История государства и права зарубежных стран (ч. 1)
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ч. 1)
Контрольные задания
для студентов заочного отделения
юридического факультета
по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направление подготовки – «бакалавр»
Составитель:
Тюрина Ю.Э.
Калуга 2017
Тюрина Ю.Э.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» (часть 1), для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, квалификация (степень) «бакалавр». – М. КИ МГЭУ, 2017, 28 с.
Утверждено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин КИ МГЭУ. Протокол № 8 от 11.04.2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с учебным планом юридического факультета студенты заочной формы обучения пишут контрольные работы по Истории государства и права зарубежных стран.
Выполнение контрольной работы являемся важной составляющей изучения предмета, а также эффективной учебно-методической формой контроля знаний студентов. Контрольная работа имеет своей целью расширение, углубление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных на сессии, развитие у студентов навыков самостоятельной работы, способностей к анализу законодательства.
Контрольная работа по каждой дисциплине состоит из решения задач. В процессе написания контрольной работы студент должен показать умение пользоваться специальной литературой и способность анализировать нормативно-правовые акты.
Работы сдаются в деканат в соответствии с утвержденным графиком сдачи контрольных работ. Преподаватель проверяет работу и в случае положительной оценки («зачтено») допускает студента к сдаче экзамена. В случае неудовлетворительной оценки студент обязан исправить контрольную работу в соответствии с рекомендациями преподавателя. Студенты, чьи работы не зачтены, не допускаются до экзамена по дисциплине.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Выполнение контрольной работы состоит в решении юридических задач в соответствии со своим вариантом.
Решение юридических задач призвано актуализировать знания, подученные студентами на лекциях и семинарах. При анализе предлагаемых ситуаций (казусов, споров, высказываний политиков и юристов) необходимо, прежде всего, четко определить существо проблемы, т. е. какое право нарушено и (или) требует юридической зашиты. Далее следует выделить юридически значимые факты, определяющие данную правовую ситуацию, установить права и обязанности участников правоотношения. И, наконец, каким образом действующее на тот момент право (законодательство) предлагало урегулировать аналогичные ситуации. В ряде заданий возможно несколько вариантов правильного решения, необходимо предусмотреть их все.
Ответ на поставленные в задании вопросы должен быть последовательным, аргументированным, стилистически и грамматически правильным. Он должен содержать ссылки на конкретные нормы права (указание на номер статьи, титула, главы и т. п.), содержащиеся в документах. Приветствуется цитирование учебников и научных работ. Дословное цитирование источников и исследований, не оформленное как цитата (т. е. плагиат), не допускается. Не стоит злоупотреблять цитатами: содержание норм лучше приводить в кратком пересказе и лишь в той их части, которая непосредственно относится к раскрываемому вопросу. Не следует излагать материал, не имеющий отношения к теме задания.
Структура работы:
1.Титульный лист (см. Приложение).
2.План (содержит указание на номера задач и страницы).
3.Основной текст (содержит сами задачи и их решение).
4.Библиография.
Оформление текста и научно-справочного аппарата (ссылки, библиографический список) должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к письменным работам. Текст располагается на одной стороне страницы стандартного формата А4. Текст должен быть отформатирован. Обычно используется шрифт Times New Roman, кегль 14. Расположение строк - через 1,5 интервала. Поля: слева - 30 мм, справа - 15 мм, сверху — 15 мм, снизу - 15 мм.
Каждый абзац начинается с красной строки (отступ от левого края 1 см). Текст выравнивается по ширине (по левому и правому краю), заголовок отделяется от текста одним или двумя 1,5 интервалами и располагается посредине строки. Точка в конце заголовка не ставится.
Страницы, работы должны быть пронумерованы (номер на первой странице не ставится, нумерация страниц внизу, в правом углу). Объем работы-до 10 машинописных (исполненных на компьютере) листов.
Ссылки (сноски) помещаются на каждой странице текста в нижней части и набираются более мелким шрифтом (кегль 10). Ссылки нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой страницы (или всего текста - сквозная нумерация). Если примечание относится к отдельному слову, то знак ссылки в виде арабской цифры должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению, то в конце его. От основного текста сноска отделяется сплошной чертой. Запись ссылки в подстрочных примечаниях осуществляется согласно правилам библиографического описания документа с обязательным указанием страниц, на которые ссылается (цитирует) автор контрольной работы
Грубое нарушение и/или систематическое несоблюдение приведенных требований является основанием для ее неудовлетворительной оценки («не зачтено»).
ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ
1.Правильное библиографическое описание книги:
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. / О.А. Омельченко. - Изд. 4-е, доп. - М., 2005. - 320 с.
Законы XII таблиц / Текст, пер., вступ. ст. Л.Л. Кофанова; Отв. ред. В.И. Уколова. - М., 1996. ~ 125 с,
2. Правильное библиографическое оформление статьи (документа) из сборника (хрестоматии, журнала):
Законы Хаммурапи / Пер. Л.Л. Липина в ред. В.А. Якобсона // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М,, 1997. - С. 125-157.
Великая хартия вольностей // Петрушевский Д.М. Памятники истории Англии XI-ХШ вв. - М., 1936. - С. 96-117.
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Порядковый номер в экзаменационно - зачетной ведомости напротив фамилии студента (см. у методиста) является номером варианта контрольной работы. В каждом варианте по пять задач. «Блок» обозначает тематику или название документа, по которому следует решить задачу; «номер» -порядковый номер задачи из этого блока,
Например: 1/4 - четвертая задача из блока «Законы Хаммурапи».
№ варианта | 1задача Блок/номер | 2 задача Блок/номер | 3 задача Блок/номер | 4 задача Блок/номер | 5 задача Блок/номер |
2/1 | 3/1 | 7/1 | 8/1 | 9/1 | |
2/2 | 3/2 | 7/2 | 8/2 | 9/2 | |
2/3 | 3/3 | 7/3 | 8/3 | 9/3 | |
2/4 | 3/4 | 7/4 | 8/4 | 9/4 | |
1/1 | 4/1 | 5/1 | 6/1 | 7/5 | |
1/2 | 4/2 | 5/2 | 6/2 | 7/6 | |
1/3 | 4/3 | 5/3 | 6/3 | 8/5 | |
1/1 | 4/1 | 5/1 | 6/1 | 9/5 | |
2/1 | 3/5 | 7/3 | 8/4 | 11/10 | |
2/2 | 3/6 | 7/4 | 6/1 | 11/11 | |
2/5 | 3/4 | 5/6 | 6/2 | 10/1 | |
2/4 | 4/6 | 5/7 | 6/3 | 10/2 | |
1/5 | 4/2 | 5/10 | 6/4 | 11/12 | |
1/6 | 4/3 | 5/8 | 6/5 | 10/3 | |
1/3 | 4/4 | 5/5 | 7/6 | 10/4 | |
1/4 | 4/5 | 5/9 | 7/1 | 10/5 | |
3/1 | 7/2 | 8/3 | 10/11 | 11/1 | |
3/2 | 7/3 | 8/4 | 10/12 | 11/2 | |
3/3 | 7/4 | 6/1 | 7/6 | 11/3 | |
3/4 | 5/11 | 6/2 | 8/5 | 11/4 | |
4/6 | 5/12 | 6/5 | 10/6 | 11/5 | |
4/2 | 5/8 | 7/6 | 10/7 | 11/6 | |
4/3 | 5/5 | 7/1 | 10/8 | 11/7 | |
4/4 | 5/9 | 9/4 | 10/9 | 11/8 | |
4/5 | 8/3 | 7/5 | 10/10 | 11/9 |
ЗАДАЧИ ПО ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Блок 1. Законы Хаммураппи
1. Нарам-Суэн, редум царя Хаммурапи во время военного похода попал в ассирийский плен и был продан в рабство. Через полгода
ему удалось бежать. По возвращении домой он обнаружил, что его
поле и сад переданы другому редуму, а его декум (командир) забрал
все ценные подарки, полученные Нарам-Суэном за храбрость. На-
рам-Суэн обратился с жалобой к царю.
Разрешите дело по «Законам Хаммурапи».
2. Авилум Мардук-Мубаллит нанял Эриб-Ураша для строительства дома. Но работа была выполнена некачественно, и вскоре после
завершения строительства стена дала трещину, обвалилась часть крыши, в результате чего погиб малолетний сын Мардук-Мубаллита.
Kino, и в каком объеме будет нести наказание?
3. Мушкенум Энтермена арендовал на один год дом у вавилонянина за 60 сиклей серебра. Однако через восемь месяцев собственник дома потребовал освободить дом, так как ему потребовалась
дополнительная площадь, и предложил забрать 20 сиклей серебра
за оставшиеся 4 месяца. Энтермена обратился с жалобой в суд.
Как должен быть решен спор по «Законам Хаммурапи» ?
4. Вавилонянин Имгур-Даму отдал на хранение 100 сиклей серебра тамкару Балму-Намхе без свидетелей и расписки. По возвращении Имгур-Даму из похода тамкар отказался вернуть деньги,
ссылаясь на то, что их у него украли.
Каково должно быть решение суда по «Законам Хаммурапи»?
5. Из дома авилума А. во время его отсутствия было похищено некоторое имущество. Розыски вора и краденого результатов не
дали. Однако через несколько месяцев А. увидел на рынке свои вещи, которые продавал В. На следствии В. заявил, что купил вещи у
ассирийского купца, прельстившись хорошим качеством и невысокой ценой. При этой сделке присутствовали два свидетеля. Но при
проверке оказалось, что купец вернулся на родину, а названные
свидетели отсутствуют по месту жительства.
Как будет решен вопрос о судьбе обнаруженных вещей согласно «Законам. Хаммурапи»? Кто и в каком объеме будет нести ответственность?
6. Отец лишил сына наследства, недовольный тем, что тот не
стал продолжать торговое дело отца, а поступил на службу в войско.
Правомерны ли действия отца согласно «Законам Хаммурапи» ?
Блок 2. Законы Ману
1. Странствующий брахман сорвал несколько плодов с фруктового дерева, растущего близ изгороди в саду вайшия, но был замечен и задержан одним из слуг.
Является ли поступок брахмана преступлением? Какое наказание за него следует по «Законам Ману»? Как изменится оценка ситуации, если подобные действия будут совершены представителями других варн?
2. Капур продал соседу вола, но уже через день пожалел об этом и предложил соседу расторгнуть сделку и возвратить все в изначальное состояние (Капур возвращает соседу деньги, а тот возвращает Капуру вола). Сосед отказался. Капур обратился с жалобой в суд.
Правомерны ли, согласно «Законам Ману», действия Капура?
3. Крипалапи - житель сельской общины - был обвинен в том,
что во время ночного пожара он не бросился вместе с другими жителями немедленно тушить пожар, а остался дома.
Считается ли поступок Крипалапи правонарушением и должен ли он понести какое-либо наказание согласно «Законам Ману» ?
4. Жена одного из жителей деревни была замечена весело беседующей с соседом, когда ходила по воду.
Как квалифицируются действия собеседников в данной ситуации? Каковы особенности статуса женщины по «Законам Ману» ?
5. Обедневший брахман за богатый выкуп отдал в жены свою
дочь за шудру.
Какие правовые последствия будут у всех трех? Перечислите основания заключения и расторжения брака, предписанные «Законами Ману».
Блок 3. Законы XII таблиц
1. Луций приобрел двух коров у своего соседа в присутствии
трех свидетелей. Уплата цены и передача коров произошли в день
заключения сделки. Но по прошествии года сосед потребовал вернуть коров, так как сделка была совершена без обряда манципации,
и он продолжал оставаться собственником коров.
Как должен разрешиться спор по «Законам XII таблиц»? Дайте определение манципации. Может ли Луций что-либо противопоставить требованиям соседа?
2. Деревья, росшие на участке Публия Мевия, были искривлены
и далеко проникали на участок его соседа. Тот самовольно вырубил
несколько таких деревьев. Публий Мевий предъявил перед претором иск к своему соседу о возмещении вреда.
Правомерны ли действия соседа согласно «Законам. XII таблиц»? Может ли Публий Мевий требовать возмещения ущерба? Охарактеризуйте институт сервитута в древнеримском праве.
3. У Сервия Клавдия была украдена золотая чаша. Через несколько лет он случайно обнаружил ее у Марка Корнелия. Последний сказал, что купил чашу в лавке, не зная, что она краденая, и отказался вернуть ее, ссылаясь на трехлетнее владение. Сервий Клавдий обратился в суд.
Какое решение может вынести суд на основании «Законов XII таблиц»? Изменилось бы решение суда, если бы Сервий Клавдий обнаружил пропажу у Марка Корнелия через несколько недель?
4. Продий оставил завещание, согласно которому 50% имущества получал сын, а две дочери - по 25% наследства. После его смерти
стало известно, что долги Продия составили 800 ассов.
Кто и в каком объеме будет гасить долги? Охарактеризуйте наследственные отношения по «Законам XII таблиц».
5. 10-летний Марк залез в соседский огород и из хулиганских
побуждений вытоптал рассаду.
Возможно ли привлечь Марка к ответственности и какое наказание он должен понести? Охарактеризуйте правовое регулирование отношений родителей и детей в семье.
6. Судья Флавий был уличен в том, что получил богатые подарки в связи с тем, что вынес решение в пользу одной из сторон спора.
Должен ли Флавий согласно «Законам XII таблиц» понести наказание? Если да, то какого рода ?
Блок 4. Салическая правда
1. Бездомный франкский крестьянин Бальтрам поселился в
вилле, к которой не принадлежал по своему рождению, построил
жилище и засеял свободный участок земли.
Спустя полгода один из соседей заявил требование о немедленном выселении пришельца, и последний был вынужден оставить деревню. Перед уходом он продал дом и засеянное поле, но и эти его действия были оспорены.
Имел ли сосед право требовать выселения ? Почему Бальтраму не позволили продать оставленное имущество? Каковы исторические корни указанных отношений? При ответе опирайтесь на нормы «Салической правды».
2. Визогаст взял в долг у Гунтрамна 300 солидов с обязательством
вернуть их не позднее, чем состоятся Мартовские поля будущего
года. Но по наступлении срока платежа Визогаст вернуть долг отказался.
Каким образом и в какой сумме Гунпграмн может взыскать долг? Охарактеризуйте обязательственные отношения по «Салической правде».
3. После смерти свободного франка в 522 г. встал вопрос о разделе его наследства, главную ценность в котором имел аллод. Среди родственников, претендовавших на наследство, были жена, дочь, брат и дядя.
Руководствуясь «Салической правдой», определите, кто из указанных лиц имеет право на наследство и очередность призвания их к наследованию. Как повлияет на существо ответа предположение, что смерть произошла в 587 г.?
4. Свободный франк взял в жены рабыню, прельстившись ее
красотой.
Какие правовые последствия ожидают франка и его жену после заключения брака? Каковы особенности правового регулирования семейных отношений по «варварским правдам» ?
5. Франкский крестьянин-общинник Руадперт, имущество которого (постройка, скот и пр.) оценивалось в 20 солидов, убил свободного человека.
Какое наказание он должен понести по «Салической правде»? Какие меры может принять виновный, чтобы избежать более тяжкого наказания?
6. Обвиняемый в краже годовалого бычка был вызван к испытанию посредством котелка с кипящей водой. Напуганный предстоящей ордалией обвиняемый предложил графу 200 денариев, чтобы откупиться от испытания.
Правомерны ли действия обвиняемого? Вправе ли граф принять деньги? Означают ли действия обвиняемого признание вины? Какое наказание он может понести? При ответе опирайтесь на нормы «Салической правды».
Блок 5. Каролина
1. Один из стражников г. Кельн, находясь на службе, пытался задержать ночного вора. При этом стражник тяжело ранил вора: от
полученной раны тот умер.
Будет ли стражник нести ответственность?
2. Некто Бауэр из чувства личной неприязни обвинил соседа в
краже имущества со своего двора. Во время следствия было установлено, что у Бауэра ничего из заявленного имущества не пропало.
Как можно квалифицировать действия Бауэра? Какую ответственность он может понести ?
3. На рассмотрение судьи поступило дело, в котором на стороне
обвинения выступали три свидетеля. Один из них был очевидцем
происшествия, двое других слышали об этом со слов третьих лиц.
Будет ли достаточно показаний этих трех свидетелей для вынесения судебного решения ?
4. Во время охоты конюший барона фон Майбаха выстрелил из арбалета в чашу кустов, где, как ему показалось, скрывался зверь. Но
там оказался один из загонщиков, который был убит.
Как можно квалифицировать данную ситуацию? Будет ли конюший нести ответственность? Если да, то какую?
5. К следственному судье был доставлен бродяга, обвиняемый в
совершении нескольких краж и разбоев. Свидетелей и других улик
против него не было.
Мог ли судья прибегнуть к пытке для установления истины?
6. Во время пирушки между посетителями корчмы вспыхнула
ссора. Несколько человек бросились избивать одного из посетителей. Прибывшая на место преступления городская стража обнаружила труп и задержала трех нападавших. На теле убитого было обнаружено несколько ножевых ран.
Кто и в каком объеме будет нести ответственность ?
7.Купец Цвиглер, отражая нападение вооруженных грабителей на свой дом, убил одного из нападавших, а другого ранил.
Как можно квалифицировать действия Цвиглера? Будет ли он нести ответственность?
8. Карл Гройс был уличен в краже на сумму в 5 гульденов. До
этого он уже привлекался к ответственности за драку.
Как можно квалифицировать преступление Гройса? Какую ответственность он будет нести ?
9. В округе N. было совершено убийство. Подозрение пало на
кузнеца Макса Шварца, известного всем в данной местности как человека отчаянного и вздорного. Однако ни свидетельских показаний, ни иных прямых улик, указывающих на его вину, в распоряжении суда не было.
Вправе ли судья вынести приговор, опираясь на слухи? Вправе ли судья применить допрос под пыткой? Изменится ли ответ, если в ходе следствия будет выявлено, что Шварц враждовал с убитым ?
10. Брадобрей М. был обвинен в убийстве своего клиента. Два
посетителя его цирюльни затеяли драку в то время, когда М. обслуживал третьего клиента. Во время драки один из участников налетел на брадобрея и сбил его с ног. Тот, падая, сильно порезал бритвой своего клиента. От потери крови клиент умер.
Как можно квалифицировать данную ситуацию? Будет ли М. нести ответственность 7
11. Обвиняемый в совершении крупной кражи дал признательные показания во время пытки, но после отказался от своих показаний.
Может ли он быть признан виновным в суде ?
12. К судье поступило ходатайство об освобождении от уголовного наказания Густава Д., сына главы городского магистрата. Он впервые привлекался к ответственности и готов был компенсировать причиненный ущерб.
Имел ли судья право освободить Густава Д. от уголовного наказания? Перечислите основания смягчения и освобождения от ответственности по «Каролине».
Блок 7. Образование США
1. Являясь противником идеи Ш. Монтескье «о смешанном
правлении», один из «отцов основателей» США Б. Франклин во
время заседаний конституционного конвента Пенсильвании доказывал, что организация парламента из двух палат равнозначна по
пытке «впрячь в один экипаж с разных концов двух лошадей и по
гонять обеих нещадно кнутом».
Поясните, чем могла быть вызвана такая негативная оценка двухпалатной структуры высшего законодательного органа страны. В чем сущность разделения Конгресса США на Сенат и Палату представителей?
2. Нельсон Рокфеллер в 1979 г. отметил: «Если бы Конгресс принял решение в законодательном порядке предоставить вице-
президенту определенные полномочия, любой президент наложил
бы вето на подобный законопроект».
Как можно обосновать данное высказывание с точки зрения Конституции США?
3. Президентские выборы 1824 г. Эндрю Джексон получил в день
выборов (1.12.1824) наибольшее количество голосов, но 9.02.1825 г.
президентом был избран Джон Куинси Адаме. Несмотря на то, что
были основания подозревать Адамса в сговоре с третьим кандидатом в президенты Генри Клеем, выборы 9 февраля были признаны
легитимными.
Почему Э. Джексон не мог быть признан законно избранным президентом? В каком порядке осуществлялись перевыборы (9 февраля)? Ответ обоснуйте, опираясь на основной текст Конституции США и поправки к ней.
4. Французский мыслитель А. де Токвиль, посетивший США в
начале 1830-х гг., отметил: «у нас бытует мнение, что из-за существования рабства интересы одной части союза входят в противоречие
с интересами другой его части. Я решительно не согласен с этим.
Рабство не создает противоречий между интересами Юга и Севе
ра...»
Как можно обосновать данное высказывание? Изменилась бы точка зрения А. де Токвиля, если бы он был участником конституционного конвента 1787 г.? Как решен вопрос о рабстве в Конституции США ?
5. Дело «Флетчер против Пека». Легислатура штага Джорджия в
1795 г. передала огромные пространства земель спекулянтам по
низкой цене. Позже вскрылись факты коррупции, и состав легислатуры был обновлен. Новый состав попытался отменить уступку земель, объявив ее недействительной. К этому времени значительная
часть земель перешла в руки новых владельцев, не принимавших
участия в первоначальной сделке. Многие из новых владельцев жили за пределами штата. Верховный суд США отказал штату в праве
отмены уступки земель.
Какими положениями Конституции можно аргументировать решение Верховного суда?
6. Дело «Фурман против Джорджии» (1872 г.). Рассматривая протест гражданина Фурмана против присуждения его к смертной казни на основании законов штата Джорджия, Верховный суд признал
неконституционными все существующие на данный момент законы
штатов, предусматривающие смертную казнь.
Какими положениями Конституции США можно аргументировать решение Верховного суда?
Блок 8. Великая французская революция XVIII в.
1. Анри Буше, бывший советник посольства Франции в России,
во время пребывания в Петербурге вступил в Английский клуб (собрание российской дворянской элиты). По возвращении во Францию он не был внесен в списки активных граждан, допущенных к
участию в выборах в Национальное собрание. Буше подал в суд,
ссылаясь на то, что он, 50-летний француз по рождению, проживал
в своем городе время, установленное законом для того, чтобы быть в
числе избирателей. Он платит прямой налог, значительно превышающий стоимость трех дней в данном районе (расписка, засвидетельствовавшая этот факт, им представлена). Он почетный собственник, еще до отъезда в Россию внесенный в списки Национальной
гвардии муниципалитета и принесший гражданскую присягу.
Каким должно быть решение суда по Конституции 1791 г.? Дайте общую характеристику избирательной системы по этому документу.
2. В департаменте Оверни находилась больница для бедных, содержавшаяся на проценты с капитала, завещанного богатым наследодателем. По решению Национального собрания больница была
закрыта, а деньги пошли на нужды депутатов Национального собрания.
Правомерны ли действия депутатов (по Конституции 1791 г.)?
3. Депутат Национального собрания Этьен Моду был избран на
том основании, что обещал своим землякам добиться выделения
средств дня починки дорог в родном департаменте. Став депутатом,
он не только не приложил усилий для исполнения обещанного, но,
когда соответствующие предложения были внесены другим депутатом, предложил направить деньги на финансирование дополнительных массовых празднеств в годовщину революции. Возмущенные жители департамента требуют отзыва Э. Моду.
Правомерны ли их требования (по Конституции 1791 г.)?
4. Торговец Христо Мабли отказался от уплаты налога на не
движимость, заявляя, что он в голосовании не участвовал, на выборы не ходил и, следовательно, не связан с этим законом.
Правомерны ли действия Мабли по Конституции 1793 г. ?
5. Гражданин Пьер Бюзо подал письменное, адресованное Совету Пятисот и подписанное им обвинение против депутата этого органа Ролана Эршеля, который предложил проект подоходного налога, ставший решением Совета Пятисот и направленный в Совет
Старейшин. Бюзо указывал на то, что система расклада налогообложения по различным категориям плательщиков в этом проекте не
соответствует их фактической платежеспособности, что решение
принято в пользу бедных, что является нарушением Конституции
1795 г.
Правомерно ли это обвинение? Опишите порядок принятия законов по Конституции 1795 г.
Источники
Вологдин А.А. История государства и права зарубежных стран.- М.: Юрайт, 2015.- 768с.
История государства и права зарубежных стран: электронный учебник / под ред. К.И. Батыра.- М.: Кнорус, 2009.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран в 2 т./ под ред. Н.А. Крашенинниковой.- М.: Норма, 2009.
Антология правовой мысли. - М., 1999. - Т. 1-5.
Великая хартия вольностей // Петрушевский Д.М. Памятники истории Англии XI-XIII вв. - М., 1936. - С. 96-117.
Вологдин, А.А. История государства и права зарубежных стран. Практикум. Учеб. пособие / А.А. Вологдин. - М., 2005.
Германское гражданское уложение 1896 г. - СПб., 1898.
Гражданский кодекс Франции. - М., 1941.
Документы по истории Великой французской революции: В 2 т. / Отв. ред. А.В. Адо. - М., 1990-1992.
Законы Ману / Пер. С.Л. Эльмановича, испр. и доп. СТ. Ильиным. -М, 1960. (Переизд. в 1992 г.)
Законы XII таблиц / Текст, пер., вступ. ст. Л.Л. Кофанова; Отв. ред. В.И. Уколова.-М., 1996.
Законы Хаммурапи // Вестник древней истории. - 1952. - № 3.
Каролина. Уголовно-судебное уложение Карла V / Пер., предисл. и примеч. С.Я. Булатова. - Алма-Ата, 1967.
Кислица Н.А. Американская революция XVIII в. / Н.А. Кислица. - М., 1968.
Конституции зарубежных государств: Учеб.. пособие / Сост.: В.В. Маклаков. - М , 1999.
Конституции и законодательные а к т ы буржуазных государств X V I I — XIX вв.-М., 1957.
Салическая правда // Пер. Н.П. Грацианского; Под ред. В.Ф. Семенова. -М., 1950.
Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.И. Корецкого. - М., 1961.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права /. Под: ред. К.И. Батыра. - М, 1996. - Т. 1-2.
Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учеб. пособие / Сост. В.Н. Садиков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Древний мир и Средние века / Сост.: В.А. Томсинов. - М., 1999.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: Новое и новейшее время / Сост.: Н.А. Крашенинникова. - М, 1999.
Учебная и методическая литература
Абдурахманова, И.В. История государства и права зарубежных стран / И.В. Абдурахманова. - М.; Ростов-на-Дону, 2003.
Вологдин, А.А. История государства и права зарубежных стран: Учеб. Пособие / А.А. Вологдин. - М., 2004.
Всеобщая история государства и права: Учеб. для вузов / Под ред. К.И. Батыра. - М., 1999.
Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов / В.Г. Графский. - М, 2007.
История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов / Под общ. ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. - М., 2005. - Т. 1-2.
История государства и права зарубежных стран: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. - М., 2008.
Косарев, А.И. История государства и права зарубежных стран / А.И. Косарев. - М., 2002.
Омельченко, О.А. Всеобщая история государства и права. Учебник в 2 т. - М., 2008.
Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран / М.Н. Прудников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М, 2004.
Томсинов, В.А. История государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века): Учебно-методическое пособие для семинарских занятий / В.А. Томсинов. - М., 2000.
Черниловский, З.М. Всеобщая история государства и права / З.М. Чер-ниловский. - М., 2007.
Дополнительная литература
История государства и права зарубежных стран в 2-х т. / под ред. О.А. Жидкова.- М.: Норма, 2009.
Азаркин, Н.М. Всеобщая история юриспруденции: Курс лекций,
Н.М. Азаркин.-М., 2003.
Аннерс, Э. История европейского права/ Э. Аннерс. - М., 1994.
Берман, Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г.Дж. Берман. - М., 1994.
Бонгард-Левин, Г.М. Древняя Индия / Г.М. Бонгард-Левин, Г.Ф. Ильин.-М., 1980:
Всемирная история / Под ред. И.А. Алябьевой и др. - Минск, 1998. -Т. 1-24.
Всеобщая история государства и права: Энциклопедический словарь. -М, 2000.
Графский, В.Г. История политических и правовых учений / В.Г. Графский. -М., 2005.
Гуревич, А.Я. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе / А.Я. Гуревич. - М, 1970.
Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жоффре-Спинози. - М., 1996.
История буржуазного конституционализма XIX в. / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. - М., 1986.
История буржуазного конституционализма XVII-XVIII вв. / Отв. ред. B.C. Нерсесянц. ~ М., 1983.
История средних веков. В 2 т. / Под ред. СП. Карпова. - М, 2000.
История США: В 4-х т. / Гл. ред. Г.Н. Севостьянов. - М., 1983. - Т. 1.
Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права. Учеб. пособие / Т.В. Кашанина. - М., 2004.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Под ред. Б.А. Страшуна. - М . , 1995-1997.-Т. 1-4.
Крашенинникова, Н.А. Индусское право: история и современность / Н.А. Крашенинникова. - М., 1982.
Крашенинникова, Н.А. История права Востока: Курс лекций / Н.А. Крашенинникова. - М., 1994.
Марченко, В.П. Сравнительное правоведение: Учебник для вузов / В.П. Марченко.-М„ 2001.
Медушевский, А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций / А.Н. Медушевский. - М., 2002.
Морандьер, Л.Ж. де ла. Гражданский кодекс Франции. В 3 т. / Л.Ж. де ла Морандьер. - М., 1956-1960.
Нарышкина, Р.А. Источники гражданского и торгового права буржуазных стран / Р.А. Нарышкина. - М., 1965.
Новая история стран Европы и Америки: Второй период / Под ред. И.М. Кривогуза и Е.Е. Юровской. - М . , 1998.
Новая история стран Европы и Америки: Первый период / Под ред. И.М. Кривогуза и Е.Е.Юровской. - М., 1997.
Новицкий, И.Б. Римское право / И.Б. Новицкий. - М., 1998.
Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. - М., 2001.
Ревуненков, В.Г. Очерки по истории Великой французской революции: В 2 ч. / В.Г. Ревуненков. - Л., 1989-1990.
Савельев, В.А. Германское гражданское уложение / В.А. Савельев. -М, 1994.
Цвайгерт, К. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права: В 2 - х тт. / К. Цвайгерт, X. Кётц. - М., 1998. - Т . 1. Основы.
Чельцов-Бебутов, М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческом, феодальном и буржуазном государствах / М.А. Чельцов-Бебутов. - СПб., 1995.
Энекцерус, Л. Курс германского гражданского права / Л. Энекцерус. -М., 1950.-Т. 1.
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН (ч. 1)
Контрольные задания
для студентов заочного отделения
юридического факультета
по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция
Направление подготовки – «бакалавр»
Составитель:
Тюрина Ю.Э.
Калуга 2017
Тюрина Ю.Э.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы учебной дисциплины «История государства и права зарубежных стран» (часть 1), для студентов заочной формы обучения по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, квалификация (степень) «бакалавр». – М. КИ МГЭУ, 2017, 28 с.
Утверждено на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин КИ МГЭУ. Протокол № 8 от 11.04.2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с учебным планом юридического факультета студенты заочной формы обучения пишут контрольные работы по Истории государства и права зарубежных стран.
Выполнение контрольной работы являемся важной составляющей изучения предмета, а также эффективной учебно-методической формой контроля знаний студентов. Контрольная работа имеет своей целью расширение, углубление и закрепление теоретических и практических знаний, полученных на сессии, развитие у студентов навыков самостоятельной работы, способностей к анализу законодательства.
Контрольная работа по каждой дисциплине состоит из решения задач. В процессе написания контрольной работы студент должен показать умение пользоваться специальной литературой и способность анализировать нормативно-правовые акты.
Работы сдаются в деканат в соответствии с утвержденным графиком сдачи контрольных работ. Преподаватель проверяет работу и в случае положительной оценки («зачтено») допускает студента к сдаче экзамена. В случае неудовлетворительной оценки студент обязан исправить контрольную работу в соответствии с рекомендациями преподавателя. Студенты, чьи работы не зачтены, не допускаются до экзамена по дисциплине.
ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Выполнение контрольной работы состоит в решении юридических задач в соответствии со своим вариантом.
Решение юридических задач призвано актуализировать знания, подученные студентами на лекциях и семинарах. При анализе предлагаемых ситуаций (казусов, споров, высказываний политиков и юристов) необходимо, прежде всего, четко определить существо проблемы, т. е. какое право нарушено и (или) требует юридической зашиты. Далее следует выделить юридически значимые факты, определяющие данную правовую ситуацию, установить права и обязанности участников правоотношения. И, наконец, каким образом действующее на тот момент право (законодательство) предлагало урегулировать аналогичные ситуации. В ряде заданий возможно несколько вариантов правильного решения, необходимо предусмотреть их все.
Ответ на поставленные в задании вопросы должен быть последовательным, аргументированным, стилистически и грамматически правильным. Он должен содержать ссылки на конкретные нормы права (указание на номер статьи, титула, главы и т. п.), содержащиеся в документах. Приветствуется цитирование учебников и научных работ. Дословное цитирование источников и исследований, не оформленное как цитата (т. е. плагиат), не допускается. Не стоит злоупотреблять цитатами: содержание норм лучше приводить в кратком пересказе и лишь в той их части, которая непосредственно относится к раскрываемому вопросу. Не следует излагать материал, не имеющий отношения к теме зада