Особенности судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Предпочтительность судебного порядка при оспаривании актов органов исполнительной и законодательной власти достаточно очевидна. Она проявляется в равенстве правового статуса гражданина и органа власти в гражданском процессе, наличии равных возможностей по доказыванию и защите своих прав и интересов, гласном характере судопроизводства.
В современной России, несмотря на указание Конституции РФ, система административного судопроизводства не создана. Дела, возникающие из административных
(публичных) правоотношений, разрешают арбитражные суды и суды общей юрисдикции, а также Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Согласно ст. 29 АПК арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, т. е. арбитражные суды одновременно разрешают дела в порядке как гражданского, так и административного судопроизводства.
Согласно ст. 5 ГПК правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, в том числе и из публичных правоотношений, осуществляется по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве, т. е. суды общей юрисдикции рассматривают все дела в порядке гражданского судопроизводства.
Подведомственность дел из публично-правовых отношений.Каждый из органов судебной власти: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ разрешают отнесенные к их ведению дела в публично-правовой сфере.
Многие акты органов исполнительной власти могут оспариваться не только в производстве из административно-правовых отношений, но и в исковом и в особом производстве. Так, согласно подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК гражданские права и обязанности возникают помимо других оснований из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей. Поэтому целый ряд действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые являются юридическими фактами гражданского оборота, оспариваются в исковом производстве гражданского судопроизводства (например, споры об отказе в приватизации жилого помещения, об отказе в выдаче ордера).
В особом производстве рассматриваются заявления о внесении исправлений или изменений в записи актов органов гражданского состояния (гл. 36 ГПК), о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении (гл. 37 ГПК).
218
Лекция 21. Публичные правоотношения
1. Особенности судопроизводства
Согласно ст. 245 ГПК суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений:
1) по заявлениям граждан, организаций, прокурора об
оспаривании нормативных правовых актов полностью или
в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено
федеральным законом к компетенции иных судов;
2) по заявлениям об оспаривании решений и действий
(бездействия) органов государственной власти, органов ме
стного самоуправления, должностных лиц, государствен
ных и муниципальных служащих;
3) по заявлениям о защите избирательных прав или
права на участие в референдуме граждан РФ;
4) иные дела, возникающие из публичных правоотно
шений и отнесенные федеральным законом к ведению су
да. Таким образом, данный перечень не является закры
тым и может расширяться.
Процессуальные особенности производствапо делам, возникающим из публичных отношений, сводятся в основном к следующему:
1) предметом судебной деятельности являются публич
но-правовые отношения, которым в отличие от частнопра
вовых отношений присущи императивный и властный ха
рактер, участие государства в лице его различных органов
и должностных лиц. Суд разрешает спор не о граждан
ском, а об административном, избирательном, налоговом
либо ином праве;
2) в качестве одного из участников данного производст
ва в гражданском процессе выступает соответствующий
орган исполнительной власти либо местного самоуправле
ния, должностные лица. Сторонами в данном производст
ве выступают гражданин (либо в определенных случаях
организация), оспаривающий соответствующий акт, дей
ствие (бездействие), и орган исполнительной власти либо
местного самоуправления, организация, должностное ли
цо, чьи акты, действия (бездействие) являются предметом
судебной проверки;
3) по делам, возникающим из публичных отношений,
не используются такие институты искового производства,
как заключение мирового соглашения, передача на разре
шение третейского суда, по ним не применяются правила
договорной подсудности, ввиду отсутствия иска не может
предъявляться встречный иск, а также совершаться такие
процессуальные действия, как признание иска, отказ от
иска. По делам из публичных правоотношений не применяются правила заочного производства;
4) дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются судьей единолично, за исключением дел о расформировании избирательной комиссии, комиссии референдума, которые рассматриваются судом в коллегиальном составе трех профессиональных судей (ч. 3 ст. 260 ГПК).
Обращение в суд.Согласно ст. 247 ГПК суд приступает к рассмотрению дела, возникающего из публичных правоотношений, на основании заявления заинтересованного лица. В заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). Обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд.
В случае, если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве, подведомственный суду, судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления с соблюдением требований ст. 131 и 132 ГПК. В случае, если при этом нарушаются правила подсудности дела, судья отказывает в принятии заявления.
Если наличие спора о праве, подведомственного суду, выяснится при рассмотрении дела в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, то суд на основании ч. 4 ст. 1 ГПК применяет норму, регулирующую сходные отношения в особом производстве (ч. 3 ст. 263 ГПК), и выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N° 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).
Если действиями одного органа, должностного лица (должностных лиц) нарушены одновременно права как граждан, так и организации и требования по субъектному составу подведомственны одновременно суду общей юрис-
8 - 8422 Решетников
г
Лекция 21. Публичные правоотношения
дикции, а в другой части — арбитражному суду, следует исходить из коллизионных правил ч. 4 ст. 22 ГПК.
Доказывание по делам из публичных правоотношений.Бремя доказывания законности своих действий возлагается на соответствующий орган, который издал, принял правовой акт, отказал в совершении юридического действия. В соответстии со ст. 249 ГПК обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела. Должностные лица, не исполняющие требований суда о представлении доказательств, подвергаются штрафу в размере до 10 МРОТ.
Кроме того, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК).
Суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. В случае неявки указанные лица могут быть подвергнуты штрафу (ч. 4 ст. 246 ГПК).
При рассмотрении дел в рамках данного производства суд при вынесении решения может быть связан дискреционными полномочиями, которые принадлежат только соответствующему органу либо должностному лицу. Имеет особенности и законная сила судебного решения по делам из публичных правоотношений. Согласно ст. 250 ГПК после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям. Таким образом, законная сила судебного решения по данной категории дел распространяется на всех лиц, если совпадают
2. Признание недействующими нормативных актов 221
предмет и основания их заявления. Поэтому судья отказывает в принятии заявления или прекращает производство по делу, возникшему из публичных правоотношений, если имеется решение суда, принятое по заявлению о том же предмете и вступившее в законную силу.
Как видно, процессуальных особенностей рассмотрения и разрешения дел, отнесенных к производству по делам, возникающим из публичных правоотношений, не так много. Поэтому следует исходить из положения ч. 1 ст. 246 ГПК, согласно которой данные дела рассматриваются судами по общим правилам искового производства ГПК с особенностями, установленными гл. 23—26 ГПК и другими федеральными законами.