Рассмотрение дела судом надзорной инстанции.
1.Возбуждение надзорного производства
Любое вступившее в законную силу судебное решение, определение, постановление может быть пересмотрено в порядке судебного надзора.
Перечень и полномочия должностных лиц, имеющих право возбуждать судебно-надзорное производство, определены ст. 376 ГПК. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями.
Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Согласно ст. 380 ГПК пропуск указанного срока обжалования является основанием для возвращения надзорной жалобы ее заявителю.
Право на обращение в суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений суда, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют должностные лица органов прокуратуры, указанные в ст. 377 ГПК. В частности, с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в Российской Федерации вправе обращаться:
1) Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;
Лекция 24. Производство в надзорной инстанции
1. Возбуждение надзорного производства
2) прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.
Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора. Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции. Законом установлен круг судов и органов в них, осуществляющих полномочия по судебному надзору.
Согласно ст. 377 ГПК надзорная жалоба или представление прокурора подаются:
1) на вступившие в законную силу решения и опреде
ления верховных судов республик, краевых, областных
судов, судов городов федерального значения, суда авто
номной области, судов автономных округов, принятые
ими по первой инстанции, если указанные решения и оп
ределения не были предметом кассационного или надзор
ного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассацион
ные определения верховных судов республик, краевых,
областных судов, судов городов федерального значения,
суда автономной области, судов автономных округов; на
апелляционные решения и определения районных судов;
на вступившие в законную силу судебные приказы, реше
ния и определения районных судов и мировых судей —
соответственно в президиум верховного суда республики,
краевого, областного суда, суда города федерального зна
чения, суда автономной области, суда автономного округа;
2) на кассационные определения окружных (флотских)
военных судов; на вступившие в законную силу решения
и определения гарнизонных военных судов — в президи
ум окружного (флотского) военного суда;
3) на определения президиумов верховных судов рес
публик, краевых, областных судов, судов городов феде
рального значения, суда автономной области, судов авто
номных округов; на вступившие в законную силу реше
ния и определения верховных судов республик, краевых,
областных судов, судов городов федерального значения,
суда автономной области, судов автономных округов, при
нятые ими по первой инстанции, если указанные решения
и определения не были предметом кассационного рассмот-
рения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на указанные решения и определения были оставлены без удовлетворения президиумами соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РФ;
4) на определения президиумов окружных (флотских)
военных судов; на вступившие в законную силу решения
и определения окружных (флотских) военных судов, при
нятые ими по первой инстанции, если указанные решения
и определения не были предметом кассационного рассмот
рения в Верховном Суде РФ; на кассационные определе
ния окружных (флотских) военных судов, а также на
вступившие в законную силу решения и определения гар
низонных военных судов, если жалобы на указанные су
дебные постановления были оставлены без удовлетворения
президиумом окружного (флотского)' военного суда, — в
Военную коллегию Верховного Суда РФ;
5) на вступившие в законную силу решения и опреде
ления Верховного Суда РФ, принятые им по первой ин
станции; на определения Кассационной коллегии Верхов
ного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гра
жданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в
кассационном порядке; на определения Военной коллегии
Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном по
рядке, — в Президиум Верховного Суда РФ.
Содержание надзорной жалобы. Надзорная жалоба должна содержать (ст. 378 ГПК):
1) наименование суда, в который они адресуются;
2) наименование лица, подающего жалобу или пред
ставление, его место жительства или место нахождения и
процессуальное положение в деле;
3) наименования других лиц, участвующих в деле, их
место жительства или место нахождения;
4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой,
апелляционной или кассационной инстанции, и содержа
ние принятых ими решений;
284
Лекция 24. Производство в надзорной инстанции
1. Возбуждение надзорного производства
5) указание на решение, определение суда, которые об
жалуются;
6) указание на то, в чем заключается допущенное суда
ми существенное нарушение закона;
7) просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе на вынесенное в надзорном порядке определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или военной коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением. Если надзорная жалоба ранее подавалась в надзорную инстанцию, в ней должно быть указано на принятое решение суда.
Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Представление прокурора должно быть подписано уполномоченным на то прокурором (ч. 5 ст. 378 ГПК).
К надзорной жалобе прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу. Они подаются с копиями по числу лиц, участвующих в деле. Если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Рассмотрение надзорной жалобы.После поступления в суд надзорной инстанции надзорная жалоба по поручению председателя соответствующего суда или его заместителя передается на рассмотрение судьи данного суда. Судья изучает жалобу и вправе возвратить ее без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня поступления в суд надзорной инстанции, если:
1) жалоба или представление не отвечает требованиям,
предусмотренным ст. 378 ГПК;
2) жалоба или представление поданы лицом, не имею
щим права на обращение в суд надзорной инстанции;
3) пропущен срок обжалования судебного постановле
ния в порядке надзора;'
4) до принятия жалобы или представления к рассмот
рению по существу поступила просьба об их возвращении
или отзыве;
5) жалоба или представление поданы с нарушением
правил подсудности.
В суде надзорной инстанции, за исключением Верховного Суда РФ, надзорная жалоба рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два ме-'сяца. По результатам рассмотрения надзорной жалобы судья выносит определение об истребовании дела, если имеются сомнения в законности судебного постановления либо об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного постановления. В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, и оно направляется лицу, подавшему надзорную жалобу. В случае истребования дела судья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, представлении или ином ходатайстве.
Председатель соответствующего суда либо его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае они выносят свое определение об истребовании дела.
Рассмотрение дела, истребованного в суд надзорной инстанции.Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два месяца, судьей Верховного Суда РФ — не более чем четыре месяца. Такой срок может быть продлен председателем суда, ' его заместителем соответственно до четырех и шести месяцев. По результатам рассмотрения дела судья выносит одно из двух определений: об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции либо о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы по существу в суд надзорной инстанции. Однако председатель соответствующего суда и его заместитель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или заместитель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции.
286
Лекция 24. Производство в надзорной инстанции
2. Рассмотрение дела судом надзорной инстанции
В случае передачи дела на рассмотрение суда надзорной инстанции лицам, участвующим в деле, направляются копии соответствующего определения суда и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.
Следует иметь в виду правило ст. 389 ГПК, согласно которому председатель Верховного Суда РФ или его заместитель имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности. По смыслу закона такое представление может быть внесено и при отсутствии обращения участвующих в деле лиц без соблюдения общего порядка подачи и рассмотрения надзорных жалоб.
2. Рассмотрение дела судом надзорной инстанции
Вкачестве судов надзорной инстанции действуют i
1) президиумы верховных судов республик, краевых,
областных судов, судов городов федерального значения,
суда автономной области, судов автономных округов;
2) Судебная коллегия по гражданским делам Верховно
го Суда РФ;
3) Президиум Верховного Суда РФ.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке надзора рассматривает дела в составе трех постоянных судей. Заседания президиумов судов правомочны при наличии большинства членов президиума. Прокурор участвует в судебно-надзорном рассмотрении дел, если он является лицом, участвующим в деле.
Рассмотрение дела в надзорной инстанции в основном проходит так же, как и заседание кассационной инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В подготовительной части заседания председательствующий выясняет, кто из лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явился в заседание, объявляет состав суда, после чего решается вопрос об отводах. Затем приглашенным в заседание лицам разъясняются их права, и обязанности. Далее суд обсуждают поступившие ходатайства и заявления присутствующих в судебном заседании.
Вторая часть заседания — рассмотрение материалов дела — начинается докладом судьи. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.
Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу, прокурор, если они явились в судебные заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу, или прокурор, подавший представление.
По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.
Полномочия суда надзорной инстанции.Суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
1) оставить судебное постановление суда первой, вто
рой или надзорной инстанции без изменения, надзорную
жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в
порядке надзора без удовлетворения;
2) отменить судебное постановление суда первой, вто
рой или надзорной инстанции полностью либо в части и
направить дело на новое рассмотрение;
288
Лекция 24. Производство в надзорной инстанции
3) отменить судебное постановление суда первой, вто
рой или надзорной инстанции полностью либо в части и
оставить заявление без рассмотрения либо прекратить
производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных
постановлений;
5) отменить' либо изменить судебное постановление су
да первой, второй или надзорной инстанции и принять но
вое судебное постановление, не передавая дело для нового
рассмотрения, если допущена ошибка в применении и
толковании норм материального права.
Как видно, полномочия суда надзорной инстанций в основном сходны с полномочиями суда второй инстанции. Различие сводится к тому, что надзорная инстанция может направить дело на новое кассационное рассмотрение, а также оставить в силе одно из ранее вынесенных по делу решений, определений или постановлений.
Основаниямидля отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права (ст. 387 ГПК). Существенность нарушения норм процессуального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 364 ГПК, в которой указаны случаи таких нарушений, которые влекут безусловную отмену судебных постановлений независимо от доводов жалобы или представления; другие нарушения норм процессуального права признаются существенными и влекут отмену судебных постановлений при условии, что они привели или могли привести к неправильному разрешению дела (п. 24, 25 названного постановления).
Нарушение норм материального права суд надзорной инстанции устанавливает по правилам ст. 363 ГПК. Существенность этих нарушений оценивается и признается судом надзорной инстанции по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств и значимости последствий этих нарушений для лица, в отношении которого они допущены (нарушения его прав, свобод или охраняемых законом
интересов).
В отличие от кассационной инстанции указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело (ч. 2 ст. 390 ГПК).
Л ек ц и я 25
ПЕРЕСМОТР ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ
ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ РЕШЕНИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЙ
И ПОСТАНОВЛЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ
В ЗАКОННУЮ СИЛУ
Пересмотр дел по вновь открывшимся обстоятельствам является особой формой пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу. Он отличается наличием специальных строго оговоренных в законе оснований для возбуждения производства и большей доступностью для лиц, участвующих в деле.
Основаниямидля пересмотра решений, определений судов по вновь открывшимся обстоятельствам являются (ст. 392 ГПК):
1) существенные для дела обстоятельства, которые не
были и не могли быть известны заявителю;
2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо
ложное заключение эксперта, заведомо неправильный пе
ревод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой
принятие незаконного или необоснованного решения, оп
ределения суда и установленные вступившим в законную
силу приговором суда;
3) преступления сторон, других лиц, участвующих в
деле, их представителей, преступления судей, совершен
ные при рассмотрении и разрешении данного дела и ус
тановленные вступившим в законную силу приговором
суда;
4) отмена решения, приговора или определения суда
либо постановления государственного органа или органа
местного самоуправления, послуживших основанием для
принятия решения или определения суда.
Решение пересматривается по вновь открывшимся обстоятельствам судом, вынесшим это решение. Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам решений, определений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, на основании которых изменено решение суда
290 Лекция 25. Пересмотр актов, вступивших в законную силу
первой инстанции или принято новое решение, производится судом, изменившим решение суда или принявшим новое решение.
Заявление, представление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший решение или определение. Такие заявление, представление могут быть поданы в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра.
Срок для подачи заявления исчисляется в случаях (ст. 395 ГПК):
1) когда заявителю становятся известными существен
ные для дела обстоятельства, которые не были и не могли
быть известны заявителю, — со дня открытия обстоя
тельств, имеющих существенное значение для дела;
2) когда вступившим в законную силу приговором суда
был установлены заведомо ложные показания свидетеля,
заведомо ложное заключение эксперта, заведомо непра
вильный перевод, фальсификация доказательств, преступ
ления сторон, других лиц, участвующих в деле, либо их
представителей или преступления судей, совершенные
при рассмотрении данного дела, — со дня вступления в
законную силу приговора по уголовному делу;
3) отмены решения, приговора или определения суда
либо постановления государственного органа, органа мест
ного самоуправления, послужившего основанием для при
нятия данного решения или определения суда, — со дня
вступления в законную силу приговора, решения, опреде
ления суда, которые отменяют ранее вынесенные реше
ние, приговор, определение суда либо постановление госу
дарственного органа или органа местного самоуправления,
на которых было основано пересматриваемое решение, оп
ределение суда; либо со дня принятия государственным
органом или органом местного самоуправления нового по
становления, на котором было основано пересматриваемое
решение, определение суда.
Заявление о пересмотре решения, определения суда по вновь открывшимся обстоятельствам суд рассматривает в судебном заседании. Заявитель и лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, рассмотрев заявление о пересмотре по вновь от-
Лекция 25. Пересмотр актов, вступивших в законную силу 291
крывшимся обстоятельствам решения, определения суда, или удовлетворяет заявление и отменяет решение, определение суда, или отказывает в их пересмотре. Определение суда об удовлетворении заявления о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения, определения суда обжалованию не подлежит. В случае отмены решения, определения суда дело рассматривается судом по правилам, установленным ГПК.
.1
1. Понятие исполнительного производства
Лекция 26
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
План
1. Понятие исполнительного производства. Источники
исполнительного законодательства.