Повышение конструктивной социальной активности
Развитие общественной активности и инициативы, культуры солидарности и коллективного действия является базой для развития общественных институтов, в том числе для распространения общественного контроля и для развития рынка социальных услуг. Эксперты считают, что изменения в этой области должны касаться следующих аспектов:
1) формирование нового ценностного консенсуса– принятого подавляющим большинством общества комплекса ценностей, включающего ценности доверия, солидарности, добродетельности, продуктивной культуры, конструктивной социальной активности, культурного многообразия, уважение принципов демократии и прав человека;
2) повышение престижа конструктивной социальной активности, пропаганда позитивного опыта общественно полезной деятельности, лучших социальных практик, «новых героев» социального развития страны; повышение общественной поддержки некоммерческих и благотворительных организаций;
3) гражданский всеобуч, поддержка деятельности в области гражданского образования и просвещения граждан, повышения культуры коллективного действия;
4) поддержка и стимулирование развития добровольчества, волонтерства и благотворительности, повышение мотивации к гражданскому участию, социальной активности и коллективному действию, стимулирование самоорганизации граждан для решения значимыхсоциальных проблем;
5) материальная и организационная поддержка гражданских объединений и некоммерческих организаций;
6) повышение кадрового потенциала общественного сектора, стимулирование межсекторного кадрового обмена, в том числе притока квалифицированных кадров в общественный сектор из сферы государственного управления и бизнеса;
7) поддержка формирования собственной медиаиндустрии общественного сектора, общественных средств массовой информации, развития социальных медиа;
8) активизация «творчества масс», развитие инновационного поведения и инновационной культуры общества.
Социальная реклама: изменения в законодательстве
Социальная реклама– информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», ст. 3, п. 11
Социальная реклама может и должна информировать население об общественно важных событиях, формировать ценностные ориентиры, влиять на поведенческие практики. Она стимулирует гражданскую активность, содействует институционализации благотворительности, привлекает дополнительные ресурсы в социальную сферу, сообщает людям о способах преодоления трудных жизненных ситуаций.
Пока потенциал социальной рекламы в регионах России недоиспользуется. Целесообразно активнее привлекать экспертов к разработке государственных кампаний социальной рекламы, а также к последующей экспертизе и оценке их эффективности; оказывать содействие в размещении социальной рекламы некоммерческих организаций и стимулировать к этому бизнес; инициировать
и поддерживать мероприятия, направленные на популяризацию социальной рекламы (обучать производству и организации таких кампаний, проводить конференции, семинары, фестивали и конкурсы, организовывать премии).
Не менее важно, чтобы процесс производства, размещения и распространения социальной рекламы регулировался современными законодательными нормами, для чего в 2011 году были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ и в Федеральный закон № 38 «О рекламе».
Программа поддержки СО НКО учитывает роль социальной рекламы для развития гражданского общества. В методических материалах по разработке региональных программ поддержки СО НКО рекомендовано предусмотреть в них мероприятия, направленные на содействие развитию социальной рекламы, включая:
. создание и поддержку деятельности экспертных советов по развитию социальной рекламы;
. разработку социальных рекламных кампаний и проведение тестирований формы и содержания рекламных материалов на стадии производства;
. обеспечение оценки эффективности разрабатываемых и реализуемых социальных рекламных кампаний;
. проведение публичных обсуждений социальных рекламных кампаний на базе региональных конкурсов социальной рекламы, с определением приоритетных тем для развития СО НКО, добровольчества и благотворительной деятельности;
. поддержку развития дополнительного образования и повышения квалификации по вопросам соцрекламы и оценки эффективности социальных рекламных кампаний.