Глава 1. преступления, связанные с незаконным
ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ
ВЕЩЕСТВ И ИХ АНАЛОГОВ В СИСТЕМЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ И
ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ
Общая характеристика преступлений, связанных с незаконным
Оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов
Охрана и укрепление здоровья граждан является неотъемлемым условием жизни общества, поскольку здоровье, как и жизнь, есть высшее неотчуждаемое первостепенное благо, без которого утрачивают значение в различной степени многие иные социальные блага. Статья 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Охрана здоровья осуществляется совокупностью мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера и направлена на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Важное место в правовом обеспечении гарантий охраны здоровья, соблюдения прав человека и его социальной защищенности в числе других имеют уголовно-пpавовые меpы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном исследовании был осуществлен анализ норм, устанавливающих ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. По результатам проведенного исследования, можно сделать ряд выводов.
1. С учетом конституционной ценности охpаны здоpовья населения и общественной нравственности преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, помещены законодателем в гл. 25 УК РФ. Опасность рассматриваемых преступлений заключается в том, что они посягают на общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения, а также на установленный государством порядок оборота наркотических средств и психотропных веществ. Предметом указанной группы преступлений выступают наркотические средства, психотропные вещества, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 г. и Конвенцией о психотропных веществах 1971 г., а также их аналоги, не включенные в данные Перечень. Предметом преступления также могут выступать вещества, инструменты или оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящиеся под специальным контролем, растения, используемые для производства указанных средств или веществ и др. По характеру и степени общественной опасности выделяют основные, квалифицированные и особо квалифицированные составы. По структуре же составы данных преступлений сложные (за исключением состава склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, предусмотренного ст. 230 УК РФ). По конструкции - преимущественно формальные (исключение составляет деяние, предусмотренное ст. 229 УК РФ). Объективная сторона преступлений характеризуется совершением указанных деяний в форме действия (кроме деяния, предусмотренного ст. 228.2 УК РФ, которое заключается в нарушении специальных правил и может быть осуществлено как в результате ненадлежащего действия, так и в результате бездействия). С субъективной стороны большинство преступлений, связанных с незаконными действиями с наркотическими средствами и психотропными веществами, характеризуются умышленной формой вины в виде прямого умысла. Мотивы и цели могут быть различными. Субъектами данной категории преступлений признаются вменяемые физические лица, граждане РФ, иностранные граждане или апатриды, достигшие 16-летнего возраста (однако, п. «в» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ в качестве субъекта прямо указывает на лицо, достигшее 18-летнего возраста, а субъектами хищения и вымогательства, предусмотренных ч. 1 ст. 229 УК РФ, могут быть лица, достигшие 14-летнего возраста). В ряде случаев субъект преступления может быть только специальным (подобное указание содержат, например, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ, п. «в» ч. 1 ст. 229 УК РФ).
2. Противодействие незаконному обороту наркотиков на территории РФ осуществляется в рамках проводимых правоохранительными органами и спецслужбами РФ, а также органами исполнительной власти комплексных оперативно-профилактических операций («Канал», «Мак»), благодаря которым в прошлом году из незаконного оборота изъято около 18 тонн наркотиков, уничтожены очаги произрастания дикорастущей конопли на площади свыше 21 тыс. гектаров. Это свидетельствует о наличии в нашей стране эффективно функционирующей системы мер, направленных на борьбу с наркотизмом, который по сей день продолжает быть источником угрозы государству, обществу, личности.
3. Ретроспективный анализ российского законодательства в области противодействия незаконному обороту наркотических средств показывает, что оно формировалось по принципу поступательной криминализации операций, предметом которых выступали наркотики. Такой подход представляется формальным, не учитывающим особенности конкретных посягательств, а, следовательно, не проводящим различия между смежными составами преступлений. Так, со времени становления государственности на Руси и вплоть да эпохи Российской империи антинаркотическое законодательство характеризовалось пробельностью, которую законодатель впоследствии пытался устранить за счет стремительного увеличения количества некодифицированных уголовно-правовых норм. Данные нормы в силу их разрозненности и ситуационности принятия зачастую противоречили друг другу. Советский период развития норм об уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков характеризуется переходом к кодифицированным актам: УК РСФСР 1922 г., 1926 г., 1960 г. Но, следует отметить, что при их принятии законодатель преимущественно преследовал репрессивные цели, поэтому указанные изменения нельзя назвать качественными. Реальное совершенствование антинаркотического законодательства началось лишь с 80-х гг. ХХ в., когда в законодательство были внесены существенные дополнения: расширен перечень наркотикосодержащих культур, запрещенных к возделыванию на территории государства, введена уголовная ответственность за организацию и содержание притонов для одурманивания и др. Что же касается состояния современной системы антинаркотических норм, то, можно считать, что в настоящее время она складывается из иерархии множества составных частей: Конституции, федеральных законов, федеральные законы, постановлений Правительства, актов министерств, государственных комитетов, иных федеральных органов исполнительной власти. Свою роль в этой системе играют постановления Пленумов ВС РФ и международные правовые акты. Таким образом, регулирование вопросов, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов пронизывает все уровни современной законодательной системы.
4. Анализируя роль Конвенций ООН, участницей которых является РФ, можно отметить, что данные международно-правовые акты хотя и оказывают существенное влияние на развитие отечественного законодательства в сфере противодействия наркобизнесу, но только предлагают систему обязательных или рекомендуемых правил, тогда как эффективный международный контроль оборота наркотических средств и психотропных веществ в государствах-участниках фактически не осуществляется. К тому же, прослеживается явная зависимость национальных норм об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов от динамики международного правотворчества, что свидетельствует о косвенном подходе к проблеме борьбы с наркотизмом.
5. Нормы уголовного законодательства РФ в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков в результате их последовательной трансформации приобрели качественно новое содержание, которое, однако, не во всех случаях отвечает требованиям сложившейся к настоящему времени в стране наркоситуации. Так, в теории недостаточно четко разграничены понятия изготовления, переработки, производства наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, что создает трудности при квалификации деяний по соответствующим статьям УК РФ и порождает судебные ошибки. Так, учитывая, что само производство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предполагает последующий их сбыт, противоправные действия без цели сбыта надлежит квалифицировать как изготовление наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.
6. На практике зачастую также возникают проблемы с разграничением состава нарушения правил оборота наркотических средств или психотропных веществ и ст. 228, 228.1 УК РФ. В данной ситуации необходимо руководствоваться конкретными обстоятельствами совершения преступления: если соответствующее правонарушение отсутствует либо имеется нарушение иных специальных правил, то ст. 228.2 УК РФ не применяется.
7. При квалификации хищения либо вымогательства наркотических средств или психотропных веществ по ст. 229 УК РФ дополнительного указания на ст. 228 УК РФ как на приобретение указанных средств или веществ не требуется. При установлении, что хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ совершено с целью их последующего сбыта или пересылки, действия виновного необходимо квалифицировать по ч. 1 ст. 30 УК РФ как приготовление к преступлению, предусмотренному ст. 228.1 УК РФ. Если же после хищения либо вымогательства уже имели место такие действия, как хранение, переработка, перевозка или пересылка, а равно сбыт наркотиков или психотропных веществ, то содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных, соответственно, ст. 229 и 228, либо ст. 228.1 УК РФ.
8. Как правило, для квалификации деяния по ст. 230 УК РФ как склонения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ цель совершения указанного деяния значения не имеет. Но, если виновное лицо преследовало корыстную цель, содеянное следует квалифицировать по ст. 228.1 УК РФ. А в том случае, когда лицо сбывало указанные средства или вещества или оказывало помощь в их хищении либо вымогательстве, приобретении, хранении, изготовлении, переработке, перевозке или пересылке, такие действия необходимо квалифицировать по ст. 230 УК РФ и соответствующим частям ст. 228 или ст. 229 УК РФ.
9. Для квалификации преступления по ст. 231 УК РФ не имеет значения цель посева, выращивания и культивирования наркотикосодержащих растений – в данном случае состав преступления полностью охватывается нормой указанной статьи. Эти же деяния и последовавшие за ними незаконное изготовление (извлечение) наркотических средств, их последующие хранение, перевозку в крупных (особо крупных) размерах без цели сбыта, а также независимо от размера пересылку, незаконное производство либо сбыт надлежит квалифицировать уже по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 231 УК РФ и соответственно ст. 228 или ст. 228.1 УК РФ.
10. При квалификации деяния по ст. 232 УК РФ как организации либо содержания притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ дискуссионными вопросами выступают определение понятия «притон» для потребления указанных средств и веществ и момент окончания состава данного преступления. Если по первому вопросу компромисса между учеными достичь пока не удалось, то по второму имеется легальная позиция законодателя, согласно которой содержание притона будет оконченным преступлением лишь в том случае, если помещение фактически использовалось одним и тем же лицом несколько раз либо разными лицами для потребления наркотических средств и психотропных веществ. В случаях ошибочного представления виновного о том, что он предоставил помещение для потребления наркотических средств или психотропных веществ, хотя в действительности это помещение использовалось третьими лицами для временного проживания или хранения имущества, содеянное надлежит квалифицировать как покушение на преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30 УК РФ и ч. 1 ст. 232 УК РФ.
11. Что касается нормы ст. 233 УК РФ, предусматривающей ответственность за незаконную выдачу либо подделку рецептов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, то она выступает в качестве специальной по отношению к ст. 201, 285, 286 и 292 УК РФ и, по общему правилу, применяется безусловно. Говоря же о сбыте поддельных рецептов, иных документов на получение наркотических средств или психотропных веществ частным лицом, их изготовившим, указанное деяние также необходимо квалифицировать по ст. 233 УК РФ. Дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков» в этих случаях не требуется. Но, когда указанные действия сопряжены с похищением выданного в установленном порядке рецепта или иного документа, дающего право на получение наркотического средства или психотропного вещества, содеянное надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 233 УК РФ и ч. 1 ст. 325 УК РФ.