Тема 6. Правомерное поведение. Противоправное поведение. Юридическая ответственность
I. Задания для самостоятельной работы
1) Известный российский ученый А.А. Яковлев писал: «Точно так же как правомерное поведение не есть результат правовой информированности, противоправное поведение отнюдь не всегда есть результат правовой безграмотности».Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свою точку зрения и подтвердите примерами.
2) Выделите признаки юридической ответственности:
а) обязанность правонарушителя претерпеть лишения;
б) вид государственного принуждения;
в) неотвратимость наказания;
г) применение только за совершённое правонарушение;
д) справедливость.
3) Знаменитый средневековый юрист Шасене, президент Прованского парламента, приобрел свою известность, защищая крыс, которых призвал к ответу отенский епископ. Шасене свою защитную речь начал с того, что не все крысы получили повестки в суд по причине распространенности их места жительства. Помимо этого, крысы боятся кошек. И, наконец, Шасене потребовал, чтобы крыс судили каждую в отдельности, персонально.Объясните, почему подобный процесс невозможен в наше время.
4) Восстановите недостающие фрагменты схемы:
юридическая ответственность |
Принципы
Законность | Целесообразность |
5) Из газетной статьи: «…Борясь с безбилетным проездом граждан в городском транспорте, Городская дума г. Урюпинска объявила в своем законе это деяние преступлением и установила за него наказание в 6 месяцев каторжных работ…»Найдите ошибки, допущенные в статье.
6) Гражданин Иванов, поссорившись со своим приятелем, решил убить его и, подкараулив его в подъезде, нанес 3 удара ножом, от которых пострадавший скончался.Определите элементы состава преступления.
Рекомендуемая литература:
Основная
Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение. – М., 2004.
Правоведение. / Под ред. Н.И. Архиповой, Н.И. Косяковой. – М., 2004.
Правоведение. / Под ред. О. Е. Кутафина. – М., 2004.
Правоведение. / Под ред. М.Б. Смоленского. – Ростов-на-Дону, 2004.
Дополнительная
Авденкова М.П. Конституционно-правовые санкции и конституционно-правовая ответственность.// Государство и право.- 2005.-№ 7.
Алексеев И.А. Муниципально - правовая ответственность как комплексный институт юридической ответственности. // Государство и право. – 2006. - № 7.
Байниязов Р.С. Абстрактное правосознание и правовой менталитет // Право и политика. – 2003. - №4.
Иванов А.А. Правонарушения и юридическая ответственность. М., 2004.
Кузько А.В. Теоретические вопросы обеспечения эффективности юридической ответственности. // История государства и права. – 2008. - № 2.
Поцелуев Е.Л. Ретроспективная юридическая ответственность: понятие, признаки, основания, цели, функции, виды и стадии. – М., 2006.
Цишковский Е.А. Позитивная и перспективная ответственность в системе социального контроля. Н.Новгород, 2003.
Чухвичев Д.В. Свобода личности и юридическая ответственность.// Государство и право. - 2005. - № 3.
II. План семинарского занятия (2 часа)
1. Понятие, признаки и виды правомерного поведения.
2. Понятие и признаки правонарушения.
3.Состав правонарушений. Причины правонарушений. Виды правонарушений.
4. Понятие и признаки юридической ответственности. Функции юридической ответственности.
5. Виды юридической ответственности.
6. Отличие юридической ответственности от иных мер государственного принуждения.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
К семинарскому занятию
Задания по содержательной линии «Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность» определяют уровень уяснения основных понятий, к которым относятся следующие: «правомерное поведение», «противоправное поведение», «правонарушение», «преступление», «юридическая ответственность» и др.
Для выполнения заданий усвойте основные понятия содержательной линии указанной проблематики, умейте соотнести понятие или правовой термин с конкретным правовым явлением, правовой областью, с возможной деятельностью и др.
Подготовку семинарского занятия начните с уяснения того, какие виды поведения человека в обществе выделяют в юридической литературе.
Следует провести четкую грань между правовым (юридически значимым) и внеправовым (юридически безразличным) поведением, не допуская при этом смешения понятий «внеправовое поведение» и «противоправное поведение». Для этого не только назовите, но и раскройте содержание признаков правового поведения. Характеристика должна быть четкой, отражающей суть называемого признака.
В учебниках и учебных пособиях по курсу правоведение анализ правонарушения и его понятия начинается, как правило, непосредственно с характеристики признаков этого явления как негативно ориентированного правового — противоправного — поведения индивидов и коллективно действующих субъектов права (организаций). Важность и объективная необходимость исследования этой стороны не подлежит сомнению. В то же время представляется, что отправной точкой рассмотрения и понятия, и самого правонарушения, как явления правовой действительности, следует избрать подход к нему как к разновидности негативного социального отклонения и тем самым — антисоциального поведения людей.
Это будет способствовать более осмысленному и глубокому пониманию специфики правонарушения уже как именно неправомерного поведения.
В многочисленной литературе по проблемам сущности причинам и предупреждения антиобщественных и, в том, числе противоправных поступков, дана довольно развернутая характеристика их черт и особенностей.
Всякие антисоциальные поступки людей детерминированы разнообразными причинами и условиями, которые могут иметь как общий, так и специфический (индивидуальный) характер.
Помните, что классификация правонарушений - будет более обоснованной и эффективной, если в качестве оснований (критериев) классификации будут избраны несколько критериев. К ним можно было бы отнести: юридический, социологический и смешанный критерий.
Правонарушение – это общественно опасное, виновное, противоправное деяние, наносящее вред личности, собственности, государству или обществу в целом.
При решении вопроса о наступлении юридической ответственности учтите, что главное значение приобретает наличие в действиях лица состава правонарушения, под которым следует понимать комплекс взаимосвязанных элементов, необходимых для возложения юридической ответственности. Элементами состава правонарушения являются: субъект правонарушения, объект правонарушения, субъективная сторона правонарушения и объективная сторона правонарушения.
По степени общественной опасности правонарушения можно подразделить на преступления и проступки (деликты).
Преступления (уголовные правонарушения) отличаются от проступков тем, что они обладают высокой степенью общественной опасности, посягают на наиболее социально значимые интересы, охраняемые от посягательств уголовным законодательством.
Таким образом, преступление – это запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние, посягающее на отношения, особо охраняемые государством: общественный строй, личность, собственность, общественный порядок и т.д. В отличие от иных видов правонарушений перечень преступных деяний, предусмотренных уголовным законом, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Прежде чем характеризовать признаки юридической ответственности, укажите на неоднозначность понимания сущности, содержания этого правового института, отразить, что наряду с т.н. негативной (ретроспективной) ответственностью нередко выделяют позитивную (перспективную) ответственность.
Сущность юридической ответственности, как и любой другой социальной ответственности, состоит в необходимости дать отчет в своих действиях, причем такая необходимость предусмотрена правом и существует в отношении лишь юридически значимого поведения.
Помните, что наиболее конструктивным, оправданным с точки зрения единства интересов теории и практики представляется понимание юридической ответственности как имеющей сложную структуру, включающую в себя два аспекта: ретроспективный (ответственность за «неправомерное прошлое»), а также позитивный (ответственность «наперед»). Последний означает, что конституционная ответственность проявляется главным образом в ее позитивной направленности – как ответственное отношение субъектов к своим конституционным обязанностям, добросовестное и эффективное их исполнение.
Традиционно в российской правовой науке выделяют дисциплинарную, административную, уголовную и имущественную (гражданско-правовую) виды юридической ответственности.
После изучения данной темы ответьте на предложенные ниже вопросы для самоконтроля.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какое поведение называют правомерным? Перечислите виды правомерного поведения.
2. Что такое правонарушение и каковы его признаки?
3. Чем правонарушение отличается от аморального проступка?
4. Какие элементы образуют состав правонарушения? Охарактеризуйте каждый из этих элементов.
5. В каком случае деяние может быть квалифицировано в качестве правонарушения?
6. Чем преступление отличается от проступка? На какие виды подразделяются проступки в зависимости от характера наносимого правонарушителем вреда?
7. Что такое юридическая ответственность? Каковы цели и функции юридической ответственности?