Тема 5. НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

1. Понятие наследования. Виды наследственного правопреемства.

2. Наследование по завещанию.

3. Наследование по закону.

4. Необходимое наследование. Обязательная доля.

5. Открытие и принятие наследства.

6. Легаты и фидеикомиссы.

Литература к теме «Наследственное право»

Источники римского права

Законы XII таблиц //В кн.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. — М.: Зерцало, 1997. С. 5-15 (и другие издания)*.

Дигесты Юстиниана // Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского. Отв. ред. Л.Л. Кофанов: Тома I-VIII. — М.: Статут, 2001-2007*.

Основная литература

Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. — М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948 (и последующие издания). Раздел VI «Наследственное право», главы 18-23, §§ 76-92*.

Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Издательская группа ИНФРА · М—Норма, 1996 (и последующие издания). Раздел IX «Наследственное право» — главы 1-2*.

Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права: учебник / Под ред. Д.В. Дождева. — М.: Издательство БЕК, 2000 (и последующие переиздания). Часть VI «Наследственное право», главы I-XV, §§ 266-336*.

Дополнительная литература

Бычкова Т.В. Рецепция римского права в российском дореволюционном, советском и современном наследственном праве // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2000. № 1 (6). С. 188-193*.

Дождев Д.В. Римское архаическое наследственное право. — М.: Наука, 1993.

Ляпустина Е.В. Тайный фидеикомисс в Дигестах // В кн.: Дигесты Юстиниана / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. Том VIII: Статьи и указатели. — М.: Статут, 2006. С. 136-144*.

Тема 6. ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

1. Понятие и виды обязательств.

2. Лица в обязательстве.

3. Исполнение обязательства.

4. Прекращение обязательства помимо исполнения.

5. Неисполнение обязательства. Ответственность должника.

6. Обеспечение исполнения обязательства.

7. Понятие и виды договоров.

8. Эволюция договорного права.

9. Условия действительности договоров.

10. Вербальные контракты.

11. Литтеральные контракты.

12. Реальные контракты.

13. Консенсуальные контракты.

14. Безыменные договоры.

15. Пакты и их виды.

16. Понятие и виды обязательств как бы из договоров.

17. Понятие и виды обязательств из деликтов.

18. Понятие и виды обязательств как бы из деликтов.

Литература к теме «Обязательственное право»

Источники римского права

Законы XII таблиц //В кн.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. — М.: Зерцало, 1997. С. 5-15 (и другие издания)*.

Институции Гая // В кн.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. — М.: Зерцало, 1997. С. 16-151; либо: Гай. Институции / Пер. с латинского Ф. Дыдынского / Под. ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова. – М.: Юристъ, 1997 (и другие издания)*.

Дигесты Юстиниана // Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского. Отв. ред. Л.Л. Кофанов: Тома I-VIII. — М.: Статут, 2001-2007*.

Основная литература

Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. — М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948 (и последующие издания). Раздел VII-IX, главы 24-41, §§ 93-168*.

Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Издательская группа ИНФРА · М—Норма, 1996 (и последующие издания). Раздел VIII «Обязательственное право», части I-II, главы 1-10*.

Дождев Д.В. Практический курс римского права. Часть 1: Учеб.-практ. пособие. — М.: Дело, 2000. Занятие 5 «Условие и срок», с. 87-101; занятие 13 «Ошибка при заключении сделки», с. 207-225.

Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права: учебник / Под ред. Д.В. Дождева. — М.: Издательство БЕК, 2000 (и последующие переиздания). Часть IV «Обязательственные права», главы I-IX, §§ 190-261*.

Дополнительная литература

Гайдук Е.Г. Mandatum римского права // Журнал российского права 2002. № 4. С. 163-166*.

Гетьман-Павлова И.В. Народные иски из квазиделиктов в римском праве // Государство и право. 2007. № 5. С. 101-108*.

Коржов А.Н. Некоторые проблемы института цессии в римском праве и современном гражданском праве Российской Федерации // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2000. № 2 (7). С. 207-210*.

Малков А.Д. Сущность договора в римском праве // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1999. № 1 (4). С. 180-187*.

Марей А.В. Iniuria в системе римских частных деликтов. D. 47.10: проблемы перевода и интерпретации // В кн.: Дигесты Юстиниана / Отв. ред. Л.Л. Кофанов. Том VIII: Статьи и указатели. — М.: Статут, 2006. С. 160-169*.

Новак Д.В. Идея недопустимости неосновательного обогащения в римском праве в связи с категориями aequitas и ius naturale // Государство и право. 2006. № 9. С. 76-85*.

Новиков А.А. Правовое регулирование прекращения договора простого товарищества в гражданском праве России и римском праве // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2002. № 2 (10). С. 242-250*.

Савельев В.А. Дарение в римском праве и в современном законодательстве // Журнал российского права. 2007. № 3. С. 41-48*.

Седаков С.Ю. Развитие emptio-venditio и генезис locatio-conductio в римском предклассическом праве // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1999. № 1 (4). С. 73-78*.

Седаков С.Ю. Понятие contractus в римском предклассическом праве // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1997. № 1 (2). С. 49-55*.

Скрипилев Е.А. Содержание, виды и толкование договоров в римском праве // В кн.: Договор: правовые и экономические аспекты. Сборник научных трудов. — М.: МИЭП, 1999. С. 21-23.

Слепцова Е.Н. Societates в римском классическом праве и Гражданском кодексе Российской Федерации // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1999. № 2 (5). С. 184-188*.

Степанов Д.И. Зарождение и развитие услуг в римском частном праве // Журнал российского права. 2001. № 3. С. 148-160*.

Шаханина С.В. К исследованию понятия «кондикция» в римском частном праве // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2002. № 1 (9). С. 141-150*.

Тема 7. ЗАЩИТА ПРАВ. ИСКИ

1. Формы защиты частных прав: самоуправство и государственная защита.

2. Понятие и виды исков.

3. Законные иски. Виды легисакционного процесса.

4. Формулярный процесс.

5. Экстраординарный процесс.

6. Интердиктное производство. Иные особые средства преторской защиты частных прав.

7. Значение времени в праве. Исковая давность.

Литература к теме «Защита прав. Иски»

Источники римского права

Законы XII таблиц //В кн.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. — М.: Зерцало, 1997. С. 5-15 (и другие издания)*.

Институции Гая // В кн.: Памятники римского права: Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. — М.: Зерцало, 1997. С. 16-151; либо: Гай. Институции / Пер. с латинского Ф. Дыдынского / Под. ред. В.А. Савельева, Л.Л. Кофанова. – М.: Юристъ, 1997 (и другие издания)*.

Дигесты Юстиниана // Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского. Отв. ред. Л.Л. Кофанов: Тома I-VIII. — М.: Статут, 2001-2007*.

Основная литература

Римское частное право: Учебник / Под ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. — М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1948 (и последующие издания). Раздел II «Осуществление и защита прав», главы 4-8, §§ 15-31*.

Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М.: Издательская группа ИНФРА · М—Норма, 1996 (и последующие издания). Раздел IV «Защита прав», главы 1-5*.

Дождев Д.В. Практический курс римского права. Часть 1: Учеб.-практ. пособие. — М.: Дело, 2000. Занятие 1 «Части формулы», с. 16-120.

Санфилиппо Чезаре. Курс римского частного права: учебник / Под ред. Д.В. Дождева. — М.: Издательство БЕК, 2000 (и последующие переиздания). Часть I «Общие сведения», глава V «Защита прав», §§ 72-82*.

Франчози Дж. Институционный курс римского права / Перевод с итальянского; Отв. ред. Л.Л. Кофанов. — М.: Статут, 2004. Глава 3 «Римский гражданский процесс» — пп. 23-33, с. 76-112*.

Дополнительная литература

Дрожжин В. Правосудие в Древнем Риме // Российская юстиция. 1994. № 10. С. 31-34.

Кудряшов С.М. Суд рекуператоров по римскому праву // Московский журнал международного права. 1997. № 4. С. 99-101.

Марченко М.Н. Формирование и реализация идей судебного права в Древнем Риме // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2005. № 1 (15). С. 75-99*.

Новицкая К.И. Отражение социальной структуры позднеримского общества на судопроизводстве // Вестник древней истории. 1968. № 6. С. 65-71.

Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. — М.: «Городец-издат», 2002 (и последующие издания)*.

Салогубова Е.В. Элементы римского права в российском судопроизводстве X – XVII вв. // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1999. № 1 (4). С. 173-179*.

Тема 9. РЕЦЕПЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА

1. Римское право в Византии и на Востоке. Законодательные переработки Свода Юстиниана.

2. Рецепция римско-византийского права в Древней Руси: различные редакции Кормчей книги, Мерило Праведное.

3. Болонская школа глоссаторов: основные деятели и произведения.

4. Школа комментаторов: основные деятели и произведения.

5. Гуманизм XVI в. и переосмысление роли права в жизни. Естественно-правовая школа XVII-XVIII вв.

6. Немецкая «историческая школа права» XIX в.

7. Роль римского права в истории права: феномен рецепции.

8. Современные направления римского права: неогуманизм, неопандектистика. Римское право и унификация европейского права.

9. Римское право в России: от XIX в. до современности.

Литература к теме «Рецепция римского права»

Источники

Дигесты Юстиниана // Дигесты Юстиниана / Перевод с латинского. Отв. ред. Л.Л. Кофанов: Тома I-VIII. — М.: Статут, 2001-2007*.

Ватиканские фрагменты. Перевод и комментарии А.С. Бурова. Ред. Д.А. Литвинов, А.И. Солопов // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1999. № 1 (4). С. 254-279; продолжение — Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1999. № 2 (5). С. 222-247; окончание — Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2000. № 1 (6). С. 278-299*.

Сопоставление законов Моисеевых и римских. Перевод и комментарии М.Д. Соломатина. Ред. перевода А.И. Солопов // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1997. № 1 (2). С. 164-191*.

Составленные Петром извлечения из римских законов. Перевод, вводная статья и комментарии Д.Ю. Полдникова. Ред. Л.Л. Кофанов. Книга 1-2 // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2003. № 1 (11). С. 216-262; Книга 3 // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2003. № 2 (12). С. 212-231*.

Семь Партид короля Альфонсо X Мудрого. Перевод с исп. и вступительная статья А.В. Марея. Ред. перевода О.В. Ауров // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2005. № 1 (15). С. 226-243*.

Фрагменты эдикта короля Эвриха. Fragmenta Parisina. Вступительная статья и перевод О.В. Аурова // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2007. № 1 (19). С. 244-263*.

Основная литература

Покровский И.А. История римского права. — Петроград: Изд. юрид. кн. склада «Право», 1915 (и последующие переиздания). Глава V «Римское право в новом мире», §§ 40-45*.

Виноградов П.Г. Римское право в средневековой Европе. — М.: Изд. А.А. Карцева, 1910*.

Муромцев С. Рецепция римского права на Западе. — М.: Тип. А.И. Мамонтова и Ко, 1886*.

Авенариус М. Савиньи и его русские ученики. Передача научного юридического знания в первой половине XIX в. // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2005. № 1 (15). С. 108-118*.

Гьяро Т. «Comparemus!». Романистика как фактор унификации европейских правовых систем // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2005. № 1 (15). С. 177-200*.

Кофанов Л.Л., Суханов Е.А. Влияние римского права на новый Гражданский кодекс Российской Федерации // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1999. № 1 (4). С. 7-20*.

Полдников Д.Ю. «Критический» метод Ирнерия как вклад в возрождение изучения римского права // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2000. № 1 (6). С. 228-240*.

Мартинес Мартинес Ф. Общее право, стиль французский, стиль итальянский и кастильское приложение // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2005. № 2 (16). С. 143-162*.

Новгородцев П. Историческая школа юристов, ее происхождение и судьба: Опыт характеристики основ школы Савиньи в их последовательном развитии. — М.: Унив. тип., 1896*.

Циммерманн Р. Римское право и гармонизация частного права в Европе // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2005. № 1 (15). С. 156-176*.

Дополнительная литература

Володкевич В. Римское право и идеи кодификации в XVIII и начале XIX в. (На примере работ над французским Code civil) // В кн.: Цивилистические исследования. Ежегодник гражданского права. Вып. 2. — М.: Статут, 2006. С. 112-126*.

Жданов А.А.Доверительная собственность и проблема рецепции римского права в средневековой Англии // Правоведение. 2002. № 6. 208-223*.

Кофанов Л.Л., Суханов Е.А. О проекте изучения преподавания римского права в России в 1945-1996 гг. // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1997. № 1 (2). С. 122-130*.

Летяев В.А.Необходимость и достаточность рецепции норм римского права в России XIX - начала XX в. // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2000. № 1 (6). С. 194-202*.

Марей А.В. Язык права средневековой Испании: от Законов XII таблиц до Семи Партид. — М.: УРСС, 2008*.

Милов Л.В. Византийская Эклога и Пространная Русская Правда (проблемы рецепции) // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1998. № 1 (3). С. 113-119*.

Орлов В.Г. Римское право в правовой системе Финляндии // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2003. № 1 (11). С. 120-130*.

Полдников Д.Ю. Публичное право в работах глоссаторов и комментаторов // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2006. № 1 (17). С. 128-136*.

Полдников Д.Ю. Договорные доктрины глоссаторов (XII-XIII вв.). — М.: Академия, 2008*.

Рудоквас А.Д. Неопандекстистика и европейское право (вступительное слово к дискуссии) // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2005. № 1 (15). С. 146-155*.

Сборник законодательных памятников древнего западно-европейского права. Lex Salica. Вып. 1 / Под ред. П.Г. Виноградов, М.Ф. Владимирский-Буданов. Предисл. и прим.: Д.Н. Егоров. — Киев: Тип. Ун-та Св. Владимира, 1906*.

Тамм Д. Римское право и страны Северной Европы: Дания // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2004. № 2 (14). С. 196-201*.

Томсинов В.А. О роли римской правовой культуры в формировании «общего» права Англии // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 2000. № 2 (7). С. 138-147*.

Томсинов В.А. О сущности явления, называемого рецепцией римского права // Вестник Московского университета. 1998. № 4. С. 3-17.

Томсинов В.А. Рецепция римского права в Западной Европе в средние века: постановка проблемы // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1998. № 1 (3). С. 169-175*.

Томсинов В.А.Значение римского права в общественной жизни западной Европы в XI – XIII вв. // Древнее право. IUS ANTIQUUM. 1997. № 1 (2). С. 112-119*.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Предполагается, что в рамках курса «Римское право» студент, помимо конспектирования лекций, читаемых преподавателем, обязан вести самостоятельную учебную и научную работу, т.е., готовиться к семинарам, писать рефераты и, — по желанию, — выполнять курсовые проекты по данной дисциплине. Данные методические указания призваны облегчить студенту названную самостоятельную деятельность, повысить ее эффективность и производительность.

При подготовке к семинарским занятиям студент, в первую очередь, должен прочитать план занятия и соответствующий раздел программы курса, внимательно изучить составляющие каждый вопрос плана дидактические единицы программы и затем, в соответствии с ними, строить схему своего ответа на каждый вопрос. Например, для правильного и полного ответа на вопрос «Кодификация Юстиниана» необходимо раскрыть содержание следующих дидактических единиц программы курса: «Предпосылки кодификации. Деятельность комиссии Трибониана. Интерполяции. Institutiones. Codex. Digesta. Novellae Constitutiones».

Прежде всего, студент должен уделять внимание источникам и лишь после полной проработки материала, предоставляемого оригинальными текстами римского права, приступать к работе с учебной и научной литературой по разбираемому вопросу. Работа с источниками римского права, в свою очередь, имеет несколько особенностей: незаменимыми помощниками студента в ней станут, во-первых, его рабочая тетрадь, а во-вторых, необходимая справочная литература, то есть, основные словари и энциклопедии, перечисленные в списке литературы (раздел «Справочная литература»).

Студенту рекомендуется иметь две рабочих тетради: одну, в которой он выполняет домашние задания преподавателя (как то: конспекты источников и литературы, анализ казусов римского права и т.д.), и которую он сдает ему на проверку и вторую, в которой должны составляться выписки и индексы, необходимые студенту для работы на семинарах и подготовки самостоятельных письменных работ. Тетради следует вести аккуратным, легко читаемым почерком, тщательно следить за четкостью оформления записей в них, поскольку в данном случае корректность формы является залогом адекватности содержания.

Конспекты источников и литературы[3], записываемые студентом в рабочую тетрадь, надлежит оформлять следующим образом: на тетрадной странице с помощью линейки отделяются верхний колонтитул и широкое левое поле. В основной части разграфленной подобным образом страницы записываются необходимые студенту цитаты из источников или литературы. Поле колонтитула служит для записи полного библиографического описания книги или статьи[4], из которой делается выписка. Левое (или правое, по выбору студента) поле служит для указания на нем номеров страниц, с которых выписывается цитата или фрагмент источника, а также для фиксации собственных мыслей студента относительно процитированного текста. В том случае, если студент делает выписку из источника, а не из литературы, в левом (или правом) поле проставляется не номер страницы в книге, а собственный индекс цитируемого фрагмента.

Согласно принятой в отечественной и зарубежной правовой науке традиции, названия основных памятников римского права сокращаются при цитировании следующим образом.

– «Законы двенадцати таблиц» сокращаются прописной латинской буквой «L», за которой через точку указывается номер таблицы и номер фрагмента (например: L.VIII.1 означает «первый фрагмент восьмой таблицы из «Законов 12 таблиц»).

– «Дигесты» Юстиниана сокращаются прописной латинской буквой «D», за которой через точку указывается номер книги, титула, фрагмента и, если нужно, – параграфа. После данного индекса указывается имя юриста и название произведения, фрагмент из которого попал в «Дигесты» (например: «D.47.10.5.1. Ульпиан в 56 книге «Комментариев к эдикту» означает, что далее цитируется первый параграф из «Комментария к эдикту» Домиция Ульпиана, включенный в 5-й фрагмент 10-го титула 47-й книги «Дигест» Юстиниана).

– «Институции» Юстиниана сокращаются прописной латинской буквой «I», после которой через точку указывается номер книги, титула и фрагмента (например: I.3.10.1 означает 1-й фрагмент 10-го титула 3-й книги «Институций» Юстиниана). Точно также цитируются и «Институции» Гая, с той лишь разницей, что они сокращаются прописной латинской буквой «G».

Ключевые понятия цитируемого им текста студенту рекомендуется сопровождать краткими комментариями из основных доступных ему словарей и энциклопедий. В тетради данные выписки должны выделяться из остальных каким-либо образом (например, с помощью маркера), с тем, чтобы студент, с одной стороны, не путал цитаты из источника или научной литературы с фрагментами справочного характера, а с другой, — всегда мог легко найти нужный ему фрагмент из словаря или энциклопедии.

В настоящее время невозможно представить себе работу квалифицированного юриста, особенно, — юриста, занимающегося проблемами римского права, — без использования Интернета, различных электронных баз данных (ЭБД) и справочно-правовых систем (СПС). И если использование ЭБД в рамках проведения исследования по римскому праву характерно только для высокопрофессиональных специалистов в области правовой науки, то Интернетом и СПС могут и должны уметь пользоваться также и студенты. Среди наиболее распространенных СПС, использование которых является, по нашему мнению, обязательным при проведении студенческих научных исследований, следует назвать «Консультант + Высшая Школа» и «Гарант». В банк текстов названных СПС помимо обширных архивов нормативных актов и материалов правоприменительной практики входят также основные учебные пособия и наиболее известные монографии по основным отраслям правового знания, в том числе, и по римскому праву.

Применительно к Интернету, студенту рекомендуется тщательнейшим образом осуществлять подбор сайтов, информацией с которых он будет пользоваться при подготовке своей работы. В число сайтов, использование которых может быть рекомендовано студенту, входят сайты основных библиотек РФ (в частности, Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. М. Рудомино (ВГБИЛ) www.libfl.ru; Российской государственной бибилиотеки (РГБ) www.rsl.ru; юридической библиотеки издательства «Спарк» www.lawlibrary.ru и т.д.), основные правовые порталы в Интернет (прежде всего, http://law.edu.ru/), профессиональные сайты, посвященные римской истории и римскому праву (например, www.ancientrome.ru, www.justinien.net и др.). Однако материалы с каких бы сайтов не привлекал студент для своего исследования, цитируя их, он всегда должен указывать необходимый минимум информации, в который входят: адрес страницы, название сайта, автор и название цитируемого материала. Отсутствие названных данных в тексте работы может и должно повлечь отказ преподавателя принимать во внимание и, следовательно, оценивать представленную студентом работу.

Сильным и заинтересованным студентам настоятельно рекомендуется не ограничиваться списком основной и дополнительной литературы к отдельным темам семинарских занятий, а активно использовать в своей научно-исследовательской работе издания из обширного библиографического перечня, представленного в разделе «Литература». Большинство из указанных там трудов имеется в фондах библиотеки Российской академии правосудия.

Методические рекомендации по написанию рефератов

Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Написание реферата по учебной дисциплине «Римское право» может осуществляться как по желанию студента, так и по инициативе преподавателя. Тема реферата выбирается студентом самостоятельно при условии предварительного согласования с преподавателем.

Студент должен правильно выбрать методику работы по написанию реферата, для этого необходимо заранее выбрать и обсудить с преподавателем тип будущей работы. Существуют различные типы рефератов:

­ обзорный (сводный) реферат — реферат, составленный на некоторое множество документов-первоисточников и являющийся сводной характеристикой определенного содержания документов (это либо монорефераты в виде связного произведения, либо полирефераты в виде совокупности отдельных рефератов);

­ критический реферат — реферат, в котором ставится задача отразить содержание первоисточника в реферате и выразить свое отношение к данному содержанию;

­ иллюстративный реферат — реферат, сформированный на основе переработки иллюстративного материала первоисточника (используется для большей наглядности, облегчения восприятия, анализа, оценки, повышения информативности и т.п.);

­ реферат-фрагмент первоисточника — реферат, составляемый в тех случаях, когда в документе-первоисточнике можно выделить часть, раздел или фрагмент, отражающие информационную сущность документа или соответствующие задаче реферирования.

Реферат — наименее самостоятельная разновидность студенческой работы и к нему предъявляется меньше всего требований. По определению, реферат не должен содержать никаких элементов новизны. Достаточно грамотно и логично изложить основные идеи по заданной теме, содержащихся в нескольких источниках, и сгруппировать их по точкам зрения. Для реферата вполне достаточно, если студент, солидаризируясь с одной из излагаемых точек зрения, сумеет обосновать, в чем он видит ее преимущество.

Оценивая реферат, преподаватель обращает внимание на умение студента работать с научной литературой, вычленять проблему из контекста, навыки логического мышления, культуру письменной речи, знание оформления научного текста, ссылок, составления библиографии.

Объем реферата составляет, как правило, не менее 5 и не более 15 печатных страниц через полтора интервала 14-м шрифтом (допускается и предоставление реферата в рукописном виде). В тексте не должно быть ничего лишнего, не относящегося к теме или уводящего от нее, никаких ненужных отступлений. Соответствие содержания реферата заявленной теме составляет один из критериев его оценки.

Задача студента состоит в том, чтобы с максимальной полнотой использовать рекомендованную литературу, правильно, без искажений смысла понять позицию авторов и верно передать ее в своей работе. Наконец, очень важно, чтобы текст был правильно оформлен. Именно в процессе написания рефератов приобретается и оттачивается необходимое для будущего юриста умение грамотно сослаться на используемые источники, правильно процитировать текст.

Методические рекомендации по написанию курсовых работ

Курсовая работа является итогом самостоятельного углубленного исследования студентом одной из научных проблем римского права и представляет собой письменное изложение полученных результатов. В процессе написания курсовой работы студент должен научиться находить, обобщать и анализировать информацию, сопоставлять различные точки зрения по изучаемой проблеме, делать самостоятельные выводы.

Курсовая работа выполняется в соответствии с общими требованиями, изложенными в методической разработке «Курсовая работа. Структура и оформление» (М.: Российская академия правосудия, 2004). Однако исследование, выполняемое по римскому праву, имеет свои особенности, обусловленные спецификой предмета учебной дисциплины.

При выборе темы курсовой работы студент должен, прежде всего, руководствоваться собственным интересом с учетом будущей исследовательской деятельности, поэтому предпочтительнее выбрать тему проблемного, а не описательного характера. Тема согласовывается с научным руководителем и утверждается кафедрой.

Далее следует общее ознакомление с темой, т.е. ознакомление с кругом вопросов, относящихся к ней. На этом этапе студент должен:

­ внимательно прочитать соответствующий раздел программы курса;

­ по основному учебнику (лучше по нескольким) прочитать главу, посвященную соответствующему вопросу;

­ ознакомиться с текстом источников римского права;

­ прочитать соответствующие статьи в справочной литературе;

­ изучить библиографию и составить перечень необходимых для работы изданий – для этого стоит воспользоваться обширным библиографическим указателем, представленным в разделе «Литература».

После этой предварительной работы можно перейти к составлению письменного плана будущей работы. Пункты этого плана будут вопросами, на которые студент должен будет искать ответы при дальнейшем систематическом изучении источников и литературы.

От первоначального общего ознакомления необходимо перейти к систематическому изучению всей группы литературы, относящейся к теме. Здесь необходимо следовать хронологическому принципу: знакомясь с источниками, а затем (или одновременно) с работами исследователей, имеет смысл начинать с более ранних материалов. Это даст возможность обнаружить преемственность, зависимость и новизну в изложении сменявших друг друга авторов. При этом необходимо руководствоваться вопросами составленного плана, фиксируя в виде отдельных выписок те цитаты из источников и научной литературы, которые могут иллюстрировать пункты плана, одновременно происходит и уточнение плана: какие-то вопросы окажутся упущенными, а иные будет необходимо переформулировать. Завершая изучение источников и научной литературы, необходимо привести в систему накопленный материал: распределить выписки по пунктам плана, оценить обеспеченность источниками и литературой отдельных разделов плана и в связи с этим еще раз уточнить структуру будущей курсовой работы.

Введение к курсовой работе по римскому праву должно состоять из следующих частей.

1. Анализ источников, используемых для раскрытия темы. Он может включать в себя элементы внешней критики (происхождение источника, время составления, авторство, место написания, цели и обстоятельства составления источника) и внутренней критики (определение личности автора как представителя своей эпохи, его мировоззрения и профессиональной подготовки, полноты сведений, их достоверности и точности; а также значимости и информативности источника для исследуемой проблемы).

2. Обзор литературы по проблеме. Цель: выявить степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной романистике и, следовательно, не может быть лишь простым перечислением ранее написанных монографий и статей. В этом «обзоре» необходимо расположить материал по определенному принципу. Обычно выделяют принципы проблемный и хронологический.

Если принят проблемный принцип, то обзор проводится так, чтобы литература вопроса была сгруппирована по основным проблемам курсового исследования.

В том случае, когда принят хронологический принцип, обзор проводится так, чтобы выделить этапы развития научных взглядов на изучаемые проблемы, показать борьбу концепций и школ на тех или иных этапах. Изученная специальная литература располагается по хронологии выхода в свет: сначала, например, обзор работ, написанных в XIX в., затем, в первой половине XX в. и т. д. При этом данные работы в обзоре группируются по направлениям.

Принцип обзора источников и литературы подсказывается характером собранного материала по конкретной теме, а также целью и задачами исследования. Требуемое обозрение должно кратко ответить на вопрос: в какой мере тот или иной автор (или группа авторов) пытался решить и решил вопрос, вынесенный в заглавие курсовой работы?

Обзор литературы должен быть обязательно снабжен ссылками на используемую и цитированную литературу, прямое цитирование – выделено кавычками[5]. В конце обзора необходимо сделать вывод о возможности, опираясь на данные источников и имеющуюся литературу, раскрыть исследуемую тему в необходимом объеме.

3. Цель и задачи курсового исследования. В определении цели работы намечается стратегическая программа всего исследования. Задачи исследования темы намечают пути, средства и методы достижения поставленной цели. Решение всех поставленных задач в итоге должно обеспечить выполнение поставленной цели. Задачи формируются в форме вопросов, на которые необходимо ответить для раскрытия темы. Эти проблемы выносятся в название соответствующих глав курсовой работы.

Объем введения не может превышать объема каждой из написанных глав.

При написании основной части работы студент в каждом структурном разделе (главе, параграфе) должен правильно сформулировать проблему, раскрыть ее, опираясь на сведения источников и выводы, сделанные в романистической научной литературе, сделать необходимый вывод.

Выделение глав и параграфов является обычным правилом разбивки курсовой работы на разделы

Принципы деления результатов исследования на части возникают в процессе анализа содержания и зависят от особенностей темы, характера собранного и изученного материала, цели и задач исследования. Существуют три распространенных принципа определения разделов: хронологический, проблемный и перекрестный, сочетающий в себе элементы первых двух.

Хронологический принцип используется при членении содержания, охватывающего длительный по времени развития исторический процесс, в котором наблюдаются качественные переходы изучаемого явления от одного этапа к другому с установлением временных границ. Таким образом, устанавливается внутренняя периодизация исторического процесса в пределах охватываемого хронологического периода. В частности, применение данного способа рекомендуется при описании эволюции правового института, например, при выборе темы «Эволюция института наследования по закону в римском праве».

Проблемный принцип выделения глав и параграфов используется при многоплановом проявлении изучаемого предмета в границах небольшого по времени периода. Так, применение этого способа целесообразно при глубоком анализе отдельной юридической конструкции, какой, например, требуется провести при выборе темы «Защита частной собственности в праве императорского Рима».

Следует заметить, что при исследовании проблем римского права наиболее эффективным будет применение перекрестного принципа, сочетающего в себе элементы и хронологического, и проблемного порядка, поскольку практически все актуальные темы требуют как всестороннего анализа юридической конструкции, так и исследования эволюции правового института.

Каждая глава курсовой работы должна представляться законченным произведением, имеющим общее вступление, изложение основного содержания в целом или по частям (параграфам) и выводы по материалам главы.

Заключение является обязательным структурным элементом курсовой работы. В нем подводятся итоги всего исследования, проделанного автором, делаются выводы по проблеме в целом, поэтому эта часть работы не должна содержать цитат и ссылок на чье-либо мнение (это уже сделано в основной части), напротив, автор должен вынести собственное суждение по рассматриваемой проблеме в целом.

Оценка курсовой работы осуществляется на основе следующих критериев:

­ соответствие оформления работы требованиям;

­ соответствие содержания теме;

­ самостоятельность студента на всех этапах подготовки курсовой работы (выбор темы, составления плана работы, сбор и анализ источников, изложение вопросов темы, формулирование выводов);

­ своевременность и четкость выполнения требований руководителя;

­ качество выступления на защите;

­ аргументированность ответов на вопросы в процессе защиты.

Оценка «отлично» ставится, если:

а) работа оформлена в полном соответствии с требованиями;

б) содержание работы раскрывает заявленную тему, в заключении имеется решение поставленных во введении задач;

в) в работе на основе изучения широкого спектра разнообразных источников дается самостоятельный анализ теоретического и фактического материалов;

г) в работе содержатся элементы научного творчества, делаются самостоятельные выводы с серьезной аргументацией;

д) на защите студент демонстрирует свободное владение материалом, знание теоретических подходов к проблеме, уверенно отвечает на основную часть вопросов.

Оценка «хорошо» ставится в случае, если при выполнении пунктов а); б) и д) отмечается недостаточность самостоятельного анализа;

Оценка «удовлетворительно» ставится в случае, если при выполнении пунктов а) и б) и в целом правильном освещении вопросов темы отмечается:

­ слабая источниковая база, слабое знакомство с источниками;

­ отсутствие самостоятельного анализа литературы и фактического материала;

­ слабое знание теоретических подходов к решению проблемы и работ ведущих ученых в данной области;

­ неуверенная защита работы, отсутствие ответов на значительную часть вопросов.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент на защите не может аргументировать выводы, не отвечает на вопросы, т.е. не владеет материалом темы. В этом случае назначается повторная защита

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Проблема рецепции права: общетеоретический аспект.

2. Римское право и современные европейские кодификации.

3. «Вульгарное римское право»: эволюция историографической концепции.

4. «Эпоха кодексов» III-VI веков: основные черты.

5. Кодекс Феодосия, Бревиарий Алариха и их в

Наши рекомендации