Тема №1. Понятие семейного права. Структура и источники СП.
О.Г.Зубарева
Семейное право
Учебно – методический комплекс
Ростов – на – Дону,
Северо - Кавказская академия государственной службы
Кафедра гражданского и предпринимательского права
Зубарева О.Г.
Семейное право. Учебно – методический комплекс.
Для студентов юридических институтов и факультетов по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация) (степень «бакалавр»). Может быть использован при подготовке юристов иного уровня.
Печатается по решению кафедры.
Протокол № от 2011 г.
Оглавление
Применяемые сокращения……………………………………………….4
Введение…………………………………………………………………...5
Рабочая программа………………………………………………………..6
Теоретическая часть………………………………………………………15
Практическая часть ………………………………………………………30
Применяемые сокращения
Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации АПК РФ
Бюллетень нормативных актов федеральных
органов исполнительной власти БНА
Вестник Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации ВВАС РФ
Высший Арбитражный Суд
Российской Федерации ВАС РФ
Государство и право ГиП
Гражданский кодекс Российской Федерации ГК РФ
Журнал российского права ЖРП
Земельный кодекс Российской Федерации ЗК РФ
Конституционный Суд Российской Федерации КС РФ
Налоговый кодекс Российской Федерации НК РФ
Постановление Правительства
Российской Федерации ПП РФ
Российская газета РГ
Российская юстиция РЮ
Северо-Кавказский юридический вестник СКЮВ
Собрание законодательства
Российской Федерации СЗ РФ
Федеральный закон ФЗ
Семейное и жилищное право СЖП
Введение
Учебно – методический комплекс разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») и является частью основной программы бакалавриата Северо-Кавказской академии государственной службы. Содержание УМК ориентировано на реализацию компетентного подхода, предусматривает использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
Содержит цели и задачи дисциплины, обоснования места её в структуре образовательной программы, учебно - тематический план, теоретическую часть, практическую часть, самостоятельную неаудиторную работу студентов, учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины, научно – исследовательскую деятельность студентов под руководством преподавателей, содержащую темы курсовых и дипломных работ, вопросы для подготовки к зачету и экзамену, материально – техническое обеспечение дисциплины.
Учебно – методический комплекс разработан профессорами кафедры гражданского и предпринимательского права С.А. Зинченко, В.В. Ванин, Г.И. колесник, предназначена для студентов очной формы обучения Северо-Кавказской академии государственной службы по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»).
Ключевые слова: «семейные отношения», «брак», «отношения родителей и детей», «формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей».
Рабочая программа
Цель учебной дисциплины определяется федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования и предполагает формирование у студентов системы компетенций, необходимых для освоения производных учебных дисциплин и осуществление профессиональной деятельности.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- формирование у студентов знаний о семейном праве как науке и учебной дисциплины, методах правового регулирования семейных отношений, месте законодательства о семейных отношениях в российской правовой системе; уяснения правовых механизмов взаимодействия семьи и государства, форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей и правового регулирования отдельных их видов;
- формирование у студентов навыков, способностей и умений принимать полученные при освоении теоретической части знания и личные качества в процессе изучения других дисциплин и будущей профессиональной деятельности;
- сформировать у студентов способность к самообразованию, самостоятельному повышению профессионализма, собственной квалификации, в том числе посредством научной и педагогической деятельности.
В результате освоения данной учебной дисциплины студент должен обладать компетенциями, изложенными в таблице №1.
Таблица №1
Компетенции, формируемые у студентов в процессе освоения учебной дисциплины «Семейное право»
Общекультурные компетенции | |
ОК №1.4 | Осознание социальной значимости семьи - как основы развития и сохранения нации, гаранта духовного и материального благополучия граждан. |
ОК №1.5 | Способность заниматься правовой благотворительностью в отношении социально незащищенных лиц (малообеспеченных семей; многодетных; семей, имеющих детей инвалидов; детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей). |
ОК №3.1 | Способность четко определять объект своей профессиональной деятельности. |
ОК №3.2 | Способность к постановке четких целей своей научной и практической деятельности. |
ОК №3.12 | Способность выявлять и описывать взаимосвязи между различными государственно-правовыми и иными социальными явлениями. |
ОК №3.14 | Способность анализировать эффективность государственно-правовых явлений в современных условиях. |
ОК №4.2 | Способность четко выражать свои мысли с учетом формы речи, аудитории, адекватного выбора речевого поведения, правил межкультурной коммуникации. |
ОК № 5 | Обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе |
ОК №6.1 | Готовность добровольно нести ответственность за правонарушения, в том числе и нарушения учебной дисциплины |
ОК № 7 | Стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства |
ОК №8.1 | Способность выделять на разных этапах истории России государственно правовые явления, предпосылки их возникновения и развития. |
ОК №8.4 | Способность разностороннего объективного оценивания событий прошлого и современности с позиций диалектико-материалистической концепции. |
ОК №8.10 | Способность анализировать социально-значимые проблемы и историко-правовые процессы, происходившие и происходящие в нашей стране, а также делать обоснованные выводы, оценивать перспективность и необходимость использования историко-правового опыта. |
ОК №9.1 | Способность анализировать специфику взаимоотношений семьи и государства, их известную независимость друг от друга, установление пределов этой независимости и динамику взаимоотношений по целому ряду направлений жизнедеятельности семьи и государства. |
ОК №9.2 | Способность к обобщению и анализу факторов и процессов, влияющих на формирование современной государственной семейной политики. |
ОК №9.3 | Осознание ведущей роли благополучной личности, воспитанной в полноценной семье, ее влияния на формирование семейной политики и в целом демократических институтов и гражданского общества современной России. |
ОК №9.4 | Способность анализировать демографические проблемы и миграционные процессы, как факторы, влияющие на развитие современной семьи. |
ОК № 10 | Способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны |
ОК № 11 | Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией |
ОК №12.1 | Навыки пользования современными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций как средствами управления информацией и постоянно их совершенствует. |
ОК № 13 | Владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке |
ОК №14.2 | Навыки самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности. |
Профессиональные компетенции | |
ПК № 1.1.1 | Навыки обоснования необходимости юридического регулирования общественных отношений. |
ПК № 1.1.4 | Навыки внесения изменений в нормативно-правовые акты и их отмены. |
ПК № 1.1.5 | Навыки систематизации действующего законодательства. |
ПК № 1.3.1 | Навыки осуществления мониторинга общественных отношений в гражданской, предпринимательской, трудовой, семейной, жилищной, гражданско-процессуальной и арбитражно-процессуальной сферах. |
ПК № 1.3.2 | Подготавливать нормативно-правовые акты в сфере гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных отношений. Участвовать в разработке коллективных договоров и соглашений. |
ПК № 1.3.4 | Проводить мониторинг действующего законодательства в сфере гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных отношений. |
ПК № 1.3.6 | Использует результаты социальных и демографических исследований последнего десятилетия, а также основные положения и методы исследований известных политологов в области семейной политики при решении профессиональных задач. |
ПК № 2 | Способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры |
ПК № 3 | Способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права |
ПК №4.3.1 | Навыки принятия законных и обоснованных решений в сфере гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных споров. |
ПК №5.1.1 | Общие навыки поиска юридических норм. |
ПК № 5.1.2 | Общие навыки толкования юридических норм. |
ПК № 5.1.4 | Навыки квалификации юридически значимого поведения субъектов. |
ПК № 5.3.1 | Уметь анализировать гражданское, предпринимательское, трудовое, семейное, жилищное законодательство, выявлять его специфику в качестве источника права, а также в аспекте его императивно-диспозитивного регулирования. |
ПК № 5.3.2 | Уметь толковать нормы права, правильно их применяя при подготовке конкретных материалов в ходе заключения договоров, опосредующих гражданские, предпринимательские, трудовые, жилищные, семейные отношения, оценке их исполнения, предъявления претензий и исков. |
ПК № 5.3.4 | Обобщать судебную практику по регулированию гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных правоотношений, вносить предложения правоприменителю. |
ПК № 5.3.5 | Готов и способен участвовать в правоприменительной деятельности при разрешении споров в гражданской, предпринимательской, трудовой, семейной, жилищной областях. |
ПК № 5.3.6 | Владение навыками определения причинно-следственных связей между различными социальными явлениями и правонарушениями в области гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных правоотношений. |
ПК № 5.3.7 | Владение международными стандартами деятельности субъектов в области гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных, гражданско-процессуальных и арбитражно-процессуальных правоотношений, в области адвокатской деятельности. |
ПК № 5.3.8 | Способен анализировать специфику взаимоотношений семьи и государства, их известную независимость друг от друга, установление пределов этой независимости и динамику взаимоотношений по целому ряду направлений жизнедеятельности семьи и государства. |
ПК № 5.3.9 | Владение навыками поиска и использования судебной практики по гражданским, предпринимательским, трудовым, жилищным, семейным делам, в частности основных Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. |
ПК № 5.3.10 | Уметь квалифицированно общаться с государственными и муниципальными служащими органов и работниками организаций призванных следить за соблюдением прав несовершеннолетних. |
ПК № 5.3.11 | Способен анализировать демографические проблемы и миграционные процессы, как факторы, влияющие на развитие современной семьи, современной государственной семейной политики. |
ПК № 5.3.12 | Владеть понятийным аппаратом гражданского, предпринимательского, трудового, семейного, жилищного, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права, понимать значение терминов и положений нормативных правовых актов. |
ПК № 5.3.13 | Навыки межотраслевого взаимодействия. Уметь определить подведомственность и подсудность различных категорий дел в области гражданского, предпринимательского, трудового, семейного, жилищного права. Способен верно определить - в какой суд следует обращаться с тем или иным исковым заявлением. |
ПК № 5.3.31 | Уметь толковать нормы права, правильно их применяя при подготовке конкретных материалов в ходе заключения алиментных соглашений, брачных договоров, соглашений об определении места жительства ребенка. |
ПК № 5.3.60 | Понимать модель правового регулирования брачных отношений, основания прекращения и признания недействительным брака. |
ПК № 5.3.61 | Способен отличать режимы супружеской собственности, механизмы перемещения имущества и возложения ответственности по долгам супругов в зависимости от избранного режима. |
ПК № 5.3.62 | Понимать различия в основаниях возникновения алиментных обязательств лиц 1 и 2 очереди. |
ПК № 5.3.63 | Понимать роль органов опеки и попечительства в механизме выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей. |
ПК № 5.3.64 | Понимать роль специального законодательства в создании системы норм, регулирующих правовой статус несовершеннолетнего. |
ПК № 6.3.1 | Уметь и владеть навыками правовой квалификации правовых явлений в гражданской, предпринимательской, трудовой, семейной, жилищной сфере в процессе нормотворческой и правоприменительной деятельности. |
ПК № 6.3.3 | Способен верно интерпретировать обстоятельства дела в области гражданско-правовой специализации, дать им оценку и юридическую квалификацию. |
ПК № 7.3.1 | Уметь составлять основные процессуальные документы, исходящие от участников гражданского, предпринимательского, трудового, семейного, жилищного процесса: исковое заявление (заявление), ходатайство, жалобу. |
ПК № 7.3.3 | Уметь составлять основные процессуальные документы, исходящие от суда: решение, определение, протокол. |
ПК № 8.1.2 | Способность обосновывать, применяемые к участникам правоотношений, меры юридической ответственности. |
ПК № 8.3.1 | Навыки защиты гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных прав. |
ПК № 8.3.2 | Готовить документы для представительства в судах, государственных (муниципальных) органах для защиты гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных прав. |
ПК № 10.2.1 | Способность выявлять, предупреждать и давать соответствующую оценку правонарушениям в ходе защиты гражданских, предпринимательских, трудовых, семейных, жилищных прав, в том числе фактам коррупции. |
ПК № 13 | Способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации |
ПК № 14.1.1 | Общие навыки экспертирования различных правовых актов и их проектов. |
ПК №14.3.1 | Уметь проводить правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов, опосредующих гражданские, предпринимательские, трудовые, семейные, жилищные отношения, в том числе подготавливаемых Законодательным собранием Ростовской области. |
ПК № 16.3.4 | Уметь давать профессиональные консультации по вопросам правового регулирования брачных отношений субъектов, режима супружеского имущества, установления происхождения детей, прав несовершеннолетних детей, прав и обязанностей родителей. |
ПК № 16.3.5 | Давать экспертные заключения по актам органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних. Уметь оценивать деятельность нотариусов на предмет соответствия действующему законодательству. |
ПК № 17.2 | Навыки проведения занятий в форме семинара. Способность формировать практические юридические навыки и умения студентов во время проведения семинарских занятий. |
ПК № 17.4 | Способность подготовить перечень контрольных вопросов, необходимых для проверки знаний студентов по теме занятия. |
ПК № 17.5 | Навыки подготовки тестов и тестирования студентов. |
ПК № 17.6 | Способность подготовить практическую задачу по теме занятия. |
ПК № 18 | Способен управлять самостоятельной работой обучающихся |
ПК № 19 | Способен эффективно осуществлять правовое воспитание |
Коды компетенций и их наименование соответствуют компетенциям основной образовательной программы бакалавриата, утвержденной Учёным советом Северо-Кавказской академии государственной службы.
Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Семейное право» является элементом компетентностно – ориентированного учебного плана и входит в его базовую часть, предусмотренную федеральным государственным образовательным стандартом. Она обязательна для изучения всеми студентами Северо-Кавказской академии государственной службы, осваивающими основную образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки 030900 Юриспруденция, любой формы обучения.
Период изучения дисциплины студентами, структура видов деятельности студентов и их трудоёмкость содержаться в таблице №2.
Вид формы обучения | Период освоения дисциплины (семестр) | Трудоемкость дисциплины и отдельных видов работ по ее освоению в зачетных единицах | Итоговая аттестация по дисциплине | ||||
Общая | Аудиторная работа студента, в том числе | Самостоятельная работа студентов, в том числе | |||||
лекции | практика | курсовая | иные виды | ||||
Очная | экзамен | ||||||
Заочная | |||||||
Очно -заочная | |||||||
Заочная сокраще-нная | |||||||
Очная сокраще-нная | |||||||
Учебная дисциплина «Семейное право» осваивается студентами при параллельном изучении философии, теории государства и права, иностранный языка в сфере юриспруденции, экономики, профессиональной этики, безопасности жизнедеятельности, информационных технологий в юридической деятельности, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, гражданского права, предпринимательского права, а также соответствующих им дисциплин по выбору студентов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Аудиторная работа (в зачетных единицах) | Самостоя-тельная работа | |||||||
п/п | Лек-ции | Практические занятия | Занятия в интерактивной форме (не менее 20% от объема аудиторной работы) | |||||||
Модуль 1 (Общие положения) | ||||||||||
Понятие семейного права. Структура и источники СП. | ||||||||||
Понятие, структура и виды семейных правоотношений. Осуществление и защита семейных прав. | ||||||||||
Модуль 2 (Особенная часть) | ||||||||||
Понятие брака. Условия и порядок его заключения. | ||||||||||
Прекращения брака. | ||||||||||
Недействительность брака. | ||||||||||
Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов | ||||||||||
Договорной режим имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам. | ||||||||||
Установление происхождения детей. | ||||||||||
Права несовершеннолетних детей (понятие, виды, содержание). | ||||||||||
Права и обязанности родителей. | ||||||||||
Алиментные обязанности членов семьи. | ||||||||||
Соглашение об уплате алиментов. Порядок уплаты и взыскания алиментов. | ||||||||||
Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. | ||||||||||
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. Приемная семья. | ||||||||||
Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. | ||||||||||
Итого: | ||||||||||
Курсовая работа | ||||||||||
Промежуточная аттестация (зачет) | ||||||||||
Итоговая аттестация по дисциплине (экзамен) | ||||||||||
Содержание учебной дисциплины
Содержание учебной программы «Семейное право» состоит из теоретической части, практической части, самостоятельной неаудиторной работы студентов, промежуточной аттестации, научно-исследовательской деятельности студентов под руководством преподавателей, темы курсовых и дипломных работ, итоговую аттестацию по дисциплине и иных видов работы, подлежащих выполнению студентами для достижения целей учебной дисциплины.
Все виды работ имеют логические связи, предполагающие определенную последовательность их освоения студентами, и объединены во внутридисциплинарные модули. Внутридисциплинарный модуль – это совокупность видов работы студентов, которые могут быть обособлены в относительно самостоятельную часть учебной дисциплины с целью решения конкретной задачи и подлежат системной оценке при промежуточной аттестации студентов.
Теоретическая часть
Теоретическая часть представляет собой циклы, последовательно читаемых лекций, предназначенных для формирования у студентов системы знаний, необходимой для будущей профессиональной деятельности и изучения других производных дисциплин, предусмотренных учебным планом. Чтение лекций обеспечивается следующими учебными материалам: «Семейное право: курс лекций с презентационными (мультимедийными) материалами». О.Г.Зубарева, 2011г.
Модуль 1. (Общие положения).
Задача модуля – формирование у студента знаний о семейном праве как науке, отрасли права, учебной дисциплине, законодательстве; субъектах семейных отношений; понятии и роли семьи в современном обществе; источниках правового регулирования; осуществлении семейных прав и исполнении семейных обязанностей. Эти исходные общие положения являются основой для понимания и усвоения правовых форм отдельных видов предпринимательской деятельности, содержащихся в модуле 2.
Примерная тематика курсовых и выпускных квалификационных работ
1. Понятие и предмет семейного права.
2. Понятие семьи в социологическом и юридическом смысле.
3. Особенности правового регулирования брачно-семейных отношений на различных этапах исторического развития России.
4. Применение к семейным отношениям гражданского законодательства и норм международного права.
5. Понятие, структура и виды семейных правоотношений.
6. Правовые аспекты защиты семьи государством.
7. Семья как самостоятельный объект правовой охраны.
8. Вступление в брак. Правовые аспекты.
9. Фактические брачные отношения и право собственности.
10. Недействительность брака. Основания, порядок, правовые последствия.
11. Прекращение брака по Семейному кодексу РФ.
12. Судебный порядок расторжения брака.
13. Личные неимущественные правоотношения супругов: понятие и значение.
14. Имущественные правоотношения супругов.
15. Правовой режим имущества супругов в брачном договоре.
16. Регулирование имущественных отношений супругов в законном режиме
17. Общее и различное в правовых аспектах регулирования раздела имущества супругов в законном и договорном режиме.
18. Правовое регулирование ответственность супругов по обязательствам.
19. Правовой статус несовершеннолетнего по законодательству РФ.
20. Защита прав и интересов несовершеннолетних в нормах международного права и внутреннем праве.
21. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
22. Установление отцовства. Анализ теории и практики правового регулирования в РФ.
23. Лишение родительских прав – санкция, применяемая к родителям за ненадлежащее осуществление родительских прав и обязанностей.
24. Ограничение родительских прав - санкция, применяемая к родителям за ненадлежащее осуществление родительских прав и обязанностей.
25. Виды семейно-правовой ответственности.
26. Алиментные обязательства в современной России.
27. Алиментные обязательства родителей и детей.
28. Алиментные обязательства 2 очереди. Отдельные аспекты правового регулирования.
29. Алиментные обязанности супругов в отношении друг друга.
30. Порядок уплаты и взыскания алиментов. Проблемы реализации судебных решений.
31. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей по Семейному кодексу РФ.
32. Усыновление (удочерение) как способ судебной защиты прав ребенка.
33. Понятие, цели и правовой режим института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
34. Приемная семья. Понятие, основания и порядок ее организации по законодательству РФ.
35. Особенности правового регулирования семейных правоотношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства.
36. Особенности правового регулирования усыновления (удочерения) с участием иностранного элемента.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература
Учебная:
1. Пчелинцева Л.М. Семейное право России: Учебник для вузов. 4-е изд., перераб.и доп. М.: Норма, 2006.
2. Грудцына Л.Ю. Семейное право. Учебник. ЮстицИнформ, 2006
3. Семейное право. Учебник./ Под ред. П.В.Крашенинникова. М.: Статут, 2008
б) Нормативная
1. СК РФ от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ (с изм.)
2. ГК РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (с изм.)
3. ГК РФ. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (с изм.)
4. ГК РФ. Часть третья от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ (с изм.)
5. ГК РФ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 г. №230-ФЗ (с изм.)
6. ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (с изм.)
7. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 24.09.2001 №1270-р //СЗ РФ. 2001. №40.
8. Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 //РГ. 1995. 5 апреля.
9. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ // СЗ РФ. 1994. №15.
10. Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989г. Вступила в силу 02.09.1990г. Ратифицирована ВС СССР 13.07. 1990 г. Вступила в силу для СССР 15.09 1990г. // Ведомости СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
11. ФЗ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации». Ст. 2 // Ведомости РФ. 1993. № 32. Ст. 1227.
12. ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» //СЗ РФ. 1997. № 30. Ст.3594.
13. ФЗ от 26.03.1998 №41 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» //СЗ РФ. 1998. №13.
14. ФЗ РФ от 24.07.1998 №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», в ред.от 30.06.2007 №170) // СЗ РФ. 1998. №31.
15. ФЗ РФ от 17.07.1999 №178, в ред. 25.11.2006 «О государственной социальной помощи» //СЗ РФ 1999. №29.
16. ФЗ РФ от 19.05.1995 №81 в ред. 05.12.2006 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // СЗ РФ. 1995. №21.
17. ФЗ Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 1996.№52.
18. ФЗ Российской Федерации от 16.04.2001 №44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» // СЗ РФ. 2001. №17.
19. ФЗ Российской Федерации от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ.1999.№26.
20. ФЗ РФ от 24.04.2008 №48 «Об опеке и попечительстве» //СЗ РФ.2008.№17
21. Областной закон Ростовской области от 12.05.1996 г. № 18-ЗС «Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области» // Наше время. 1996. №98-99.
22. Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 №165 «О социальной поддержке детства в Ростовской области» // Наше время. 2004. №259-260.
23. Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 №176 «О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области» // Наше время. 2004. №266-269.
24. Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 № 184 «Об образовании в Ростовской области» // Наше время. 2004. №270.
25. Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 № 167 «О государственной поддержке молодежи, молодежных и детских общественных объединений в Ростовской области» // Наше время. 2004г. № 259-260
26. Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 № 185 «О социальном обслуживании населения Ростовской области» // Наше время. 2004. №266-269.
27. Областной закон Ростовской области от 26.12.2005 № 499 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области» // Наше время. 2005. №340-342.
28. Областной Закон Ростовской области от 26.12.2007 № 830 «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области»// СПС «Консультант»
29. Областной Закон Ростовской области от 22.10.2005 № 369 «О мерах по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемной семье» // Наше время. 1998. №216.
30. Областной Закон Ростовской области от 26.12.2005 № 726 «О ежемесячном денежном содержании детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи опекунов и попечителей» »// СПС «Консультант»
в) дополнительная литература
1.Кузнецова И.М. Семейное право: Учебник.-М.: Юристъ, 1999
2. Нечаева А.М. Семейное право. Актуальные проблемы теории и практики. Юрайт-Издат. М. 2007
г) программное и коммуникационное обеспечение
1. Зубарева О.Г. Семейное право. Учебно – методический комплекс (УМК). Ростов-на-Дону. 2008г.
2. Зубарева О.Г. Семейное право. Курс лекций с презентационными (мультимедийными) материалами. Ростов-на-Дону. 2009г.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Имеются в наличии в библиотеке СКАГС учебники по семейному праву, учебно-методические комплексы (УМК). Презентационные материалы к лекциям по дисциплине в электронном виде. Учебный полигон, где студенты закрепляют полученные знания на практических судебных и иных материалах, учебный зал судебных заседаний.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1. Чтения лекций с презентационными материалами.
2. Письменные экспресс - контрольные задания по материалам прочитанной лекции в конце текущей лекции (5-7 минут).
3. Тесты контроля знаний каждой темы и всей дисциплины в целом.
4. Активное участие в семинарских занятиях, в т.ч. занятиях, проводимых в интерактивных формах.
5. Контроль за работой студентов с первоисточниками.
6. Реферирование научных работ.
7. Контроль посещаемости студентов лекций.
8. Контроль посещаемости студентов семинарских занятий.
Примерная методика оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
№ п/п | Виды образовательных технологий | Оценка в баллах | Аттестация (в баллах и %) | неаттестация (в баллах и %) |
Посещение лекций | до 3 –х баллов | |||
Посещение семинарских и иных практических занятий | до 3 –х баллов | |||
Письменные экспресс -контрольные задания | до 3 –х баллов | |||
Тест контроль знаний | до 5 –х баллов | |||
Реферирование научных работ | до 4 –х баллов | |||
Домашние индивидуальные задания | до 3 –х баллов | |||
Экспертное заключение на проекты нормативных актов | до 2 –х баллов | |||
Активное участие в семинарских и других практических занятиях, в том числе интерактивных (участие в диспутах, деловых играх, решение конкретной правовой ситуации, критическое отношение к правовой норме, решению суда по конкретному делу, творческая работа в полигоне) т.п. | до 25 баллов | |||
Проведение бакалаврам отдельных семинарских занятий | до 2 –х баллов | |||
макс -50 балов | 30 и более баллов | менее 30 баллов | ||
Итого (в % и баллах) | 100% | 60 % и более | менее 60 % |
Практическая часть
Практическая часть учебной дисциплины представляет собой циклы, последовательно выполняемых видов аудиторной работы, предназначенных для формирования у студентов системы навыков, способностей и умений применять, полученные при освоении теоретической части, знания и личные качества в проц