Центрального банка российской федерации2
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2
ПРАВО
КУРС
(материалы по организации самостоятельной работы)
ОРЕЛ
Одобрено кафедрой специальных дисциплин Зав. кафедрой _________________ Г.С.Лапкина Протокол № от | Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Банковское дело» |
Составитель: Е.Н.Харламова, преподаватель Орловской банковской школы (колледжа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дисциплина «Право» изучается на 1 курсе. Обязательный объем учебных занятий составляет 117 часов, из них 36 часов – практические занятия. На самостоятельное изучение дисциплины предусмотрено 40 часов. Самостоятельная работа выполняется в объеме 8 часов в первом семестре, объеме 32 часа во втором семестре, из них 10часов отводится на выполнение проекта в форме рецензирования.
Самостоятельная работа и формы ее контроля.
Учитывая возрастные особенности студентов, задания для самостоятельной работы подобраны с целью формирования умений работать с различными источниками правовой информации, формирование умений подбирать необходимый материал, делать сравнении правовой информации.
Формы самостоятельной работы.
- Составить схему (например схему «Прекращение трудового договора»)
- Оформить таблицу (например, «Сравнение современных правовых систем»)
- Проанализировать ситуацию и дать письменный ответ (например, анализ ситуаций на применение норм трудового права, гражданского права)
- Найти примеры ( правовых норм, нормативных актов, разновидностей толкования)
Реализация метода проектов проявляется в следующих видах работы.
- Формирование модели правомерного поведения.
- Подготовка документа (разработка 10 положений Брачного контракта)
- Проект- рецензия.
- И др.
Формы проверки выполнения самостоятельной работы: конспектирование, устный опрос, тестовый опрос, письменный опрос, собеседование, обсуждение, проверка проектов.
В проекте-рецензии студентам предлагается выполнить работу по разработке рецензии на статью из периодических изданий. Работа включает в себя несколько видов деятельности. Деятельность по изучению и описанию соответствующей области регулирования. Деятельность по описанию проблемы, отраженной в статье. Деятельность, на правленую на выработку собственного отношения к прочитанному. Работа оформляется письменно и сдается на проверку. (Приложение 1)
2. Задания для самостоятельной работы
Самостоятельная работа. (1семестр)
№ | Тема | Время | Даты | Форма контроля | Виды заданий | Библиографический список |
Нормы права. | 14.09-29.09 | Опрос на занятии, проверка конспекта | Привести примеры регулятивных норм по 2 каждого вида (управомочивающие обязывающие, запрещающие) и 2 примера охранительных норм | Конституция РФ Трудовой кодекс РФ Гражданский кодекс РФ | ||
Источники (формы права) | 14.09-29.09 | Опрос на занятии, проверка конспекта | Привести примеры Законов, регулирующих разные общественные отношения -(5) Привести примеры подзаконных нормативных актов различных субъектов и разных видов –(6). привести примеры нормативных актов органов местного самоуправления.-( 3) | Справочная система Гарант | ||
Толкование права | 01.10-31.10 | Презентация видов толкования по конкретным делам | Найти примеры токования (легального, нормативного)Верховного суда РФ, Арбитражного суда РФ, Конституционного суда РФ; правоприменительного, казуального(решение арбитражного суда или суда районного по конкретному делу); неофициального, профессионального ( в периодической печати из числа консультаций юриста) | Справочная система Гарант, Вестник Высшего Арбитражного суда, Бюллетень Верховного суда. Орловская правда, российская газета, Комсомольская правда и др. | ||
Юридические факты. | 01.11-30.11 | Проверка конспекта | Выявление юридических фактов по ситуациям. Установление фактов по правовым последствиям и по юридической силе. | Гражданское право. Практикум.Ч.1. М.:2003 Задачи 3,4,7, стр. 10-12 | ||
Правонарушения и юридическая ответственность. | 01.12-26.12 | Обсуждение примеров на занятии. | Выбрать для анализа составы административных и уголовных правонарушений и объяснить зависимость установление мер ответственности (штраф, административный арест, конфискация имущества, дисквалификация , лишение свободы, смертная казнь (пожизненное заключение)) конфискация имущества. Привести примеры составов, по которым предусмотрены несоразмерные меры ответственности (не достаточно жесткие или излишне жесткие) | Кодекс об административных правонарушениях РФ Уголовный кодекс РФ | ||
Правосознание и правовая культура. Уровень правосознания и проблемы формирования правовой культуры современного общества. | январь | Обсуждение на занятии | Создать индивидуальную модель будущего правомерного поведения. Модель представляет собой планы на будущие, которые соответствуют действующему законодательству | |||
Англасаксонская Романо-германская, мусульманская, российская правовые системы. | январь | Проверка конспекта | Составить таблицу отличительных признаков правовых систем: Романо-германской, англосаксонской, мусульманской российской | Право: учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразов. учреждений: проф. уровень. По ред. Л.Н. Боголюбова, Е.А.Лукашевой. М.:.2007, стр. 96-106 | ||
Федеративное устройство РФ. Система органов государственной власти. Избирательная система. | январь | Опрос на занятии, проверка конспекта | Составить схему «Система органов государственной власти». | Гл. 4,5,6,7 Конституции РФ | ||
итого |
Самостоятельная работа на 2семестр
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Даты | Формы контроля | Виды заданий | Библиографический список |
Имущественные и неимущественные права. | февраль | Тест, письменный опрос | Привести примеры оснований приобретения и прекращения права собственности | гл.6 Гражданский кодекс РФ | ||
Семейные правоотношения. Права и обязанности членов семьи. | февраль | Обмен мнениями, идеями | Составить 10 пунктов брачного контракта | Семейный кодекс РФ | ||
Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Трудовойдоговор. | март | опрос | Составить схему «Основания прекращения трудового договора» | Трудовой кодекс РФ | ||
Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарная ответственность. Трудовые споры | март | опрос | Составить конспект Трудового кодекса по теме «Трудовые споры» | Трудовой кодекс РФ – гл.60,61 | ||
Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. | апрель | Проверка конспекта | Составить таблицу «Виды социальных пособий» | Т.В.Кашанина,А.В.Кашанин. .право. В 2-х книгах. Кн.2.Право и экономика., 2008, Стр.225-228 | ||
Административные правонарушения, административная ответственность | апрель | Проверка конспекта | Приведите примеры (1-2) административных составов, которые бы демонстрировали разные виды административных наказаний | гл.3 Кодекса об административных правонарушениях | ||
Преступление Уголовная ответственность. | апрель | Опрос, тестирование | Изучите содержание составов преступлений в сфере экономики. Сравнить порядок привлечения к уголовной ответственности совершеннолетних и несовершеннолетних. | Уголовный кодекс РФ | ||
Подготовка рецензии на статью из журнала на правовую тему | май | Проверка письменной работы с выставлением оценки | Смотри « Методические рекомендации по рецензированию статьи» | Список источников рекомендуется | ||
Итого за семестр |
3. Методические рекомендации по рецензированию статьи по дисциплине «Право»
Требования к оформлению проекта и срокам представления.
Проект выполняется в объеме 6 - 10 листов (включая титульный лист и библиографический список)
Текст проекта оформляется на листах формата А4. Шрифт – 12, 14. Интервал между строк - 1,5.
Срок предоставления проекта - до 7 мая с.г. Несвоевременное представление проекта предоставляет преподавателю право снизить оценку на 1 балл.
Требования к структуре рецензии
Оформление содержания
Введение
1. Раздел
2. Раздел
3. Раздел
Заключение
Библиографический список
Титульные лист (оформление см. приложение 1)
Содержание (план)
1 Раздел
В разделе дается характеристика имеющихся, фактически существующих в соответствии с действующем законодательством и тенденциями правового регулирования правоотношениям, которые стали предметом исследования в статье. За основу возьмите текст учебника по данному вопросу или текст нормативных актов, или иные материалы в печатной и электронной форме, которые позволяют понять и раскрыть тему.
2 Раздел
В разделе дается описание существа проблемы, которая представлена автором в рецензируемой статье т.е. позиция автора.
3 Раздел
В разделе дается оценка точки зрения, высказанной в статье. Например, можно отметь глубину затрагиваемой проблемы, актуальность проблемы, насколько автору удалось понятно аргументировано донести до читателя идею, согласны ли вы с мнением автора.
Библиографический список (список литературы, которая реально использовалась по алфавиту, включая рецензируемую статью)
Требования к выставлению оценки.
Оценка «5» выставляется студенту за письменный ответ, отличающийся полнотой, аргументированностью, глубиной понимания вопроса, который излагает логично, просто. Умеет приводить примеры, применять теоретические знания на практике. Письменная работа должна быть выполнена аккуратно.
Оценка «4» выставляется за письменный ответ, в котором содержаться небольшие недочеты, неточности, погрешности, которые не лишают ответ грамотности, глубины. Умеет применять полученные теоретические знания, когда в реализации умений допущены незначительные неточности. В письменной работе допускаются незначительные недочеты в структурировании ответа и в оформлении.
Оценка «3» выставляется за письменный ответ, в котором имеют место существенные пробелы в знаниях, нарушается логика ответа и аргументации. Студент не владеет рядом ключевых понятий, терминов. В письменной работе имеют место серьезные недочеты по структурированию материала, ведущие к нарушению логики изложения темы, не соблюдается требованию по оформлению
Оценка «2» выставляется за письменный ответ, лишенный понимания вопроса в системе, в целостности. Студент допускает существенные ошибки. В письменной работе структура не соответствует теме исследования, не соблюдаются требования по оформлению работы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)
В форме рецензирования
Студента 101 группы
Иванова Николая Петровича.
Орел
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКАЯ БАНКОВСКАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ)
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ2
ПРАВО
КУРС
(материалы по организации самостоятельной работы)
ОРЕЛ
Одобрено кафедрой специальных дисциплин Зав. кафедрой _________________ Г.С.Лапкина Протокол № от | Составлены в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности «Банковское дело» |
Составитель: Е.Н.Харламова, преподаватель Орловской банковской школы (колледжа)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дисциплина «Право» изучается на 1 курсе. Обязательный объем учебных занятий составляет 117 часов, из них 36 часов – практические занятия. На самостоятельное изучение дисциплины предусмотрено 40 часов. Самостоятельная работа выполняется в объеме 8 часов в первом семестре, объеме 32 часа во втором семестре, из них 10часов отводится на выполнение проекта в форме рецензирования.
Самостоятельная работа и формы ее контроля.
Учитывая возрастные особенности студентов, задания для самостоятельной работы подобраны с целью формирования умений работать с различными источниками правовой информации, формирование умений подбирать необходимый материал, делать сравнении правовой информации.
Формы самостоятельной работы.
- Составить схему (например схему «Прекращение трудового договора»)
- Оформить таблицу (например, «Сравнение современных правовых систем»)
- Проанализировать ситуацию и дать письменный ответ (например, анализ ситуаций на применение норм трудового права, гражданского права)
- Найти примеры ( правовых норм, нормативных актов, разновидностей толкования)
Реализация метода проектов проявляется в следующих видах работы.
- Формирование модели правомерного поведения.
- Подготовка документа (разработка 10 положений Брачного контракта)
- Проект- рецензия.
- И др.
Формы проверки выполнения самостоятельной работы: конспектирование, устный опрос, тестовый опрос, письменный опрос, собеседование, обсуждение, проверка проектов.
В проекте-рецензии студентам предлагается выполнить работу по разработке рецензии на статью из периодических изданий. Работа включает в себя несколько видов деятельности. Деятельность по изучению и описанию соответствующей области регулирования. Деятельность по описанию проблемы, отраженной в статье. Деятельность, на правленую на выработку собственного отношения к прочитанному. Работа оформляется письменно и сдается на проверку. (Приложение 1)
2. Задания для самостоятельной работы
Самостоятельная работа. (1семестр)
№ | Тема | Время | Даты | Форма контроля | Виды заданий | Библиографический список |
Нормы права. | 14.09-29.09 | Опрос на занятии, проверка конспекта | Привести примеры регулятивных норм по 2 каждого вида (управомочивающие обязывающие, запрещающие) и 2 примера охранительных норм | Конституция РФ Трудовой кодекс РФ Гражданский кодекс РФ | ||
Источники (формы права) | 14.09-29.09 | Опрос на занятии, проверка конспекта | Привести примеры Законов, регулирующих разные общественные отношения -(5) Привести примеры подзаконных нормативных актов различных субъектов и разных видов –(6). привести примеры нормативных актов органов местного самоуправления.-( 3) | Справочная система Гарант | ||
Толкование права | 01.10-31.10 | Презентация видов толкования по конкретным делам | Найти примеры токования (легального, нормативного)Верховного суда РФ, Арбитражного суда РФ, Конституционного суда РФ; правоприменительного, казуального(решение арбитражного суда или суда районного по конкретному делу); неофициального, профессионального ( в периодической печати из числа консультаций юриста) | Справочная система Гарант, Вестник Высшего Арбитражного суда, Бюллетень Верховного суда. Орловская правда, российская газета, Комсомольская правда и др. | ||
Юридические факты. | 01.11-30.11 | Проверка конспекта | Выявление юридических фактов по ситуациям. Установление фактов по правовым последствиям и по юридической силе. | Гражданское право. Практикум.Ч.1. М.:2003 Задачи 3,4,7, стр. 10-12 | ||
Правонарушения и юридическая ответственность. | 01.12-26.12 | Обсуждение примеров на занятии. | Выбрать для анализа составы административных и уголовных правонарушений и объяснить зависимость установление мер ответственности (штраф, административный арест, конфискация имущества, дисквалификация , лишение свободы, смертная казнь (пожизненное заключение)) конфискация имущества. Привести примеры составов, по которым предусмотрены несоразмерные меры ответственности (не достаточно жесткие или излишне жесткие) | Кодекс об административных правонарушениях РФ Уголовный кодекс РФ | ||
Правосознание и правовая культура. Уровень правосознания и проблемы формирования правовой культуры современного общества. | январь | Обсуждение на занятии | Создать индивидуальную модель будущего правомерного поведения. Модель представляет собой планы на будущие, которые соответствуют действующему законодательству | |||
Англасаксонская Романо-германская, мусульманская, российская правовые системы. | январь | Проверка конспекта | Составить таблицу отличительных признаков правовых систем: Романо-германской, англосаксонской, мусульманской российской | Право: учеб. Для учащихся 10 кл. общеобразов. учреждений: проф. уровень. По ред. Л.Н. Боголюбова, Е.А.Лукашевой. М.:.2007, стр. 96-106 | ||
Федеративное устройство РФ. Система органов государственной власти. Избирательная система. | январь | Опрос на занятии, проверка конспекта | Составить схему «Система органов государственной власти». | Гл. 4,5,6,7 Конституции РФ | ||
итого |
Самостоятельная работа на 2семестр
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Даты | Формы контроля | Виды заданий | Библиографический список |
Имущественные и неимущественные права. | февраль | Тест, письменный опрос | Привести примеры оснований приобретения и прекращения права собственности | гл.6 Гражданский кодекс РФ | ||
Семейные правоотношения. Права и обязанности членов семьи. | февраль | Обмен мнениями, идеями | Составить 10 пунктов брачного контракта | Семейный кодекс РФ | ||
Трудоустройство и занятость. Трудовые правоотношения. Трудовойдоговор. | март | опрос | Составить схему «Основания прекращения трудового договора» | Трудовой кодекс РФ | ||
Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарная ответственность. Трудовые споры | март | опрос | Составить конспект Трудового кодекса по теме «Трудовые споры» | Трудовой кодекс РФ – гл.60,61 | ||
Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. | апрель | Проверка конспекта | Составить таблицу «Виды социальных пособий» | Т.В.Кашанина,А.В.Кашанин. .право. В 2-х книгах. Кн.2.Право и экономика., 2008, Стр.225-228 | ||
Административные правонарушения, административная ответственность | апрель | Проверка конспекта | Приведите примеры (1-2) административных составов, которые бы демонстрировали разные виды административных наказаний | гл.3 Кодекса об административных правонарушениях | ||
Преступление Уголовная ответственность. | апрель | Опрос, тестирование | Изучите содержание составов преступлений в сфере экономики. Сравнить порядок привлечения к уголовной ответственности совершеннолетних и несовершеннолетних. | Уголовный кодекс РФ | ||
Подготовка рецензии на статью из журнала на правовую тему | май | Проверка письменной работы с выставлением оценки | Смотри « Методические рекомендации по рецензированию статьи» | Список источников рекомендуется | ||
Итого за семестр |
3. Методические рекомендации по рецензированию статьи по дисциплине «Право»
Требования к оформлению проекта и срокам представления.
Проект выполняется в объеме 6 - 10 листов (включая титульный лист и библиографический список)
Текст проекта оформляется на листах формата А4. Шрифт – 12, 14. Интервал между строк - 1,5.
Срок предоставления проекта - до 7 мая с.г. Несвоевременное представление проекта предоставляет преподавателю право снизить оценку на 1 балл.