Сборник постановлений Пленумов по уголовным делам. Спарк. -

Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Рос­сийской Федерации) по уголовным делам. М.: Спарк, 2000.

Сборник постановлений Пленумов по гражданским делам. Спарк. -Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Рос­сийской Федерации) по гражданским делам. М.: Спарк, 2001.

Сборник постановлений Пленума ВС РФ- Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961-1996. М., 1997. СЗРФ - Собрание законодательства Российской Федерации СИЗО- следственные изоляторы

СК МВДРФ - Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации

ТКРФ - Таможенный кодекс Российской Федерации

УВД - управление внутренних дел

УИК - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (1996)

УК, УКРФ - Уголовный кодекс Российской Федерации (1996)

УПК - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (2001)

ФОПСИИ- Федеральные органы правительственной связи и информации

ФПС - Федеральная пограничная служба Российской Федерации

ФСБ - Федеральная служба безопасности Российской Федерации

Предисловие к четвертому изданию

Вышедшие в свет три издания данного учебника убедительно подтвер­дили широкий спрос на него со стороны студентов юридических институ­тов и факультетов, слушателей различных специальных образовательных учреждений, аспирантов и адъюнктов, преподавателей вузов. Учебник получил широкое распространение как в Москве, так и в других регионах России, в том числе и тех, в которых изданы «свои» учебники и (или) учеб­ные пособия по курсу «Правоохранительные органы Российской Федера­ции». Вызвал он интерес и у студентов и преподавателей ряда зарубежных государств. Можно сделать однозначный вывод: подход авторов и издате­лей учебника к его структуре и содержанию вполне себя оправдал; «потре­бители» учебника, конечно, заметили те новшества, которые (в сравнении с другими привычными изданиями) отличают наш учебник. Позитивная оценка работы авторов предопределила необходимость сохранения избран­ной модели учебника, хотя авторы отдают себе отчет в том, что каждое новое издание должно обладать элементами новизны, обусловленными текущими событиями и потребностями.

Как заметили наши читатели, во втором издании учебника, учитывая их пожелания, мы дополнительно поместили материал, посвященный истории становления и развития судов и других правоохранительных органов, по­святив этому специальную главу (гл. 4) и ряд параграфов в других главах (о прокуратуре, органах расследования, адвокатуре, нотариате, таможен­ных органах). В третьем издании появилась новая глава (гл. 9) - о судах субъектов Российской Федерации. Четвертое издание мы тоже отметили новой главой- об органах судейского сообщества (гл. 11), которым специ­ально посвящен недавно принятый Федеральный закон1.

Необходимость в подготовке четвертого издания учебника «Правоохра­нительные органы» обусловлена существенным изменением в декабре 2001 г. Федерального конституционного закона «О судебной системе в Российской Федерации» и Федерального закона «О статусе судей в Россий-

Федеральный закон от 15 февраля 2002 г. (14 марта 2002 г) № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 11. Ст 1022

Предисловие к четвертому изданию

ской Федерации»1, а также принятием Федеральных законов «Об адвокат­ской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»2 и «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»3. В конце 2001 г. принят новый Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, а в сере­дине 2002 г. - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федера­ции, которые оказали влияние на построение и деятельность ряда правоох­ранительных органов, в которых произошли к тому же существенные структурные изменения. Наконец, учитывая пожелания учащихся и препо­давателей, в гл. 16 (§ 3) представлен вопрос о службе судебных приставов.

Разумеется, при подготовке работы к четвертому изданию внесены и другие дополнения, уточнения, изменения. Произошло небольшое вынуж­денное обновление состава авторского коллектива.

1 Федеральный конституционный закон от 28 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.) № 5-ФКЗ и Федеральный закон от 28 ноября 2001 г. (15 декабря 2001 г.) № 169-ФЗ //СЗ РФ. 2001. № 51. Ст. 4825; 4834.

2 Федеральный закон от 26 апреля 2002 г. (31 мая 2002 г.) № 63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №23. Ст. 2102.

3 Федеральный закон от 15 февраля 2002 г. (14 марта 2002 г.) № 30-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №11. Ст. 1022.

Предисловие к первому изданию

К настоящему времени в Российской Федерации существенно возросла роль профессии юриста. Сообразно этому за последние годы резко выросло число высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов. Помимо традиционных учебных заведений- юридических факультетов университетов, юридических институтов (в системе Государственного ко­митета РФ по высшему образованию), отраслевых академий, юридических институтов и высших школ МВД РФ - за последние годы образовано мно­жество факультетов в рамках других высших учебных заведений (акаде­мий, университетов, институтов) - народного хозяйства, экономических, технических, сельскохозяйственных, педагогических и др. Только в Москве к началу 1996 г. функционировало более 50 вузов и факультетов учебных заведений юридического профиля.

В указанных учебных заведениях существует различная специализация. Одни учебные заведения (и факультеты вузов) специализируются на подго­товке юристов, которым предстоит нести службу в качестве следователей, сотрудников органов и подразделений дознания, оперативных служб. Дру­гие делают основной акцент на подготовке юристов, которым предстоит работать в сфере экономических, финансовых, банковских отношений. Есть учебные заведения, одной из специализаций которых является подго­товка кандидатов на должности судей, прокуроров. Отдельные факультеты учебных заведений готовят юристов-международников. Некоторые круп­ные вузы специализируют своих будущих выпускников по двум и более профилям. Наконец, существуют вузы с ориентацией на подготовку спе­циалистов общего (широкого) профиля.

Несмотря на указанные различия в специализации учебных заведений, в каждом из них предусмотрен курс «Правоохранительные органы Россий­ской Федерации» (далее употребляется и краткое название курса- «Пра­воохранительные органы»), т. е. курс, освещающий построение судов (об­щих и арбитражных), прокуратуры, других правоохранительных государ­ственных, а также (в определенной мере) негосударственных учреждений. В некоторых учебных заведениях он существует под другим названием: судоустройство, правоохранительные органы и т. п. Но, заметим, он преду-

Предисловие к первому изданию

Предисловие к первому изданию

смотрен учебными планами и программами всех высших учебных заведе­ний, осуществляющих подготовку юристов, причем изучается названная учебная дисциплина на начальном этапе обучения, как правило, в числе пер­вых юридических дисциплин.

Это происходит потому, что в рамках указанного курса (или учебной дисциплины) происходит ознакомление будущего юриста с учреждениями юстиции (в самом широком смысле слова), существующими в Российской Федерации. Студент (слушатель, курсант) получает первичные сведения о судебной власти в Российской Федерации, существующей в соответствии с Конституцией РФ системе общих (включая военные) и арбитражных судов. В рамках указанного курса даются знания о целях, задачах и основных функциях такого ранее неизвестного российской государственно-правовой системе феномена, как Конституционный Суд Российской Федерации.

Изучая данный курс, учащийся получит необходимые исходные данные о таких государственных правовых учреждениях, как Генеральная проку­ратура России и ее органы на местах, их задачах и направлениях деятель­ности.

Впервые в учебнике по курсу «Правоохранительные органы Российской Федерации» представлен весь комплекс правоохранительных учреждений, включающий: органы внутренних дел; органы, обеспечивающие безопас­ность Российской Федерации; органы таможенной службы; подразделения ФСНП (Федеральной службы налоговой полиции). Наряду с государствен­ными правоохранительными органами представлены и негосударственные органы, функционирующие в той же сфере общественных отношений. Имеются в виду существующие уже не первый год службы охранной и детективной деятельности.

Придавая важное значение правообеспечивающей деятельности Мини­стерства юстиции РФ и его органов в республиках в составе России и на территориях других субъектов Федерации, авторы учебника не ограничи­лись только ее рассмотрением. В учебнике представлена также особая гла­ва об организации, характере, задачах нотариата.

С учетом постоянно возрастающего значения обеспечения предусмот­ренного Конституцией РФ права каждого на получение квалифицирован­ной юридической помощи (ст. 48) в учебник включена обстоятельная глава об адвокатуре в России. Но и здесь, в главе, которая традиционно присут­ствует в аналогичных учебниках, авторы вышли за установившиеся грани­цы, отступив от общепринятого изложения в прежних учебных пособиях и учебниках института адвокатуры в рамках лишь Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. Такое пред­ставление о структуре и характере рассматриваемого правового института уже не соответствует реальной действительности. И это авторы данного учебника постарались учесть.

Освоение курса «Правоохранительные органы в Российской Федера­ции» имеет свои сложности. Во-первых, учащемуся предстоит изучить не один правоохранительный орган и даже не одну систему органов, а их со­вокупность. Во-вторых, нормативной базой данного курса является не один нормативный акт, а их множество, включающее акты различных уровней и юридической силы, в том числе: Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты федеральных органов России, акты субъектов Российской Федерации. В-третьих, наряду с новейшими нормативными актами (Конституция, зако­ны о конституционном и арбитражных судах, о прокуратуре, о милиции и других правоохранительных органах) в настоящее время применяются некоторые акты, изданные до принятия новой Конституции РФ. И хотя они (например, Закон о судоустройстве РСФСР 1981 г.) модернизированы, в них наряду с новыми нормами содержится ряд норм устаревших, не при­меняемых в настоящее время. В учебнике дана их интерпретация с учетом положений п. 2 второго раздела Конституции Российской Федерации (За­ключительные и переходные положения). В соответствии с ним законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федера­ции до вступления в силу Конституции 1993 г., применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Представляемый учебник подготовлен прежде всего на базе Конститу­ции Российской Федерации 1993 г., новейших законодательных актов, при­нятых в соответствии с этой Конституцией. Кроме того, авторами в макси­мальной степени учтены новые законы и все изменения, внесенные в ранее действовавшие акты в ходе судебной реформы в России (1991-1995 гг.).

При подготовке учебника учтены, в частности, такие законы, как Феде­ральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.); Федеральный конституционный закон «Об арбитраж­ных судах Российской Федерации» (1995 г.); Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (1995 г.); Фе­деральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1995 г.); Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"» (1995); Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (1995 г.) и некоторые другие.

Глава 1. Основные понятия, предмет и система курса

Раздел I. Общие положения

Глава 1. Основные понятия, предмет и система курса

Наши рекомендации