направлена во вред революции и власти народа». Было предложено также создавать аналогичные органы политической репрессии на местах.
Под руководством ВЧК с марта 1918 г. в губерниях и уездах стали действовать местные ЧК, получившие исключительное право на производство арестов, обысков, реквизиций и конфискаций и создание специальных боевых отрядов. В октябре 1918 г. вступило в действие «Положение о ВЧК и местных ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности». ВЧК объявлялся в нём органом СНК, работающим в тесном контакте с Наркомюстом и Наркомвнудел, а местные ЧК – отделами местных советов. Кроме них действовали специализированные органы этой системы: пограничные, транспортные ЧК, особые отделы ВЧК в армии и на флоте. Это был мощный аппарат политических репрессий, железной рукой искоренявший контрреволюцию. Органы ЧК производили обыски и аресты, вели следствие, сами рассматривали дела по существу, определяли меры наказания и приводили в исполнение приговоры, в том числе смертную казнь. «Общественно опасные элементы» могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке.
Такими широкими полномочиями чрезвычайные органы обладали в период «красного террора»,объявленного в сентябре 1918 г. после покушения на В.И. Ленина и действовавшего по февраль 1919 гг. В эти месяцы борьба с контрреволюцией приобрела чрезвычайные формы, страна превратилась в военный лагерь. Военный режим вводился не только в армии, но и на транспорте, в промышленности, в снабжении продовольствием и т.п. Руководство страной в условиях военного режима взял на себя Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (в 1920 г. переименованный в Совет Труда и Обороны – СТО), в который входили комиссары во главе с Лениным. Именно в этот период широко применялась практика взятия и расстрелов заложников, арестов разного рода «подозрительных лиц».
После передачи в феврале 1919 г. права выноса приговоров по делам, проводимым ЧК, ревтрибуналам, органы ВЧК сохранили возможность применять внесудебную расправу только в особых случаях (в местностях, находящихся на военном положении, при вооружённых выступлениях и пр.)
В конце 1921 г. IХ Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении ВЧК. В новых исторических условиях функции чрезвычайного органа «борьбы с контрреволюцией» были переданы Государственному политическому управлению (ГПУ) при НКВД. ГПУ, согласно декрету Президиума ВЦИК от 6 февраля 1922 г., поручалось решение задач по предупреждению, раскрытию и пресечению «враждебной деятельности антисоветских элементов», охрана государственной тайны, борьба со шпионажем, с враждебной деятельностью иностранных разведок и к/р центров» за рубежом, а также с контрабандой. С созданием Советского Союза оно было преобразовано в 1923 г. в Объединённое Государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. Внесудебные репрессии отменялись, а подготовленные следственными органами ОГПУ дела передавались в судебные инстанции.
Рабочая милиция. В ходе вооружённого восстания в Петрограде был создан ещё один правоохранительный орган – рабочая милиция. Главным принципом её формирования была добровольность. На службу в милицию брали только людей с «рабочим и крестьянским происхождением». Согласно инструкции НКВД и Наркомюста, принятой в октябре 1918 г., главными её функциями были борьба с преступностью и охрана общественного порядка. С 1920 г. к ним добавилась ещё одна: проведение следственных действий и дознания по уголовным делам. Организационно милиция подчинялась Главному управлению рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР, а на местах создавались управления, находившиеся в двойном подчинении: НКВД и местным исполкомам советов. С 1920 г. милиции подчинили «общие места заключения для изоляции враждебных элементов».
Чтобы обеспечить победу в борьбе с внешними и внутренними врагами, большевики создали регулярную кадровую армию. Пришлось отказаться от провозглашённых в декабре 1917 г. «выборных начал» власти в армии, от принципа «добровольности» при её формировании, от «уравнения всех военнослужащих в правах», когда были отменены воинские чины, звания, знаки отличия и пр. С апреля 1918 г. армия комплектуется на основе всеобщей воинской повинности, командиры назначаются, привлекаются старые офицерские кадры, вводится форменная одежда, знаки различия и прочая атрибутика. В армию призывались «трудящихся», которым вручалось оружие, а «нетрудовые элементы» служили в нестроевых частях.
Во главе вооружённых сил был поставлен Революционный Военный Совет республики во главе с Л.Д. Троцким, а на периферии – реввоенсоветы фронтов и армий. Введена должность Главкома и учреждён институт партийных комиссаров, без подписи которых приказ командира считался недействительным. Для руководства ими создано Политическое Управление Реввоенсовета республики. В сентябре 1918 г. был учреждён первый советский орден Красного Знамени. К концу Гражданской войны под ружьём в Красной Армии состояли около 6 миллионов человек.