Обращение с заявлением в суд
В соответствии со ст. 46 ГПКв случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц.
Основанияучастия органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, выступающих в защиту чужих интересов в гражданском судопроизводстве:
1) прямое указание закона о возможности участия на
званных субъектов в гражданском судопроизводстве по
определенным категориям дел. Участие в гражданском
процессе по определенным категориям дел органов госу
дарственной власти, органов местного самоуправления,
организаций в защиту чужих интересов определяется их
компетенцией;
2) отсутствие собственного материально-правового ин
тереса. Субъекты, указанные в ст. 46 ГПК, не являются
участниками спорных материально-правовых отношений;
3) согласие субъекта, чьи права, свободы или интересы
защищаются. Согласно ч. 1 ст. 46 ГПК в случаях, преду
смотренных законом, органы государственной власти, ор
ганы местного самоуправления, организации и граждане
вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и
законных интересов других лиц по их просьбе или в защи
ту прав, свобод и законных интересов неопределенного
круга лиц. Иск в защиту прав, свобод и законных интере
сов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина
может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
Рассмотрим обращение в суд с заявлением в защиту интересов и прав других лиц в соответствии со стадиями гражданского судопроизводства.
Обращение в суд первой инстанции.Право обращения к суду с заявлением в защиту интересов других лиц предоставлено всем субъектам, перечисленным в ст. 46 ГПК.
Статья 46 ГПК отсылает правоприменителя к другому законодательству, в котором перечислены случаи, когда те или иные субъекты наделены правом обращаться в суд с защитой прав других лиц. Приведем примеры.
1. Дела о лишении родительских прав. С иском в суд
могут обращаться органы опеки и попечительства, комис
сии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 1
ст. 70 СК).
2. Дела о признании брака недействительным. По этим
делам в суд могут обращаться органы опеки и попечитель
ства, если брак заключен с лицом, не достигшим брачного
возраста, при отсутствии разрешения на заключение бра
ка до достижения этим лицом брачного возраста (ч. 1
ст. 28 СК).
3. Дела об ограничении родительских прав. Правом на
обращение в суд с просьбой возбудить дело обладают орга
ны опеки и попечительства, комиссии по делам несовер
шеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, остав
шихся без попечения родителей, дошкольные образова
тельные учреждения, общеобразовательные учреждения
(ст. 73 СК).
4. Дела о взыскании алиментов на содержание несовер
шеннолетних детей, если отсутствует соглашение между
родителями об уплате алиментов и не предоставляется со
держание, а также отсутствует иск родителей. Орган опе
ки и попечительства вправе обращаться в суд с иском о
взыскании алиментов (ч. 3 ст. 80 СК).
5. Дела о признании недействительным соглашения об
Уплате алиментов, нарушающих интересы получателя
алиментов. Право обращения в суд предоставлено органу
опеки и попечительства (ст. 102 СК).
6. Дела об отмене усыновления. Орган опеки и попечи
тельства вправе обратиться в суд в защиту интересов ре
бенка (ст. 142 СК).
74
Лекция 9. Участие органов государственной власти
2. Основания и формы участия в гражданском процессе
7. Дела о признании гражданина недееспособным и ог
раниченно дееспособным. С заявлением в суд вправе обра
титься органы опеки и попечительства, психиатрическое
или психоневрологическое учреждение (ст. 281 ГПК).
8. Избиратели, кандидаты, их доверенные лица, изби
рательные объединения, избирательные блоки, их дове
ренные лица, политические партии, их региональные от
деления, иные общественные объединения, инициативные
группы по проведению референдума и наблюдатели, про
курор, считающие, что решениями или действиями (без
действием) органа государственной власти, органа местно
го самоуправления, общественных объединений, избира
тельной комиссии, комиссии референдума, должностного
лица нарушаются избирательные права или право на уча
стие в референдуме граждан РФ, вправе обратиться с за
явлением в суд о защите избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан РФ. ЦИК, избирательные
комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муни
ципальных образований, окружные, территориальные и
участковые избирательные комиссии, соответствующие
комиссии референдума вправе обратиться с заявлением в
суд в связи с нарушением избирательного законодательст
ва, законодательства о референдуме органом государствен
ной власти, органом местного самоуправления, должност
ными лицами, кандидатом, избирательным объединением,
избирательным блоком, политической партией, ее регио
нальным отделением, а также иным общественным объе
динением, инициативной группой по проведению референ
дума, избирательной комиссией, комиссией референдума
(ст. 259 ГПК) и т. д.
При обращении в суд в защиту прав и интересов других лиц должны быть соблюдены определенные условия:
1) лицо, в чьих интересах возбуждается дело, должно
иметь право на обращение к суду. Например, под опекой
К. находилась его несовершеннолетняя дочь, получавшая
пенсию в связи со смертью кормильца (матери). Являясь
хроническим алкоголиком, К. всю пенсию пропивал. Ор
ганы опеки и попечительства подали заявление о призна
нии К. ограниченно дееспособным;
2) в компетенцию соответствующего органа, организа
ции должно входить правомочие по обращению в суд;
3) субъект, обращающийся в суд в защиту прав и инте
ресов другого лица, не является субъектом спорного мате
риального правоотношения;
4) наличие просьбы лица, в чьих интересах подается
иск (заявление). Наличие такой просьбы не требуется, ес
ли субъект, действующий в порядке ст. 46 ГПК, защища
ет интересы неопределенного круга лиц или подает иск в
защиту прав, свобод и законных интересов недееспособно
го или несовершеннолетнего гражданина;
5) соблюден порядок предъявления иска.
Содержание деятельности при предъявлении искав
суд. До подачи искового заявления субъекты, перечисленные в ст. 46 ГПК, должны выяснить обстоятельства дела. Заявление, оформленное в соответствии с требованиями закона, подается от имени соответствующего органа, организации. Судья вправе отказать в принятии искового заявления при наличии оснований, перечисленных в ст. 134 ГПК, или оставить без движения по правилам ст. 135 ГПК. Лица, предъявившие иск в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и исполняют все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности нести судебные расходы. В случае отказа органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан поддерживать требование, заявленное ими в интересах другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если лицо, в чьих интересах заявлено требование, или его законный представитель не заявят об отказе от иска. Если истец отказывается от иска, то суд прекращает производство по делу, о чем выносится определение.
Особо следует сказать об обращении к суду в защиту интересов неопределенного круга лиц. Так, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-Г «О защите прав потребителей» предусматривает возможность обращения к суду в защиту прав и интересов не только конкретных лиц, но и неопределенного круга лиц. Нередко в судах рассматриваются дела по искам обществ по защите прав потребителей о защите прав неограниченного круга потребителей. Омская фирма ♦Мираф» по договору с иностранной фирмой завезла в г. Омск большую партию кофе, которую передала оптовому покупателю для последующей реализации населению через торгующие организации. Омское областное общество защи-
г
Лекция 9. Участие органов государственной власти
2. Основания и формы участия в гражданском процессе
ты прав потребителей, ссылаясь на то, что кофе не соответствует предъявляемым к его качеству требованиям и содержит вредные для организма человека вещества, обратилось в суд с иском к названной фирме и нескольким торгующим организациям о признании их действий по продаже кофе ненадлежащего качества противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекращении этих действий.
К групповым искам можно отнести иски антимонопольных комитетов и экологических организаций в защиту неопределенного круга лиц.
2.2. Вступление в процесс для дачизаключения поделу
В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В иных необходимых случаях (как предусмотренных федеральным законом, так и не предусмотренных им) суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления (ст. 47 ГПК).
В силу закона только государственные органы и органы местного самоуправления вправе давать заключение по делу (например, к органам, которые дают заключение по делу, относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы жилищно-коммунального хозяйства и др.).
Основаниявступления в гражданский процесс государственного органа и органа местного самоуправления для дачи заключения:
1) прямое указание закона о необходимости участия со
ответствующего органа в гражданском процессе;
2) вступление в процесс или по собственной инициати
ве, или по инициативе лиц, участвующих в деле, либо
привлечение к участию в деле судом;
3) осуществление путем дачи заключения возложенных на них обязанностей по защите прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Существует две формы участия государственных органов, органов местного самоуправления для дачи заключения по делу:
1) государственный орган вступает в процесс для дачи
заключения;
2) государственный орган привлекается судом в про
цесс для дачи заключения.
Для участия в конкретном деле государственный орган, орган местного самоуправления выделяет представителя.
Заключение, составленное соответствующим органом в письменной форме, оценивается в совокупности с другими материалами дела и не обязательно для суда. Однако при вынесении решения суд должен обосновать, почему он отвергает заключение соответствующего органа в целом или в части.
Заключение утверждается руководителем соответствующего органа.
Наиболее часто привлекаются к участию в суде органы опеки и попечительства. Так, при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Участие органа опеки и попечительства обязательно и по некоторым другим делам (например, о лишении или ограничении родительских прав, о признании брака, заключенного с лицом, не достигшим брачного возраста, недействительным, об ограничении родительских прав, об отмене усыновления).
Для дйчи заключений привлекаются и жилищно-коммунальные органы, которые дают заключения по делам о выселении, разделе домов, находящихся на праве собственности; о предоставлении жилой площади в связи со сносом домов, принадлежащих на праве личной собственности, об определении степени благоустроенности жилого помещения и т. д.
Заключение государственного органа содержит компетентную правовую оценку, сделанную на основе установленных и исследованных обстоятельств дела, являясь од-
г
78 Лекция 9. Участие органов государственной власти
ной из форм использования специальных знаний, поэтому оно имеет некоторое сходство с заключением эксперта, рассматривается в качестве доказательств и соответственно оценивается судом.
Государственные органы, органы местного самоуправления в своем заключении дают правовую оценку по вопросам, относящимся к их компетенции. Экспертное заключение содержит ответы на вопросы в области науки, техники, искусства.
Государственные органы, органы местного самоуправления имеют процессуальную заинтересованность в исходе дела. Эксперты как лица, содействующие осуществлению правосудия, не имеют какой бы то ни было заинтересованности в исходе чдела.
Заключение государственных органов и органов местного самоуправления имеет определенное сходство с заключением прокурора. Однако государственные органы и органы местного самоуправления дают заключение по вопросам собственной компетенции, прокурор — по правовым вопросам. Кроме того, заключение государственного органа и органа местного самоуправления касается отдельных вопросов, возникших в ходе судебного разбирательства, прокурорское заключение, как правило, касается дела в целом.
Лекция 10 ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В СУДЕ
План
1. Понятие представительства в суде.
2. Виды представительства в суде.
3. Субъекты представительства в суде.
4. Полномочия представителя в суде и порядок их оформ
ления.
1. Понятие представительства в суде
Процессуальное представительство возникло в результате судебной реформы 1864 г., ознаменовав переход от инквизиционного судопроизводства к состязательному.
Цель представительства в суде — оказать профессиональную помощь участвующим в деле лицам, вовлеченным в судебное разбирательство. Представительство содействует реализации конституционного права на судебную защиту и получение квалифицированной юридической помощи.
Возможность участия в судебном процессе через представителя делает права граждан более защищенными, особенно в настоящее время, когда отмечается появление новых категорий дел и усложнение имеющихся споров. Без представительства невозможна защита интересов несовершеннолетних, недееспособных граждан, юридических лиц и проч. Поэтому представительство — это важный процессуальный институт, содействующий надлежащей защите прав и интересов участвующих в судопроизводстве лиц. Для российского представительства характерны следующие черты:
1) участие представителя необязательно;
2) представителем может быть не только адвокат, но и
лицо, не обладающее юридическим образованием;
3) представляемый вправе наравне с представителем
принимать участие в судебном разбирательстве. Суд рас-
80
Лекция 10. Представительство в суде
1. Понятие представительства в суде
сматривает их как две самостоятельные процессуальные фигуры.
В ГПК нет законодательного определения представительства, сказано лишь, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей (ст. 48 ГПК). Это означает следующее:
— граждане свободны в выборе вести свои дела через
представителя или вести дела самостоятельно, но с помо
щью представителя (законом установлены обязательные
случаи представительства, например, родители, опекуны,
попечители, усыновители представляют интересы несовер
шеннолетних);
— свобода выбора касается граждан, юридические ли
ца действуют только через своих представителей;
— представительство предусматривает ведение дел в
суде, под этим понимается гражданское судопроизводство.
Таким образом, представительство — это выполнение процессуальных действий одним лицом (представителем) от имени и в интересах другого лица или организации (представляемого).
Процессуальное представительство возникает с момента возбуждения гражданского дела в суде. Лицо, поручающее представителю ведение своего дела, называется представляемым или доверителем. Лицо, которому поручено ведение дела, — представителем.
Представительство в суде характеризуется следующим:
1) представитель выступает от имени представляемого;
2) представитель осуществляет права и обязанности
представляемого и в результате своих действий создает
права и обязанности для представляемого;
3) представитель действует в интересах представляемо
го. По общему правилу представитель не является субъек
том спорного материально-правового отношения. Единст
венное исключение из данного положения — случай, ко
гда соучастники в силу закона могут поручить ведение
своего дела одному из соучастников — в таком случае
представитель является участником спорного материаль
ного правоотношения;
4) правовая позиция представителя не может противо
речить правовой позиции представляемого;
5) представитель является лицом, содействующим от
правлению правосудия, что вытекает из содержания ст. 34
ГПК. Но в науке этот вопрос является дискуссионным —
многие ученые склонны относить представителя к лицам, участвующим в деле;
6) представитель действует в объеме полномочий, пре
доставленных ему в соответствии с законом и договором;
7) через представителей могут действовать любые ли
ца, участвующие в деле: стороны, третьи лица, органы го
сударственной власти, органы местного самоуправления,
организации и граждане, действующие на основании
ст. 46 ГПК, заявители и заинтересованные лица. Проку
рор, будучи участвующим в деле лицом, действует в суде
самостоятельно.
Судебное представительство допускается на всех стадиях и по всем видам гражданского процесса.
Представительство надо отличать от участия в суде органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, действующих в порядке ст. 46 ГПК. Представители и государственные органы действуют в процессе не в своих интересах, а в интересах других лиц и не являются субъектами спорного материального правоотношения. Однако они занимают различное процессуальное положение: представитель отнесен к лицам, содействующим правосудию, а субъекты, перечисленные в ст. 46, являются лицами, участвующими в деле, что отражается на объеме полномочий.
Представитель действует от имени представляемого, субъекты, выступающие в суде в порядке ст. 46, — от своего имени.
Представитель осуществляет права и обязанности представляемого. Субъекты, указанные в ст. 46 ГПК, выполняют полномочия, предусмотренные их компетенцией.
Представительство возможно по всем делам, участие субъектов в порядке ст. 46 ГПК — в случаях, указанных в законе.
Полномочия представителя зависят от того, в каком размере они предоставлены лицом, участвующим в деле. Полномочия субъектов, перечисленных в ст. 46 ГПК, в процессе практически равнозначны полномочиям сторон, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности нести судебные расходы.
Процессуальное представительство отличается от гражданско-правового представительства. Во-первых, цели Двух видов представительства различны. Судебное (процессуальное) представительство — это защита прав и ин-
82
Лекция 10. Представительство в суде
2. Виды представительства в суде
IS
тересов представляемого лица в суде. Цель гражданско-правового представительства — создание, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей для представляемого (ст. 182 ГК). Во-вторых, в гражданском процессе не исключено одновременное участие в совершении процессуальных действий как представляемого, так и представителя (например, не только представитель, но и представляемый может задавать вопросы свидетелям, выступать в судебных прениях и проч.).
В отличие от защиты по уголовным делам представительство по гражданским делам в суде требует единства правовой позиции представляемого и представителя.
2. Виды представительства в суде
Судебное представительство может быть подразделено на виды. Внаучной и учебной литературе предлагаются разные классификации судебного представительства. Так, в зависимости от обязательности участия представителя в деле предлагается подразделять его на факультативное (представительство дееспособных граждан и юридических лиц) и обязательнбе (представительство недееспособных, несовершеннолетних, ограниченно дееспособных, безвестно отсутствующих лиц, а также юридических лиц с коллективным органом управления).
В зависимости от оснований возникновения выделяется добровольное, законное представительство и представительство на основании уставов, положений.
Различают также представительство: законное, договорное, общественное, уставное, официальное.
Рассмотрим названные виды представительства.
Законное представительство(ст. 52 ГПК) — это процессуальные действия родителей, усыновителей, опекунов или попечителей по защите прав и охраняемых законом интересов недееспособных граждан и граждан, не обладающих полной дееспособностью. Основанием возникновения законного представительства является наличие закона, в силу которого определенные лица становятся представителями.
Законное представительство физических лиц.Согласно ч. 1 ст. 52 ГПК права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опе-
куны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
Следовательно, основанием возникновения законного представительства может быть наличие родственных отношений, факта усыновления или отношений по опеке и попечительству:
1) законными представителями несовершеннолетних
являются их родители, усыновители, опекуны или попе
чители.
ГПК устанавливает исключение из общего правила. В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, публичных и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних (ч. 4 ст. 37 ГПК);
2) законными представителями недееспособных, при
знанных таковыми по решению суда, являются опекуны;
3) законными представителями ограниченно дееспособ
ных являются попечители. Суд обязан привлекать к уча
стию в делах граждан, ограниченных в дееспособности.
Вместе с тем по делам неимущественного характера огра
ниченное в дееспособности лицо может участвовать в су
дебном разбирательстве дела самостоятельно или через
представителя по своему усмотрению;
4) законным представителем гражданина, признанного
в установленном порядке безвестно отсутствующим, вы
ступает лицо, которому передано в доверительное управ
ление имущество безвестно отсутствующего (ч. 2 ст. 52
ГПК). Последствием признания гражданина безвестно от
сутствующим является то, что его имущество при необхо
димости постоянного управления им передается по реше
нию суда лицу, которое определяется органом опеки и по
печительства и действует на основании договора о
доверительном управлении, заключаемого с этим органом
(ч. 1 ст. 43 ГК). В ГПК данное представительство отнесено
к законному, однако в некоторых учебниках такое пред
ставительство получило название официального.
Ранее действовавший ГПК относил к законному представительству еще одно: законным представителем наследника до принятия им наследства выступал опекун, назначенный для охраны иуправления наследственным имуще-
84
Лекция 10. Представительство в суде
2. Виды представительства в суде
ством. Поскольку новый ГПК не включил данное представительство в законное, можно согласиться с позицией тех авторов, которые называют его официальным.
Все перечисленные случаи законного представительства физических лиц возникают на основе родственных отношений либо на основе административного акта. Так, опекуны, попечители назначаются уполномоченными на то органами, о чем выносится административный акт.
Законные представители не нуждаются в доверенности представляемых, однако сами вправе заключить договор о представительстве (и выступать в суде через представителя). Законодательством предусмотрены определенные ограничения полномочий законного представителя.
Согласно ст. 37 ГК опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их супруги, близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением указанных в ч. 3 ст. 37 ГК.
Законное представительство юридических лиц. ГПКне перечисляет случаи законного представительства в отношении юридических лиц, оно вытекает из иного законодательства. Законное представительство юридических лиц возникает в следующих случаях:
1) законным представителем ликвидируемых предпри
ятий является ликвидационная комиссия (п. 3 ст. 62 ГК).
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней
переходят полномочия по управлению делами юридиче
ского лица, от имени ликвидируемого юридического лица
она выступает в суде;
2) законными представителями соответствующих юри
дических лиц при возбуждении дел о несостоятельности
(банкротстве) предприятий являются арбитражный управ
ляющий при внешнем управлении имуществом и конкурс
ный управляющий при осуществлении конкурсного про
изводства (Федеральный закон от 26 октября 2002г.
jsjo 127-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве) предприятий»);
3) законным представителем акционерного общества
(АО) может выступать акционер (акционеры), владеющий
в совокупности не менее чем 1% размещенных обыкновен
ных акций общества по делам о возмещении убытков,
причиненных АО в результате виновных действий наблю
дательного совета, директора АО, правления, дирекции
и т. п. В литературе подобные иски получили название —
«косвенные иски»;
4) законным представителем может быть назначен ад
вокат в случае отсутствия представителя у ответчика, ме
сто жительства которого неизвестно, а также в других
предусмотренных федеральным законом случаях (ст. 50
ГПК).
К другим предусмотренным законом случаям можно отнести представительство интересов:
1) истцов — по рассматриваемым судами первой ин
станции делам о взыскании алиментов, возмещении вре
да, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным
повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельно
стью;
2) ветеранов Великой Отечественной войны — по во
просам, не связанным с предпринимательской деятельно
стью;
3) граждан РФ, пострадавших от политических репрес
сий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;
4) несовершеннолетних, содержащихся в учреждениях
системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
5) граждан — при рассмотрении дел об их принуди
тельной госпитализации в психиатрический стационар
или о продлении срока принудительной госпитализации
гражданина, страдающего психическим расстройством
(ст. 304 ГПК).
Однако в настоящее время законом не предусмотрен механизм привлечения адвоката в процесс в случаях его обязательного участия.
Договорное представительство— представительство, возникающее на основании гражданско-правового догово-Ра поручения (агентирования) или трудового договора, по которому представляемый поручает представителю ведение своего дела в суде. Это наиболее распространенный
86
Лекция 10. Представительство в суде
3. Субъекты представительства в суде
вид представительства в суде. Для договорного представительства характерно следующее:
1) возникает только на основе добровольного волеизъ
явления;
2) основанием возникновения договорного представи
тельства является гражданско-правовой договор поруче
ния или трудовой договор. Так, гражданин или юридиче
ское лицо заключает договор поручения, на основании ко
торого адвокат осуществляет его представительство в суде.
Юрист предприятия представляет интересы этого пред
приятия на основе трудового договора. Наличие трудового
договора не препятствует юридическому лицу заключить
договор с юридической консультацией о представительст
ве интересов предприятия в суде или поручить ведение де
ла предприятия в суде не юристу, а какому-то иному ра
ботнику данного предприятия;
3) полномочия представителя оформляются доверенно
стью.
Чаще всего этот вид представительства осуществляется через адвокатов, действующих на основе Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Общественное представительство— совершение процессуальных действий общественными объединениями по защите прав и интересов членов этих объединений и других лиц. Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для осуществления, уставных целей.
Общественное объединение вправе представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также права и законные интересы других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Для осуществления представительства прав своих членов в суде соответствующее положение должно быть закреплено в уставе общественного объединения.
Другие законодательные акты также могут предусматривать общественное представительство. Так, Законом РФ от 9 июля 1993г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» в целях обеспечения имущественных прав
авторов, исполнителей, производителей фонограмм и иных обладателей авторских и смежных прав в случаях, когда их практическое осуществление в индивидуальном порядке затруднено, могут создаваться организации, управляющие имущественными правами указанных лиц на коллективной основе. Такие организации создаются непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действуют в пределах полученных полномочий на основе устава. Организация, управляющая имущественными правами на коллективной основе, должна выполнять от имени представляемых ею обладателей авторских и смежных прав и на основе полученных от них полномочий различные функции, в том числе совершать любые юридические действи