Глава 1. общая характеристика третьих лиц в гражданском процессе
Становление института участия третьих лиц в гражданском процессе
Становление института третьих лиц в исторической ретроспективе представляет собой сложный, многоэтапный процесс, имеющий, безусловно, свои особенности, в зависимости от соответствующей конкретному периоду экономической и политической ситуации, которая складывалась в обществе в разные исторические периоды. И вследствие данного положения неоднозначным был законодательный подход к юридическому положению третьих лиц в гражданском судопроизводстве[1].
На каждом этапе развития процессуального законодательства и научной мысли можно выделить факторы, сыгравшие определяющую роль в формировании института участия третьих лиц, история существования которого исчисляется тысячелетиями[2].
Институт третьих лиц в гражданском судопроизводстве известен уже на ранних этапах развития права. Родиной его возникновения, безусловно, следует считать римский гражданский процесс[3].
Третьи лица в системе лиц, участвующих в деле: понятие, признаки, значение, классификация
Гражданское процессуальное законодательство России не дает общего определения понятия лиц, участвующих в деле, ограничиваясь лишь перечислением их состава.
Таковыми, в соответствии со статьей 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), являются стороны, третьи лица, прокурор, лица, обращающиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц или вступающие в процесс в целях дачи заключения по основаниям[4].
Лица, участвующие в деле – основные участники гражданского процесса. Их процессуальное положение обусловлено наличием заинтересованности в исходе гражданского дела (они являются носителями частного либо публичного интереса), своими действиями оказывают влияние на движение и развитие процесса[5]. Неправильное определение состава лиц, участвующих в деле, влечет отмену решения по делу[6].
Глава 2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ СТАТУС ТРЕТЬИХ ЛИЦ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Правовое положение третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора
В соответствии со статьей 42 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до принятия судебного постановления судом первой инстанции в дело могут вступить третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора. В силу закона, они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца[7].
Вопросы определения понятия третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, и установления оснований вступления их в процесс не являются новыми для теории гражданского процессуального права[8].
В дореволюционный период указанное явление рассматривали как присоединение третьего лица к производящемуся процессу с самостоятельным иском относительно объекта этого процесса, против одного или обоих тяжущихся (Е.В. Васьковский), когда третье лицо заявляет на спорное имущество свои особенные права независимо от прав истца или ответчика (К.И. Малышев), когда третье лицо отыскивает предмет спора вполне или отчасти в свою пользу (И.Е. Энгельман). Т.М. Яблочков находил, что главное вступление третьего лица в процесс, хотя и сопровождается некоторым своеобразием формы, но по существу не представляет особого вида иска, являясь комбинацией двух исков: по отношению к первоначальному истцу - это иски о признании, об установлении права, а по отношению к первоначальному ответчику - иски о признании и иски о присуждении (к возврату вещи)[9].
Как видим, все приведенные точки зрения схожи в одном: основным для правильного определения процессуального положения третьего лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, является вопрос о том, предъявляет ли он самостоятельные требования относительно предмета спора[10].
Приведенное положение применимо и для современного гражданского процесса[11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование института участие третьих лиц в гражданском процессе показало, что таковой прошел длинный путь своего становления, уходящий корнями в Римское частное право. Во все времена и всех государствах институт участия третьих лиц в гражданском процессе находится в неразрывной связи с материальными правоотношениями с участием третьего лица, что обусловлено влиянием судебного решения на права и обязанности лиц, не являвшихся сторонами процесса, но связанных с ними, и предметом спора. Динамика развития института третьих лиц характеризуется постоянным расширением правомочий последних в рамках гражданского процесса. Вместе с тем, на сегодняшний день говорить об урегулированности общественных отношений, возникающих в связи с привлечением и участием третьих лиц в гражданском судопроизводстве, преждевременно.
Третьи лица относятся к той же группе лиц, участвующих в деле, что и стороны, имеют материально-правовую и процессуально-правовую заинтересованность в исходе дела. Как лица, участвующие в деле, третьи лица характеризуются следующими общими признаками:
- участвуют в гражданском процессе в целях защиты своих прав и охраняемых законом интересов;
- вступают (привлекаются) в начатый гражданский процесс;
- имеют правовую связь с рассматриваемым в гражданском процессе спором о праве сторон.
Исходя из приведенных выше признаков, в настоящей работе сделан вывод о возможности существования единого понятия третьих лиц в гражданском процессе и предложено следующее его определение: третьи лица в гражданском процессе - это такие лица, участвующие в деле, которые вступают или привлекаются в начатый гражданский процесс в связи с имеющейся правовой связью с рассматриваемым в нем спором о праве и в целях защиты своих прав и охраняемых законом интересов.
Значение участия третьих лиц в гражданском процессе заключается в обеспечении защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц, возможности установления объективной истины по делу, правильного разрешения спора, экономии процессуальных средств и времени суда и лиц, участвующих в деле.
Законодателем выделено два вида третьих лиц в гражданском процессе, а именно: третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора.
Третьи лица, заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, характеризуется следующими признаками:
- предъявление ими самостоятельного требования относительно предмета спора;
- добровольное вступление в процесс путем подачи искового заявления;
- несовпадение и (или) противоречие интересов третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, интересам сторон.
Исходя из приведенных положений, третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, можно определить как таких третьих лиц, которые вступают в начатый гражданский процесс путем подачи искового заявления с самостоятельными требованиями относительно предмета спора, не совпадающими с интересами сторон и (или) противоречащими им. По своей сути третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, является опоздавшим истцом, в связи с чем пользуется всеми правами и несут все обязанности истца.
В отличие от соистца, третье лицо с самостоятельными требованиями всегда вступает в уже начавшийся процесс, а его требования вытекают из иных или аналогичных оснований, но не таких же, как у истца.
С учетом обозначенных особенностей вступления третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, в рассматриваемое судом дело часть 1 статьи 42 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предложено изложить в следующей редакции:
«1. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело до принятия судебного постановления судом первой инстанции путем подачи искового заявления по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, освобождаются от обязанности соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором, неисполнение которой не может рассматриваться в качестве оснований для возвращения искового заявления либо вынесения решения об отказе в удовлетворении заявленных третьим лицом требований.»
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, характеризуются следующими признаками:
- они не являются субъектами спорного материального правоотношения, по поводу которого рассматривается дело, между ними и противоположной стороной (т.е. иной стороной, не на которой участвует в процессе третье лицо) нет материально-правовых отношений;
- основание участия в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - заинтересованность в предотвращении возможного негативного влияния исхода дела на права и обязанности третьих лиц по отношению к одной из сторон;
- третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут выступать как на стороне истца, так и на стороне ответчика, что зависит от того, с какой из сторон у третьего лица имеются материальные отношения, находящиеся в зависимом от результата рассмотрения судом спора положении;
- третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, вступают в процесс по собственной инициативе либо могут привлекаться к процессу по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
Исходя из приведенных положений, предложено следующее определение третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - это такие третьи лица, которые привлекаются или вступают в процесс на стороне истца или ответчика и имеют заинтересованность в предотвращении возможного негативного влияния исхода дела на их права и обязанности по отношению к одной из сторон при отсутствии материально-правовых отношений с другой (противоположной стороной).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны. Вместе с тем, у них отсутствуют диспозитивные, распорядительные права сторон: на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска или заключение мирового соглашения, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда. По своей сути, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в рамках гражданского процесса являются пособниками стороны, с которой их связывают материальные отношения, в отстаивании ее прав и интересов. Вступление третьих лиц в дело оформляется определением суда.
В ходе исследования вопроса о возможности участия третьих лиц в распределении судебных расходов нами сделан вывод о том, что третьи лица, как заявляющие, так и не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, имеют право на компенсацию судебных расходов, а также могут и нести таковые.
Вместе с тем, основания возмещения третьим лицам и взыскания с них судебных расходов отличаются для разных видов третьих лиц.
С учетом проведенного анализа сложившейся судебной практики, в том числе позиций высших судебных инстанций, а также системного толкования норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в работе предложено дополнить главу 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации статьей 98.1 следующего содержания:
«Участие третьих лиц в распределении судебных расходов.
1. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, участвуют в распределении судебных расходов по общим правилам, установленным главой 7 ГПК РФ для истцов.
2. Возмещение судебных расходов в пользу либо за счет третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, происходит исходя из их фактического процессуального поведения и принятого итогового судебного акта».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нумерация источников сквозная
Нормативные правовые акты
НПА расставляются в следующем порядке:
- Конституция
- Международные акты
- ФКЗ
- Кодексы
- ФЗ
- и т.д.
В рамках одной группы НПА расставляются по дате их принятия от самого нового к самому старому
Недействующие НПА пишутся в конце
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета – 1993. – 25 декабря.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 20. – Ст. 2143.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
4. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 42. – Ст. 3923.
5. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 11. – Ст. 945.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 33. – Ст. 3895.
7. Приказ Министерства внутренних дел РФ от 7 мая 2004 г. № 282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России» // Российская газета. – 2004.– 8 июня.
8. Приказ Министерства финансов РФ от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» // Российская газета. – 2009. – 6 марта.
9. Устав (Основной Закон) Челябинской области: Закон Челябинской области от 25 мая 2006 г. № 22-ЗО // Южноуральская панорама. – 2006. – 16 июня.
10. Закон Челябинской области от 28января 2010 г. № 527-ЗО «О внесении изменений в Закон Челябинской области «Об Общественной палате Челябинской области» // Южноуральская панорама. – 2010. – 9 февраля.
11. Устав города Челябинска: принят населением на городском референдуме 17 декабря 1995 г. // Вечерний Челябинск. – 1996. – 18 февраля.
12. Решение Челябинской городской Думы от 30 июня 2009 г. № 4/20 «Об утверждении Регламента Челябинской городской Думы» (вместе с Регламентом Челябинской городской Думы) // Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва. – 2009. – № 4.
13. Решение Челябинской городской Думы от 24 июня 2003 г. № 27/6 «Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Челябинска» (вместе с Положением о порядке создания, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений города Челябинска) // Сборник нормативных правовых актов Челябинской городской Думы второго созыва. – 2003. – № 2.
14. Соборное Уложение 1649 года // Российское законодательство Х-ХХ веков.– М., 1985. – Т.3 (утратил силу).
15. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1945. – № 15 (утратил силу).